doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Комплексная диагностическая методика изучения актуального уровня развития спонтанных понятий детей 6 – 9-ти – летнего возраста
Комплексная диагностическая методика изучения актуального уровня развития спонтанных понятий детей 6 – 9-ти – летнего возраста

 

Автор: М.В. Телегин

Аннотация: одним из ключевых, ситстемообразующих понятий для отечественной программы «Философия для детей» является понятие «мировоззренческое представление». Мировоззреческое представление – это, выражаясь языком Л.С.Выготского,  «единица», «клеточка» становящегося мировоззрения ребёнка; «мостик», «интерфейс», «посредник» между значениями и смыслами – культурным знанием и индивидуально своеобразным, спонтанным опытом.

Мировоззренческие представления – это образы разной степени сложности психологически соотнесённые, связанные в сознании ребёнка с тем или иным АБСТРАКТНЫМ словом обыденного языка. Подробнее о спонтанных мировоззренческих представлениях читайте в книгах М.В.Телегина «Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» и «Рождение диалога: книга о педагогическом общении», представленных на страницах этого сайта.

 Как экстериоризировать, выявить, «за ушко да на солнышко» вывести мировоззренческие представления дитяти, как проникнуть в его сознание? В течении многих лет мы используем методики «Инопланетянин» (для старших дошкольников, первоклассников) и «Составитель словаря». Знакомьтесь… Получите прекрасный, ценный материал для раздумий, для бесед с родителями… Узнаете учеников с неожиданной стороны.

 

Введение

Согласно теоретическим воззрениям Л.С.Выготского, спонтанные понятия есть форма субъективной, психологической связи между словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции субъекта и образов, представлений разной степени сложности. По-мнению В.В.Давыдова, спонтанные понятия (понятия, «базирующиеся на формально-эмпирическом типе обобщений») есть «ни что иное, как слово-термин и соотнесённое с ним общее представление». 

 Специфика предмета нашего исследования – спонтанных понятий, являющихся частью субъективной, психологической реальности ребенка, обусловила необходимость создания оригинальной комплексной диагностической методики изучения актуального уровня развития спонтанных понятий детей 6 – 9-ти – летнего возраста (далее «КМ»).

Цель КМ

 Создать психолого-педагогические условия, провоцирующие испытуемых к экстериоризации (объективированию) собственных спонтанных понятий в двух критически важных формах: в форме графического изображения (рисунка) и в форме вербального образно-смыслового изображения («словесных картинок») мыслительного содержания, психологически связанного в сознании испытуемых с тем или иным словом обыденного языка.

Специфика КМ

По-сути, КМ представляет собой разновидность  констатирующего эксперимента, но при проведении классического «среза», эксплицирующего спонтанные мировоззренческие понятия детей, в полной мере задействуется потенциал экспериментально-генетического метода. Парадоксально, но факт, при использовании КМ констатирующий эксперимент осуществляется посредством экспериментально-генетического метода. Применительно к предмету нашего исследования, экспериментально-генетический метод состоит в активном создании психолого-педагогических условий, «провоцирующих» испытуемых к экстериоризации собственных спонтанных понятий.

Учитывая возрастные психологические особенности 6–7-летнего ребенка, «переходный», кризисный статус указанного возраста, экспериментально-генетический метод реализовывался через проектирование специфических игровых ситуаций (ролевой игры-драматизации «Инопланетянин»). В младшем школьном возрасте, помимо ролевой игры-драматизации «Инопланетянин», мы задействовали дидактическую ролевую игру «Составитель словаря», разработанную специально для детей младшего школьного возраста.

Помимо игр, провоцирование экстериоризации спонтанных понятий детей осуществлялось через моделирование особых коммуникативных взаимодействий детей между собой и со взрослыми. Исторически существовавшим прототипом, культурным образцом для проектирования экспериментально-учебных коммуникативных взаимодействий детей между собой и со взрослыми послужили знаменитые сократические диалоги. Психологическая модель сократического диалога была разработана в Психологическом Институте РАО, подробно изложена в монографии М.В.Телегина «Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (М.: МГППУ, 2006, с. 76-86). Педагогическая технология организации сократичекого диалога, конкретные проекты организации сократических  диалогов являются составной частью образовательных программ «Философия для детей» (А.А.Марголис, С.Д.Ковалёв, М.В.Телегин, Е.А.Кондратьев), и «Воспитательный диалог» (М.В.Телегин).

