doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Программа «Философия для детей» («Воспитательный диалог»). «О «хорошем» и «плохом» страхе» (сократический диалог с шестилетками)
Программа «Философия для детей» («Воспитательный диалог»). «О «хорошем» и «плохом» страхе» (сократический диалог с шестилетками)



Провёл: Телегин М.В. в  городе Улан-Удэ.

Аннотация:
В 2012 – 2013 учебном году исполняется 20 лет программе «Философия для детей» в России. К этому знаменательному событию будет приурочен целый ряд  мероприятий, публикаций.  В том числе, мы планируем разместить на страницах нашего сайта  лучшие диалоги с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги, работающие по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»), будем рады стенограммам ваших лучших бесед. Присылайте материалы по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Учитель: Здравствуйте, ребята.
Ученики: Здравствуйте.
Учитель: Посмотрите, сколько у нас гостей.
Ученики: Много.
Учитель: Не боитесь, будете со мной беседовать?
Дети: Будем.
Учитель: Вижу, вы ребята смелые.
Дети: Да.
Учитель: Смелым быть хорошо, смелый…
Дети: Ничего не боится.
Учитель: Ничего не бояться…
Дети: Хорошо.
Учитель: А бояться?
Дети: Плохо, только трусы боятся.
Учитель: Значит, вы ничего не боитесь?
Ученик: Нет, я быка в деревне не испугался.
Ученик: А я ночевал один.
Ученик: А я ужастик смотрел, там монстр с пилой.
Ученик: А я за сестру заступался.
Учитель: Ну вот, я и не сомневался, что вы – смельчаки. Значит, получается, бояться, хорошо или плохо?
Дети: Ну, мы же вам уже сказали, боятся только трусы, бояться плохо!
Учитель: Все так думают?
Дети: Конечно, только трусы боятся, нормальные – нет. Трусом быть плохо, а смелым – хорошо.
Учитель: А кто самый смелый?
Дети: лётчики, солдаты, пожарные.
Учитель: Пожарные смелые?
Дети: Да, ещё бы, очень смелые. 
Учитель: А чего они не боятся?
Дети: Огня, дыма, высоты…
Учитель: А пожарные хорошие?
Дети: Да, хорошие.
Учитель: Почему?
Дети: Они людей спасают, по лестнице лезут, прямо в огонь бросаются… В блестящем костюме, в каске – очень смелые!
Учитель: А вы видели когда-нибудь пожарную машину?
Дети: Да, много раз.
Учитель: А какого она цвета, что-то подзабыл?
Дети: Красного, красного…
Учитель: А как она гудит, какие сигналы подаёт, когда пожар случится?
Дети: УУУУУУУ----УУУУ. Уши больно, и мигает ярко.
Учитель: А мчится быстро пожарная машина?
Дети: Быстро, ещё как!
Учитель: А другие машины что делают?
Дети: Что-что, дорогу уступают!
Учитель: А почему пожарная машина так быстро мчится на пожар?
Ученик: Как почему, а вдруг опоздаешь, и собачка сгорит.
Ученик: Или котёнок.
Ученик: Там люди в огне, пожарные мчатся, чтобы людей спасти. Минута…и всё сгорит, один дым останется, угли чёрные. Надо торопиться.
Ученик: Спешить. Люди ведь. Старушки, или как моя сестрёнка, в коляске ещё.
Учитель: Итак, почему же пожарные так быстро едут, почему пожарная машина так быстро мчится?
Дети:  Боятся опоздать, боятся не успеть спасти попавших в беду детей, стариков, домашних животных.
Учитель: Значит – пожарные плохие люди!
Ученики: Нет, почему это плохие, они очень хорошие.
Учитель: Но они же боятся, а бояться всегда плохо, боятся только трусы, вы же сами говорили. Говорили?
Дети: Это не то, это другое. Пожарные правильно боятся.
Учитель: Правильно боятся… Здорово! Вы меня удивили, чуть позже обязательно вернёмся к мужеству пожарных, а пока… Представьте, что вы за рулём автомобиля. У тебя какой автомобиль?
Ученик: Мерседес.
Ученик: Вольво.
Ученик: Тойота.
Ученик: Рено.
Учитель: Запорожца или Лады ни у кого нет.
Ученик: У меня.
Ученик: А я на велосипеде гоночном.
Учитель: Отлично, поехали. ВВВВВВВВВ.
Дети: ВВВВВВ, УУУУУ.
Учитель: Представьте себе шофёра, который ничего не боится?
Дети: Совсем-совсем?
Учитель: Да, совсем-совсем. Он даже тормоз взял и отключил. И давай гнать ,что есть сил…На газ давить!
Дети: А если светофор, пешеходный переход.
Учитель: Ну и что?
Дети: Как что, авария случится. Бух-Бам. Скорая помощь. Вся разбита машина.
Ученик: Можно я расскажу, пожалуйста.
Учитель: Разумеется, слушаем внимательно.
Ученик: У нас есть во дворе такой. Он ничего не боится, только думает, как быстрее проехать. Бабушка зовёт его лихач, брат – Шумахер, сестра – безбашенный, а папа – отморозок. Он когда выезжает без глушителя, такой треск. И по двору. Мы с бабушкой бежим на площадку, где верёвки, бельё вешают. Чтобы этот водитель нас не сбил, спасаемся. Там гуляем. Знаете, этот дядя сколько раз ходил весь забинтованный, на голове повязка. А ещё он даже коляску сбил, хорошо, что пустую.
Учитель: Спасибо за рассказ. Получается, что хороший водитель должен чего-то бояться, ну не бояться, а опасаться что ли…
Дети: Должен думать о других, как не сбить, бояться на красный свет проехать, нарушить правила.
