doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Методические указания для бакалавров по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Философия для детей»
Методические указания для бакалавров по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Философия для детей»

 

Автор: Телегин М.В.
Аннотация: предлагаем вашему вниманию часть программы подготовки бакалавров – учителей начальной школы, разрабатываемой в соответствии с самыми современными стандартами. Этот материал может послужить хорошей «ориентировочной основой», сориентировать педагогов, готовящихся к работе по программе «Философия для детей». Подспорьем для учителей станут методические рекомендации по освоению каждой темы, а также списки печатных и электронных источников по проблемам диалогического воспитания и развития младших школьников.   


Методические указания к практическим занятиям

Практическое занятие 1
Тема
Традиционное воспитание (анализ первоисточников): «Поучение Владимира Мономаха детям», «Кадетский монастырь» и т.д.
Задание к практическому занятию
На примере анализа одного из первоисточников проиллюстрируйте основные положения традиционного подхода к воспитанию.
Методические указания
При подготовке к практическому занятию необходимо сначала чётко выявить существенные, важнейшие признаки традиционного воспитания, дать точное определение содержания этого ключевого понятия. Когда «теоретическая часть» подготовки будет завершена, приступайте к анализу конкретного источника. В качестве материала для анализа вы можете использовать «Поучение» Владимира Мономаха, средневековый сборник поучений «Мелисса», книгу А.В.Суворова «Наука побеждать», замечательное произведение Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и т.д. Старайтесь проиллюстрировать, подтвердить каждый выделенный Вами признак традиционного обучения.
В завершении, постарайтесь ответить на ключевой вопрос о целях и смысле традиционной парадигмы воспитания. Как вы думаете, есть ли место традиционному воспитанию в нашем мире? И если «да», то какое? Или традиционное воспитание безнадёжно устарело и его пора «выбросить с корабля современности», заменив чем-то новым, авангардным и креативным?

               ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (стр. 77 – 83).
2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.8 – 15).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
О традиционной педагогике.
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/171-glava1
О содержании понятия «традиционное воспитание».                           
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/14-glava1#p1
«Поучение» Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию.
http://mtelegin.ru/tradition/2009-12-08-03-34-49

Практическое занятие 2
Тема
 Диалогическое воспитание в России: анализ первоисточников

Задание к практическому занятию
На примере анализа  первоисточников расскажите о принципах диалогического воспитания, об отечественных мыслителях, внёсших большой вклад в развитие диалогического воспитания.

Методические рекомендации
В число анализируемых источников рекомендуем включить следующие произведения: «Чёрная курица» А.А.Перовского, «Городок в табакерке», «Русские ночи» В.Ф.Одоевского, «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (Л.Н.Толстого), «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского, а также материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» К.Д.Ушинского. Действуйте по следующему алгоритму: автор, биографические данные (кратко), основные идеи, цели, методы реализации, мысли об особенностях мировоззренческой сферы ребёнка.

               ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.15 - 21).
2. Телегин М.В. Рождение диалога. М.: АЛВИАН, 2009.(глава 2, стр. 12 – 62).
3. Телегин М.В.Воспитательный диалог. М.: ДеНово, 2012 (стр.6 – 10).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Краткая история диалогического воспитания в России
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/14-glava1#p3
О вкладе А.А.Перовского, В.Ф. Одоевского, Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко в развитие диалогического воспитания в нашей стране
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/35-glava1
К.Д.Ушинский о сократическом диалоге, как методе обучения
http://mtelegin.ru/p4c/uhsii-

Практическое занятие 3
Тема
Диалогическое воспитание за рубежом

Задание к практическому занятию
Расскажите об истории диалогического воспитания за рубежом, о зарубежных мыслителях, внесших большой вклад в развитие диалогического воспитания, об актуальном состоянии диалогического воспитания и развития детей в США, других западных странах.
 
Методические рекомендации
Начните с описания Афинских Мусических Школ. Обязательно включите в число анализируемых источников программу американского учёного М. Липмана «Философия для детей». Постарайтесь найти  сходства и различия между отечественным и американским подходами к организации диалогического воспитания, ответить на вопрос, почему американская программа «Философия для детей» получила широкое распространение за пределами США.

ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.21 - 24).
2. Телегин М.В. Рождение диалога. М.: АЛВИАН, 2009.(стр.13 - 17).
3. Телегин М.В.Воспитательный диалог. М.: ДеНово, 2012 (стр.6 – 10).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Афины. Античность. Мусические школы. Сократ.
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/35-glava1#p1
М. Липман «Философия в учебном плане»
http://mtelegin.ru/p4c/lipman
Диалогическое воспитание за рубежом
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/14-glava1#p4
Сборники «Мышление»
http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=489&cat=0&full=yes
http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=490&cat=0&full=yes
«Философия для детей» Н.С.Юлина о программе М.Липмана
http://www.klex.ru/a59
А.А.Марголис о программе «Философия для детей»
http://www.p4c.ru/487


Практическое занятие 4
Тема
Методическое обеспечение программы «Философия для детей»

Задание к практическому занятию
Познакомьтесь с методическим обеспечением отечественных и зарубежных программ диалогического воспитания младших школьников. Дайте подробное описание методического руководства для учителя: какие рубрики в него входят, какую функцию выполняет каждая из них. Сравните методическое руководство к программе «Философия для детей» М.Липмана с методическим руководством к отечественной программе «Ромашка-Почемучка».
 
