doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения Теория и практика диалогического воспитания (книга) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СПОНТАННЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЛИЯНИЯ СОКРАТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА НА ГЕНЕЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

13.1. Проблемы, объект и предмет, цели и задачи, методы и гипотезы исследования.
13.2. Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
13.3. Результаты и выводы экспериментального исследования.
13.4. Общие выводы об актуальном уровне развития спонтанных мировоззренческих представлений и влиянии сократического диалога на генез мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Современная образовательная программа непременно должна включать психологический инструментарий, позволяющий оценить ее эффективность в достижении заявленных целей. Экспериментальные исследования влияния философского диалога на развитие различных психических процессов и функций детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проведенные в США уже в 70–80-х гг. прошлого века (М. Липман и его сотрудники; исследования 1970 г. в «Рэнд-скул»; исследование 1975 г. в Ньюарке; исследование 1976–1978 гг. в Ньюарк-Проптон Лэйкс) и позже – в других странах (Австралия, Канада, Франция, Германия), подтвердили, что это влияние заключается в формировании логического, рефлексивного, творческого компонентов в мышлении детей, развитии речевых и коммуникативных навыков у младших школьников, повышении способностей к предметам естественно-математического цикла. С данными этих исследований на русском языке вы сможете познакомиться в книге доктора философских наук Н.С. Юлиной «Философия для детей».
В России главным предметом психологических исследований стало влияние сократических диалогов на развитие мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это обстоятельство связано с вытекающими из культурно-исторической концепции становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) теоретическими положениями о знаковом опосредствовании высших психических функций; спонтанных понятиях как основном «материале мышления», «содержании сознания», опосредствующем интеллектуальное и личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Экспериментальное психологическое исследование актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений старших дошкольников и младших школьников послужило теоретической и практической базой для проектирования образовательных программ «Философия для детей» (авторы А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Е.А. Кондратьев; программа рекомендована Министерством образования РФ в 1997 г.) и «Воспитательный диалог» (автор М.В. Телегин; программа адресована детям в возрасте от 5,5 до 7 лет). С 1994 г. в различных регионах РФ (Москва и Московская область, Петербург, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Якутия и др.) на базе десятков школ и детских дошкольных учреждений идет практическая апробация указанных образовательных программ.
В настоящее время полномасштабные психологические исследования спонтанных мировоззренческих представлений детей и сократического диалога как психологического условия генеза мировоззренческих представлений осуществляются на Федеральной экспериментальной площадке (ДДУ «Гусельки» г. Сургут); Республиканской экспериментальной площадке (НШ – Д/С № 4 «Золотинка» г. Якутск); Московских окружных экспериментальных площадках (шк. № 1191 и № 996). Кроме того, подобные исследования осуществлялись коллективом ученых под руководством академика РАО, доктора психологических наук Рубцова В.В в рамках совместных проектов Психологического института Российской академии образования и Российского фонда фундаментальных исследований, Психологического института Российской академии образования и Российского государственного научного фонда.
Вместе с тем спонтанные мировоззренческие представления и психологические условия их генеза – чрезвычайно сложный предмет исследования, с трудом поддающийся объективации, научному осмыслению и описанию. Считайте, что перед вами только общий эскиз эксперимента, а его завершение – задача дня завтрашнего.

^ в начало

13.1. Проблемы, объект и предмет, цели и задачи, методы и гипотезы исследования.

