doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" «Философия для детей» («Воспитательный диалог») в Ямало-Ненецком Автономном Округе
«Философия для детей» («Воспитательный диалог») в Ямало-Ненецком Автономном Округе







Автор
: Телегин М.В.






Аннотация:
статья знакомит читателей с началом внедрения программы "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") в образовательную практику детских дошкольных учреждений Ямало-Ненецкого Автономного Округа, рассказывает о первых шагах экспериментальной площадки (д/с "Ёлочка") по программе "Философия для детей" в городе газовиков Новом Уренгое, о замечательных педагогах, о людях сурового северного края. 


 


Сова – символ мудрости. Философия – стремление к мудрости. «Пути господни неисповедимы». На этот раз они привели нас в «вотчину Газпрома», славный город газовиков и транспортников, строителей и авиаторов, энергетиков и коммунальщиков, врачей и учителей: северян, людей стойких, мужественных, красивых – молодой, прекрасный Новый Уренгой.
По какому-то странному, случайному («Все случайности закономерны») совпадению, символом Нового Уренгоя является сова. Только не та, коих в окрестностях Афин в эпоху Сократа было видимо-невидимо, а самая что ни наесть наша сова, северная, арктическая, полярная.
В когтях уренгойской совы лепесток газового пламени. Будто говорит нам мудрая птица: «Остановитесь, не гоните в таких объёмах сокровище-газ за границу, не меняйте труд-здоровье людей, что этот газ добывают, на обесценивающиеся фантики с портретами чужих президентов. Не поддерживайте своими ресурсами тех, кто вас военными базами душит, со всех сторон НАТОвскими партнёрами обложил. (Подумать только, Украина в НАТО рвётся. В страшном сне бы не пригрезилось). Вкладывайте маржу не в стабилизационные фонды, размещённые за бугром, откуда денежки, попробуй, верни, не в виллы-яхты, а в собственное производство. В собственные науку, образование, в стариков-пенсионеров, в детей, в потенциал человеческий». Ну да ладно, чего уж об очевидном для любого здравомыслящего человека говорить, и так всё ясно. Поделюсь лучше, по горячим следам, самыми первыми впечатлениями о командировке, об учебно-практическом семинаре по «Философии для детей» («Воспитательному диалогу»), сделаю это в виде коротких тематических сообщений.

О Новом Уренгое
Легенда народа ханты гласит: однажды Дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку, пробежала под землёй, разрезав землю хвостом. В этом месте потекла полноводная река Пур. А холм, с которого начала свой путь девушка-кошка, назвали её именем Уренгой.
На хантыйском «уре» означает «старица» - старое русло реки. В одном из диалектов ненецкого «нго» означает остров. Таким образом, скорее всего «уренгой» можно перевести как «остров среди старого русла реки». По другим версиям «уренгой» это «песчаный холм среди тундры», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума» или «местность, затопляемая талыми водами».

Там, где в иней одеты сосны

Охраняют морозный покой
Там, где светит малиново солнце,
Уренгой, Уренгой, Уренгой.

Новый Уренгой расположен в предполярной части Западно-Сибирской низменности (до полярного круга 60 километров). Вечная мерзлота. Климат континентальный. Зима – 284 дня в году. Температура самой холодной пятидневки – 47 градусов. Редкие потепления зимой сопровождаются усилением ветра, буранами, метелями. Резкие перепады давления, температур. Недостаток кислорода. Самый короткий день в декабре – 67минут. В конце января в 10 часов утра ещё сумерки, в 3 часа дня уже сумерки. Лето – 35 дней. Среднесуточная температура июля +10 – +14.