Методические рекомендации
Краткое и чёткое описание структуры методического руководства вы сможете найти в  книге «Воспитательный диалог» (стр.40-43). После уяснения общих принципов построения методического руководства, обязательно конкретизируйте свои знания. Для этого, на основании имеющегося методического руководства к какому-либо фрагменту философской повести, составьте собственный план-конспект воспитательного диалога с младшими школьниками.

ЛИТЕРАТУРА:
 Печатные издания:
1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.240 - 244).
2. Телегин М.В.Воспитательный диалог. Книга о педагогическом общении. М.: ДеНово, 2012 (стр.40 – 44).


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
М.Липман Фрагмент учебника «Элфи» и методического руководства «Собраться с мыслями» в переводе Н. С.Юлиной  http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=м.липман%20"собраться%20с%20мыслями"&source=web&cd=2&sqi=2&ved=0CC4QFjAB&url=htt
М. Липман «Философия в учебном плане»
http://mtelegin.ru/p4c/lipman
Объяснительная записка к программе «Философия для детей»
http://mtelegin.ru/p4c/ozapiska
Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А.
              Учебник «Ромашка-Почемучка» Часть 1.
http://childpsy.ru/lib/books/id/24690.php
Методическое руководство к повести «Ромашка-Почемучка»
http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=501&cat=0&full=yes
Структура методического руководства
               http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/72-main


Практическое занятие 5
Тема
Проектирование стимульного проблемного текста и методического руководства по организации воспитательного диалога

Задание к практическому занятию
Спроектируйте проблемный (стимульный) текст и методическое руководство по организации воспитательно-мировоззренческого диалога с детьми младшего школьного возраста. Подготовьте презентацию (устную, 5 – 7 минут) собственного проекта.

Методические рекомендации
Образцом для вас могут послужить стимульные проблемные тексты из учебника «Ромашка-Почемучка», а также книги «Рождение диалога. Книга о педагогическом общении». Методическое руководство должно содержать указание целевой аудитории, название темы, описание мировоззренческих представлений собеседников, целей (в виде возможных выводов) и основных направлений (хода) дискуссии. Завершите методическое руководство описанием вопросов для обсуждения, игр, пословиц и поговорок, помогающих достичь цели диалога.
Тему диалога, а также собственно стимульный текст можно составить, пользуясь наблюдением, интроспекцией, анализом произведений культуры (художественная литература, кино, песни и т.д.). Помните, что стимульный текст отличается от сказки тем, что ставит вопросы, стимулирует собственное размышление детей, провоцирует (в хорошем смысле) творческий поиск. Одно из главных требований к стимульному тексту – образность и лаконичность. Для младших школьников стимульный текст не должен превышать 15 – 20 предложений.

ЛИТЕРАТУРА:
 Печатные издания:
1. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009.(стр.63 – 70; 92 - 102).
2. Телегин М.В.Воспитательный диалог. М.: ДеНово, 2012 (стр.40 – 44).


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
О проектировании стимульных (проблемных) текстов
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/36-glava2
Примеры стимульных (проблемных) текстов
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/37-glava3
Структура методического руководства
               http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/72-main


Практическое занятие 6
Тема
Анализ видеозаписей занятий по программе «Философия для детей» и «Детская риторика»

Задание к практическому занятию
Осуществите многомерный системный анализ видеозаписей занятий по программе «Философия для детей»

Методические рекомендации
При осуществлении анализа видеозаписей вы должны эксплицировать (вскрыть, выявить) следующие моменты:
- цели диалога;
- спонтанные мировоззренческие представления детей;
- методику организации диалогического взаимодействия;
- главные поворотные пункты диалога, его реперные точки;
- применение педагогом основных методов сократического диалога (майевтика, агон, «умный образ»);
- выводы, подведение итогов диалога.
Обязательно дайте собственную оценку, соотнесите теорию и практику,  выразите собственное мнение о целесообразности организации сократических диалогов с детьми младшего школьного возраста.
 
ЛИТЕРАТУРА:
 Печатные издания:
1. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009.
2.  Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.240 - 244).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Стенограмма занятия по программе «Философия для детей»
http://mtelegin.ru/p4c/strahdialog

Практическое занятие 7
Тема
Защита индивидуальных проектов по программе «Философия для детей»

Задание к практическому занятию
Кратко, чётко (5 – 7 минут), но содержательно изложите свой проект сократического диалога, приготовьтесь к ответам на вопросы.
Методические рекомендации
В вашем выступлении вы непременно должны указать:
- тему и целевую аудиторию;
- спонтанные мировоззренческие представления детей по теме диалога;
- цель диалога в форме описания культурного образца на «языке ребёнка» (к каким выводам ведёте?, что должно отложиться «в сухом остатке»?);
- как и какие методы сократического диалога собираетесь применить;
- какие «домашние заготовки» присутствуют в вашем арсенале (вопросы для обсуждения, упражнения, игры и т.д.).
Обязательно акцентируйте внимание на возможных «узких местах», рисках. Постарайтесь, по возможности, иметь запасной, экстренный план действий. Ваш проект должен быть изложен в культурной форме, готов к публичной демонстрации.

