doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 9. Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития - 9.3. Технологии расчеловечивания: превратить традицию в служанку
Глава 9. Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития - 9.3. Технологии расчеловечивания: превратить традицию в служанку
Индекс материала
Глава 9. Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития
9.1. Социальный заказ к «новой школе»: преодоление человека
9.2. Социальная сфера, образование: поворот к расчеловечиванию
9.3. Технологии расчеловечивания: превратить традицию в служанку
9.4. Технологии расчеловечивания: «различные образовательные траектории», «два мира – два детства»
9.5. Элитная школа
9.6. Как учат в настоящей элитной школе
9.7. Как воспитывают в настоящей элитной школе
9.8. Массовая школа (социологический аспект)
9.9. Социальный смысл массовой школы
9.10. Как учат в массовой школе
9.11. Воспитание в массовой школе (вместо заключения)
Все страницы

9.3. Технологии расчеловечивания: превратить традицию в служанку

Трудный, но необходимый разговор. Раньше бы начал, да не знал, как и подступиться. Думал, что противоречие, ослабляющее мою позицию изнутри, как-то само собой рассосётся, исчезнет. Ан нет. В два прыжка эту пропасть не перепрыгнешь. Придётся, увеличивая пространство для разбега, назад отойти…

В первых главах книги пропели мы вдохновенный гимн традиции. «Традиция – идентичность общества и народа, их личность, их душа». Всё так, от слов своих не отказываемся. Но ведь и в личности, и в душе, покуда жив человек, борьба великая, главная идёт. Чёрное – белое, белое – чёрное. Не впадаю в ересь, онтологический статус «белого» несоизмеримо выше! Но чёрное-то всё-таки есть. Душу отягощают грехи. В истории народа  есть минуты слабости (малодушия), неверия и предательства. Наша персональная история, как и история рода, народа – соткана из противоречивых тенденций: к славе, к победе; к саморазрушению, поражению и гибели… Время героев и титанов сменяется временем  пигмеев и перевёртышей. «Ничто на земле не проходит бесследно». Время… «С нас – его черты и складки, приглядевшись, можно взять». Да, в традиции запечатлевается всё, остаётся всё – и хорошее, и плохое.

Мог ли постмодернистский империализм упустить свой шанс? Национальные культуры уязвимы, если бить в незащищённое место, стилетом, да в стык пластин.

Шапкозакидательством заниматься – значит обрекать себя на поражение.  Постмодернистский империализм – не прост: запутан, перекручен, извращён.  Коварный враг. «Смерть кощея в иголке, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце…»

Давно переломили бы мы ту иголку… Но  ложка дёгтя  портит бочку мёда.

Соблазняя, искушая, опуская, разрушая – манипуляторы ищут червоточину, гнильцу в нас. И находят! Потакают саморазрушительным тенденциям. Вытаскивают из родовой памяти, из традиции всё гнетущее, болезненное, страшное. Ворошат старые раны. Навевают кошмарные сны.

Для постмодернистского империализма нет ничего святого. К чему бы он ни прикасался своими грязными руками – всё запачкает. Что для империализма традиции народов – краплёные карты в шулерской игре. Когда надо, вытащат выгодную из рукава.

Так надо за руку схватить! Надо видеть, когда твою традицию (и тебя вместе с ней, и твой народ) разыгрывают, вокруг пальца обводят. Как ловко прохиндеи воспользовались, например, нашей традиционной доверчивостью, нашим традиционным долготерпением, нашей незлобивостью. Как подло они воспользовались нашей тягой «ко всему и сразу», нашим нигилизмом, нашим анархизмом, нашей бесшабашностью, нашей мечтательностью, нашей неуёмной порывистостью, нашей страстью к абсолюту, нашей бесхитростностью в «мирских» делах. Актуализировать, вызвать к жизни объективно вредное на данном историческом этапе… Актуализировать однобоко, кощунственно, гипертрофированно… Но актуализировать, вызвать то (как ни больно сознаться), что действительно есть, сидит в тебе… И,  проникнув в крепость через подкоп, – перерезать всё живое.

Думать нам надо, крепко думать, чутьё в себе развивать, чтобы для «троянского коня» ворота души, часом, не открыть! Иначе – повторим судьбу индейцев!

Другой аспект не в пример легче, проще, понятнее. Красной нитью через всю книгу проходит – традиционное обучение имманентно (отвечает, соответствует)  сознанию человека. Традиционные педагоги уловили инвариантные, фундаментальные закономерности функционирования мышления. И как нельзя лучше приспособили методы и формы обучения к открытым в практике закономерностям мыслительной деятельности. Получается, что традиционное обучение – носитель самых совершенных алгоритмов передачи знаний, умений и навыков.

Придётся повторить риторический вопрос. Мог ли постмодернистский империализм упустить свой шанс? Мог ли не использовать традиционные методы и формы обучения в своих грязных играх? Мог ли не применять имманентные человеческому мышлению  традиционные подходы и приёмы обучения? Мог ли пройти мимо столь мощного оружия, столь эффективной технологии.  Конечно, нет!

Постмодернистский империализм – это проект. Проекту нужен менеджмент. И, самое интересное, для подготовки «руководящих кадров», в закрытых элитных школах, вовсю используются именно традиционные методы и формы обучения. А в массовой школе всё классическое  безжалостно  уничтожается, подменяется «инновационным» новоделом.

Постмодернистский империализм предельно циничен, изворотлив. Пытается превратить традицию в служанку. Не выйдет!