doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса
Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса - Глава II. Этноцентризм и модели вхождения в новую культуру
Индекс материала
Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса
Введение
Глава I. Этническая идентичность
Глава II. Этноцентризм и модели вхождения в новую культуру
Глава III. Стереотипы
Раздел II. Введение
Глава I. Исследование гетеростереотипов
Глава II. Автостереотипы
Выводы
Библиография
Все страницы

 

Глава II.  Этноцентризм и модели вхождения в новую культуру.

2.1 Внутригрупповой фаворитизм: определение понятия, основные признаки.

С взрослением и формированием этнической идентичности у членов этнической группы происходит сдвиг на ориентацию «внутрь группы». В дальнейшем, так называемый «внутригрупповой фаворитизм» используется для поддержания группой позитивной идентичности.  Об этом можно говорить, как о свойстве воспринимать и оценивать жизненные явления через традиции и ценности собственного этноса. В 1906 г., в своем труде «Народные обычаи» У.Г. Самнер [119]  вводит термин «этноцентризм»: «Этноцентризм-это специальное название для такого взгляда на вещи, при котором чья-то собственная группа является центром всего, а все остальные располагаются и рассматриваются, отталкиваясь от него… Каждая группа питает свою собственную гордость и тщеславие, хвастается, что она самая лучшая, превозносит собственные божества и смотрит с презрением на чужих. Каждая группа считает, что ее собственные народные обычаи - единственные верные, а если она замечает, что другие группы имеют другие обычаи, то последние лишь вызывают ее презрение. Из этих различий возникают оскорбительные эпитеты. "Свиноед", "коровоед", "необрезанные", "бормоталки" - эпитеты, выражающие презрение и отвращение. Жители Туниса награждали португальцев из-за фасона их брюк насмешливым эпитетом, производным от названия птиц, у которых вокруг ног перья. В нашем случае наиболее важным является тот факт, что этноцентризм ведет людей к преувеличению и интенсификации в своих народных обычаях всего, что особенно и что отличает их от других. Этноцентризм, следовательно, укрепляет народные обычаи». К примеру, арабоязычная этноконфессиональная группа, относящаяся к одному из ответвлений исмалиизма, друзы , верят, что количество человеческих душ в мире ограничено и человеческая душа после смерти может вселиться только в нового человека. Причем душа друза переселяется только в тело своего единоверца; благодаря такой вере в реинкарнацию связь между членами друзской общины необычайно крепка. Однако следует заметить, что признавая себя правоверными мусульманами, друзы признают так же Тору, Евангелие, Ветхий завет и Новый завет, говоря о том, что по их мнению, истина в разных формах содержится во всех монотеистических учениях, однако все же наивысшими судьями в определении этой истины люди Единства считают себя. Это значит, что дана группа, не являясь враждебной по отношению к приверженцам других религий, вместе с тем проявляет внутригрупповой фаворитизм, положительно сказывающийся на поддержании позитивной групповой идентичности. Так же, проводя исследования в Восточной Африке, М. Бауэр и Д. Кэмпбелл [28], обнаружили, что к своей группе представители всех, принимавших в исследовании участие, народов относились с больше симпатией, выше оценивали ее моральные добродетели и достижения, но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений фаворитизм был гораздо слабее выражен, чем при оценке других аспектов. Члены трети общностей оценивали достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Так же, при изучении взаимных установок было выяснено, что пары групп (всего в исследовании принимало участие 30 культурных групп) стремились отвечать взаимностью на установку другой группы.
М. Бауэр и Д. Кэмпбелл [28] выделяют основные признаки этноцентризма:

  • Восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «не естественных» и «неправильных».
  • Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных.
  • Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных.
  • Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

 