Основные проблемы исследования:
· проектирование адекватных предмету исследования (мировоззренческим представлениям) методов изучения спонтанных мировоззренческих представлений;
· феноменологическое описание и психологическая характеристика спонтанных мировоззренческих представлений детей на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
· изучение влияния сократического, философского диалога на генез мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
· изучение психологической обусловленности развития мировоззренческих представлений младших школьников (образно-смысловых, вербальных изображений мыслительного содержания, связанного в сознании детей с абстрактными словами обыденного языка – вербальными эквивалентами философских понятий) специфическими для полноценного философского диалога, генетически исходными для культурного философского знания формами взаимодействия людей.
Объект исследования:
· представления и спонтанные понятия детей;
· психологические методы, позволяющие экстериоризировать «содержание сознания», «материал мышления» ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
· психологические условия генеза представлений и спонтанных понятий старших дошкольников и младших школьников.
Предмет практической части исследования:
· одна из форм спонтанных понятий детей 6–7-летнего возраста – спонтанные мировоззренческие представления;
· экстериоризация спонтанных мировоззренческих представлений детей в процессе организованных по типу сократических диалогов взаимодействий детей между собой и со взрослыми;
· влияние сократических, философских диалогов на генез мировоззренческих представлений детей.
Цели исследования:
· верификация гипотезы о наличии в сознании детей 6–7-летнего возраста специфического вида спонтанных понятий – спонтанных мировоззренческих представлений;
· психологическая характеристика и анализ актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
· изучение генеза мировоззренческих представлений детей во взаимодействиях, организованных по типу сократического диалога.

