doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Что такое традиционное обучение?
Что такое традиционное обучение? - 4.12. Слово и природосообразность
Индекс материала
Что такое традиционное обучение?
Вступление
1. Что такое традиция?
2. Что такое обучение?
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
4.8. Повторение – мать учения
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
4.12. Слово и природосообразность
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
6. Список литературы
Все страницы

4.12. Слово и природосообразность

Традиционная педагогика – педагогика слова.
Альфа и омега традиционного обучения – очное, изустное, неопосредствованное техническими средствами, полифакторное, сложное воспитательное и учебное общение учителя и ученика. Ещё Я.А.Коменский среди «краеугольных» методов воспитания и обучения называет поучение, большое значение придаёт беседам нравственного характера. Все другие методы: наказание, пример, поощрение должны «сопровождаться живым словом учителя. Знать меру, поскольку слишком длинные поучения уму-разуму или длинные речи…вообще не дадут никакого результата».
Спустя века, советская дидактика отстаивала те же принципы. Гневную отповедь критикам «словесных методов воспитания и обучения дал в 60-х годах прошлого века выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. «В учебнике педагогики я прочитал…следующее: слово учителя играет второстепенную роль среди методов влияния на ребёнка, на первом месте стоит активная деятельность, труд. Поэтому неудивительно, что в последнее время среди учителей распространилось мнение, будто «словесное воспитание» даёт незначительные результаты». Далее звучит настоящая «ода» слову учителя.
«Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного слова нет школы, педагогики».
На слово учителя должно отвечать «слово ученика». Значение устных ответов для проверки усвоения знаний трудно переоценить.  «Основным видом учёта знаний и умений является устный опрос. <> Главной формой устных ответов…является связный рассказ учащегося на поставленный вопрос. Ответ учащегося должен быть тематическим, т.е. раскрывать самостоятельную, если не тему, то подтему. <> Кроме развёрнутых ответов у доски или карты, могут быть краткие ответы с места. Требование отвечать кратко с места учит школьников выделять главное, существенное, формулировать ответы».
«Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует её; вместе с тем он прочнее её запечатлевает. Экспериментальное исследование показывает, что первые собственные формулировки, в которые отливается усваиваемый материал, запечатлеваются очень прочно».  
Однако, слово слову рознь. «Слово не воробей». «Сначала подумай, потом скажи».
И со стороны учителя и со стороны ученика слово должно быть дельным. Путать дельное слово с праздным; веское с пустым,  значит причинить огромный вред ребёнку. В педагогическом общении следует избегать суесловия, софистики. «Привычка чисто, гладко и изящно болтать всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, вовсе одна из другой не вытекающие мысли, есть одна из самых дурных человеческих привычек, и воспитатель должен искоренять её….<> В этом отношении много зла приносит самым талантливым детям излишняя снисходительность родителей к детской болтовне…». (К.Д. Ушинский).