Заполярье с полярным кругом…

Нефтегазовые кладовые…
Ритмы тундры, морозы, вьюги…
Вахты, зимники, буровые…

В 1966 году бригадой мастера Владимира Полупанова пробурена первая скважина. В 1975 зарегистрирован посёлок Новый Уренгой. В 1980 он получил статус города окружного значения. На весь Советский Союз гремела всесоюзная комсомольская стройка – Новый Уренгой. Всем и каждому был известен маршрут крупнейшего экспортного газопровода: Уренгой – Помары – Ужгород. Пионеры освоения Уренгоя – настоящие герои. Их подвиг увековечен в стихах, памятниках, навсегда прописан в сердцах жителей города.
Новый Уренгой – важнейший индустриальный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Отсюда берут начало три крупнейших трансконтинентальных газопровода, ведущие во многие регионы России, Западную Европу, Турцию. Всего в Ямало-Ненецком автономном Округе добывается 88,2% российского газа, около 65% из этого объёма даёт Новый Уренгой. Уренгой – без преувеличения («мал золотник, да дорог») город всероссийского значения. Стремительное истощение углеводородного сырья, повышающаяся роль газа не только как топлива, но как инструмента большой мировой политики выводит Ямало-Ненецкий округ, Уренгой в поистине стратегические регионы планеты.
Сегодня в Новом Уренгое постоянно проживают около 118 000 человек. Почти 25 % - дети и молодёжь до 18 лет, средний возраст жителей – 30 лет. Уренгой – город многонациональный. В нём рука об руку трудятся представители 40 национальностей СССР. Жители города шутят: «У нас здесь у всех одна национальность – уренгойцы».
У меня было слишком мало свободного времени, дабы составить адекватное, объективное представление о городе. Вот лишь некоторые «путевые заметки», возможно, они далеки от реальности.
Огромное количество фешенебельных магазинов, супермаркетов и маленьких магазинчиков, аптек, стоматологий, ювелирных салонов. Циклопический торгово-развлекательный комплекс. Из относительно дешёвых продуктов – картофель, лук… Всё остальное баснословно дорого, даже по московским и сургутским меркам. Товары почти сплошь импортные.
Великолепные здания Газпрома и банков, Налоговой инспекции, Администрации, Водоканала, Делового центра, Многофункционального вокзала… В городе есть живописный «турецкий квартал», возведённый строителями из Малой Азии. В «старых микрорайонах» (этакие кольца-периметры из типовых девятиэтажек, внутри – школа, детский сад, магазины, учреждения соцкультбыта), строятся «жилые вставки» (современная архитектура), призванные несколько разнообразить городской пейзаж. Любопытна цветовая гамма. Дома ленпроекта выкрашены в голубой и розовый цвета.
В тёмное время (то есть почти круглые сутки) блестят-переливаются причудливой иллюминацией центральные площади. Гордость горожан ежегодно возводимый снежный городок – настоящее произведение искусства. В последние годы Газпром побольше средств вкладывает в городскую инфраструктуру, так, например, растут этажи сразу нескольких спортивно-оздоровительных комплексов. Радуют своим видом школы и дошкольные учреждения. Есть Школа искусства, Художественная, Музыкальная школы.
Я жил на северной стороне города, в микрорайоне «Восточный», недалеко от сдержанного аскетичного, и вместе с тем, нарядно-торжественного православного храма. Да-да, храм был по правую руку. А по левую – невысокие северные деревца, и где то вдали – зарево и лепесток огня в несколько десятков метров. «Пузыри земли» - газовые пузыри как девушка-кошка Уренгой, при помощи человека хвостом взрезали земную твердь, обратились в пламень, и с гудом встретились с небом, освещая Уренгой неровными бликами. Это как море и горы. Это не бутафорские огоньки иллюминаций, это и есть стихия, жизнь.

Об образовании в Новом Уренгое
Чтобы человек мог работать, ему нужны крепкие тылы: жена, дети – семья, жильё, медицина, образование. Особую актуальность эта аксиома приобретает, когда человек работает в экстремальных условиях, на износ. Газовики работают в экстремальных условиях. Их дети и семьи в таких условиях живут (вспомните информацию из предыдущего раздела).
Смотрю на фотографию из детского сада «Ёлочка». На ней весёлые детишки на сухом кусочке плиты возле детского сада с упоением рисуют мелом. А другие – тут же, рядышком обкатывают новенький, «с иголочки» велосипед. А кругом, едва-едва подтаявшие сугробы. И лаконичная надпись. «Первое июня, детский сад «Елочка». «Июнь ещё не лето, август уже не лето». Не в переносном смысле, в буквальном. Всё просто и жёстко. Удалось ребёнка в летний период оздоровить, напитать солнышком, витаминами, зиму 280-дневную переборет, а нет, не обессудьте, болеть будет.
Так что справедливее, футбольные клубы, персональные авиалайнеры, экзотических животных, да эти, прости Господи, «яйца Фоберже» покупать, или детишек северных на море хоть раз в году отправить? А в последние годы не все отсюда на большую землю в отпуск выезжают, далеко не все… А когда ребёнок болеет, неужели не понятно, отец – мать, какие работники?
Хотя есть вроде и положительные тенденции. Рождаемость повыше, чем в остальной России (12, 7 против 10,2 на 1000 жителей). В полтора раза сократилось количество разводов, повысилось число зарегистрированных браков.
Образование представлено солидно, всеми, что называется, ступенями. Не удивительно, четверть жителей Нового Уренгоя моложе 18. 38 дошкольных учреждений. 20 общеобразовательных школ, гимназия, вечерняя школа. Центр «Поддержка» для детей с отклонениями в развитии, 2 начальных школы, «школа – детский сад», школа раннего эстетического развития, 15 учреждений дополнительного образования. Техникум газовой промышленности, педагогическое и профессионально-техническое училища, 7 филиалов ВУЗов.
Дошкольное образование – гордость Нового Уренгоя. Слаженные коллективы. Формула успеха – как формула квадрата. Высочайший профессионализм педагогов, медиков, нянечек, поваров, вспомогательного персонала – одна сторона квадрата. Уровень материального обеспечения (а он, конечно во много раз выше, чем в целом по России, даже московские сады могут позавидовать) – другая сторона. Сады делятся на ведомственные и муниципальные. Понятно, что в ведомственных (ещё бы) побогаче, зарплата побольше. Но муниципальные тоже стараются в грязь лицом не ударить, тянутся (в смысле материальном) за газпромовскими садами, а в профессионализме кадров, пожалуй, и превосходят в отдельных аспектах.
Разнообразны типы детских дошкольных учреждений, детские сады «на любой вкус», удовлетворяют самому насущному и «избалованному» социальному запросу. Ведётся работа по внедрению самых современных программ и технологий, постоянно идёт поиск новых форм, методов, содержания работы.
Приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья, коррекция недостатков в психофизическом развитии детей. Широко используются оригинальные авторские программы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, закаливанию. В дошкольных учреждениях созданы специальные реабилитационные группы для часто болеющих детей. Большое внимание уделяется эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Нормой стало привлечение к работе в дошкольных учреждениях специалистов: художников, спортсменов, хореографов, преподавателей иностранного языка. На базе дошкольных образовательных учреждений развёрнута активная экспериментальная деятельность. Многие сады активно сотрудничают с большой наукой: ведущими тюменскими, питерскими, московскими ВУЗами и НИИ.
Ну а самое главное, и здесь я вполне ручаюсь за свои слова, педагоги очень любят детей, относятся к своим юным воспитанникам с душою, душевным теплом и светом согревают ребятишек, помогая преодолеть все трудности, стать настоящими людьми.

