doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика «Путешествие в страну мальчиков и девочек» (проект занятия с дошкольниками и рецензия)
«Путешествие в страну мальчиков и девочек» (проект занятия с дошкольниками и рецензия)

Авторы проекта: Сафронова М.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ №1892 (г.Москва), Ковалевич Л.Е. – воспитатель ГБОУ №1892.
Автор рецензии: Телегин М.В.
Аннотация: предлагаем Вашему вниманию проект занятия с дошкольниками на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек». Цель занятия – формирование полоролевой гендерной идентичности у детей  4 – 5-ти  лет.


Рецензия
К сожалению, всё чаще мы сталкиваемся с диффузией полоролевой  гендерной идентичности у детей и взрослых. Казалось бы, очевидное, естественное, заложенное самой природой деление на мужчин и женщин в постмодернистском мире затушёвывается, размывается.  
Женщины  становятся маскулинными, мужчины – феминизируются.    Причин тому множество. Назовём лишь несколько.
1. Политика средств массовой информации. В социологической рекламе зачастую прославляется «бесполый» «унисекс».
2. Агрессивная пропаганда различного рода половых отклонений.
3. «Вымывание» мужчин из педагогических коллективов.
4. Кризис института семьи: многие дети воспитываются в неполных семьях, лишены полноценного общения с отцами.
5. Дискредитация традиционных норм общежития.
6. Падение морально-нравственного уровня общества.
7. Определённые круги в самом образовательном сообществе следуют ультралиберальной установке, согласно которой, ребёнок «сам волен выбирать собственную идентичность» (А.Н.Джуринский и др.).
Вместе с тем, ЕСТЬ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ человека к тому или иному полу. История свидетельствует, что народы, игнорирующие этот непреложный факт, вступали в стадию деградации, их охватывал полномасштабный системный кризис, с последующей катастрофой, вплоть до полного исчезновения с лица Земли.
Полоролевая  идентичность (представления о себе, как представителе того или иного пола;  «мальчиках» и «девочках» - их особенностях (душевная организация, ценности, эмоциональные проявления), обязанностях; типичных, поощряемых социумом стратегий поведения; запретах и т.д.) -  особенно динамично складываются в старшем дошкольном возрасте. Именно этот период многие авторитетные отечественные и зарубежные педагоги, психологи справедливо относят к сензитивному для становления полоролевой идентичности. В этой связи тема занятия, безусловно, является важной, своевременной, актуальной.
В полном соответствии с ФГТ авторы проекта интегрируют содержание нескольких образовательных областей, стараются рассмотреть тему комплексно, с учётом разных аспектов, с применением широкой палитры средств. Отрадно, что интеграция, отнюдь не носит поверхностного, конъюнктурного характера. В данном  случае, по моему мнению, является вполне оправданной, уместной, глубокой.
К достоинствам проекта относится необходимое и достаточное, чёткое описание программного содержания детской деятельности, материалов и оборудования, предварительной работы. Предварительная работа вполне позволит актуализировать в сознании детей спонтанный опыт, относящийся к теме занятия.
Идея сказочного путешествия в волшебную страну позволит создать хороший эмоциональный фон, поможет обеспечить соответствующую мотивацию. В занятии есть интрига, детям должно быть интересно. В ткань занятия органично вплетены различные задания, требующие выполнения простейших логических операций (анализ, синтез); привлечения имеющихся у детей знаний, социального опыта, вербализации того или иного отношения к происходящему. Очень хорошо, что задания перемежаются двигательным тренингом, выдержанном в «общем ключе» занятия.
В ходе совместной деятельности дети получают важный урок, присваивают культурный образец, эталон ПРАВИЛЬНОГО, гармоничного полоролевого взаимодействия.
Рекомендую так же посмотреть как проблема взаимоотношений между мальчиками и девочками решается в программе «Воспитательный диалог» (см. восьмую историю и методическое руководство к ней) http://mtelegin.ru/dialog/vdialog/72-main ; http://mtelegin.ru/dialog/vdialog/75-metod8
  
 


 Проект занятия с дошкольниками: “Путешествие в страну Мальчиков и Девочек”
Программное содержание:
1
.Закрепить и упорядочить понятия детей о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ Я, первичные гендерные представления (мальчики сильные, девочки нежные)
Закрепить умение классифицировать предметы, игрушки по гендерным признакам.
Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.
2. Продолжать расширять и активизировать словарь детей. Уточнять названия предметов одежды, игрушек, предметов быта. Развивать инициативную речь во взаимодействии со взрослыми и детьми.
3.Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, способствовать формированию позитивного отношения к себе и своим друзьям.