Традиционное обучение стоит на фундаменте природосообразности (Я.А. Каменский) и практики.
Марк Тулий Цицерон говорил: «Если будем следовать за природой, как за вождём, никогда не заблудимся». Игумен Синайского монастыря Иоанн Лествиничник (6 век), автор знаменитого наставления для монахов «Лествица возводящая к небесам» советовал: «Из того, что мы видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни».  «Искусство воспитания сильно подражанием природе» - вторил Цицерону и Лествиничнику Я.А. Коменский.
«Каждому овощу – свой срок». Хороший обзор взглядов Коменского, с глубокими комментариями даёт современный учёный И.П. Подласый. «Природа ничего не предпринимает несвоевременно»; «не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определённом порядке»; «всякое формирование начинает изнутри, с самого общего»; «идёт вперёд постепенно и неуклонно»; «от более лёгкого к трудному»; «не обременяет себя излишне»; «сохраняя пропорцию»; «избегая чуждого, негодного, вредного». «Учитель – помощник природы, бороться с натурой – напрасное дело». 
В общем, «каждому овощу – свой срок». На современный психолого-педагогический  язык принцип природосообразности можно перевести так: учёт возрастных  и индивидуальных особенностей учащихся в проектировании  содержания и методов обучения. Причём, это «проектирование» происходило не в тиши кабинетов, вдалеке от школьного шума, не путём высасывания из пальца, а через многолетнее кропотливое наблюдение за детьми, за детской натурой – природой.  
Что и когда лучше усваивают из курса физики, химии, истории? Как преподать ту или иную тему? Содержание и методы традиционного обучения складывались не путём волюнтаристского указания сверху («внедрять кукурузу в Приполярье»), а исторически, через отсеивание альтернатив в настоящей, а не показушной конкуренции между лучшими педагогами и школами. Хорошая школа по определению консервативна, имеет свой характер, норов, традиции, ритуалы.
Обучение – искусство возможного.
Дайте высокое напряжение на прибор, и он сгорит.
Не перегружать! «Что будет хорошего, если на учащихся педагог наложит такую тяжесть, которой неокрепший в работе ум вынести не может?»  (Каптерев П.Ф.).
Мы живём в реалиях произошедшего дефолта информации. Осознать колоссальное количество новых сведений человеческому разуму просто не под силу. Произошёл качественный скачок: возможности  разума превзойдены обилием информации. Еженедельно в мире создаются 9 миллионов сайтов. За год в Интернет попадает информации больше, чем содержится во всех выпущенных книгах, за всю историю человечества. Информационная лавина. Как ни беги, ты обречён на незнание. Выход не в лихорадочном наращивании объёма.
Ещё в 30-е года прошлого века в своей знаменитой лекции «Закономерность умственной деятельности и связь научной лаборатории с жизнью», И.П.Павлов утверждал, что «незнание законов деятельности головного мозга, того, в какой последовательности нужно предъявлять голове трудные задачи, нагружать её знаниями, приводит к тому, что «человек сдаёт, трещит, ломается». Между тем, лабораторный опыт указывает, «в каком порядке, в каком объёме знания и задачи должны быть предъявлены голове». Но в реальной, повседневной жизни этот не учитывается, и ломаются даже сильные головы».
Если требование «соразмерности» предъявления информации возможностям ученика не соблюдается, то происходит «сшибка» нервной системы, развивается неврастения, а «государство снабжается фиктивными учениками и специалистами» (И.П.Павлов).
Дисгармония между количеством и качеством информации и интеллектуальным ресурсом её осмысления,  наличествующим у ребёнка, чревата самыми  негативными последствиями. Для их предупреждения необходима тщательная работа над учебным материалом, особенно над учебниками, книгами для чтения. Что бы минимизировать риск «перегрузки», следует абстрагироваться от излишних деталей, от всего наносного, случайного, «охватить науку преимущественно в главном и существенном, с пропуском частностей и второстепенных пунктов» (П.Ф.Каптерев).
В одиночку ученик не научится плавать в океане информации, без спасательного круга камнем пойдёт на дно. Неужели безответственным «певцам» «чудесных, уникальных, беспрецедентных возможностей Интернета» не очевидна столь простая истина. Тогда пусть обратятся к корифеям, классикам педагогики. Посмотрят, например, как тщательно, выверено подходил к отбору формы и содержания учебных книг К.Д.Ушинский. В предисловии к  книге для первоначального детского чтения «Детский мир» Константин Дмитриевич настаивает, -  не гонитесь за красным словцом, не перегружайте деталями, не путайте ученика. Исключить из учебника кривляние и заумь.  Ясные, определённые, точные, доступные, дельные мысли. Безукоризненные с логической точки зрения умозаключения, суждения, выраженные «правильным русским языком». Хороший учебник помогает учителю  чётко поставить вопрос, а ученику – дать исчерпывающий, понятный ответ.