О «Ёлочке»

Жизнь и судьба Центра развития ребёнка, детского дошкольного образовательного учреждения «Ёлочка» - прекрасная иллюстрация, замечательный пример жизни и судьбы всего уренгойского дошкольного образования. В Уренгое родилась «Ёлочка», в Уренгое она росла. В непростое – перестроечное, безвременное и нынешнее-теперешнее время росла «Ёлочка». О Ёлочке пойдёт ещё разговор на страницах нашего сайта (www.p4c.ru). О «Ёлочке» гораздо лучше меня расскажут те, кто ей всю жизнь, все силы отдаёт. Я всего лишь гость, пусть гость не праздный, но всё же гость. Поэтому расскажу, что увидел за четыре дня, что не так извините, ни в коем случае не претендую на какую-то особую, эксклюзивную зоркость. Удастся ещё раз в «Ёлочке» побывать, продолжу свои заметки.
Итак, «Ёлочка» (как ясли-сад) открылась в 1985 году. Месторождение в ту пору шло вперёд семимильными шагами. Город активно строился. Детей было много. Мест в садах мало. Социальная сфера едва поспевала за бурным ростом промышленности. «Заказчиками», шефами, «Ёлочки» выступил «Уренгойгазстрой». Дети рабочих крупнейшего строительного треста Уренгоя естественно стали первыми «учащимися» «Ёлочки».
Проект здания трудно назвать роскошным. Не до жиру. Надо было обеспечить строителей местами. Поэтому только группы, группы, группы. Уже потом, с огромным трудом, с затратами энергии руководства и персонала придётся «дооборудовать» сад столь необходимыми детям музыкальным и спортивным залом, летним садом... Но этот этап уже позади. В 1991 году сад был передан в ведомство ГОРОНО, сейчас является муниципальным.
В настоящее время в саду более 190 детей в возрасте от полутора до семи лет. Сад прошёл аттестацию, ему присвоен статус «Центр развития ребёнка». Сад успешный, пользующийся заслуженным авторитетом у родителей, коллег.
Сад реализует как проверенные, обкатанные, традиционные программы (М.А.Васильевой), так и элементы (хорошо зарекомендовавшие себя на практике, доказавшие свою эффективность, методически обеспеченные, не противоречащие друг другу) инновационных программ «Детство», «Радуга», «Кроха». Здесь нет показушных инноваций ради инноваций. Здесь не бегут впереди паровоза, не отказываются от собственного, выстраданного, надёжного, осмысленного опыта ради первых ролей в «обществе спектакля». Здесь не «раздувают щёки», а спокойно и профессионально делают своё дело. Здесь сегодня таким, завтра этаким журавлям в конъюнктурном небе предпочитают синицу в руке. Здесь идёт большая селекционная работа по анализу, отбору программ, подходов, методов, форм, направлений работы. Застоя здесь нет и в помине. Есть творческий процесс, коему не прикажешь как развиваться. Время нужно, терпение нужно, последовательность нужна и консервативность, и «умеренность и аккуратность» и «осторожная смелость». И умение отстаивать, обосновывать, защищать право на свой путь. А в результате – получается органичное, растущее целое. Не механическая смесь из взаимоисключающих лозунгов дня, а «цветущая сложность», не дурная эклектика – постмодернистский замес, а продуманная, сбалансированная, научно обоснованная, практикоориентированная система психолого-педагогических воздействий, направленная на создание оптимальной траектории личностного и интеллектуального развития дитяти. Стройная, устремлённая ввысь как ёлочка в «Ёлочке» программа обучения и воспитания подрастающего поколения сложилась.
«Смешно, когда бы не было, так грустно». Сейчас, «кое-где у нас порой» об образовательном учреждении судит по количеству внедрённых новшеств. «Движение всё, цель ничто». Лишь бы бешено вращались лопасти, не беда, что самолёт не взлетает. А по-хорошему, надо ведь по результату судить, памятуя, что «практика критерий истины».
А практика доказывает правильность выбранного в «Ёлочке» курса. И атмосфера в коллективе творческая, и детишки – любо-дорого посмотреть. А сколько новомодных грантов да премий. И «Учитель года», и «Педагог исследователь, новатор, разработчик», и «Грант Главы города Новый Уренгой», и лауреатство в Российском фестивале педагогических идей «Открытый урок».
А вот как я в Москве, впервые о уренгойской «Ёлочке» услыхал. Тесен мир, тесен. Велика слава «Ёлочки», велика. Шутки прочь. В моём родном Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете, на заседании родной кафедры «Педагогической психологии» факультета «Психология Образования» МГППУ, уважаемый заведующий кафедрой, доктор психологических наук, один из ведущих специалистов России по экспертизе образовательного пространства, по развивающему обучению, Виктор Александрович Гуружапов, рассказывал о фестивале психологов и педагогов в г.Туапсе. С большим оптимизмом рассказывал, пророчил скорый ренессанс, а то и взлёт российской школы. И всё хвалил Виктор Александрович один из проектов, представленный на конкурс, догадались чей? Правильно, «Ёлочкин».
«Факты упрямая вещь». Только факты. На Всероссийском фестивале инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование», что проходил осенью 2007, прошлого года в г.Туапсе проект «Ёлочки» занял первое место, получил диплом первой степени, стал лучшим в стране. Когда я приехал в «Ёлочку», то само собой разумеется, захотел ознакомиться с проектом-победителем. Не скрою, был у меня некий скепсис. Уж так много сейчас всяких «однодневок», слова, что у начальства на слуху, вставляй к месту и не к месту, вот тебе и грамота. Но на этот раз всё оказалось иначе. Порадовался я за «Ёлочку» и даже надеждой преисполнился.
Во-первых, тема актуальная – как помочь педагогам пройти в общем не очень приятную процедуру – аттестацию, не только без потерь но и пользой. Как снизить волнение, уменьшить эмоционально-психическое выгорание, как подготовиться содержательно, как обобщить свой опыт, как поверить в себя, как представить в лучшем свете свои наработки. А то ведь делают учителя, воспитатели много полезного, а рассказать, молвить о себе стесняются, не умеют. Поучились бы у депутатов.