Реализация целей исследования предполагает решение следующих задач:
1. Создание комплексной психологической методики, позволяющей экстериоризировать спонтанные мировоззренческие представления детей 6–7-летнего возраста в форме вербального и графического изображения мыслительного содержания, субъективно связанного с абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей.
2. Проведение пилотажного психологического исследования спонтанных мировоззренческих представлений детей 6–7-летнего возраста.
3. Создание научно обоснованной типологии спонтанных мировоззренческих представлений детей.
4. Психологическая характеристика актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей 6–7-летнего возраста.
5. Проведение основного психологического исследования влияния сократического, философского диалога на генез мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методы пилотажного и основного исследования
Специфика предмета нашего исследования – спонтанных мировоззренческих представлений, являющихся частью субъективной, психологической реальности ребенка, обусловила необходимость создания оригинальной комплексной диагностической методики, позволяющей экстериоризировать спонтанные мировоззренческие представления детей.
1. Комплексность экспериментальной методики изучения спонтанных мировоззренческих представлений заключалась в объективации мировоззренческих представлений в различных доступных ребенку 6–7 лет формах – в форме графического изображения (рисунка) и в форме вербального образно-смыслового изображения («словесных картинок») мыслительного содержания, психологически связанного в сознании испытуемых с абстрактными» словами обыденного языка.
2. Комплексность нашей экспериментальной методики обеспечивалась также тем обстоятельством, что при проведении классического «среза», эксплицирующего спонтанные мировоззренческие представления детей, в полной мере задействовался потенциал экспериментально-генетического метода. Применительно к предмету нашего исследования, экспериментально-генетический метод состоял в активном создании психолого-педагогических условий, «провоцирующих» испытуемых к экстериоризации собственных спонтанных мировоззренческих представлений.
Учитывая возрастные психологические особенности 6–7-летнего ребенка, «переходный», кризисный статус указанного возраста, экспериментально-генетический метод реализовывался через проектирование специфических игровых ситуаций (ролевой игры-драматизации «Инопланетянин») и через моделирование особых коммуникативных взаимодействий детей между собой и со взрослыми. Исторически существовавшим прототипом, культурным образцом для проектирования экспериментально-учебных коммуникативных взаимодействий детей между собой и со взрослыми послужили знаменитые сократические диалоги.
Таким образом, при реализации экспериментально-генетического метода мы организовывали не только сюжетно-ролевую игру-драматизацию, но и собственно учебные взаимодействия, находящиеся в отношениях изоморфизма к взаимодействиям, осуществляемым в процессе полноценного сократического диалога. Поскольку наиболее продуктивной операцией мышления ребенка 6–7 лет является сравнение контрастных объектов, явлений, отношений, в ходе экспериментальных сократических диалогов мы создавали дающие детям образно-конкретную опору проблемные ситуации, направляющие мышление ребенка на поиск сходства и различий между содержанием максимально контрастных (антонимичных) абстрактных слов обыденного языка. Прямые вопросы относительно содержания абстрактных слов обыденного языка, обращенные к детям 6–7 лет, оказались менее эффективным средством изучения спонтанных мировоззренческих представлений (испытуемые «сами не знают, чем владеют», недостаточно сформирована произвольность мышления) в сопоставлении с диалогическими средствами экстериоризации спонтанных мировоззренческих представлений.
3. Помимо экспериментально-генетического метода, для выявления спонтанных мировоззренческих представлений детей, оценки уровня осознанности, рефлексивности спонтанных мировоззренческих представлений использовался короткий стандартизированный опросник. При проведении основного исследования были использованы экспериментально-генетический и сравнительный метод.
4. С целью изучения влияния сократических диалогов на генез мировоззренческих представлений был организован формирующий эксперимент. Экспериментальное обучение проводилось в форме философского диалога детей, через обсуждение и моделирование различных суждений относительно содержания абстрактных слов обыденного языка, являющихся внешней формой философских понятий. Это позволило изучить генез философских представлений, психологические условия перехода детей от спонтанных философских представлений к полноценным, культурно значимым философским представлениям.
5. Проводилось сравнение исходного уровня развития философских представлений у детей 6–9 лет и философских представлений, сформированных у старших дошкольников и младших школьников в сократическом диалоге, а также сравнение уровня развития мировоззренческих представлений у детей, участвовавших в учебных сократических диалогах (экспериментальные группы) и не проходивших экспериментального обучения по программам диалогического воспитания «Воспитательный диалог» и «Философия для детей» (контрольные группы).
Гипотезы пилотажного и основного исследования
1. В содержание сознания детей 6–9-летнего возраста входит особый вид спонтанных понятий – спонтанные мировоззренческие представления (представления, образы разной степени сложности, психологически, субъективно связанные с абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей).
2. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста с абстрактными словами обыденного языка преимущественно связаны единичные (конкретные) представления, а также обобщения, основанные на единственном – фактическом, наглядном, несущественном – признаке или на нескольких подобных признаках, рассматриваемых детьми как рядоположенные.
3. Вместе с тем существует специфический тип спонтанных мировоззренческих представлений – «умные» (В.В. Рубцов), или «модельные» (Л.А. Венгер), образы, в символической, мифологичной форме отражающие теоретические, существенные признаки культурных философско-мировоззренческих понятий.
4. Развитие мировоззренческих представлений заключается в переходе детей от спонтанных (преимущественно конкретных, наглядных или основанных на отдельно взятом несущественном признаке) к культурным (обобщенным, основанным на совокупности признаков, в том числе и существенных) философским представлениям.
Психологическим условием такого перехода является организация философского диалога детей (между собой и со взрослыми) как генетически исходной для философии формы взаимодействия людей, характеризующейся экстериоризацией спонтанных философских представлений, их обменом, координацией, обобщением с последующей интериоризацией субъектами процесса и результата философского диалога, построением культурных по форме и полноценных по содержанию философских представлений.

^ в начало

13.2. Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Ход основного и пилотажного исследования

13.2.1. Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В ходе исследования впервые были осуществлены:
1. Экспериментальная разработка содержания нового понятия – «спонтанное мировоззренческое представление».
2. Рассмотрение спонтанных мировоззренческих представлений современных российских детей 6–9-летнего возраста в качестве предмета собственно психологического исследования.
3. Психологическая характеристика актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей 6–7-летнего возраста.
5. Создание комплексной диагностической методики экспликации спонтанных мировоззренческих представлений, применение сократического диалога как основного средства экстериоризации спонтанных мировоззренческих представлений.
6. Составление научно обоснованной типологии спонтанных мировоззренческих представлений детей, конкретизирующей типологию спонтанных понятий, созданную Л.С. Выготским.
7. Открытие особого типа спонтанных мировоззренческих представлений – «умных», или «модельных», образов, способных в символической форме отражать теоретические признаки культурных философско-мировоззренческих понятий.
8. Изучение влияния особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и создания вариантов преодоления мировоззренческих проблем – сократического, философского диалога – на генез мировоззренческих представлений детей 6–9-летнего возраста.

