doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.2. Что такое обучение?
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.2. Что такое обучение?
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы

 

1.2. Что такое обучение?

По этому пункту выскажусь открыто, ясно, «неполиткорректно». Идущие 20 лет в нашем образовании «реформы смерти», равно как и только начинающийся глобальный кризис капитализма-империализма ещё раз подтвердили научную обоснованность, огромный объяснительный, эвристический потенциал и прогностическую ценность марксизма-ленинизма. Несмотря на зубовный скрежет нынешних поборников «модернизации» образования (в подавляющем большинстве, бывших коммунистов) выдам на горá «всесильную, потому что верную», марксистско-ленинскую трактовку понятия «обучение».

Обучение (учение) это целенаправленный, систематический, планомерный процесс формирования сознания (знаний, умений, навыков, способов действий, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов и т.д.) подрастающего поколения.

Многие сейчас пытаются выхолостить содержание этого понятия, убрать из него то, что колет им глаза, что невооружённым глазом видно всем мыслящим людям – социальный смысл обучения.

Но – жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Учить в обществе и быть свободным от него – невозможно вдвойне.

Цели обучения, его методы и формы, равно как и его содержание, жесточайшим образом обусловлены «классовой структурой общества», «господствующими социально-экономическими отношениями». «Общественное бытие определяет общественное сознание», базис – надстройку. «Кто платит, тот и музыку заказывает». «Музыку» заказывают деньги, сросшиеся с властью (олигархия). Она же (олигархия), естественно, не прямо, а через своих клевретов, наймитов и прислужников, «заказывает» образование. Олигархии выгодно продлевать золотой для неё статус-кво. Отсюда – «социальный заказ» к системе образования. Отсюда – ЕГЭ (между прочим, невзирая на общественное мнение, где демократия?!); коммерциализация образования; заранее заданный «социальный масштаб» (свои «образовательные траектории» для «простых смертных» и для «элиты»); удар по авторитету учителя, удар по сельскому образованию; двухуровневая система в ВУЗах (бакалавр и магистр)… Отсюда учебники по истории России (по сравнению с которыми эстонские и украинские, английские и американские и то объективнее)… Отсюда – «образ выпускника российской школы», реальный, а не рекламный образ. «Нет зрелища печальнее на свете». Конкурентоспособность, говорите? Модернизация?

Но хватит о плохом. «Уныние – страшный грех». Есть надежда. Не так просто человека сломать. Механицизм в социальных вопросах неуместен. Рановато радуетесь, господа хорошие. «Человеческий фактор» нельзя недооценивать, поэтому, признавая справедливость марксистского, позволю себе дать ещё одно определение.

Обучение – это процесс социального взаимодействия, в ходе которого происходит:

- преподавание (объяснение) – передача части культурного опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, средств деятельностного общения, морально-нравственных ориентиров и ценностей) от сведущих носителей этого опыта (учителей – в широком смысле этого слова) к несведущим (ученикам);

- учение (понимание) – распредмечивание и присвоение культурно-исторического опыта учениками, снятие объективного содержания получаемых знаний, умений, навыков в субъективной форме (смыслы, мысли, способности, умения, чувства ученика);

- социальная стандартизация, социализация человека, подчинение индивидуума требованиям социума;

- осознание человеком собственной «самости», «уникальности», «идентичности», «свободы» как возможности и необходимости бороться с разрушительными, регрессивными, энтропийными силами и тенденциями (злом, смертью, насилием, разрушением) и всемерно способствовать победе сил человечности, подлинного гуманизма (добра, жизни и света).

Обучение может «вести за собой развитие», создавать «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) субъекта, а может создавать зону подавленного развития, угнетать, гасить творческие импульсы, «расчеловечивать», «опускать» человека.

Надо бороться!