Материалы и оборудование:
Макет страны «Мальчиков и девочек», плоскостная ширма с изображением кирпичной стены на подъемнике и волшебника, сидящего на стене, корзина – противовес, декоративные камешки по количеству детей, мешочек для сбора камешков;
модель тропинки на полу (зрительный ориентир), мостик - дуга, лужи из картона, мяч, кочки;
карточки с изображением взрослых «мамы», «папы», карточки с изображением предметов труда, отображающих действия взрослого;
2 корзины (красная и синяя) с изображением мальчика и девочки, игрушки и предметы (помада, бант, кукла, сковорода, расческа, пила, молоток, галстук, машинка, самолет);
2 куклы - би-ба-бо, или обычные куклы (мальчик и девочка) и дополнительная одежда к ним (платье, рубашка, брюки синего цвета, брюки розового цвета, свитер с рисунком машины, свитер с рисунком цветов и т.д. );
крупный конструктор;
чайная посуда по количеству детей, оборудование для сервировки стола, торт;
Запись с голосом волшебника, запись со звуками леса, полета, песня «По дороге с облаками», угощения для детей.

Предварительная работа:
Совместное изготовление с детьми, родителями и педагогами макета «Сказочная страна».
Дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «В гости к кукле Кате», дидактические игры на классификацию предметов, «Моя семья».
Нравственно-этические беседы.
Создание в группе предметно-развивающей среды с учетом гендерного воспитания: игровые зоны для мальчиков и девочек, подбор игрового оборудования, посуды с различными рисунками для мальчиков и девочек, меток на шкафчики, кровати, подбор стаканчиков для полоскания и т.д.

Ход образовательной деятельности.
Воспитатель (приглашает детей в круг, в руках у нее мяч):- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите хорошее настроение. У меня в руках мяч, мы будем его передавать по кругу, называя себя и говорить, кто вы мальчик или девочка.
Игра “Знакомство”
Я начну первая. Я - Любовь Евгеньевна, я – мама, тетя, воспитатель, а ты? (передает мяч рядом стоящему ребенку (я – Дима, мальчик, сын, внук; я – Алиса, девочка, дочка, внучка и т.д.).
Ну, вот и познакомились поближе. А теперь посмотрите внимательно друг на друга  и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?” (дети должны отметить различие в одежде, во внешнем виде, в игровой деятельности).  Молодцы, правильно все сказали.

Скажите, а вы любите сказки? Я разгадала вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку. Я приглашаю вас в сказочную страну мальчиков и девочек (воспитатель подводит детей к макету).
Посмотрите, какая красивая сказочная страна. Здесь живут мальчики и девочки. Какие они? (ответы детей). Да, они дружные, веселые, красивые. В той стране повсюду царит мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики сильные, смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они живут дружно, весело и никогда не ссорятся.
(Звучит тревожная музыка, сверху на середину макета опускается ширма «каменная стена», звучит голос волшебника :» Я злой волшебник Йолз, я не люблю красоту, мне не нравится, когда дети дружат, все счастливы, когда мальчики помогают девочкам. Я разделил мальчиков и девочек, они будут жить отдельно.»)

Воспитатель (незаметно меняет фигурки детей):- Ребята, посмотрите, наша волшебная страна изменилась: какие стали дети? (Рассматривают фигурки, рассказывают, что мальчик грязный, а девочка сама несет тяжелые сумки, у мальчиков нет цветов на клумбах, а у девочек цветы вянут). Да, тяжело мальчикам и девочкам жить друг без друга, как вы думаете почему? (ответы детей). Да, ведь девочкам никто не помогает носить тяжести, не защищает их от злых животных, о мальчиках никто не заботится, никто не учит их хорошим манерам. Неужели все так и останется? Как же нам помочь детям? (ответы детей).

Воспитатель: Вы правы. Нам нужно поговорить с волшебником Йолзом. Может, он послушает нас и разрушит эту стену.
Воспитатель вместе с детьми зовет волшебника и просят его убрать стену, чтобы мальчики и девочки опять жили вместе.

Голос волшебника. Хорошо. Я верну вашу сказочную страну. Есть одно тайное средство против волшебства, которое поможет разрушить стену, и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием вам будут даваться волшебные камешки, и когда камешки появятся у каждого ребенка, вы опустите в корзину, и тогда стена поднимется.