13.2.2. Ход эксперимента

Эксперимент проводился на протяжении 7 лет. В нем приняли участие 549 испытуемых (262 мальчика и 287 девочек 6–9-летнего возраста) из четырех регионов РФ (Москва, Московская область, Тюменская область, Республика Якутия). Пилотажное исследование проходило на базе подготовительных групп четырех ДОУ, пяти 1-х классов четырех общеобразовательных школ, а также на базе двух детских оздоровительных лагерей. В ходе проведения эксперимента были открыты четыре экспериментальные площадки – Федеральная, Республиканская и две Московских окружных. В основном исследовании участвовали 516 детей в возрасте от 5,5 до 9 лет. Из них 246 детей проходили экспериментальное обучение по программам «Воспитательный диалог» и «Философия для детей». 270 старших дошкольников и младших школьников входили в контрольные группы, в которых экспериментальное обучение не организовывалось.
Дети 6–9 лет активно и заинтересованно участвовали в эксперименте. Собрано и обработано более 1700 рисунков детей, получено более 100 часов аудио- и видеоматериалов, отражающих ход эксперимента. Феноменологическое описание мировоззренческих представлений детей по 24 темам содержится в рубрике «Представления детей» методического руководства для воспитателей (программа «Воспитательный диалог») и методического руководства для учителей начальных классов «Собраться с мыслями» (программа «Философия для детей»).
Собственно психологическому исследованию были подвергнуты представления и предпонятия детей, связанные с шестью наиболее распространенными абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции испытуемых – «добро», «зло», «счастье», «красота», «время» и «человек».
Специфика пилотажного исследования состояла в том, что для проведения классического констатирующего эксперимента, позволяющего изучить актуальный уровень развития спонтанных мировоззренческих представлений, мы вынуждены были активно моделировать психолого-педагогические условия, оптимальные для экстериоризации представлений, субъективно, психологически связанных в сознании испытуемых с абстрактными словами обыденного языка. То есть констатирующий эксперимент проводился посредством экспериментально-генетического метода.
Учитывая возрастные психологические особенности 6–7-летнего ребенка, «переходный», кризисный статус указанного возраста, экспериментально-генетический метод реализовывался через проектирование специфических игровых ситуаций (ролевой игры-драматизации «Инопланетянин») и моделирование особых коммуникативных взаимодействий, находящихся в отношениях изоморфизма к взаимодействиям, характерным для первых двух этапов сократического диалога. Комплексность нашей экспериментальной методики состояла в обеспечении объективации, экспликации части субъективной реальности испытуемых – их мировоззренческих представлений – во всех доступных ребенку 6–7 лет формах (рисунки, «словесные картинки», оригинальные детские дефиниции).
Пилотажное исследование состояло из двух серий.
В первой серии пилотажного исследования экстериоризация спонтанных мировоззренческих представлений инициировалась путем организации сюжетно-ролевой игры-драматизации «Инопланетянин». Участники игры принимали на себя роль единственного землянина, встретившегося с инопланетянином, повторявшим какое-либо абстрактное слово («добро» или «счастье», «красота» или «время» и т.д.) В соответствии с сюжетом, пребывание инопланетянина на нашей планете было ограничено во времени, и землянин – ребенок от имени всего человечества должен был объяснить пришельцу из других миров содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка. После того как испытуемые давали доступное их пониманию объяснение, сюжет менялся, задача усложнялась. Экспериментатор указывал на то обстоятельство, что инопланетянин, вероятно, не знает русского языка, следовательно, не поймет значения понравившегося ему слова. Разрешая новую проблемную ситуацию, с подсказки экспериментатора, а в 30% случаев по собственной инициативе, испытуемые создавали рисунок, поясняющий содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка.