Практическое занятие 8
Тема
Методики изучения мировоззренческих представлений младших школьников

Задание к практическому занятию
Необходимо теоретически и практически освоить методики изучения мировоззренческих представлений младших школьников «Инопланетянин», «Составитель словаря»; познакомиться с экспериментами по исследованию влияния сократических диалогов на личностное и когнитивное развитие младших школьников; а также освоить интерпретацию мировоззренческих представлений посредством специальной типологии мировоззренческих представлений, разработанной В.В.Рубцовым, А.А.Марголисом, М.В. Телегиным.  

Методические рекомендации
Начните работу с освоения методик «Инопланетянин», «Составитель словаря». Затем рекомендуем познакомиться с экспериментальной деятельностью по программе «Философия для детей». Особое внимание уделите типологии спонтанных мировоззренческих представлений. По каждому типу постарайтесь подобрать соответствующие примеры (два-три).

ЛИТЕРАТУРА:
 Печатные издания:

1.  Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 13).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Комплексная диагностическая методика изучения мировоззренческих представлений детей 6 – 9-летнего возраста
http://mtelegin.ru/p4c/metod
«Философия для детей» в России
http://mtelegin.ru/p4c/q--q--2009--2010--
О «Философии для детей» в Ханты-Мансийском Автономном Округе
http://mtelegin.ru/p4c/okrug
О «Философии для детей» в Ямало-Ненецком Автономном Округе
http://mtelegin.ru/p4c/urengoi
Использование диагностических оценочных методик для изучения морального развития детей младшего школьного возраста
http://mtelegin.ru/p4c/metod

 Методические указания к семинарским занятиям

Семинарское занятие 1
Тема
Педагогические основания диалогического воспитания. Содержание понятия «воспитание» (Что такое воспитание?).
Вопросы и задания к семинарскому занятию
1.Что такое воспитание?
2. В чём состоят цели воспитания?
3. От каких обстоятельств зависит целеполагание воспитания?
4. Что такое «содержание воспитания»?
5. Каковы методы воспитания?
6. Перечислите субъекты воспитания.
Согласны ли вы с утверждением: «цели воспитания культурно-исторически обусловлены».
Задание: дайте собственную дефиницию содержания понятия «воспитание». Подготовьтесь к проблемному обсуждению вопроса: «Кто является главным субъектом воспитания в современном мире».
 Как вы понимаете утверждение «цели воспитания культурно-исторически обусловлены», согласны ли вы с подобной констатацией?

Методические рекомендации
Для подготовки к семинару целесообразно использовать справочную литературу (словари, энциклопедии). Постарайтесь подойти к определению содержания понятия «воспитание» диалектично, рассмотреть разные варианты, дать собственную дефиницию.
Естественно, среди субъектов воспитания вы непременно выделите семью, школу, референтную сферу воспитуемого (например, друзья-сверстники), однако, постарайтесь посмотреть на проблему шире, ведь перечисленные субъекты сами являются подсистемами более сложных систем.

ЛИТЕРАТУРА
Печатные издания
1.  Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 4, пункт 2,3).

Электронные издания
 Что такое воспитание? Материалы к учебнику по духовно-нравственному воспитанию
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhnrav8
 Воспитание потребителей (нищета духовно-нравственного воспитания в современной России)
 http://www.mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit
Как нам воспитывать наших детей?
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitanie-rebionka

           
 Семинарское занятие 2
 Тема
Педагогические основания диалогического воспитания. Традиционное воспитание (достоинства и недостатки).

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Раскройте содержание понятия «традиционное воспитание».
2. Перечислите основные признаки традиционного воспитания.
3. Каково содержание традиционного воспитания?
4. Что такое традиция?
5. Каковы методы традиционного воспитания?
6. В каком обществе традиционное воспитание наиболее эффективно?
Задание
Как вы считаете, возможна ли реализация традиционного воспитания в современном российском обществе? Ответ обоснуйте.
Перечислите сильные стороны и ограничения традиционного воспитания.
Соберите информацию из сети по следующим темам: что такое «педагогическое поучение», «педагогическое наставление», «дидактическая воспитательная беседа», «урок-проповедь», «урок-исповедь»?
Методические рекомендации
Дайте чёткое определение традиционного воспитания, кратко перечислите его признаки. Особое внимание обратите на социальные условия, в которых успешно функционирует традиционное воспитание. Составьте таблицу с двумя колонками «+» и «-» традиционного воспитания. Приготовьтесь к аргументированию, защите своей точки зрения.



ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (стр. 15 – 79).
2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.8 – 15).
3. Как жену учить, как себя лечить, как судьбу узнать. СПб: «Авалонъ»; Изд. Дом «Азбука-классика», 2008.
4. Лесков Н.С. Кадетский монастырь: Повесть и рассказы. М.: Детская Литература, 2006.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
О традиционной педагогике.
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/171-glava1
О содержании понятия «традиционное воспитание».                           
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/14-glava1#p1
«Поучение» Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию.
http://mtelegin.ru/tradition/2009-12-08-03-34-49


Семинарское занятие 3
 Тема
Психологические основания диалогического воспитания: опосредствованность психики, коммуникативно-знаковая среда, слово и сознание, мировоззрение. 

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Что такое «идолы площади» в концепции английского философа Ф.Бэкона?
2. Как вы понимаете идею Л.С.Выготского о знаковом опосредствовании высших психических функций?
3. Приведите примеры знакового опосредствования мышления.
4. Может ли мировоззрение быть немым, бессловесным?
5. Что такое коммуникативно-знаковая среда, дайте определение.
6. Что такое «абстрактные слова обыденного языка»?
7. Что такое мировоззренческие представления, дайте определение.
Задание
1. Охарактеризуйте мировоззренческие представления детей младшего школьного возраста.
2. В различных источниках (свободный поиск) найдите определение содержания понятия «дискурс». Познакомьтесь с дискуссией, о том, кто является «хозяевами» дискурса в современном мире. Сформируйте собственную аргументированную позицию на этот счёт.

Методические рекомендации
Своеобразной доминантой семинарского занятия является поиск многомерных связей между словом и сознанием. «Слова и образы правят миром…». Античные авторы (Платон, Аристотель), Библия, Ф.Бэкон… Пожалуй самая интересная гипотеза на этот счёт содержится в концепции выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского. Вам предстоит познакомиться с системообразующей идеей опосредствованности психики знаками и экстраполировать полученное знание в самую злободневную практику, применить его к решению «вечного» вопроса: «как воспитывать детей»?


               ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 2, глава 4, глава 8).
2. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009. (глава 2, стр.63 – 70).
3. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (главы 8,9).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Идолы «рынка», «площади» в творчестве Ф.Бэкона
http://mtelegin.ru/dialog/bekon
Культурно-историческая, деятельностная психология –  современным воспитателям
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/17-glava4
Абстрактные слова обыденного языка и мировоззрение, воспитание
http://mtelegin.ru/dialog/abst
О материалистическом понимании духовных феноменов, слово и сознание, «клеточка» мировоззрения
http://mtelegin.ru/dialog/zina
Мировоззренческие представления: феноменологическое описание
http://www.mtelegin.ru/dialog/mirovozzrenie
Язык как средство оболванивания масс в утопии Джорджа Оруэлла «1984»
http://mtelegin.ru/dialog/oruel


Семинарское занятие 4
 Тема
  Младший школьник и современная коммуникативно-знаковая среда: «зона ближайшего» или «зона подавленного» развития?

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. В чём состоит анагогическая (Платон) миссия воспитания?
2. Некоторые исследователи называют коммуникативно-знаковую среду, в которой воспитываются и обучаются наши дети «перегруженной», «агрессивной», «неструктурированной» вы согласны с подобными характеристиками? Обоснуйте.
3. Что такое манипуляция массовым сознанием? Дайте чёткое определение.
4. Будь ваша воля, какую воспитательную, развивающую среду для детей вы спроектировали?
5. Вы – будущие родители, как собираетесь защищать своих детей от негативной информации?
6. Защищённая анагогическая воспитательная среда, «размеренный быт» (И.П.Павлов), «благородные, полезные привычки» (К.Д.Ушинский) – главный ресурс нормального развития ребёнка. Согласны?


Задание
1. Вспомните содержание понятия коммуникативно-знаковая среда. Охарактеризуйте современную коммуникативно-знаковую среду как «ситуацию развития» современного ребёнка младшего школьного возраста.
2. Как вы считаете, наличная, доминирующая сейчас коммуникативно-знаковая среда сложилась спонтанно, случайно, или была сформирована преднамеренно? Кем? Зачем?

Методические рекомендации
Младший школьник в контексте постмодернистского кризисного времени… Сосредоточтесь на анализе текущей ситуации в плане информационной безопасности, защиты детей от нечистоплотных, корыстных манипуляций. Увы, тенденции на этом «фронте» угрожающие.
Вам, как психологам и педагогам, вместе с родителями, общественными организациями, государственными органами, придётся внести свою лепту в построение эффективной, анагогической (возвышающей, облагораживающей), подлинно развивающей воспитательной среды, несущей детям свет – знакомящей с  лучшими высокими образцами отечественной и мировой культуры.


ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Как защитить вашего ребёнка? / Под ред. А. Добросоцких. М., 2002.
2. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М.: Изд-во Эксмо; Изд-во Алгоритм, 2005.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. М.: Алгоритм, 2004.
4. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (глава 1, пункт 1.4.1.; часть 3).
5. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 4).
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Язык как средство подавления личности
http://mtelegin.ru/dialog/oruel
Обучение и воспитание в современном мире: «зона подавленного развития»??? (материал к размышлению, для оппонирования)
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/179-glava9

 

Семинарское занятие 5
Тема
  Положение детей в РФ. Вопросы воспитания во ФГОС НОО. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: декларации и реальность.