Таким образом, при реализации экспериментально-генетического метода мы организовывали не только экспериментальные игры, но и  взаимодействия, находящиеся в отношениях изоморфизма к взаимодействиям, осуществляемым в процессе полноценного сократического диалога. Поскольку наиболее продуктивной операцией мышления ребенка 6–7 лет является сравнение  контрастных объектов, явлений, отношений, в ходе экспериментальных сократических диалогов мы создавали дающие детям образно-конкретную опору проблемные ситуации,  направляющие мышление ребенка на поиск сходства и различий между содержанием максимально контрастных (антонимичных) абстрактных слов обыденного языка.

Помимо экспериментально-генетического метода, для выявления спонтанных мировоззренческих представлений детей, оценки уровня осознанности, рефлексивности спонтанных мировоззренческих представлений использовался короткий опросник.

Методика проведения исследования

Исследование спонтанных понятий детей состоит из двух серий.

В первой серии эксперимента экстериоризация спонтанных понятий провоцировалась путём организации сюжетно-ролевой игры-драматизации «Инопланетянин» (для старших дошкольников, учащихся 1-х классов), или дидактической игры «Составитель словаря» (младшие школьники, начиная со 2-го класса).

Описание сюжетно-ролевой игры «Инопланетянин»

Игра проводится индивидуально с испытуемыми в возрасте 5 – 7-ми лет. Необходимый реквизит: фигура инопланетянина (самодельная кукла с приклеивающимся на липучке ртом и бровями,  с помощью которых можно придать «инопланетянину» радостное и печальное выражение). Ведётся аудио в видеозапись. Время проведения:  20 – 25 минут.

Текст и действия ведущего: «Здравствуй, мы очень рады приветствовать тебя. Любишь ли ты играть, мы приготовили очень интересную игру». (В случае получения положительного ответа). «Ты слышал что-нибудь об инопланетянах, о том, что возможно, где-то далеко, в космосе, на пока неизвестных нам планетах, тоже кто-то живёт.  Учёные ещё точно не знают, есть инопланетяне или нет. Но, давай представим, что к нам, на Землю на межпланетном космическом корабле прилетел этот симпатичный инопланетянин. И надо же такому случиться, у него почти кончилась батарейка, и, к великому сожалению, инопланетянин совсем недолго пробудет на нашей замечательной планете». (Показываем «грустного» инопланетянина). «А ты, наш юный друг, оказался единственным человеком, с которым встретился инопланетянин. Ты должен не ударить в грязь лицом, достойно представить человечество в глазах инопланетянина. Смотри-ка, что это инопланетянин, как завороженный повторяет одно и то же слово». (Включаем магнитофон, где «синтетическим» голосом повторяется .какое-либо абстрактное слово обыденного языка. Испытуемый  принимает на себя роль единственного землянина, встретившегося с инопланетянином, повторявшим какое-либо «абстрактное» слово («добро» или «счастье», «красота» или «время» и т.д.) «Посмотри, инопланетянин расстроился, он не может понять, что значит» (называем исследуемое слово). (Далее надо, не задавая наводящих вопросов, а лишь повторяя задание, фиксировать все ответы детей.  После того как испытуемые дадут доступное их пониманию объяснение, сюжет меняется, задача усложнялась. Экспериментатор указывал, на то обстоятельство, что инопланетянин, вероятно, не знает русского языка, следовательно, не поймёт значения понравившегося ему слова). «Смотри, инопланетянин очень обрадовался, что ты с ним заговорил, спасибо за помощь» (незаметно меняем мимику на радостную, показываем ребёнку, хвалим его, а затем незаметно вновь возвращаемся в предыдущее состояние). «Но, что это, опять загрустил, почему, может быть он просто не знает русского языка, может быть несчастный инопланетянин просто не понял твой замечательный ответ?».  ( Разрешая новую проблемную ситуацию, с подсказки экспериментатора, а в 30% случаев по собственной инициативе, испытуемые создавали рисунок, поясняющий содержание того или иного «абстрактного» слова обыденного языка).

В завершении первой серии эксперимента, инопланетянин «улетал», экспериментатор хвалил испытуемого, задавал вопросы, позволяющие оценить уровень осознанности спонтанных мировоззренческих представлений испытуемых. «Ты дал замечательный ответ, нарисовал великолепный рисунок, достойно представил человечество в глазах космического пришельца. Мне самому стало интересно, почему ты сказал, что добро это (повторяется ответ испытуемого), нарисовал добро именно так» (показывается рисунок испытуемого).

