Индекс материала |
Что такое традиционное обучение?
|
Вступление
|
1. Что такое традиция?
|
2. Что такое обучение?
|
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
|
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
|
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
|
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
|
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
|
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
|
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
|
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
|
4.8. Повторение – мать учения
|
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
|
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
|
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
|
4.12. Слово и природосообразность
|
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
|
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
|
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
|
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
|
6. Список литературы
|
Все страницы
|
Страница 4 из 22
Что такое обучение?
По этому пункту выскажусь открыто, ясно, неполиткорректно. Идущие 20 лет в нашем образовании «реформы смерти», равно как и только ещё начинающийся, надеюсь, последний глобальный кризис капитализма-империализма, ещё раз подтвердили научную обоснованность, огромный объяснительный, эвристический потенциал и прогностическую ценность марксизма-ленинизма. Несмотря на зубовный скрежет нынешних поборников «модернизации» образования (в подавляющем большинстве, бывших коммунистов) выдам на гора всесильную, потому что, верную марксистско-ленинскую трактовку понятия «обучение». Обучение (учение) - это целенаправленный, систематический, планомерный процесс формирования сознания (знания, умения, навыки, способы действий, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и т.д.) подрастающего поколения. Многие сейчас пытаются выхолостить то, что колет им глаза, невооружённым глазом видно всем мыслящим людям – социальный смысл обучения. Но нас не проведёшь. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Учить в обществе и быть свободным от него – невозможно вдвойне. Цели обучения, его методы и формы, равно как и его содержание, жесточайшим образом обусловлены «классовой структурой общества», «господствующими социально-экономическими отношениями». «Общественное бытие определяет общественное сознание», базис – надстройку. «Кто платит, тот и музыку заказывает». «Музыку» заказывают деньги, сросшиеся с властью (олигархия). Она же, естественно, не прямо, а через своих клевретов, наймитов и прислужников, «заказывает» образование. Олигархии выгодно продлевать золотой для неё статус-кво. Отсюда – «социальный заказ» к системе образования. Отсюда – ЕГЭ (невзирая на общественное мнение, где демократия?); коммерциализация образования; заранее заданный «социальный масштаб» (свои «образовательные траектории» для «простых смертных» и для «элиты»; удар по сельскому образованию и авторитету учителя; двухуровневая система в ВУЗаз (бакалавр и магистр… Отсюда учебники по истории России (эстонские и украинские, английские и американские и то объективнее)… Отсюда – «образ выпускника российской школы» реальный, а не рекламный образ. «Нет зрелища печальнее на свете». Конкурентоспособность, говорите? Модернизация? Но, хватит о плохом. «Уныние – страшный грех». Есть надежда. Не так просто человека сломать. Механицизм в социальных вопросах неуместен. Рановато радуетесь, господа хорошие. «Человеческий фактор» нельзя недооценивать, поэтому, признавая справедливость марксистской, позволю себе дать ещё одно определение. Обучение – это процесс социального взаимодействия, в ходе которого происходит: - преподавание (объяснение) – передача части культурного опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, средств деятельностного общения, морально-нравственных ориентиров и ценностей) от сведущих носителей этого опыта (учителей, в широком смысле) к несведущим (ученикам); - учение (понимание) – распредмечивание и присвоение культурно-исторического опыта учениками, снятие объективного содержания получаемых знаний, умений, навыков, в субъективной форме (смыслы, мысли, способности, умения, чувства) ученика; - социальная стандартизация, социализация человека, подчинение индивидуума требованиям социума; - осознание человеком собственной «самости», «уникальности», «идентичности», «свободы», как возможности и необходимости бороться с разрушительными, регрессивными, энтропийными силами и тенденциями (злом, смертью, насилием, разрушением), и всемерно способствовать победе сил человечности, подлинного гуманизма (добра, жизни и света). Обучение может «вести за собой развитие», создавать «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский) субъекта, а может создавать зону подавленного развития, угнетать, гасить творческие импульсы, «расчеловечивать», «опускать» человека. Надо бороться!
|