Вопросы и задания к семинарскому занятию

На основании данных Роскомстата, различных ведомств (Министерство здравоохранения и социального развития, МВД, Министерство образования и науки и т.д.)  авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО), Российских общественных организаций, проанализируйте положение детей в РФ по следующим пунктам:
1. Демографическая ситуация и тенденции (сколько детей было в РФ 20, 10 лет назад и сейчас).
2. Образование (где учатся, количество   не посещающих школу, охват дошкольными учреждениями, кружками и секциями и т.д.).
3. Семейное положение (полные/неполные семьи).
4. Здравоохранение (обеспеченность детей медицинскими учреждениями, заболеваемость хроническими болезнями, распространение наркомании и алкоголизма среди детей и т.д.).
Беспризорность, социальное сиротство (динамика за последние годы).
5. Детская преступность, преступления против детей (по данным МВД России).


 Задание
1. Внимательно изучите два документа ФГОС НОО и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сделайте конспект, с условным названием «ФГОС НОО и Концепция духовно-нравственного воспитания»: какого человека должно воспитать наше общество?
2. Составьте таблицу: достижений и упущений (негативных тенденций) в воспитании детей за последние 20 лет.

Методические рекомендации
Перед подготовкой к семинару ознакомьтесь с основополагающим документом  «Декларацией прав ребёнка»
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtm
Чтобы понять суть происходящего, нужно иметь материал для сравнения. Старайтесь отслеживать динамику изучаемых процессов, на глубину, по крайней мере, четверть века. Точкой отсчёта можно сделать последние годы существования СССР конец 80-х, затем начало века, и актуальное состояние. Тогда полученная вами картина будет наиболее показательна, объёмна, объективна.
Главная задача – сопоставить декларации и реальность.  Воспитывая детей, мы должны твёрдо стоять на «земле», адекватно представлять себе ситуацию, знать положения регламентирующих государственных документов.

ЛИТЕРАТУРА:
              
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Федеральная Служба Государственной Статистики
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
               Как нам воспитывать наших детей?
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitanie-rebionka
                Воспитание потребителей
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit
                ФГОС НОО
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
                Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

 

Семинарское занятие 6
Тема
   Анализ детской субкультуры. Чему учат детские телепередачи и журналы?
            
Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Раскройте содержание понятия «субкультура».
2. Охарактеризуйте (в первом приближении) детскую субкультуру в современной России.

Задание
1. На основании анализа различных интернет-источников составьте «пессимистический» (см., например, работы Медведевой И.Я., Шишовой Т.Л.) и «оптимистический» (В.В. Абраменкова)  портреты детской субкультуры в современной России. Синтезируйте, размышляйте, дайте реалистичную картину. (Тезисы, 1 стр. текста).
2. Необходимо внимательно изучить несколько наиболее популярных журналов для младших школьников. Дайте описание «целевой аудитории» этих «информационных продуктов» (на кого рассчитаны?). Далее постарайтесь вскрыть основные мысли (послание, как сейчас модно говорить «мессидж»), заложенные в этих изданиях. От содержания переходите к «способам трансляции», ответьте на вопрос, как эти мысли доносятся до аудитории? 
Наконец, классическое «кому это выгодно»? Кто является выгодополучателем подобной информационной политики.
По аналогичному алгоритму действуйте и при анализе наиболее популярных  телепередач для детей младшего школьного возраста. Сделайте выводы и обобщения (Тезисы, 1 страница текста).

Методические рекомендации
При  ответе на первый вопрос пользуйтесь словарями. Перед выполнением заданий вы должны чётко определить содержание понятия «субкультура». Неплохо познакомиться с «полярными», взаимоисключающими позициями относительно «качества» современной детской субкультуры, её интенции (направленности).
При выполнении второго задания – выбор журнала или телепередачи остаётся за вами, просьба – обосновать свой выбор, знать «предысторию» рассматриваемого вами издания.

ЛИТЕРАТУРА:
              
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Детская субкультура (В.В.Абраменкова)
http://www.bestreferat.ru/referat-90938.htm
Детская субкультура (Фоминцева А.)
http://www.blagovest.metrocom.ru/rus/diplom.html


Семинарское занятие 7
 Тема
   Сократический (воспитательно-мировоззренческий) диалог (примеры, психологическая модель, педагогическая модель, формы)

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Что такое сократический диалог, дайте дефиницию.
2. Какие цели перед общением, диалогом ставил Сократ и его оппоненты софисты?
3. Сколько этапов в классическом сократическом диалоге? Перечислите и охарактеризуйте каждый этап.
4. Какими методами пользовался Сократ для развития имеющихся у его собеседников мировоззренческих представлений?
5. Что такое «майевтика», «конструктивная майевтика», «деструктивная майевтика», «агон»?
6. В каких формах лучше завершить сократический диалог, подвести его итог?
Задание
Составьте две таблицы: «Психологическая модель сократического диалога», «Педагогическая модель сократического диалога». Обязательно включите в таблицу название этапа, описание этапа, его психологического смысла, действий ведущего, действия собеседников.
Приведите конкретные примеры майевтики, агона, умного образа из вашей собственной практики, СМИ, литературы.