Однако, несмотря на положительное влияние на групповую идентичность, для полноценного взгляда на это явление этноцентризм следует рассматривать и в негативных аспектах, таких как, например, отрицательное влияние на межэтническое взаимодействие: «…любая позитивная идентичность определяется и через негативные образы, и следует признать то неприятное обстоятельство, что наша Господом дарованная идентичность живет за счет унижения других.»(Э. Эриксон, [25]). Было показано, что при наличии конфликта между этническими общностями, этноцентризм может проявляться в крайних формах и негативно сказываться не только на этническую группу, но так же и на самого индивида. Такую форму крайнего этноцентризма принято называть воинственной. Воинственный групповой фаворитизм получает свое выражение в недоверии, ненависти, а так же страхе по отношению к другим этническим группам, обвинение их в проблемах и неудачах своего этноса. Б.Ф. Поршнев [17] приводит пример такого фаворитизма из охотничьего дореволюционного периода жизни тунгусских народов: «Каждый род отличался татуировкой своего лица так же, как некоторыми особенностями оружия и утвари; при нечеткой размежеванности между родами охотничьих территорий встреченного человека с «чужой» татуировкой убивали и труп его бросали на съедение диким зверям.»(стр. 57). Или же, по его словам, путешественник Кёрр, описывая австралийцев заметил, что всякая смерть соплеменника от болезни или несчастного случая «непременно приписывается колдовству со стороны какого-нибудь враждебного или малоизвестного племени. В таких случаях после погребения вступает отряд людей, жаждущих крови; идут ночью, украдкой, за 50-100 миль, в сторону, населенную племенами, самые имена которых им неизвестны. Найдя группу, принадлежащую  к такому (враждебному или малоизвестному) племени, они прячутся и подползают ночью к стойбищу… убивают спящих мужчин и детей»(стр.58). Воинствующий этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Его ярким проявлением выступает делегитимизация – форма этноцентризма, выражающаяся в максимизации межгрупповых различий и осознании подавляющего превосходства совей группы. Делегитимизацию усиливают действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из человеческого рода. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами и представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет поступать  с ними так, как запрещено поступать с себе подобными - людьми. В качестве примера можно привести отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии.
Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.

2.2 Этноцентризм в мировой истории

Древняя  Греция. Для античных мореплавателей представляли значение только торговые пути на море, в своих путешествиях они отмечали факты,  не наблюдая за течением событий. Примером этому могут служить рассказы Менелая о своем путешествии из Кипра в Финикию, описанные в Одиссее: «Видел я Кипр, посетил финикиян, достигнув Египта, к черным проник эфиопам, гостил у сидонян, эрембов; В Ливии  был, наконец, где рогатыми агнцы родятся, где ежегодно три раза и козы и овцы кидают; в той стране  и полей господин и пастух недостатка в сыре и мясе и жирногустом молоке не имеют; круглый год там изобильно бывают доимы коровы» (Одиссея, Песнь IV, 83-89).  Непонятное, удивительное дорисовывалось посредством мифологического мировосприятия. Африка, находящаяся по другую сторону моря, воспринималась как земля, населенная чудесными существами. Древнегреческий историк Помпоний Мела пишет об этом в трактате «О положении мира»: «У блеми полностью отсутствует голова. Их лице есть их грудь. У сатиров нет ничего от человека, кроме лица. Эгипаны действительно обладают формой, которую им приписывают. Говорили, что у этого африканского народа верхняя часть тела похожа на человеческую, нижняя же – на козлиную. Более того, у мантаподов, или кривоногих, живущих на правом берегу реки Сенегал, более гибкие ноги – из-за того, что они меньше ходят и больше лазают.»  Уровень «варварства» определялся по потребляемой пище, причисляя к цивилизованным народам ситофагов, поедателей хлеба: «…и сведать послал их, к каким мы людям, вкушаюшим хлеб на земле плодоносной, достигли?» (Одиссея, Песнь X, 101-102). Широко распространенная среди греков точка зрения разделяла человечество на две части – греков и варваров. Под варварами понимались все народы, не говорящие по-гречески, что в итоге свелось к отрицанию у других народов какой-либо культуры.