Во-вторых, кто призван помочь педагогам пройти аттестацию? Две службы-инстанции методисты и психологи. А у методистов свои критерии, у психологов – свои, вот и мечется между ними учитель, вместо помощи сплошная дезориентация получается. А если ещё учесть, что во многих местах между педагогами и психологами чёрная кошка пробежала. Проект помогает «зарубцевать швы» недоверия, непонимания между методистами и психологами, что бы они сообща, в едином, понятном педагогу ключе действовали, а не тянули одеяла каждый на себя.
В-третьих, всё начинается с анализа актуального состояния дел. Важно, что бы психолог, методист и учитель вместе, консолидировано рассмотрели, в чём плюсы и «проблемные зоны» труда педагога, где успехи, где «зона ближайшего развития». В «Ёлочке» разработаны простые, научно обоснованные критерии оценки деятельности педагога в ключевых, самых важных областях, генеральных направлениях. Создана специальная шкала. Далее свой вердикт независимо выносят психолог, методист, а, возможно, и сам учитель. И начинается самое интересное.
В-четвёртых, проект «Ёлочки» по-хорошему инновационный. Потому, что он интерактивный, диалогический. Все три оценки накладываются друг на друга (от психолога, от методиста и от воспитателя), и всё-всё обсуждается. Где различия, почему они возникли. Объёмная картина получается. Есть взаимодействие, в центре которого труд учителя, воспитателя. Одна голова хорошо, а три разных профессиональных головы – лучше. И учитель, воспитатель чувствует, что он нужен. И учится рассказывать о своём труде. И отстаивать свои позиции. И смотреть на себя глазами методиста, психолога. И уважать себя. И стремится к ясно очерченным целям.
И, наконец, в-пятых. Набившая оскомину, мучительная формально-бюрократическая процедура, будто спрыскивается «живой водой», встаёт и начинает трудиться, помогать педагогу, (а заодно методисту и психологу), в их профессиональном росте.
Кроме победоносного «проекта», я успел мельком взглянуть и на другие «начинания» «Ёлочки»: газету с детьми выпускают, о лучших семьях-родителях папку собирают, по программе Г.А.Цукерман к школе готовят, в борьбу с наркоманией свой вклад вносят (лучшая инициатива в городе), хореографией занимаются, книги-методички издают (а какие полезные, просто, но без снижения научной планки, издавать требуется), к спорту родителей привлекают, закаливают, лечат… У них и повара в писателях ходят, тоже свой опыт о рациональном питании в условиях севера обобщили. Хороший опыт. На себе испытал.
В заключении задамся вопросом, а почему у «Ёлочке» всё по уму и по совести получается? Ответ не оригинальный. Кадры, кадры решают всё. Люди всё решают. «Ёлочка» кадрами сильна, сочетанием опыта и напора, традиции и новаций. Оптимален баланс. «Ёлочка» мне птицу-тройку напоминает. Давно и прочно впряглись в свою лямку и несут, несут «Ёлочку» по ухабам три волшебных коня. (Да простят мне красивые, обаятельные, заботливые женщины такое сравнение, но из песни слов не выкинешь, оно, по моему самую суть отражает).
Коренная в той тройке, душа-песня «Ёлочки» её заведующая – Ануфриева Зинаида Дмитриевна. Стаж педагогической работы – более 35 лет, на административной работе – около 30, в «Ёлочке», почитай, что с основания. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации.
Идут люди в кабинет к Зинаиде Дмитриевне. Идут нескончаемой вереницей. Звонит телефон, звонит. С каждым поговорит, во все проблемы войдёт, подскажет, утешит, на путь истинный наставит. Тяжела шапка директора. А для женщины, а на севере, а в наше время? А хозяйственные заботы, а запредельное, удушающее количество бумаг? И между тем, вопреки всему, Зинаида Дмитриевна не «управленец», а Учитель, Воспитатель. Наставник. Про «Философию для детей» всё узнала, по эксперименту, по организации занятий, по методическому обеспечению… Понимаю я Зинаиду Дмитриевну, нет в нашем деле мелочей. Я бы ещё ответственность и большую человеческую доброту, и профессионализм (в курсе всех современных научно-методических веяний и «писков»). Я и сам у Зинаиды Дмитриевны за эти дни многому научился, с ней интересно общаться. Откуда у неё силы только берутся. Большой труд. А в ответ, заслуженная любовь-признательность – и от детей, и от родных, и от «родителей учеников», и от коллег.
Крупнейшие алмазы в короне Зинаиды Дмитриевны, ой простите, две пристяжные в «боевой колеснице» «Ёлочки» - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Кабалёнова Елена Юрьевна и психолог Трошкова Татьяна Михайловна. С такими тылами ничего не страшно. Это они сейчас (вместе с Зинаидой Дмитриевной) мозговой центр «Ёлочки», это они пишут умные бумаги-концепции, берут первые места в России. Они ежедневно работают с коллективом воспитателей, они отдают детям «Ёлочки» тепло своих сердец. А уж до чего дотошные (в хорошем смысле), ни минуты спокойной не давали, всю душу (в хорошем опять же смысле) вымотали. Как то, как это, а здесь что делать, а тут как реагировать? Таким только попадись. Так мне приятно было, что у нас ещё остались такие неравнодушные учителя. Интересующиеся всем, на лету схватывающие всё интересное, и вместе с тем, себе цену хорошо знающие, знающие, что нет им цены. Вопросы Татьяны Михайловны и Елены Юрьевны, ко мне обращённые, их поведение во время общения со мной ли, с педагогами, выдавали в них глубокие знания, наблюдательный, пытливый ум, дисциплину внутреннюю, самоотдачу, и доброту. И ещё, разносторонними людьми, незашоренными оказались Елена Юрьевна и Татьяна Михайловна. Мы с ними и политике говорили, и о литературе, и о психологии, и о социальных процессах, и о перспективах газодобычи, и о вреде сахара. Плюс техникой любой владеют, плюс таблицу любую начертят, математический, логический склад ума, таких не проведёшь.
Под стать «великолепной тройке» и весь коллектив. Воспитатели инициативные, внимательные, доброжелательные. Идут на контакт, общаются, вопросов много задают, сразу стали пробовать работать по программе, придумывать улучшения, делиться собственными находками. Приятно. Надеюсь, будет у меня ещё возможность поближе с воспитателями познакомиться, в работе их увидеть.