Методические рекомендации
Вопросы этого семинара исчерпывающе полно освещены в рекомендуемой литературе. Тем не менее, просим подойти к выполнению заданий творчески, прокомментировать ответы, высказать свою позицию. Особое внимание уделите методам сократического диалога, надеемся, вы сможете привести примеры использования майевтики и агона в различных сферах общественной жизни (образование, бизнес, политика). Однако, необходимо понимать и помнить, главное при анализе диалогического взаимодействия – экспликация (выявление) его истинных целей. Остальное (методы, приёмы, формы), разумеется, важно,  но всё-таки играет второстепенную роль. Вступая в сократический диалог, думайте о тех выводах, культурном образце, ставьте перед собою высокую, красивую, отвечающую перспективным запросам ребёнка цель.
ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:

1.Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
2. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009. (гл. 1. стр. 13 – 17; гл. 2. стр. 63 – 70)
3. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ДеНово, 2012 (стр.22 – 23).
4. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 7).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Цели сократического диалога, его психологическая модель
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/20-glava7
Феноменологическое описание сократического диалога
 http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=498&cat=0&full=yes
Сократический диалог как средство изучения мировоззренческих представлений         
http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=498&cat=0&full=yes

Семинарское занятие 8
 Тема
Теоретическое образное мышление младших школьников. «Умные образы» в истории педагогики (воспитание и обучение): исторические прецеденты, возможность иносказательной, метафористической трансляции младшим школьникам теоретических знаний.

  Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Что такое «теоретическое мышление», посредством чего оно осуществляется?
2. Что такое «теоретическое образное мышление»?
3. Каков основной «материал» теоретического образного мышления, его средства?
4. Что такое «эмоциональное представление», «художественный образ»?
5. Что такое «модельное представление»?
6. Что такое метафора, иносказание?
7. Что такое «умный образ»?

 Задание
Приведите примеры использования «умных образов» Сократом.
Приведите примеры использования  метафор, аналогий, иносказаний, художественных образов, «умных образов» в педагогике, для трансляции детям элементов теоретического знания.

Методические рекомендации
Для полноценного освоения темы, сначала дайте чёткое определение содержания ключевых понятий: «теоретическое мышление», «теоретическое образное мышление». Подумайте, чем теоретическое образное мышление отличается от теоретического мышления посредством научных понятий?
Отвечая на вопрос об эмоциональных, художественных образах обязательно познакомьтесь с характеристикой указанных феноменов, данной А.В.Запорожцем. В свою очередь, отвечая на вопрос об «модельных представлениях», познакомьтесь с разработками на этот счёт Л.А.Венгера. Из различных словарей выпишите определения метафоры, аналогии, иносказания.
Говоря об использовании «умных образов» Сократом, обязательно вспомните диалоги «Федр», «Государство» (миф о пещере).
В завершении приведите несколько собственных примеров педагогического использования умных образов.

ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. №2.
2. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. №2.
3. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (глава 3, пункт 3.2., 3.3., 3.4.; гл. 4, 5, 6, 7).
4. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 3).
5. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009. (гл. 6.)


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Умный образ (теоретические аспекты)
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/173-glava3
Умные образы в истории культуры
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/174-glava4
Теоретически-образная наглядность в обучении
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/175-glava5
Дидактические умные образы (примеры)
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/175-glava5
Как просто рассказать ребёнку о сложном? (популярно об теоретических и практических аспектах использования умных образов в педагогике)
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/40-glava6

Семинарское занятие 9
Тема
Философствование как деятельность. Философия и воспитание. Воспитание как философствование.
Проектирование мировоззренческих диалогов с младшими школьниками (теоретические аспекты).

  Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Что такое философствование?
2. Каковы мотивы философствующего субъекта?
3. Какова цель философствования?
4. Согласны ли вы с утверждением: «Цель философствования – выработка собственной концепции взаимодействия с миром как с целым – мировоззрения; защита и оправдание собственных нравственных выборов, собственного способа жизни, собственных ценностей»?
5. Каким образом философствование связано с воспитанием?
6. Какова структура методического руководства по организации сократического (воспитательно-мировоззренческого) диалога?

 Задание
Перечислите, из каких рубрик состоит методическое руководство по организации сократического диалога, какова его структура? Охарактеризуйте каждый из структурных элементов методического руководства  («название темы», «представления детей», «цель и основные направления дискуссии» и т.д.) с позиции их проектирования.