Воспитатель. Вы хотели бы помочь этим мальчикам и девочкам? (ответы детей)
Тогда отправляемся в путь. Встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.
Вот и первое задание. (воспитатель подзывает детей к столу):-Что Вы видите на столе? Да, на столе стоят 2 корзины синего и розового цвета, а перед ними лежат игрушки и предметы мальчиков и девочек, возьмите их, рассмотрите внимательно и  разложите в нужные корзины. В корзину какого цвета будем класть предметы и игрушки для девочек? А для мальчиков?
Помогайте друг другу (каждый ребенок берет по одному предмету и раскладывает, объясняя, почему он кладет в ту или иную корзину, воспитатель и дети проверяют выполнение задания, после выполнения дети находят на столе несколько разноцветных камешков).

Воспитатель. Дети, отправляемся дальше в путь.
Двигательный тренинг
“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Перешагивайте через лужи … одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке…

Воспитатель (показывает на доску): Посмотрите, в доме комнаты. Чьи они? (мамина и папина). Из магазина на машине привезли разные предметы и инструменты для мамы и папы, помогите их разложить по комнатам (дети разбирают картинки с изображениями предметов и раскладывают под изображениями взрослых)
Ребята, вы так великолепно справились с заданиями, посмотрите вот еще камни.
Ну, а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога. Становитесь все за мной. И в путь! Нас с вами ждут великие дела.
Двигательный тренинг
“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг перед нами ручей… через него перекинут мостик, переходим по мостику, идя друг за другом, не толкаемся. Перешли и спокойно идем по тропинке… тропинка ведет через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Воспитатель. Смотрите, кто нас встречает? (2 куклы). Кто они? (мальчик и девочка).
(воспитатель одевает куклы на руки, говорит за кукол) Меня зовут Маша (кивает головой куклы). А меня - Миша. Посмотрите, какая неприятность с нами произошла, мы перепутали все свои вещи, помогите нам их разобрать (воспитатель и дети раскладывают). Как вы догадались, что это их одежда? (слушаем объяснение детей).
Воспитатель (голосом кукол). Вы справились, вот вам камешки.

Двигательный тренинг
“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Воспитатель. А вот еще задание. Сейчас вы должны показать, что мы умеем делать. Мальчики построят дом, как настоящие мужчины, а девочки накроют на стол, как настоящие хозяйки. Помните, от правильно выполненного задания зависит, исчезнет стена или нет.
(Дети под руководством воспитателя и младшего воспитателя выполняют задания).
Мальчики, посмотрите, справились ли девочки, а девочки посмотрят, как мальчики построили дом? Молодцы!

Воспитатель. Теперь давайте посмотрим, достаточно ли у нас камней. Вспомните, что сказал волшебник? (ответы детей). Верно, у каждого должен быть камень. Возьмите каждый по одному камню (выполняется проверка наличия камней, подводят детей к понятию, что и у воспитателя, и у младшего воспитателя тоже должны быть камни).
Все задания выполнены. Камни есть у каждого. Отправляемся назад в детский сад. Нам надо торопиться, времени осталось совсем мало. Как же нам быть? Как можно быстро добраться до сада? (ответы детей) Полетим на ковре –самолете. Но мы должны все на нем поместиться (дети и взрослые стараются встать на небольшую по размеру площадь).
Закройте глаза, держитесь крепко друг за друга. Полетели (раздаются звуки полета).

Воспитатель. Вот мы и дома. Опускайте все камешки в корзину (дети и взрослые опускают камни в корзину, по мере наполнения корзины стена поднимается.) Смотрите, стена поднялась, и в сказочной стране снова мальчики и девочками соединились.
Голос волшебника. Вы победили…
Дети и взрослые рассматривают сказочную страну, и воспитатель подводит детей к понятию, что жить нужно дружно, не ссориться, любить и помогать друг другу.

Воспитатель. Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем (читает смс-сообщение)
“Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли убрать стену между нами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием “Страна мальчиков и девочек”. Посылаем вам посылку с угощениями.
( Открывает посылку)
Ребята, посмотрите, какой торт приготовили для вас жители страны мальчиков и девочек. Давайте скажем им спасибо и пригласим наших гостей на чаепитие!


Список используемой литературы:
1. В.В. Абраменкова «Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе»// Вопросы психологии, 1987, № 5.
2. Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях».//М.,Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3.В.Д. Еремеева “Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному”, Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005 г.
4. Т.А. Репина “Проблема полоролевой социализации детей”, М; Воронеж, 2004.
5. Р. О. Сазонова http://festival.1september.ru/articles/508226/
6. А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.