doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения О материалистическом понимании духовных феноменов, слове и мировоззрении, «клеточке» идеологии
О материалистическом понимании духовных феноменов, слове и мировоззрении, «клеточке» идеологии

 

Автор: Телегин М.В.

 

Аннотация: о  понимании духовных феноменов в духе марксизма и культурно-исторической концепции рассуждает известный философ А.А. Зиновьев.

 

Контекст: «Волхвы не боятся могучих владык,/ И княжеский дар им не нужен…». Александр Зиновьев из них, из волхвов. Причудлива и парадоксальна траектория его творчества и жизни. Фронтовик. Советский профессор. Критик «реального коммунизма». Диссидент. Лауреат западных премий. Выдающийся логик. Художник. Писатель со своим, узнаваемым, фирменным стилем. Стилем диалогическим. От наблюдений за «микросоциумом», и психологией отдельного человека, смело свечой взмывающий, к фундаментальным обобщениям. От обобщений, как коршун, камнем вниз падающий к маленькому-массовому человеку. «Отец» множества терминов, целого языка своего: «человейник», «западнизм», «сверхобщество», «катастройка»… Автор огромного количества книг и статей, среди них: «Зияющие высоты», «Светлое будущее», «Коммунизм как реальность», «Кризис коммунизма», «Катастройка», «Очерки комплексной логики», «Запад», «На пути к сверхобществу», «Русская трагедия», «Логическая социология»… Человек, вернувшийся из спокойного прекрасного «германского далёка» на растерзанную, униженную, поруганную Родину. Старик, «реалистический пессимист», за пределом физических сил и ресурсов, практически в одиночку, продолживший свою «странную войну», такую несовременную, как у  рыцаря, что сражался с ветряными мельницами. Войну  за ценности и идеалы молодости. За Россию, за свободу мысли, за разум, за гуманизм.

«Метили в коммунизм, а попали в Россию». Зиновьев тоже метил, но когда увидел, во что стрелял, нашёл в себе силы признать ошибку, развернуть оружие, дать последний, мощный залп по настоящему врагу. Хотя нам ли, обычным людям, судить волхвов. Пусть Зиновьев иногда кажется нам путаником великим, ершистым индивидуалистом, смысл жизни которого – спор, борьба, противопоставление себя стереотипам… Пусть не всегда легко и возможно уловить логику Зиновьева, понять хитросплетение его диалектики, пусть отдельные работы явно противоречат друг другу. Но, чего у Зиновьева не отнять, так это искренности, обострённого чувства справедливости, любви к России. Зиновьев всегда был мятущимся, страдающим, любящим и ненавидящим – живым. Для нас он и останется живым, в своих книгах, в своих победах и заблуждениях, тупиках и откровениях. Нам ли, обычным людям судить волхвов?

Книга «Идеология партии будущего» - одно из последних произведений А.А.Зиновьева. Диагноз выписан актуальному историческому моменту такой: «западнистское сверхобщество во главе с США» разгромив и включив в свою орбиту Россию, осуществляет невиданную в истории экспансию, «этот эволюционный процесс становится угрозой…всему человечеству». Исчезающе малый шанс противостояния экспансии западнизма – в создании новой, мобилизующей силы сопротивления западнизму, идеологии, «сопоставимой по масштабам с марксистской идеологией, но превосходящей её по интеллектуальному уровню и по степени соответствия условиям и потребностям наступившего третьего тысячелетия». Не будем вдаваться в подробности этой идеологии будущего. В контексте задач этого раздела сайта, нас больше интересуют мысли Зиновьева о связи знаков, языка и духовных феноменов. Слове, как посреднике между общественным и индивидуальным сознанием. Слове, как «материале», «материальном субстрате», «носителе» идеологии и мировоззрения. А так же идеи Зиновьева о социальной функции идеологии, мировоззрения.    

         

Цитаты:

«После распада…Советского Союза…в мире началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции». «…направленность этой реакции – антикоммунизм, антисоциализм, антидемократизм и антилиберализм. Важнейшим компонентом этой реакции является искусственно создаваемое и всячески поощряемое тотальное помутнение умов, искусственная реанимация дремучих идеологий прошлого и изобретение новых, того же интеллектуального уровня и направленности» (страница 5).

«…сознание людей (мышление, дух) есть явление не менее материальное, чем прочие явления живой и неживой природы. Никакой бестелесной (нематериальной, идеальной) субстанции вообще не существует. Сознание есть состояние и деятельность мозга человека связанной с ним нервной системой. Идеи (мысли) суть состояния клеток мозга и комплексы вполне материальных знаков» (страница 9).

«Знаки, включая знаки языка, суть все без исключения материальные (вещественные, ощутимые, видимые, слышимые) явления» (страница 11).

«Идеологическая клеточка есть сравнительно автономная совокупность слов и образованных из них высказываний (суждений, утверждений), т.е. явление языковое. Это, можно сказать, некоторый текст. Употребляется так же выражение «совокупность идей». Идеология, в самом узком смысле слова есть, таким образом, некоторое языковое образование, текст, совокупность идей» (страница 22).