Методические рекомендации
Перед выполнением заданий вспомните, что такое «деятельность», охарактеризуйте деятельность, как научно-теоретическое понятие. Подумайте, из каких действий может состоять философствование (это вопрос дискуссионный, творческий). Внимательно изучите структуру методического руководства к повести «Ромашка-Почемучка» («Собраться с мыслями»), а также структуру методического руководства к повести «Воспитательный диалог».  Постарайтесь понять логику авторов этих программ. Может быть, у вас возникнут предложения по оптимизации структуры методического руководства.            

ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МОиПК, 1997.
2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 6, глава 12).
3. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ДеНово, 2012 (стр. 40 - 43).
4. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009. (гл.2, стр.70 – 83)

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
«Собраться с мыслями» (методическое руководство по программе «Ромашка – Почемучка»)
http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=501&cat=0&full=yes
Структура методического руководства по организации сократического (воспитательно-мировоззренческого диалога)
http://mtelegin.ru/dialog/vdialog/72-main#p3
О воспитании и философствовании
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/19-glava6

Семинарское занятие 10
Тема
  Спонтанные мировоззренческие представления детей как «единица» становящегося мировоззрения. Типология мировоззренческих представлений (психологическая характеристика, актуальный уровень и зона ближайшего развития)


Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Что такое спонтанные понятия?
2. Что такое «абстрактные слова обыденного языка»?
3. Что такое мировоззренческие представления?
4. Какие типы мировоззренческих представлений вы знаете?
5. Какой тип мировоззренческих представлений доминирует у младших школьников?

Задания
1.Согласны ли вы с утверждением: «Мировоззренческие представления – «единица» (Л.С.Выготский), генетически исходная «клеточка»  становящегося мировоззрения ребёнка»? Прокомментируйте.
2. Согласны ли вы с утверждением: «Мировоззренческие представления – это разновидность спонтанных (житейских) понятий. Форма внутренней, психологической, субъективной связи между абстрактным словом обыденного языка («добро», «счастье», «красота», «время»), находящимся в языковой компетенции ребёнка, его активном и пассивном словаре, и образами, представлениями разной степени  сложности»? Прокомментируйте.
3. Как вы понимаете выражение: «Мировоззренческие представления опосредствуют поведение человека»? Приведите примеры.
4. Как вы понимаете выражение: «Мировоззрение не может быть «немым», не опосредствованным словами. С точки зрения психолога, придерживающегося теории знакового опосредствования высших психических функций, Л.С.Выготского, любое мировоззрение, любую идеологию правомерно трактовать как совокупность абстрактных слов и связанных с ними образов, теоретических знаний, эмоций, чувств – значений и смыслов». Прокомментируйте.
5. Как вы понимаете выражение: «Абстрактные (обобщающие) слова обыденного языка являются своего рода «мостиком», «переходником-интерфейсом» между сознанием ребёнка или человека с обыденным (неспециализированным) мышлением  и высокими культурными образцами философского знания. В этом смысле развитие значений «абстрактных» слов обыденного языка и развитие мировоззрения можно понимать как «один и тот же процесс» воспитания человеческой личности, осознанно принимающей нормы этики и морали». Прокомментируйте. 


Методические рекомендации
Перед выполнением заданий обязательно вспомните, что такое «спонтанное понятие», «опосредствование». Далее, приступайте к составлению дефиниции мировоззренческого представления. Не упустите из виду, что мировоззренческое представление является одной из разновидностей спонтанных понятий. Сравните спонтанное понятие и мировоззренческое представление, это поможет вам выявить специфику мировоззренческих представлений, понять их коммуникативную, диалогическую природу (рождаются в ситуациях общения, когда абстрактным словом называют тот или иной сегмент объективной и субъективной реальности).
Выполняя задания, прокомментируйте высказывания развёрнуто, постарайтесь привести примеры.
Знакомясь с типологией спонтанных понятий, возьмите «абстрактное слово» «человек», и постарайтесь проиллюстрировать типологию мировоззренческих представлений на этом примере.

 

ЛИТЕРАТУРА:
Печатные издания:
1. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МОиПК, 1997. (Описание спонтанных мировоззренческих представлений в рубрике «Представления детей»).
2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (гл.8., стр.146 – 172; гл.13 246 - 264).
3. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ДеНово, 2012 (Описание мировоззренческих представлений в рубрике «Представления детей»).
4. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении М.: АЛВИАН, 2009. (гл.2, стр.63 – 70)

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Феноменологическое описание мировоззренческих представлений
http://mtelegin.ru/dialog/mirovozzrenie
О материалистическом понимании духовных феноменов, слове как «клеточке» мировоззрения, идеологии
http://mtelegin.ru/dialog
Абстрактные слова обыденного языка и мировоззрение, воспитание
http://mtelegin.ru/dialog/abst
Спонтанные понятия и мировоззренческие представления
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/21-glava8
Мировоззренческие представления (дефиниция)
http://mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga/36-glava2
Экспериментальное исследование спонтанных мировоззренческих представлений
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/63-glava13
Типология мировоззренческих представлений (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин), см. Приложение 2 к эксперименту по изучению генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога 
http://www.p4c.ru/455


Семинарское занятие 11
Тема
Теория «свободного воспитания» и развивающее образование, «свободный выбор» и «формирование личности»: проблемный семинар-диалог.
 