Семинар по программе «Философия для детей»
Семинар у нас был рядовой, обычный. Мы ещё не волшебники, а только учимся. Четыре дня. Теоретическая часть в форме лекций. Мы знакомились с педагогическими основаниями диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. С традиционным подходом к воспитанию, и почему, традиционное воспитание, увы, неэффективно в раздираемом противоречиями, негомогенном в идейно-мировоззренческом плане обществе, разделённом на враждующие общности, по множеству признаков. Мы давали характеристику альтернативному традиционному подходу к воспитанию, воспитанию диалогическому. Я рассказывал о творцах диалогической парадигмы воспитания: о Я.А.Коменском, о И.Г. Песталоцци, о Антонии Погорельском (А.А.Перовском), о В.Ф.Одоевском, о К.Д.Ушинском, о Л.Н.Толстом, о А.С.Макаренко, о В.А.Сухомлинском.
Очень подробно мы остановились на международном опыте преподавания «Философии для детей». Говорили об американце М.Липмане, авторе самого известного в мире варианта программы. Об опыте работы наших коллег из Западной Европы, Южной Америки, Китая, Австралии. Я рассказал о наших российских коллегах и партнёрах из Института Философии РАН: докторах философских наук Юлиной Н.С., Ретюнских Л.Т. Я рассказывал о специфике программы «Воспитательный диалог», в сопоставлении с зарубежными аналогами.
Переходя к психологическим основаниям программы «Философия для детей» («Воспитательный диалог») я остановился на главной проблеме отечественной дореволюционной психологии (В.В.Зеньковский, Г.И.Челпнов и др.) – как рождается душа ребёнка, возникает чувство стыда, морально-нравственная сфера, религиозная жизнь. И раскрыл наше кредо: применить к центральному вопросу дореволюционной психологии методы и подходы, созданные в самобытной советской психологии, Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым.
Так мы избежим эпигонства и вторичности, восстановим преемственность времён и как Иван из сказки вынырнем из чана с кипятком, куда нас окунули горе-реформаторы, помолодевшими, преисполненными сил, готовыми к отстаиванию своей «самости» в этом грозовом мире. Культурно-историческая концепция, с её учением о знаке, слове, как «психологическом орудии» позволяющим созидать высшие психические функции, перекликается с библейским «В начале было слово», перекликается с мыслями Ф.Бэкона об «идолах площади, рынка». С помощью подмены смыслов и значения слов можно «расчеловечивать» человека, вместо эволюции запускать губительные механизмы инволюции, движения по нисходящей, распада, моральной деградации. Можно «насиловать разум», запутывать, отбивать охоту к совершенствованию, а то и к самой жизни. Мы должны восстановить исконное для нашей великой культуры значение слов, и тем самым сориентировать детей, помочь им сделать не абы какой, а спасительный для них самих и нашей страны выбор. А камертоном в этом деле пусть будет Пушкин, Толстой, Достоевский, наши святые, наши герои, наша вера, наша история.
Вот к каким выводам пришли мы вместе с педагогами.
В теоретической части нашего семинара большое внимание было уделено философским основаниям «Воспитательного диалога». Мы перенеслись в Древнюю Грецию. В античность. Мы слушали Сократа, рассуждали о софистах древних и современных. Самое главное, мы учились у Сократа как нужно беседовать с людьми. Как подтолкнуть человека к мыслям не о суетном, а о вечном, большом, настоящем, точнее, как увидеть в текучем и переменчивом – глубокое, истинное, непреходящее. Как поставить философско-мировоззренческую, этическую, гносеологическую проблему. Как помочь человеку высказать своё мнение, сформулировать мысль. Как суметь не подсказать, не ответить за собеседника, не пресечь его собственного размышление. Как создать «зону ближайшего развития» для уже имеющихся у собеседника спонтанных, якобы стихийно сложившихся (на самом деле «суперсоциальных»), житейских мировоззренческих представлений. И чем майевтика отличается от агона. И когда лучше применить один способ ведения диалога, а когда другой. Как, наконец, корректно подытожить разговор, оформить его результат в вербальной форме, что бы та беседа не прошла даром, оставила след в душе.
Много мы говорили о специфике личностного и когнитивного развития старших дошкольников. О спонтанных понятиях, как основном материале наглядно-образного мышления. О проницательности детской, о возможности и необходимости философствования, о влиянии сократического диалога на различные аспекты развития психики дитяти.