Учитель: Плохо, если шофёр боится причинить кому-то зло, боится превысить скорость?
Дети: нет, водитель должен опасаться, должен бояться за жизнь других людей.
Ученик: И за свою тоже.
Учитель: Я вас понял, спасибо. Я слышал, у кого-то мама стоматологом работает…
Ученица Света: У меня, у меня.
Учитель: А кто такой стоматолог, скажи, пожалуйста, ребятам.
Ученица Света: Это врач такой, он зубки лечит маленьким и взрослым, в кабинете, там кресло. Не надо бояться.
Учитель: А ты, когда вырастешь, кем собираешься стать?
Ученица: Я хочу как мама, зубным врачом, стоматологом.
Учитель: Ребята, давайте в стоматолога поиграем.
Дети: Давайте, Давайте.
Учитель: Света будет зубным врачом, а вы пациентами, как будто зуб заболел, вы в больницу пришли. Бояться врача хорошо?
Дети: У меня зуб вырывали. У меня шатается. Нет, надо потерпеть. Кто боится, у того будет дырка, зуб станут сверлить. А если вовремя, то не больно. Надо зубы чистить. Блендамед. Эти зубы выпадут, молочные. Другие вырастут.
Учитель: Кто хочет быть пациентом зубной клиники?
Дети: Я. Я. Я.
Учитель: Иди сюда, Анечка, ты первая руку подняла. Ребята, не обижайтесь, в следующий раз вас обязательно выберем. Иди сюда, Светочка. Итак. Мы в кабинете у врача, что видим?
Дети: Кресло, лампа, врач в халате, всякие крючки, трубочки висят и сверло, шкаф с пузырьками.
Учитель: Верно, верно. Садись, Анечка, на кресло, не бойся.
Ученица Аня: Я не боюсь, я уже три раза лечила, не больно.
Учитель: Открывай ротик, а мы со Светой посмотрим.
Ученица Света: У Ани много зубов не хватает, выпали.
Учитель: Света, а ты как в институте, на доктора училась, хорошие оценки были?
Ученица Света: Да, я старалась, всё записывала, как мама.
Учитель: Умница. Ну что, сразу зубы будешь вырывать?
Ученица Света: Нет, надо сначала фамилию спросить.
Учитель: Фамилию, зачем фамилию?
Ученица Света: Как это зачем? Вот пришёл к маме один дядя. Мама не знала фамилию, вырвала зуб. А у дяди не проходит боль. Дядя бандитом оказался, мы потом с мамой две недели у бабушки на даче жили. Надо всегда фамилию спрашивать, а то вдруг, бандит…
Учитель: Да, история… Сразу, выходит, нельзя вырывать зуб?
Ученица Света:  Нельзя, надо ещё снимок делать. Вдруг здоровый зуб вырвешь? Или что-то во рту сломаешь.
Учитель: Получается, что хороший  врач должен опасаться, чуть-чуть бояться?
Ученица Света: Да, должен. Должен бояться навредить больному. Надо анализы брать. Мама всегда повторяет: «Не навреди». Врачи должны бояться испортить. Они должны помочь. А вдруг, операция не так пойдёт, или ты не знаешь, что делать. Врач очень осторожным должен быть, ещё больше, чем водитель.
Учитель: Аня, Света, спасибо. Молодцы, хорошо вы нам всё объяснили, показали.
Ученик Паша: Я всё понял, я хочу вывод сделать.
Учитель: Сделай, будь добр.
Паша: Есть хороший страх, а есть плохой. Хороший – за других людей, как пожарный, врач, водитель. Надо быть аккуратным. Иначе, что-нибудь случится – авария, или какая-то другая беда. Не надо думать, что ты круче всех. Плохой, это когда ночью лежишь, знаешь, что пусто в углу, что нет там приведения, а боишься и просишь маму свет зажечь. Плохой – это когда просто так боишься. Если надо зубы лечить, то страх можно побороть. Это правильно.
Учитель: Ну и ну, да ты, Паша, мыслитель, настоящий философ.
Ученик Витя: И я, можно я пример приведу.
Учитель: Попробуй.
Ученик Витя: У меня папа работать уходит на ночь. Смена. А к маме вечером дядя Игорь заходит гости.
Учитель: Ну ладно, ребята, скоро звонок, Витя, потом свою историю расскажешь.
Ученик Витя: Нет, вы послушайте, это подходящая история. Дядя Игорь вечером шёл к нам в гости, торопился. А во дворе у нас  - темень, бабушка сказала, «хоть глаз коли». А дядя Игорь идёт, неосторожно, ничего не боится, в темноту не вглядывается. А там люк открытый… Ну дядя Игорь, того, со всего размаха в люк. Ногу сломал. Нога забинтована. Долго в больнице лежал. А мой папа медленно в этот вечер возвращался, даже за стенку держался, когда домой пришёл. Я сам видел. Папа правильно опасался, это хороший страх. А дядя Игорь  сам виноват, так ему и надо.
Учитель: Поучительная история. Ребята, давайте подведём итог. Итак, вы говорите, что бояться всегда плохо, боятся только трусы…
Дети: Нет, не всегда. Если солдат боится или пожарный, это плохо. Если трясёшься от страха в тёмной комнате, это плохо. Если боишься заступиться за девочку – плохо. А когда опасаешься кому-то причинить зло – это хорошо. Когда аккуратный, осторожный – хорошо.
Ученик Саша: У меня бабушка болеет, я за неё переживаю, боюсь – это хорошо. У меня прямо сердце за бабушку болит.
Дети: Не бойся, Саша, бабушка обязательно поправится.
Учитель: Спасибо ребята, я за вас спокоен, вижу, что вы очень добрые, умеете чёрное от белого отличить, а хороший страх -  от плохого.