В завершении первой серии эксперимента инопланетянин «улетал», экспериментатор хвалил испытуемого, задавал вопросы, позволяющие оценить уровень осознанности спонтанных мировоззренческих представлений участников игры. «Ты дал замечательный ответ, нарисовал великолепный рисунок, достойно представил человечество в глазах космического пришельца. Мне самому стало интересно, почему ты сказал, что добро это (повторяется ответ испытуемого), нарисовал добро именно так» (показывается рисунок испытуемого).
Все ответы детей протоколировались, велась аудиозапись сюжетно-ролевой игры «Инопланетянин».
Во второй серии эксперимента с испытуемыми проводились первые два этапа сократического, мировоззренческого диалога (создание философско-мировоззренческой проблемной ситуации, преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога (см. Главу 7.5. Психологическая модель полноценного сократического диалога), предметом которых становилось содержание абстрактных слов обыденного языка, изучавшихся в ходе первой серии эксперимента. Группе испытуемых (от 9 до 13 человек) предъявлялся специальный стимульный текст, описывающий ситуацию, с одной стороны, близкую опыту ребенка, с другой – имплицитно содержащую какую-либо мировоззренческую проблему. Совместно, под руководством экспериментатора, дети эксплицировали проблему, в результате конвенции принимали к обсуждению вопрос, касающийся содержания какого-либо абстрактного слова обыденного языка. Создавалась философско-мировоззренческая проблемная ситуация. Актуализировался опыт, то есть представления и предпонятия, связанные в сознании испытуемых с изучаемым абстрактным словом обыденного языка, возникали предпосылки для перевода образного содержания на язык семантических признаков. Испытуемые, находясь в интерактивной, диалогической среде, вынуждены были искать средства для экстериоризации собственных спонтанных мировоззренческих представлений. Такая экстериоризация осуществлялась в совокупности высказываний, «вербальных картинок», оригинальных детских дефиниций изучаемого абстрактного слова.
Для организации взаимодействий детей по типу сократических диалогов мы использовали стимульные тексты и методические разработки, являющиеся составной частью рекомендованной Министерством образования РФ образовательной программы «Философия для детей», а также экспериментальной программы для старших дошкольников «Воспитательный диалог». Велись протоколы, аудиозапись первых двух этапов диалогов (создание философско-мировоззренческой проблемной ситуации; преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога).
Основной эксперимент проходил с использованием экспериментально-генетического и сравнительного методов. Для изучения влияния сократических диалогов на генез мировоззренческих представлений детей был организован формирующий эксперимент. Экспериментальное обучение заключалось в организации философского диалога детей между собой и со взрослыми. Таким образом, форма взаимодействия детей в процессе экспериментального обучения повторяла, воспроизводила генетически исходную для философии форму совместной деятельности – философский, сократический диалог. Экспериментально-генетический метод позволил изучить генезис философских представлений в контексте реально осуществляющегося старшими дошкольниками и младшими школьниками философского диалога. Диалоги организовывались еженедельно, в течение одного года. Затем, при помощи комплексной методики исследования мировоззренческих представлений, примененной нами в ходе пилотажного исследования, был осуществлен посттест, изучен уровень развития мировоззренческих представлений у детей из экспериментальных и контрольных групп.
На заключительном этапе эксперимента осуществлялось сравнение исходного уровня развития мировоззренческих представлений у детей 6–9 лет (спонтанных мировоззренческих представлений) и философских представлений, сформированных в философском диалоге, а также уровня развития мировоззренческих представлений и предпонятий у детей из экспериментальных (246 испытуемых) и контрольных групп (270 испытуемых). Сравнение этих результатов позволило сделать выводы о влиянии сократических диалогов на генез мировоззренческих представлений детей.