 

Во второй серии эксперимента, с испытуемыми проводились сократические диалоги, предметом которых становилось содержание  слов обыденного языка, подвергшихся изучению в ходе первой серии эксперимента. Велись протоколы, аудиозапись первых двух этапов диалогов (создание философско-мировоззренческой проблемной ситуации; преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога).

Описание дидактической игры «Составитель словаря»

Игра проводится индивидуально с испытуемыми в возрасте 8 – 9-ти лет. Необходимый реквизит: несколько словарей,  портреты В.И. Даля, С.Е Ожегова (желательно).   Ведётся аудио в видеозапись. Время проведения:  20 – 25 минут.

Текст и действия ведущего. «Дорогие ребята, посмотрите, что я вам принёс» (Показывает словари). «Знаете, что это». Дети: «Словари». Ведущий «А вы пользуетесь словарями, а ваши родители пользуются». Дети: «Да». «Для чего нужны словари?». «Что такое словарь?». Дети: «Книга, в которой  объясняется значение слов». Ведущий: «Как вы думаете, легко ли составить словарь, интересно ли работать над составлением словаря». Дети: «Интересно». (Далее следует небольшой (5 – 10 предложений) рассказ ведущего о жизни и деятельности Владимира Ивановича Даля (составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»), Сергея Ивановича Ожегова (составитель «Словаря русского языка»), чтение 1-2 статей из этих словарей). Ведущий: «Ребята, а давайте каждый из нас, попробует составить свою словарную статью, а потом мы сделаем свой словарь и подарим его первоклашкам. Только вот незадача, первоклашки ведь картинки любят, может мы ещё потом наш словарь проиллюстрируем, что бы он стал ещё интереснее, краше». 

Испытуемых приглашают индивидуально в отдельное помещение, дают то или иное «абстрактное слово». После того, как ребёнок даст ответ, ведущий просит каждого нарисовать картинку, изображающую содержание того или иного слова.

В завершении ведущий хвалит ребёнка: «Ты дал замечательное определение, написал великолепную статью, достойную вхождения в словарь Даля или Ожегова, мне самому очень интаресно почему ты дал именно такое определение (повторяет определение ребёнка), нарисовал именно такую картинку (показывает картинку).

 

Во второй серии эксперимента с испытуемыми организовывались первые два этапа сократического диалога.

Группе испытуемых (от 9 до 13 человек) предъявлялся специальный стимульный текст, описывающий ситуацию, с одной стороны, близкую опыту ребёнка, с другой, имплицитно содержащую какую-либо мировоззренческую проблему. Совместно, под руководством экспериментатора, дети эксплицировали проблему, в результате конвенции принимали к обсуждению вопрос, касающийся содержания какого-либо «абстрактного» слова обыденного языка. Создавалась философско-мировоззренческая проблемная ситуация. Актуализировался опыт, представления и предпонятия, связанные в сознании испытуемых с изучаемым «абстрактным» словом обыденного языка, возникали предпосылки для перевода образного содержания на язык семантических признаков. Испытуемые, находясь в интерактивной, диалогической среде, вынуждены были искать средства для экстериоризации собственных спонтанных мировоззренческих представлений. Такая экстериоризация осуществлялась в совокупности высказываний, «вербальных картинок», оригинальных детских дефиниций изучаемого «абстрактного» слова.

Для организации взаимодействий детей по типу сократических диалогов мы использовали стимульные тексты и методические разработки, являющиеся составной частью рекомендованной Министерством Образования РФ образовательной программы «Философия для детей», а так же экспериментальной программы для старших дошкольников «Воспитательный диалог». Велись протоколы, аудиозапись первых двух этапов диалогов (создание философско-мировоззренческой проблемной ситуации; преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога).

 

Интерпретация результатов осуществлялась с помощью типологии спонтанных понятий детей 6-ти – 9-летнего возраста.

 

 

Примечания:

1. Более подробно с методами исследования спонтанных понятий детей можно познакомиться обратившись к следующим источникам:

Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития спонтанных понятий детей в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. №2. 2008., стр. 61 – 68. 

Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006., стр. 246 – 262.

Сайт «Философия для детей», раздел «Исследования», адрес сайта: www.p4c.ru