Практическая часть семинара состояла из учебного диалога с педагогами на тему «Воспитание». С помощью заранее заготовленного текста удалось создать «учебную», «проблемную» ситуацию, провоцирующую экстериоризацию (проговаривание, вынесение вовне, в открытое диалогическое пространство) представлений, существенных и несущественных признаков, мыслей и чувств, связанных в сознании воспитателей со словом «воспитание». До сих пор не удалось сломать наших воспитателей, привить им чуждый «культурный код». Педагоги рассматривают воспитание как высокую, ответственную миссию, считают, что воспитатель «сеет разумное, доброе, вечное», а не «носит» компетенции.
Воспитание – не сфера услуг. Всем детям равные права по доступу к культуре. Мы ответственны за детей, нам не безразлично, какими ценностями наполнятся их души. Мы, воспитатели, полпреды высокой русско-российской и мировой культуры, её лучших, гуманистических образцов. Если функция воспитания социализация детей, а наше общество (это все серьёзные учёные признают) распалось на множество антогонистических страт, то в какую именно общность прикажете «социализировать ребёнка»? Если вырастить ребёнка добрым, отзывчивым, сострадательным… Какое место займёт такой ребёнок в мире, где правит социальный дарвинизм, «право» «силы» и «денег»?
Реформа говорите, модернизация…
Каков социальный заказ государства к системе образования? В чьих интересах функционирует современное российское государство? Может быть оно социальное? С доступным жильём. Достойными пенсиями. Справедливым распределением природной ренты. Заботой о молодых, о семье, о стариках? С триумфом науки, новыми, суперсовременными технологиями? Увы, увы. Добро хоть диверсификация экономики успешно идёт. Хорошее слово «диверсификация», другое слово сильно напоминает. Может то, которое напоминает, и суть процесса лучше отражает?
Реформа образования, говорите, модернизация…
Почему не прекратиться глумление над нашей историей, культурой? Намного ли прибавка к зарплате у учителей опережает инфляцию? Есть ли у нас бесплатное, равное, доступное образование? Или есть образование с заранее заданным социальным масштабом, для богатых одно, а для бедных «церковно-приходское»? Почему идёт разнузданная реклама порока? Почему у нас такая эстрада, такой юмор? Почему всё меньше русского языка и литературы в школьных программах? Почему развратные журналы и видео в любом лотке можно купить? Стало ли меньше игровых автоматов? Что с наркотиками? Зачем было выращивать несколько поколений на «пивных дрожжах»? Зачем насаждать культ потребительства? Почему беспризорных больше, чем после Гражданской Войны? Почему сотни тысяч детей не ходят в школу? Сколько сельских школ и учреждений культуры закрылось в последние два-три года? Если сломается жёлтый автобус, занесёт дорогу, напьётся водитель, дети без школы останутся? Если в начальной школе ребёнок из села по паре часов в дороге будет проводить, он станет меньше болеть, появится больше сил для освоения учебных программ? Насколько сократилось количество бюджетных мест в ВУЗах? Есть ли научные данные, свидетельствующие, что переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр – магистр), на ЕГЭ, повсеместное тестирование, сокращение очных встреч педагога с детьми, наконец, пресловутая интернетизация образования, положительно скажутся на качестве образования? И не свидетельствует ли мировой опыт об обратном? Утечка мозгов из России остановилась? Сколько в виде этих самых «мозгов» мы инвестировали в экономику запада? И кому за всё это счастье отвесить глубокий поклон, сказать «спасибо»? Вопросы, вопросы. И не думайте, дорогие наши «заботящиеся о всенародном благе» инстанции, что люди глупее вас. Ищите дураков в зеркале. Мы знаем все ответы. Все. И помним всё. Всё.
Помимо диалога, где воспитатели примеряли на себя роль детей, обучающихся по программе «Воспитательный диалог», в практическую часть семинара входило ознакомление с видеозаписями занятий, их подробнейший анализ, рефлексия.
Ещё одна форма работы. Сначала под руководством опытного специалиста, затем, самостоятельно воспитатели проектировали «стимульные» тексты, способные послужить затравкой к мировоззренческому диалогу. Надо отметить высокий уровень разработанных проблемных текстов, красноречиво свидетельствующий о соответствующем уровне педагогов «Ёлочки». Далее, мы вместе старались продумать варианты организации воспитательных, развивающих бесед, по мотивам написанных педагогами текстов.
Наконец, первые пять-шесть занятий по «Воспитательному диалогу» были нами совместно подробно разобраны, разложены, проанализированы, и вновь синтезированы, собраны уже в знакомом и понятном педагогам виде. Так что был сделан некий задел, позволяющий минимизировать трудности начального этапа.