^ в начало

13.3. Результаты и выводы экспериментального исследования.

1. Подавляющее большинство детей 6–7-летнего возраста обладают спонтанными мировоззренческими представлениями – образами, представлениями и предпонятиями, субъективно, психологически связанными с абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей. Представления и предпонятия, связанные со словом «время», обнаружены у 87% испытуемых; «счастье» – у 89%; «красота» – у 91%; «человек» – у 95%; «зло» – у 95%; «добро» – у 96%.
2. Преимущественно дети 6–7-летнего возраста связывают с абстрактными словами обыденного языка либо конкретные представления (39%), либо общее представление, базирующееся на единственном, наглядном, ситуативном, несущественном признаке (31%); либо обобщение происходит по двум или нескольким наглядным, несущественным признакам, рассматриваемым ребенком как рядоположенные (18%).
3. Среди испытуемых 6,6% обладают предпонятиями, связанными с абстрактными словами обыденного языка, дают вербальное, словесно-логическое определение содержания какого-либо абстрактного слова. Вместе с тем такие определения не являются осознанными и практически не содержат рефлексивного момента. При их обосновании дети прибегают к ссылке на конкретные примеры, наглядные ситуации из собственного опыта или ссылке на авторитет.
4. В ходе эксперимента был открыт особый тип спонтанных мировоззренческих представлений – так называемые «умные образы», или модельные спонтанные мировоззренческие представления, в наглядно-образной, мифологичной форме изображающие теоретические признаки полноценных культурных философско-мировоззренческих представлений, понятий и категорий. Такие «умные образы» мы зафиксировали у 5% испытуемых.
5. Экспериментально была доказана возможность организации сократических диалогов с детьми 6–7-летнего возраста.
6. Сократический диалог оказался наиболее эффективным методом изучения спонтанных мировоззренческих представлений детей.
7. Главным результатом эксперимента стало составление научно обоснованной типологии мировоззренческих представлений детей, уточняющей и конкретизирующей типологию спонтанных понятий, разработанную Л.С. Выготским (синкрета – комплекс – предпонятие). За основание нашей типологии были взяты следующие критерии, характеризующие уровень мышления субъекта: конкретность- обобщенность, наглядность-содержательность признаков, по которым происходит обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка.


Типология спонтанных мировоззренческих представлений

(Критерии «конкретность-обобщенность»; «наглядность-содержательность»)

Типология спонтанных мировоззренческих представлений
(Критерии «конкретность — обобщенность»;
«наглядность — содержательность»)

Уровень

 

Характеристика уровня

1-й уровень

 

Отсутствие представлений, образов, психологически связанных с абстрактными словами обыденного языка

2-й уровень

 

Наглядно-образный уровень развития спонтанных мировоззренческих представлений

 

1-й подуровень: фактический

2.1. С абстрактным словом обыденного языка психологически, субъективно связано единичное, конкретное представление

2.2. С абстрактным словом обыденного языка связаны два или несколько изолированных (рядоположенных, несоотнесенных) конкретных представлений

 

2-й подуровень: предпонятийно-наглядный

2.3. С абстрактным словом обыденного языка связан наглядный, внешний, несущественный признак, объединяющий несколько конкретных представлений

2.4. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка, происходит по двум или нескольким несущественным, наглядным признакам, которые рассматриваются ребенком как равнозначные, рядоположенные. Отсутствует иерархия, соподчинение признаков

2.5. Обобщение, связанное с абстрактным словом, происходит по двум или нескольким соподчиненным наглядным признакам, основывается на системе наглядных признаков

Уровень

 

Характеристика уровня

3-й уровень

 

Переходный (от формального к содержательному обобщению)

   

3.1. Обобщение происходит по существенным (внутренним, содержательным) и несущественным (внешним, ситуативным, наглядным) признакам, рассматриваемым как рядоположенные

3.2. Обобщение происходит по существенному и несущественным признакам, с выделением существенного признака в качестве ведущего

4-й уровень

 

Предпонятийно-теоретический

 

1-й вид: образно-предпонятийно-теоретический

4.1. «Умный образ». Обобщение происходит по существенному и необходимому, содержательному, внутреннему признаку. Не владея культурными средствами фиксации выделенного признака в виде соответствующих терминов, субъект прибегает к «объяснению посредством сведения к известному» (П. П. Блонский), переносит выделенный признак на хорошо известную конкретную ситуацию, создает «умный» (В. В. Рубцов), или «модельный» (Л. А. Венгер), образ-символ. Сохраняя конкретно-наглядную форму, «умный образ» наполняется абстрактным содержанием, становится символом, обозначающим в сознании субъекта один или несколько теоретических признаков того или иного абстрактного слова обыденного языка.

