doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Что такое традиционное обучение?
Что такое традиционное обучение? - 4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
Индекс материала
Что такое традиционное обучение?
Вступление
1. Что такое традиция?
2. Что такое обучение?
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
4.8. Повторение – мать учения
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
4.12. Слово и природосообразность
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
6. Список литературы
Все страницы


4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок

«Мать родная – дисциплина». Подлинная свобода предполагает дисциплину. Если есть «вольность», «свобода», должна быть «узда», «торможение», «дисциплина».
Дисциплина позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д.Ушинский). Держать «постоянно на узде свой организм и вести его туда, куда указывает мысль высшего блага».
Во «Введении» к программам учебных предметов для церковноприходских школ, утверждённых Святейшим Синодом в 1896 году сказано: «…наставник приучает детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению».
Распорядок дня! Правила поведения.  «Безоговорочное подчинение  требованиям». Знай своё место в строю.Калёным железом выжечь, поганой метлой изгнать анархию. От анархии, отсутствия дисциплины больше всего страдают сами ученики.Уважение к порядку. Бодрость и внимание, у учителей и у учеников. «Школа без дисциплины есть мельница без воды».В своихработах Коменский понимает дисциплину как: «условие обучения и воспитания; олицетворение организованности – предмет воспитания; средство воспитания; систему дисциплинарных взысканий».
Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума.  Подчёркивая эту связь, И. Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством».
А.С. Макаренко повествовал  о великолепной дисциплине, что «неслышно, на мягких лапках» ходит среди воспитанников колонии, и «переставляет» заблудших на подобающее место.
Не распускать! О дисциплине как «торможении» инстинктов культурой, о дисциплине как «тормозе», укороте отрицательного поведения не раз высказывался И.П.Павлов. «Так, в университетах Кембриджа и Оксфорда, из которых выходит цвет английской интеллигенции, ежегодно советом профессоров избирается два профессора для наблюдения за приличным поведением студентов на улице. И это «не возмущает студентов и не шокирует профессоров! Видите, какие поражающие факты внимания к этой узде, дисциплине. И там это проходит через всю жизнь. Вы знаете до какой степени там крепки обычаи, привычки… На этом вы поддерживаете практику нервной деятельности, упражняете торможение».
Ближайшая соратница В.М.Бехтерева А.А.Дерново-Ярмоленко  предрекала: «…не сейчас, так завтра, не завтра, так позднее мы перейдём к дозировке и организации воспитывающей среды».  
А что же делаем мы? Вместо дозировки и организации чудовищные диспропорции, крайности. Бьём по нервам и вкусам детей эксцессами, удивляем, тормошим. Убиваем «надо», гипертрофируем, до немыслимых размеров раздуваем «хочу».  Во всём потакаем. Боимся прослыть ретроградами. Упиваемся «свободой», или мнимой свободой, или вседозволенностью, переходящей в безудержность, в разнузданность, в беспредел.  «Мы воспитываем детей без власти над собой… Разве наши законы исполняются? Разве не обходят их на каждом шагу? Разве наши штрафы когда-нибудь берутся? Нет. У нас всё только на бумаге. И вместо практики торможения мы поступаем как раз наоборот, мы эту практику постоянно уничтожаем… Торможение упразднено, остаётся одно возбуждение. И отсюда всякие эксцессы и в области желаний, и в области мысли, и в области поведения».
«Судьба жизни страшно зависит от маленьких житейских правил» (И.П.Павлов). «Ритмичный, упорядоченный быт… основа жизненных успехов и счастья наших детей».     
Подумаешь, – маленькие, незаметные, повседневные правила, размеренный, устроенный, стабильный, дисциплинированный быт. Но эти «мелочи» «Страхуют» и укрепляют психику,  облегчают последствия  толчков и потрясений, позволяют успокоиться,  обрести уверенность, достичь максимальных результатов в учёбе, труде.