Кульминация семинара
У каждого семинара своя кульминация. На этот раз запомнилось занятие на тему «Взрослый. Права и обязанности взрослых. Взрослость как ответственность, забота о людях». Педагоги получили отличную возможность увидеть (с их детьми) как работает «Воспитательный диалог». Всё было сделано в точном соответствии с методическим руководством. Атмосфера самая доброжелательная. Дети разговаривали со мной, не стеснялись. Был обмен мнениями. Был смех. Были серьёзные вещи. Все этапы сократического диалога состоялись: и постановка проблемы. И решение проблемы на актуальном уровне развития детей (экстериоризация спонтанных мировоззренческих представлений детей, связанных в сознании ребят с абстрактным словом обыденного языка «взрослый»). И (на этот раз посредством деструктивной и конструктивной майевтики), создание «зоны ближайшего развития» для уже имеющихся у детей, житейских мировоззренческих представлений. В конце из уст детей прозвучал вывод, отражённый в теме диалога. Занятие удалось, дети помогли. Более получаса беседовали, и не хотелось расставаться. Педагоги интересовались деталями, но в целом, вроде, как они сказали «всё поняли», посмотрев на практическую иллюстрацию теоретических схем, на их воплощение, реализацию.
Занятие я давал в 9-00 по местному времени. А в 17-30, в том же зале, вместо детей и педагогов сидели родители. Полным-полна коробочка. И всё подходили. И пап много. Короткое выступление Зинаиды Дмитриевны. «Хотим посоветоваться. Новая программа. Вы можете ознакомиться. Всегда ответим на все вопросы. Станьте нашими единомышленниками. Спросите у детей, что они обсуждали на «Воспитательном диалоге». Несколько слов о целях и задачах программы. О насущных потребностях становящейся детской души. Затем мне предоставили право выступить. Я рассказал об истории диалогического воспитания, о необходимости не пускать воспитание на самотёк, заниматься не только обеспечением материальных нужд ребёнка, но и заботиться о пище духовной, о сохранении наших традиций и ценностей, тонкой нити, связующей поколения «отцов» и «детей». Иначе, ребёнка можно потерять. Он станет чужим, и кого винить?
Слушали внимательно. Слова наши находили отклик, понимание, у нас на языке было то, что у подавляющего большинства на уме, на сердце.
Далее мы предложили фрагмент утреннего занятия посмотреть. Не хотели людей задерживать. Какой там фрагмент, всё до конца досмотрели. Так живо реагировали. Такие у нас люди, сентиментальные что ли, или соскучились по нормальному общению. Я всё наблюдал за папами и мамами, бабушками и дедушками. Будто помолодели все. Лица каким-то благородством преисполнились, светом. По-моему родителям понравилось. Благодарили, спрашивали, поддерживали, обещали беседовать с детьми, интересовались дополнительной информацией о программе. Хорошо, что у нас есть «рупор», «коллективный организатор и пропагандист», наш сайт www.p4c.ru