Вербальной формой бытия символического, модельного образа является так называемая контекстуальная метафора, состоящая из базового сравнения и контекста — совокупности высказываний, поясняющих основную (базовую) метафору. Факт существования «умных образов» подтверждает предположение В. В. Давыдова о возможности теоретического мышления, главным материалом которого служат представления разной степени сложности, — образного теоретического мышления

   

4.2. Обобщение происходит по внутреннему (существенному) признаку, выраженному на словесно-логическом уровне. Обобщение неосознанно, рефлексивный момент минимален. При объяснении собственного определения содержания

 

Уровень

 

Характеристика уровня

 

2-й вид: вербально-предпонятийно-теоретический

абстрактного слова обыденного языка ребенок ссылается на конкретные ситуации или авторитет

4.3. Обобщение происходит по нескольким внутренним (существенным) признакам, между которыми отсутствует соподчинение. Обобщение выражается в словесно-логической форме. Обобщение неосознанно, рефлексивный момент минимален. При объяснении собственного определения содержания абстрактного слова обыденного языка ребенок ссылается на конкретные ситуаци или авторитет

5-й уровень

 

Теоретический образный

   

Обобщение происходит по нескольким иерархически соотнесенным, существенным признакам, презентируется в вербально-образной форме, непременно включает разумно-рефлексивный момент


8. Главный результат и вывод экспериментального исследования: организация специфической формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми – сократического диалога – обеспечивает психологические условия для развития мировоззренческих представлений детей.
Развитие мировоззренческих представлений детей в сократических диалогах проявляется:
· в переходе большинства детей, прошедших экспериментальное обучение, от наглядных и конкретных мировоззренческих представлений (типы 2.1.; 2.2.; 2.3.; 2.4) к более общим и содержательным мировоззренческим представлениям (типы 2.4.; 2.5.; 3.1.; 3.2.; 4.1.; 4.2.; 4.3.; 5) тогда как у детей из контрольной группы продолжают доминировать наглядные и конкретные мировоззренческие представления;
· в повышении уровня осознанности и диалогичности мировоззренческих представлений;
· в увеличении процента детей, обладающих «умными» мировоззренческими образами-символами (с 4,8% в контрольных группах до 8,3% в экспериментальных группах) и предпонятиями (с 6,6% до 9,1%);
· в совершенствовании методов языковой фиксации мировоззренческих представлений (4–5 предложений у испытуемых из контрольных групп; 7–8 предложений у испытуемых из экспериментальных групп).

