Вступление |
Более двадцати лет в так называемых «цивилизованных странах» под идеологическим прикрытием «реформ и инноваций» идёт дискредитация и уничтожение традиций во всех сферах жизни. Особенно безжалостно и последовательно переформатируется образование. Против традиционной школы развязана тотальная психологическая война, сопровождающаяся административными и финансовыми спецоперациями всемирного масштаба. Казалось, дни традиционной школы сочтены. Но «всякое действие (особенно неправое) рождает противодействие», и никому не под силу отменить объективные закономерности исторического процесса, и «не в силе Бог, а в правде». Всё больше людей с ностальгией оглядываются назад. Специалисты и простые граждане сопоставляют ученика традиционной и современной школы. Сравнение, несмотря на все достижения «информационных технологий», оказывается не в пользу последнего. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Плачем – и в ситуации прогрессирующего паралича современного образования задаёмся очевидными вопросами. Кому помешала традиционная школа? Чем она плоха? Тем, что действительно учит думать? Воспитывает неравнодушие, солидарность? Прививает любовь к Родине, высокие гуманистические чувства? Закладывает в души авторитеты и абсолюты? Даёт нравственные и интеллектуальные ориентиры? Отрицает господство золотого тельца? Утверждает примат духовного над материальным? Вместо пресловутой «толерантности» называет вещи своими именами, бескомпромиссно обличает грех, зовёт на борьбу со злом? Вопросы, вопросы… Почему в элитных школах всего мира учат на традиционный манер? Почему страны-лидеры мирового роста, несмотря на чудовищное давление, выстраивают собственное образование по традиционным лекалам? Почему СССР с его «тоталитарной» школой открыл космическую эру человечества? Почему советские специалисты ценились в мире на вес золота? Кому выгодна демонизация традиции? Ради чего порушили систему образования – занимавшую, по данным ЮНЕСКО, третье место в мире – чтобы откатиться в пятый десяток? Зачем с таким маниакальным упорством протаскивают ЕГЭ? Эта книга содержит попытку разгадать секрет поразительной жизнеспособности и эффективности старой как мир традиционной педагогики, вооружить защитников традиционного подхода вескими научными аргументами, вдохновить их на отпор строителям нового Вавилона. Книга состоит из трёх частей. В первой части – определимся с терминами, дадим философско-мировоззренческую и психолого-педагогическую характеристику традиционного обучения. Как бы ни шельмовали традицию адепты скороспелых «ускорений» и «модернизаций», истину не замолчать. Призвание учителя – учить, «сеять разумное, доброе, вечное», а не «услуги оказывать», не «компетенциями» торговать… Не за «подушевое финансирование» душу продавать… Не тень на плетень наводить… Не путать-плутать… Не в компьютеры играть… Не портфолио составлять… А к горнему звать… Любить, наставлять, помогать… Разъяснять и объяснять… Не хаос постмодернистский плодить, а порядок в душе и голове наводить – суть предмета преподносить... Смекалку да смётку будить… Гордыне взять верх не позволять… Примером и упражнением мысль иллюстрировать да закреплять! Традиционное обучение – не «вдалбливание знаний», «зубрёжка», «натаскивание». Традиционное обучение не есть «механическое повторение» без понимания. Традиционное – не обязательно монологичное. Традиционное – не консервирует сознание на стадии наглядно-образного мышления. Есть вещи поважнее «педагогики сотрудничества». Традиционная педагогика – «педагогика любви» и патернализма, заботы и участия, долга и ответственности. Традиционная школа – не супермаркет, а семья. Учитель – наставник, отец ребятишкам, их заботливая «вторая мама». Ученик – никакой не «винтик». Ученик – «товарищ и брат». Ученик – «верный сын своего народа», трудом и волей обретающий все богатства культуры, чтобы в борьбе с энтропией и хаосом подняться на следующую ступень поступательного движения к справедливости, добру и красоте. Именно традиционное обучение воспитало поколение, что выше античных героев, – святое, жертвенное поколение советских людей, остановивших коричневую чуму, спасших мир от фашизма. Вторая часть книги – научно-практическая. В ней от теории до конкретных методических разработок показано, как средствами традиционной педагогики можно транслировать детям теоретические знания. Учителя старой закалки умели учить, опираясь на житейский опыт ребёнка, просто говорить о сложном – приноравливать теоретическое знание к актуальному и перспективному уровню развития детей. Педагоги прошлого, подобно садовникам, заботливо холили и нежили семена детской мысли, получали добрые всходы, «доращивали» имеющиеся представления до теоретической спелости, собирали урожай в виде сначала робких, а затем всё более сильных, самобытных, искромётных проявлений рождающегося ума-разума ученика. Найти «в душе дитяти готовый образ» и на нём строить обучение (К.Д. Ушинский). Объяснение посредством «сведения к известному» (П.