«Я планов наших люблю громадьё»

В заключении, о перспективах, планах… Каждый день, в три часа, когда заканчивался очередной день семинара… Мы (Зинаида Дмитриевна, Татьяна Михайловна, Елена Юрьевна и я) мечтали и строили планы. Строили не на песке. Что бы вовлечь коллектив в полноценное освоение образовательной программы, нужен стимул. Таким стимулом призвана стать экспериментальная деятельность. «Ёлочка» решила (а мы обещали содействие и патронаж) побороться за статус Городской экспериментальной площадки. Кадровый ресурс есть, организационный есть, научно-методическое обеспечение есть, желание есть… Совместно определена тема: «Развитие мировоззренческих представлений детей средствами воспитательного (сократического) диалога». Мы планируем исследовать влияние воспитательных диалогов на целый ряд представлений старших дошкольников (о власти, о красоте, о добре). Может быть специальным предметом исследований станут экологические представления детей, когнитивный и эмоциональный опыт, связанный со словом «природа». Нами сформулирована гипотеза исследования, подобраны методы и методики. В исследовании примут участие дети из логопедических групп. По инициативе психолога детского сада мы будем изучать воспитательный диалог как средство речевого развития детей (в том числе и детей с ОНР), как средство личностной подготовки к школьному обучению.
И совсем уже о далёкой перспективе. Отрадно, что нашими единомышленниками, нет, даже не единомышленниками, а активными, заинтересованными, благожелательными сторонниками является Управление образования администрации города Новый Уренгой. У нас состоялась плодотворная встреча со специалистом Управления Ириной Георгиевной Надолинной и директором Научно-Исследовательского Центра Татьяной Всеволодовной Панской. Я узнал, что инициатива по установлению сотрудничества между Психологическим Институтом РАО, Московским Городским Психолого-педагогическим Университетом и образовательными учреждениями Нового Уренгоя принадлежит Ирине Георгиевне. Это она, прочитав в журнале «Начальная школа плюс «до» и «после» статью о «Философии для детей», заинтересовалась темой и заразила своим интересом «Ёлочку». Ирина Георгиевна, поняв сокровенную суть программы, справедливо (на мой взгляд), сочла, что кроме пользы «Воспитательный диалог» ничего не принесёт уренгойским ребятишкам. Спасибо, Ирина Георгиевна. В свою очередь, взыскательная, первоклассно «научно оснащённая» Татьяна Всеволодовна сходу внесла в наши планы необходимые коррективы, предложила нетривиальный ход по организации эксперимента. От своего имени и от своих коллег, хочу выразить Ирине Георгиевне и Татьяне Всеволодовне глубокую признательность.
Кто знает, может быть нам удастся, на базе экспериментальной площадки «Ёлочки» тиражировать «Воспитательный диалог» в Новом Уренгое, внедрить программу в образовательную практику уренгойских садов и школ.
Ещё раз хочу поблагодарить всех, с кем довелось познакомиться на гостеприимной земле Нового Уренгоя. Пожелать всем педагогам и управленцам, родителям, бабушкам и дедушкам, детям здоровья и счастья. До новых встреч. Новоуренгойцы, спасибо Вам. Все нормальные люди в России благодарны Вам за Ваш великий труд. Мы помним, что пока Вы есть…

Пока плывут по реке осётра,

Пока по тундре бегут олени,
Пока есть газовый пульс в аорте,
Не будет Русь стоять на коленях.


Литература:
1. Марченко Т. Пальга О. Город мастеров Новый Уренгой – Новый Уренгой: Изд. Администрации Нового Уренгоя, 2007.
2. Павленко О. Марченко Т. Новый Уренгой. Город, устремлённый в будущее – Новый Уренгой: Изд. Администрации Нового Уренгоя, 2007.
3. Информационный справочник муниципальных дошкольных образовательных учреждений Управления образования г. Новый Уренгой.
4. Стихотворение «Ямал», автор Н.Зиновьев.