doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Что такое традиционное обучение?
Что такое традиционное обучение? - 4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
Индекс материала
Что такое традиционное обучение?
Вступление
1. Что такое традиция?
2. Что такое обучение?
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
4.8. Повторение – мать учения
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
4.12. Слово и природосообразность
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
6. Список литературы
Все страницы

4.11. Не избаловать!  Поощрение и наказание

Аскеза, поощрение и наказание.
Традиционная школа – суровая, не забалуешь. «Корень учения горек».
Послушание в монастыре. Послушание за школьной партой. Отношения учителя и ученика в конфуцианстве, буддизме. Традиционное воспитание зиждется на  аскезе, поощрении и наказании; безмерной вере воспитателя в правильность избранного пути.  Ну кто сказал, что жизнь бесконечный «машкерад», праздник? Почему самые элитные школы Запада руководствуются принципом: «разумное ограничение», «не баловать»?
Вспомните замечательную книгу В.В. Овчинникова «Сакура и дуб». Говоря о хвалёной английской системе образования журналист отмечает, что чем респектабельнее, а, стало быть, дороже школа, тем более суровые условия существуют там для воспитанников. Девизом многих элитных школ могли бы стать слова «чем хуже питание, тем лучше воспитание».
К.Д.Ушинский предупреждал: «не впадайте в искусственные детские развлечения». Искусственная стимуляция нервной деятельности, её ненормально форсированное течение причиняет вред. Подобное «ускорение» изматывает организм физически, мало-помалу обращается в привычку к «раздражительному состоянию», наконец, формирует слабонервного и слабохарактерного субъекта, которых сейчас всё больше.
Вспомните комнату А.С.Пушкина в Царскосельском лицее, уроки стоя лицеисты делали, у конторки, и ничего…
Выдающийся немецкий педагог, философ-идеалист Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) полагал, что ребёнку от рождения присуща «дикая резвость». Обуздание резвости требует от педагога строгости. Для поддержания порядка,  по мнению Гербарта, допустимо применять угрозы, запреты, ограничения, телесные наказания, которые, впрочем, должны налагаться «осторожно и с умеренностью».
Хорошо бы,  конечно, обойтись без «конфликтного торможения»  – наказания.  Но, увы, никуда от наказаний не деться, не надо себя обманывать и лицемерить. Проще всего быть  добреньким, всё позволять, гладить только по шёрстке. Но чем обернётся такое сюсюканье?  
Наказывать нелегко, это требует от педагога, родителя больших эмоциональных затрат. У ребёнка возникает чувство вины за содеянное, раскаяние. Но справедливое наказание учит –  показывает ребёнку границы допустимого, непреклонную волю взрослого, демонстрирует неотвратимость расплаты, взывает к покаянию и исправлению, формирует самоконтроль. Анализируя отношение к наказанию в якобы «реакционном», «жестоком» «Домострое», доктор филологических наук обнаруживает важнейшую подоплёку наказания: «Рукой домовладыки, отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, но идея неотвратимости наказания за проступок, порок или за самое страшное преступление – лень и безделие. <> Обоснование, высказанное М.Е. Салтыковым-Щедриным в сатирическом контексте, для многих и тогда и сейчас – вовсе не сатира: «Да как это никого не драть? Да ведь эдак, пожалуй, мы и Бога-то позабудем!».
Реакция на наказание обнаруживает черты характера ребёнка. Традиционная педагогика, как правило, приучает к стойкости перед наказанием. Во многих традиционных системах ученик обязан благодарить учителя за наказание, за «науку».
«Предварительно взвешивать ту или иную меру». «Поощрение и ласка должны быть справедливыми, соразмерными тяжести проступка или достижения». «Нельзя перехваливать, создавать завышенных ожиданий, раздавать необоснованных авансов». «Розга только за намеренное и систематическое нарушение нравственных заповедей, а не за недостающие знания». (Коменский).
Взмахом кнута и посулом пряника, терпением да любовью, воспитатель, педагог не даёт свернуть со столбовой дороги к нормативному образцу-идеалу. Воспитатель имеет право наказывать, поскольку уверен, что ведёт к истине.