П. Блонский). Глубокая мысль есть далёкая ассоциация. «Мостиком», посредником между сознанием школяра и содержанием науки может быть образ. Умный образ! Мышлению научно-теоретическому (в полноценных научных понятиях) предшествует теоретическое образное мышление. Оно воплощается в «умных» и «художественных» образах, «в модельных представлениях» (Л.А. Венгер), в метафорах, аналогиях, переносах, сравнениях, пиктограммах… Далёкое через близкое, неизвестное через известное, сущностное через явленное… Реализуя объяснительно-иллюстративный метод как диалог, виртуозы педагогики вплетали в ткань урока «умные образы», символически изображающие те или иные теоретические связи и отношения объективной реальности. Умный образ – это «ненаглядная наглядность». Результат синтеза поэзии и науки, рационального и художественного, логоса и образа, научного и обыденного, смысла и значения, типичного и эксклюзивного, детского и взрослого, аффекта и интеллекта… Умный образ – это «живое знание», цельное одухотворённое «мировидение» человека. Мы познакомим вас: - с теоретическим «паспортом» умного образа; - с «историографией» умного образа (умный образ в истории науки, искусства, философии, педагогики); - с особой диалогической формой реализации объяснительно-иллюстративного метода обучения с применением умного образа (позитивно-манипуляционным дидактическим диалогом); - с психологической и педагогической моделью дидактического диалога; - с практическими примерами использования умных образов в педагогических целях; - со сценариями конкретных дидактических диалогов со старшими дошкольниками и младшими школьниками; - с экспериментами по исследованию генеза и развития теоретического образного мышления детей в условиях позитивно-манипуляционного дидактического диалога. В третьей, публицистической части монографии – «инновационное» образование трактуется как подсистема «нового мирового порядка» – «либерально-постмодернистского империализма психозойской эры». Правильное наименование доминирующего в мировом масштабе общественно-политического строя высвечивает инвариантные черты (закономерность) в развитии обучения и воспитания разных стран, позволяет вскрыть подлинные цели «реформаторов», дать прогноз, наметить рубежи обороны и направления контратаки. «Школа вне политики»… Ложь! Школа – «плоть от плоти, кровь от крови», концентрированное выражение, квинтэссенция политики. В начале третьего тысячелетия транснациональные корпорации контролируют от 2/3 до 3/4 мирового ВВП. Глобальному экономическому базису позарез нужна глобальная политическая надстройка. И она возникает в режиме нон-стоп, прямо на наших глазах. Узел противоречий между привычными нам, исторически сложившимися государствами и транснациональными структурами затягивается. «Семёрки» и «двадцатки», НАТО и ЕС, Давосы и Римские клубы, многочисленные, с непонятным статусом «общественные организации»… Все эти центры, комитеты, коалиции, коллоквиумы, институты по капле выжимают суверенитет, перетягивают на себя властные функции, захватывают контроль над финансовыми потоками и СМИ, ставят международное право выше конституций отдельных стран, диктуют свою волю целым народам, карают «ослушников» огнём и мечом. Разговоры о «мировом правительстве» из досужих домыслов превратились в предмет злободневного политического дискурса, вошли в повестку дня. «Новый мировой порядок» требует «нового человека». С «образовательного конвейера» уже начинают сходить клонированные, «выведенные из пробирки», полностью управляемые манкурты, «новые кочевники» (Ж. Аттали), «граждане мира». Через отреформированное до смерти образование должна осуществиться «перезагрузка» человека, его трансформация в «постчеловека». Рушатся устои и скрепы. Кощунственно попираются святыни. Постмодернисты порубили все константы и абсолюты, опрокинули вертикали, поменяли вывески и знаки. Насаждается мерзкий релятивизм («всё относительно»). Махровый «мультикультурный толеранс». Интернет-виртуал подменяет собою дивно изукрашенный Божий мир, погружает человека в морок-сон («Спите храбрые войны, всё едино, всё едино»), отказывает в онтологическом статусе самой объективной реальности. «На экране окна сказка с несчастливым концом». «Есть только жажда твоя». «Всё позволено». «Живи настоящим». «Живи, играй». «Будь собой доволен». «Ты никому ничего не должен». Либерально-постмодернистскому империализму требуются «винтики», разделённые до атомарного состояния «истеричные потребители», миллионы манипулируемых «лузеров»-социопатов и горстка «элиты». Новое средневековье, а то и рабовладение. «Закон о кухаркиных детях». Образовательный апартеид и сегрегация. Такие вот «образовательные траектории» уготованы нам! Неужто сдадимся, капитулируем? Или утрём слёзы, очнёмся, спохватимся, встанем горой за несказанную тайну – за всё вихревое, живое, романтичное, донкихотское, благородное, альтруистичное в нас. Традиционная школа – человекосообразна. Так не сдадим же её врагам, какими бы «великими и ужасными» они ни казались! |