Индекс материала |
Что такое традиционное обучение?
|
Вступление
|
1. Что такое традиция?
|
2. Что такое обучение?
|
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
|
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
|
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
|
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
|
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
|
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
|
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
|
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
|
4.8. Повторение – мать учения
|
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
|
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
|
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
|
4.12. Слово и природосообразность
|
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
|
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
|
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
|
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
|
6. Список литературы
|
Все страницы
|
Страница 14 из 22
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
«Упражнение, ещё раз упражнение». «Тяжело в учении, легко в бою». «Упражнение – центральный столп и метод воспитания» (Коменский). Представьте себе гимнаста, задумавшего выполнить сложную программу на брусьях без тренировки… Или фигуриста… Нелепо! Упражнение – «специальное звено обучения», «процесс применения правил к разнообразному материалу». (С.Л.Рубинштейн). Хорошо известно, что «от понимания ребёнком, как что-нибудь должно сделать (произнести, написать), до лёгкого и чистого выполнения этого действия проходит значительный период времени».К.Д. Ушинский безо всяких разночтений, категорично утверждал, что это время следует заполнить «беспрестанными» упражнениями: «за ясным пониманием какого-нибудь <> действия должны следовать непременно многочисленные упражнения в этом действии, имеющие целью обратить его в полусознательный навык и освободить, по возможности, сознание учащихся для новых, более сложных <> комбинаций». Для присвоения образцов, ЗУНов человеку нужен собственный многократный опыт их применения. Упражняясь, ученик «набивает руку», выявляет лакуны, ограничения в понимании проблемы (что я знаю и чего не знаю), методом «проб и ошибок», «ошибок и проб» (Ю.Жуйков) продвигается к совершенству. В упражнении действие (контроль сознания, удержание цели, сомнения, колебания, обращение к памяти) «свёртывается», переводится в операцию, из операций складываются навыки. Действия «автоматизируются», в сознании возникает функциональный «автопилот», позволяющий следовать оптимальному алгоритму с минимальным участием «пилота» - сознания. Соответственно, сознательные силы ученика высвобождаются для творчества, обретения новых возможностей. По мнению К.Д.Ушинского, роль упражнений особенно велика в начальной школе, когда в «бессознательный и непроизвольный навык» обращаются, чтение, письмо и счёт, что составляет залог развития немеханических, а подлинно творческих, высших литературных и математических способностей ученика. Даже самое простое и непритязательное упражнение оказывает сложное, комплексное воздействие на развитие ученика. Посредством упражнений происходит «полное усвоение и ясное выражение самого знания» (К.Д.Ушинский), «выработка соответствующих умений», «осмысливание полученных знаний» (С.Л.Рубинштейн), мощный импульс получает «способность слова». Не следует игнорировать воспитательный смысл упражнений. Упражнение – закаляет волю, формирует произвольность (человек учится управлять собственными психическими функциями); приучает к напряжённому труду; дарит радость и удовлетворение от преодоления трудностей, грамотного, чёткого функционирования. Упражняясь, человек учится сосредотачиваться на главном, не отвлекаться (тормозить ненужные в данный момент формы поведения), становится терпеливым.
|