^ в начало

13.4. Общие выводы об актуальном уровне развития спонтанных мировоззренческих представлений и влиянии сократического диалога на генез мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и влиянии сократического диалога на генез мировоззренческих представлений детей, можно сделать следующие выводы.
1. В содержание сознания детей 6–7-летнего возраста входит особый вид спонтанных понятий – спонтанные мировоззренческие представления (представления, образы разной степени сложности, психологически, субъективно связанные с абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции ребенка).
2. Специфика спонтанных мировоззренческих представлений заключается в том, что, в отличие от других спонтанных понятий, они не могут развиваться «снизу вверх». «Чувственная ткань» (А.Н. Леонтьев), собственно представления, составляющие для ребенка смысл абстрактного слова обыденного языка, не могут быть абстрагированы ребенком на основании простого обобщения восприятий различных сегментов объективной реальности. Абстрактные слова обыденного языка не случайно являются терминами во многих культурных философско-мировоззренческих системах. Связь абстрактных слов обыденного языка с миром чувственно данного сложна и опосредствованна. Добро или красота, счастье или время не существуют в объективном мире в виде отдельных предметов. Даже если ребенок в своем непосредственном опыте столкнется с «конкретными формами проявления всеобщего» (В.В. Давыдов), соответствующих тому или иному абстрактному слову обыденного языка представлений не возникнет.
Спонтанное мировоззренческое представление берет начало не в столкновении ребенка с объектами, как обычное представление, не развивается «преимущественно «снизу вверх», как обычное спонтанное понятие, и не начинается со словесного определения, как обычное научное понятие. Спонтанное мировоззренческое представление рождается в спорадически, спонтанно возникающих коммуникативных ситуациях, когда тот или иной сегмент объективной, и что особенно важно, субъективной реальности обозначается партнером, общающимся с ребенком, тем или иным абстрактным словом обыденного языка.
3. Спонтанные мировоззренческие представления ребенка целиком социальны, напрямую зависят от референтной сферы субъекта. Исторически выработанные значения (житейские и научные) абстрактных слов обыденного языка, если брать шире, – язык окружающей среды, выступают подлинным «демиургом» спонтанных мировоззренческих представлений.
4. Спонтанные мировоззренческие представления составляют «первый абрис детского мировоззрения» (Д.Б. Эльконин); являются «единицей», «клеточкой» становящегося мировоззрения; выполняют функцию «интеллектуального момента», «вклинивающегося» (Л.С. Выготский) между аффектом и поступком ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста; обеспечивают макроориентацию деятельности субъекта; опосредствуют моральное поведение.
5. С абстрактными словами обыденного языка дети 6–7-летнего возраста преимущественно связывают либо конкретные представления, либо общие представления, базирующиеся на обобщении формально-эмпирического типа (единственном, несущественном, ситуативном признаке или совокупности таких признаков, данных ребенку вне соподчинения, рассматриваемых ребенком как рядоположенные, бессистемно).
6. Особым, высшим типом спонтанных мировоззренческих представлений детей 6–7-летнего возраста являются не предпонятия, а «умные образы» (В.В. Рубцов), или «модельные» (Л.А. Венгер) мировоззренческие представления, в образно-символической форме отражающие существенные, содержательные признаки культурных философско-мировоззренческих понятий и категорий. Наличие таких умных образов в сознании 5% испытуемых подтверждает теоретическое положение, выдвинутое Л.С. Выготским, об отсутствии «непреодолимой границы» между мышлением в научных и спонтанных понятиях.
7. Представления детей, связанные с одним и тем же абстрактным словом обыденного языка, различны, это объясняется несовпадением референтных сфер субъектов, когнитивных стратегий, ценностных ориентаций социального окружения того или иного ребенка. Познавательные позиции относительно содержания какого-либо абстрактного слова обыденного языка, формулируемые детьми в рамках собственных спонтанных мировоззренческих представлений, уже содержат различные ценности, базируются на различных процедурах мышления. Наличие нескольких конкурирующих познавательных перспектив в одной проблемной области служит психологическим условием, открывающим возможность организации сократических диалогов детей между собой и со взрослыми.
8. Комплексная диагностическая методика изучения спонтанных мировоззренческих представлений детей, состоящая из сюжетно-ролевой игры-драматизации и сократического диалога, обеспечивает наиболее полную экстериоризацию спонтанных мировоззренческих представлений детей 6–7-летнего возраста.
9. Развитие мировоззренческих представлений у детей в процессе сократических диалогов характеризуется переходом от спонтанных представлений (образно-смысловых, вербальных изображений содержания слов обыденного языка, являющихся вербальной формой философских понятий) – с ориентацией ребенка на единичное (конкретное) представление, комплекс подобных представлений или изолированные, наглядные признаки этого содержания – к мировоззренческим представлениям, обобщающим совокупный опыт группы детей в смысловой картине скоординированных, упорядоченных признаков.

^ в начало