«По своему содержанию идеология есть совокупность суждений (высказываний, фраз, утверждений)…о человеке, о сознании, об отношениях между людьми, о природе, о космосе, о прошлом, о будущем». «…специфическая социальная роль (функция) идеологии – не познание реальности, не образование, не развлечение, не информация о событиях и т.д. (хотя это всё не исключается, а предполагается), а формирование у людей определённого понимания явлений окружающей их среды и жизни в этой среде». «Другими словами, специфическая функция идеологии – формирование сознания людей и воздействие на их поведение путём воздействия на их сознание» (страница 22).

«Задача идеологии – стандартизация сознания людей, для которых она предназначена, т.е. выработка у них некоторого стандартного, одинакового для всех способа понимания окружающих их явлений бытия и их жизни. Причём, не побуждение людей к самостоятельному познанию, а навязывание им некоторого априорного, изобретённого другими (творцами идеологии) понимания включаемых в сферу внимания идеологии явлений. Идеология даёт людям априорную систему интеллектуальных координат, позволяющую им в той или иной мере ориентироваться в социальной среде, причём – в интересах, задаваемых субъектом идеологии» (страница 23).

«Отдельные учения, начав жизнь с нескольких фраз, со временем разрастаются до гигантских размеров» (страница 26).

«Примером высокоинтеллектуальных идеологий являются изощрённые философские концепции» (страница 29).

«Социальная сущность идеологии состоит не в том, что она извращает реальность, а в том, как именно она это делает и с какой социальной целью» (страница 31).

«Фундаментальная функция идеосферы – сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций» (страница 34).

«Сам процесс «пробуждения» сознания есть процесс создания какой-то клетки для него, ибо эта «клетка» есть не что иное, как материя сознания. Оно просто не может существовать эмпирически без такой «клетки» (страница 34 – 35).

 

Источник: Зиновьев А.А. Идеология партии будущего., М.: Изд-во Эксмо, 2003.

 

Комментарии: «Общественное бытие определяет общественное сознание». «Жить в обществе и быть свободным от него невозможно». «В классовом обществе нет и не может быть надклассовой литературы». «В классовом обществе вся идеология не может быть беспартийной: она отражает интересы определённых классов и служит им». «Партийность буржуазных идеологов проявляется в их антикоммунизме, стремлении опорочить социализм, марксизм-ленинизм, в попытках затушевать антагонизмы буржуазного общества, выдать буржуазное государство за «государство всеобщего благоденствия», интересы капиталистов – за общечеловеческие идеалы». В начале книги А.А.Зиновьев с пафосом первооткрывателя высказывает классическое материалистическое, марксистско-ленинское видение идеологических явлений,  функций и социальной роли идеологии. Фактически, на наш взгляд, А.А.Зиновьев в значительной степени вольно пересказывает идеи В.И.Ленина, сформулированные им ещё в 1905 году, в знаменитой статье «Партийная организация и партийная литература». Хотя Зиновьев не был бы самим собой, если тут же не заявил бы: «бывают идеологии неклассовые». «Например, неклассовой была советская идеология», «т.е. не рассчитанная на какую-то часть населения». Вот и пойди, разберись тут. Не будем разбираться (на этих страницах). Нам другое важно сейчас.

Крайне интересным нам кажется  своего рода психологический подход к идеологическим явлениям. Более того, нам представляется, что этот подход А.А.Зиновьева прямо коррелирует с Культурно-исторической психологией,  Теорией знакового опосредствования высших психических функций Л.С.Выготского. Чего стоит только термин Выготского «клеточка», применённый А.А.Зиновьевым. Это ведь Выготский в психологии заложил основы анализа сложных явлений не по «элементам» - атомам, а неким органичным «единицам», «клеточкам», включающим генетически исходную для целого связь. Отношение, отражающее качество целого. Как в жёлуде заключается дуб, как в капельке и озеро и река и океан, так в «клеточке-единице» Л.С.Выготского заключено анализируемое явление. Заключено в его потенции, в его простом, нерасчленённом, недифференцированном, и поэтому, наиболее «чистом», «незамутнённом» виде. Напомним, единицей сознания Л.С.Выготский считал значение слова, обобщение, связанное со словом, ибо оно «и речь и мышление», «и социальное и индивидуальное», «и культурно-историческое и конкретно-историческое, здесь и сейчас живущее».

Зиновьев мыслит прямо по Выготскому. «Идеология в узком смысле слова… некоторое языковое образование». «Идеология – совокупность слов, высказываний и связанных с ними идей».  Замените идеологию мировоззрением, и прибавьте знание об «абстрактных словах обыденного языка», как системообразующих, главных для мировоззрения (идеологии в терминах Зиновьева) словах. И вы получите учение о «спонтанных мировоззренческих представлениях» как некой «клеточке» мировоззрения. Получается, что А.А.Зиновьев выступает единомышленником Л.С.Выготского, а мы, во многом единомышленники А.А.Зиновьева.