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. В чём состоит сущность концепции «свободного воспитания»?
2. Перечислите главные признаки «развивающего образования» .
3. Как вы понимаете фразу Л.С.Выготского «обучение ведёт за собой развитие»?
4. Дайте определение зоны ближайшего развития.
Задание
Составьте таблицу с двумя колонками: «Теория свободного воспитания», «Развивающее образование». Сопоставьте основные положения (роль «врождённого» и «приобретённого» в воспитании детей; созревание и развитие, создание среды и включение в деятельность и т.д.). Найдите как можно больше различий, и, напротив, точек совпадения, возможного продуктивного синтеза. Напишите короткое эссе «Теория свободного воспитания и воспитание, как деятельность».

Методические рекомендации
Вам предстоит участие в проблемно-диалогическом семинаре. Главный вопрос: созревание или развитие личности? Дело в том, что на Западе весьма популярной является теория свободного воспитания (Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вальдорфская педагогика), Мария Монтессори и их многочисленные адепты и последователи). В России, особенно в советский период, к воспитанию относились как к деятельности (цель, план, ведущая роль взрослого-наставника). «Психика человека формируется прижизненно». Так «созревает» или «формируется» личность. Как найти «золотое сечение», оптимально, диалектично сочетать различные теории в реальном, недогматическом воспитании младших школьников. Нужно учитывать и то обстоятельство, что в государственных документах, регламентирующих сегодня деятельность детского сада и начальной школы (ФГТ и ФГОС НОО) прямо говорится о РАЗВИВАЮЩЕМ характере образования. Нужно понимать, что эта констатация «ко многому обязывает». Даёт педагогу право не удовлетворяться «естественным ходом созревания», а активно, последовательно проектировать формы сотрудничества, совместной деятельности, кооперации, выступающие «зоной ближайшего развития ребёнка», формирующие ключевые психологические новообразования того или иного возраста. 


ЛИТЕРАТУРА
         
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Теория свободного воспитания (К.Н.Вентцель)
http://dob.1september.ru/2004/10/12.htm
Что такое развивающее образование?
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42549/
О традиционном и развивающем обучении
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/172-glava2
О реформе образования: развитие или созревание?
http://mtelegin.ru/pedagogika/fgtusa
О деятельностном и развивающем образовании в условиях модернизации
http://mtelegin.ru/pedagogika/fgt/fgt-vospitatel
Как нам воспитывать наших детей? (дискуссионный материал)
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitanie-rebionka
Воспитание потребителей (нищета духовно-нравственного воспитания в современной России)
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit

 

Семинарское занятие 12
 Тема
Экспериментальная деятельность по программам диалогического воспитания детей младшего школьного возраста


Вопросы и задания к семинарскому занятию
1. Какие эксперименты по программе «Философия для детей» проводились в России?
2. Опишите экспериментальные методики изучения мировоззренческих представлений: «Инопланетянин», «Составитель словаря».
3. Как интерпретировать результаты исследования с помощью типологии мировоззренческих представлений (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин)?
4. В чём состоит влияние сократического диалога на развитие мировоззренческих представлений детей?
5. Какой практический смысл имеют исследования мировоззренческих представлений?
Задание
Опишите аппарат исследования (предмет, объект, цели, задачи, гипотеза и т.д.) влияния сократического диалога на развитие мировоззренческих представлений младших школьников. Далее опишите ход какого-либо исследования и его результаты. Сделайте соответствующие выводы о влиянии сократического (воспитательно-мировоззренческого) диалога на личностное и когнитивное развитие младших школьников.

Методические рекомендации
Рекомендуем начать знакомство с экспериментальной деятельности с анализа 13-ой главы книги М.В.Телегина «Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Затем переходите к изучению экспериментальной деятельности различных российских школ и детских дошкольных учреждений. Цель – вы должны чётко усвоить аппарат исследования влияния сократических диалогов на развитие мировоззренческих представлений детей, быть готовым САМОСТОЯТЕЛЬНО провести указанное исследование.
При изложении результатов исследования  обязательно подумайте об их применимости на практике, о тех выводах, которые может вынести для себя практикующий воспитатель, педагог.
Советуем также познакомиться с результатами исследований по программе «Философия для детей», осуществлённых за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА
      
1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (гл.8., стр.146 – 172; гл.13 246 - 264).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Работа экспериментальной площадки на базе московской школы № 1191
http://www.p4c.ru/582
Экспериментальная деятельность по программе «Философия для детей» в Сургуте
http://www.p4c.ru/655
Экспериментальная деятельность по программе «Философия для детей» в Якутии
http://www.p4c.ru/478
Экспериментальная деятельность пор программе «Философия для детей» в Лянторе (Сургутский район)
http://www.p4c.ru/556
Экспериментальная деятельность пор программе «Философия для детей» в Новом Уренгое
http://www.p4c.ru/586
Экспериментальная деятельность по программе «Философия для детей» в Ханты-Мансийском Округе
http://mtelegin.ru/p4c/okrug