doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Философия в учебном плане


Автор: М. Липман
Аннотация: статья принадлежит перу М.Липмана, американского профессора, автора самой распространённой в мире версии программы "Философия для детей". О соотношении американской и отечественной версии программы "Философия для детей" вы сможете прочитать на страницах нашего сайта, в статье "Философия для детей". Россия 2009 - 2010 учебный год", а так же в материале "О "Философии для детей" в Ханты-Мансийском Автономном Округе".


Содержание
Все более растет осознание того, что школьные программы не поспевают за быстро увеличивающимся объемом знаний и оказывают мало помощи молодому человеку, выходящему в мир. Самое важное, что мы можем дать детям, - это научить их правильно мыслить. Но процесс этот должен быть целостным, то есть учеников следует обучать на материале понятий, проходящих через все школьные дисциплины. Практика такого универсального обучения может быть осуществлена только на базе философии.
Уже в школе надо поощрять детей к рассуждениям. Я понял, что принципы логики нужно сделать интересными для учеников. С этой целью я решил написать повесть, в которой были бы изображены дети, открывающие эти принципы и размышляющие над тем, как применить их в жизни.
Первые опыты по работе детей с повестью показали эффективность такого подхода и необходимость внедрения программы "Философия для детей" в школьный курс на протяжении всех лет обучения. Способности, приобретаемые детьми на каком-то отрезке времени и затем не поддерживаемые, через несколько лет пропадают.
Помимо повести для детей я опубликовал специальные материалы для подготовки учителей. Так как учителя начальных классов мало знакомы с философией, для них устраивается специальный курс обучения.
То, что происходит на семинарах для учителей и в школьных классах, очень похоже. Тренер дает учителям то, что в свою очередь, учителя дают ученикам. Тренер создает "сообщество исследователей", в котором учителя читают повесть и с помощью тренера обсуждают ее главные идеи. Затем учителя в своих классах содействуют образованию дискуссии по проблемам, найденным учениками в повести. Время от времени сам тренер проводит в классах показательные занятия, демонстрируя образцы философской дискуссии.
Под философской дискуссией понимается следующее: ученики обсуждают опыт, знакомый и близкий им. Дети имеют естественное желание обсуждать этот опыт, но на уроке философии они должны делать это не от своего "я", а от третьего лица. Что и происходит, когда они обсуждают действия или мысли героев повести.
Ученики в ходе дискуссии приучаются просить друг друга обосновывать свои мнения, внимательно выслушивать товарища, придерживаться контекста. В нефилософской беседе на вопрос просто дают ответ. В философской же дискуссии часто вместо ответа сперва пытаются уточнить значение самого вопроса (На вопрос: "Который час?" можно ответить вопросом: "Что такое время?").
Одна из причин, почему образование находится в кризисе, состоит в том, что дети не понимают, чему мы учим их. До сих пор у них не было способа, с помощью которого они могли бы понять это. Философия предоставляет этот способ, она заставляет ученика исследовать вопрос и задумываться над ответом. Самое лучшее, когда способ философского рассуждения сводится учителем не только к строго философским темам, но распространяется им и на другие предметы.
Учитель философии - учитель особого рода. Это учитель, который внушает доверие, вследствие чего в классе царит искренность. Это задумывающийся учитель. Это учитель, который относится критически к суждениям учеников, но который всегда обосновывает свою критику.
Без обучения логическому мышлению большинство учеников начальной и средней школы способны решать правильно лишь около трех из четырех логических задач. Вследствие этого последующее обучение в ВУЗе уже не может осуществляться на должном уровне.
Ошибочно полагают, что философию могут изучать только особо одаренные ученики. Она доступна всем детям. Обычный ребенок вполне способен обдумывать сложные вопросы. Но для этого нужен особый стимул. Считающийся посредственным ученик оказывается таковым только потому, что никто не пытается сделать обучение интересным для него. Спросите такого ученика, что он думает о справедливости, дружбе, и вы увидете, каким разговорчивым он окажется на самом деле.
Более того, часто одаренными считают таких детей, которые вовсе не склонны к размышлению, к философии. Ведь в философии не нужно заучивать ответы на память, в ней нет приглаженности, к которой привыкли такие дети. Зато в философии есть логика, и в большинстве своем дети ее любят. Фокусируя внимание на коротких правильных ответах и фактическом запоминании, учителя совершенно не готовят детей к неоднозначности реальной жизни.
Что касается обсуждения на уроках философии спорных проблем, то дело учителя, конечно, не в том, чтобы насаждать свою точку зрения. В то же время учителю не следует во всем оставаться нейтральным. Нужно поощрять рациональное исследование проблем: дети должны сообща спорить на нравственные темы и непосредственно узнавать мнения в коллективе. Когда ребенок войдет в думающее и внимательное "сообщество исследователей в классе, то он и сам скоро станет думающим и внимательным.
Некоторые родители считают, что детям не следует задумываться над такими вопросами. Они хотят, чтобы ребенок просто верил в то, что ему говорят, пока не вырастет, когда и будет решать уже самостоятельно. Другие полагают, что некоторые темы лучше обсудить дома. Это серьезная социальная проблема. Прямой причиной введения обязательного образования была необходимость поддержания демократии в обществе. Точно так же, обучая детей по программе, развивающей их мышление, способность рассуждения, мы даем им навыки, необходимые гражданину современного общества.
Подводя итоги, можно сказать, что именно философия является средством развития критического мышления и много сверх того. Вместо того, чтобы обучать детей способностям и умениям по отдельности, философия дает их системно связанными. Поэтому после занятий философией ученик подходит к обычному школьному предмету с уже организованным мышлением. Мало пользы увеличивать знания детей, если на практике, где всегда требуется размышление, ребенок не может использовать эти знания именно из-за неумения размышлять.
Цель философии - научить мыслить, а этого нельзя сделать, обучая отдельным предметам. Более того, цель курса "Философия для детей" - не просто развить способности к сухому анализу, но в "сообществе исследователей" на материале проблем, касающихся всех, разбудить жизнь сознания, воспитать склонность к критическому размышлению. Только так из ребенка сможет вырасти серьезно и независимо думающий человек.
(Перевод с англ. Е.А. Кондратьева)