Индекс материала |
Что такое традиционное обучение?
|
Вступление
|
1. Что такое традиция?
|
2. Что такое обучение?
|
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
|
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
|
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
|
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
|
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
|
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
|
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
|
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
|
4.8. Повторение – мать учения
|
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
|
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
|
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
|
4.12. Слово и природосообразность
|
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
|
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
|
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
|
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
|
6. Список литературы
|
Все страницы
|
Страница 5 из 22
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
Чему учить? (cодержание обучения) + Как учить? (методы обучения) = дидактическая система. Применительно предмету нашего исследования (традиционное обучение), первое слагаемое очевидно – традиция. Традиционное обучение призвано передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира). Пламенный патриот России, лидер славянофилов Алексей Степанович Хомяков говорил, что воспитание, в обширном смысле есть действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа. Не мы первые… Оглянуться назад, что бы идти вперёд! Задачу «вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа… Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует каждый народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики». Традиционное образование ориентируется на «преимущественное и усиленное изучение родины» (К.Д.Ушинский). «С теми же улыбками, с песнями и муками, что певалось дедами, допоётся внуками» (С.Есенин). «Гордиться славой своих предков не только можно и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С.Пушкин). Только народ вправе определять, чему учить детей. Народ разберётся, он не нуждается в поводырях, рано или поздно воздаст по заслугам. Поистине пророчески звучат в наши смутные дни слова Я.А. Коменского. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и Бог весть что ещё». Наши деды и пращуры соприсутствуют нам. Говорят с нами на языке священных знаков и символов. Традиционное обучение призвано вводить подрастающее поколение в сокровищницу памяти, родной и мировой культуры. Живой водой окроплять «канувшее в лету», «навсегда ушедшее». Воскрешать в детях веру, дерзновенную мечту, страсть и волю передков! И никакой «обращённости традиционного обучения исключительно в прошлое», как пытаются представить некоторые доброхоты… Ибо только Иваны (Джоны, Жаки, Гансы), помнящие родство, могут рассчитывать на будушее, достойны будущего. Но традиционное обучение, отнюдь, не исчерпывается традиционностью содержания. «Продвинутые» современные педагоги и психологи и вовсе выносят содержание за скобки («а слона-то мы и не заметили», «цель – ничто, движение – всё»), для менеджеров главное не суть дела, а «технология», «методы». Мы же, твёрдо держась стороны содержания – «содержание – первично, методы – вторичны», считаем, что нельзя «резать по живому», сводить целое, органичное к набору элементов. Определившись с содержанием традиционного обучения, мы обязаны рассмотреть его философско-методологическое основания, принципы и способы трансляции традиции – остановиться на методологических проблемах. Итак, у традиционного обучения есть своё содержание (традиция) и есть свои ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ, ЕСТЬ СВОЯ ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Откуда взялись традиционные методы обучения (т.е. способы преподавания и учения)? Их за тысячелетия, через пробы и ошибки, ошибки и пробы, в практике обучения, в педагогическом труде открыли, наработали учителя. Никто не отрицает принципа историзма, культурно-исторической обусловленности содержания и методов обучения. Но! Традиционное обучение старо как мир! Только слепой, предвзятый или малограмотный человек не заметит ОБЩЕЕ, ИНВАРИАНТНОЕ в способах организации обучения и воспитания у народов, принадлежащих к самым разным культурам, стоящих на различных ступенях общественно-исторического развития, имеющих сколь угодно своеобычную историческую судьбу. Обучение на догосударственной стадии развития человечества; школа рабовладельческих государств, включая Египет, Междуречье, Грецию и Рим; средневековая Европа (школа и университет); медресе в странах ислама; конфуцианская школа за Великой стеной; буддийский монастырь в междуречье Инда и Ганга; классические школы Нового времени и Нового света; обучение в русской крестьянской семье, общине, дореволюционных церковно-приходской школе, гимназии, реальном училище; советская доперестроечная школа (особенно со второй половины 30-х и, невзирая на хрущёвский волюнтаризм, в целом, до первой половины 80-х); обучение в «плющевой лиге», самых элитных, старых школах и университетах Англии, США; обучение на территории молодых «Азиатских тигров» - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Малайзия. Примеры можно множить до бесконечности. Пластичность, изменчивость, пестрота, многообразие форм традиционного обучения не скроет от внимательного наблюдателя его стальную, упрямо инвариантную сердцевину! И как же этому устойчивому к внешним воздействиям ядру традиционного обучения было не возникнуть, а возникнув, не закалиться? Судите сами. Учителя учили, передавали традиции своего века, своей культуры. Но учителя учили людей, а у людей, естественно, есть различия, и столь же закономерно, есть и свойственные всему человеческому роду, общие для человеческой природы вообще черты. Активно воздействуя на учеников в процессе обучения, по сути, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ, учителя опытно-эмпирическим путём ВЫЯВИЛИ ЧЕРТЫ ИММАНЕНТНЫЕ (СООТВЕТСВУЮЩИЕ, СВОЙСТВЕННЫЕ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ, КАК ТАКОВОМУ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ САМОЙ ПРИРОДЫ СОЗНАНИЯ. Приспособление педагогов к предмету своего труда – человеческому сознанию, постоянное действие «по контурам предмета своего труда»; узнавание ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, СИЛЬНЫХ СТОРОН И ОГРАНИЧЕНИЙ СОЗНАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ привели педагогов к открытию ЕДИНОЙ (СХОДНОЙ) МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ – ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ. Настоящие педагоги-практики понимают друг друга с полуслова. Традиционный урок, он и в Африке традиционный урок. Традиционный метод обучения, осознавший себя самоё в «Великой дидактике» гениального Яна Амоса Коменского не отменишь никакими инновациями, не заменишь интернатами, интерактивными досками, и другими «инновационными» безделицами и финтифлюшками для профанов.
|