Китай. В Китае правительство пыталось использовать обмен посольствами для поддержания своего авторитета как на международной арене, так и внутри страны. Основы дипломатии, выработанные еще в древности, в VII-IXвв. начали складываться в стройную систему. Сутью ее было признание Китая главенствующим в мире государством, которому в лице императора должны подчиняться все зарубежные страны. Прибывающие в Китай послы обязаны изъявлять покорность, а привезенные дары рассматривались как дань. Сложился особый церемониал приема послов, призванный символизировать сюзеренитет Китая. Властители стран, присылавшие посольства, объявлялись вассалами императора. В знак особой милости им передавали ритуальные регалии власти, подарки, китайскую одежду. Такой чисто номинальный сюзеренитет признавался лишь китайцами, другие государства рассматривали свои отношения с империей как равноправные. В ходе одного из многочисленных перемирий в семилетней войне с Японией, начавшейся в 1592 г., произошел эпизод, ярко иллюстрирующий убеждение китайцев о том, что их император является Сыном Неба, и следовательно, повелителем всех народов. Китайцы предложили пожаловать японскому полководцу титул царя Японии, если тот согласится вывести войска, но когда китайские послы прибыли в лагерь противника с императорским патентом и шелковым халатом, японский военачальник гневно отверг саму мысль о том, что он станет вассалом, выплачивающим дань китайскому императору. 
В конце XVIIIв. секретарь посольства Великобритании, сэр Джордж Стаунтон, по прибытии на родину, опубликовал подробные воспоминания о своем путешествии в Китай. Он пишет, что по прибытии довольно быстро почувствовал, что здесь не любят иностранцев и не доверяют им. Под особым подозрением находились англичане, поскольку они якобы оказывали помощь непальскому радже, набеги которого на Тибет, вынудили китайцев оккупировать эту страну. Посольству пришлось оставить на берегу подарок, состоящий из пушек и бочонков с порохом. Высшие китайские сановники не упускали случая, чтобы выразить свое презрение к европейским товарам и достижениям.
1898 г. знаменуется началом Ихэтуа́ньского (Боксерского) восстания . «Боксеры»ворвались в Пекин, сжигая церкви и дома иностранцев, расправляясь с принявшими христианство  соотечественниками. Они убили секретаря японского посольства, затем немецкого посланника, извлекли из могил тела давно умерших миссионеров и надругались над ними, атаковали территории иностранных посольств.  По декабрь 1901 г., когда наконец удалось ликвидировать остатки ихэтуаней , по все территории Китая велись военные действия, в которых принимали участие Россия, Франция, Япония, США, Великобритания, Италия, Германия, Австро-Венгрия, а так же формально Бельгия, Нидерланды и Испания; было убито огромное количество иностранцев, а так же китайцев, принявших христианскую веру.

Средневековый христианский мир. Идея сегрегации, стремление отгородиться от всех, кто вызывал подозрение, на протяжении XIII – XIVв. Все более укоренялась в обществе. В 1243 г. в Авиньоне иудеям и проституткам вменили в обязанность покупать все, до чего они дотрагивались на рынке руками. Так же в 1290г. Эдуард I распорядился изгнать всех иудеев из английского королевства, а в 1306 и 1322 г. евреев изгоняли из Франции.
Толерантность и ксенофобия подчас уживались в одном человеке самым парадоксальным образом. Так, «Руководство о том, как организовать Крестовый поход» предупреждает, что нельзя доверять тем, у кого один родитель грек, а другой турок или даже латинянин. Его автор бичевал приверженцев Греческой и Армянской церквей,   в то время как доминиканец Бухард с Сионской горы с восхищением  отзывался об армянском и грузинском благочестии. В описании своего путешествия Магистр Дитмар, описывая свое путешествие в 1217 г. говорит: «В Дамаске я провел шесть дней и узнал кое-что о жизни и вере сарацин. Жизнь их непристойная, а вера – порочная. Сарацины доставляют себе наслаждение всеми законными и незаконными способами, ибо Юпитер установил каждому быть  благочестивым в соответствии со своими потребностями. Жен имеют,  кто сколько может, ибо тот сильней, у кого больше.»  Следует признать неоспоримо важным тот факт, что на этноцентризм в средневековье огромное влияние оказывала религия. Все межэтнические конфликты того времени зиждутся на непонимании, неприятии, а, следовательно и на отвращении к религии другого, ярчайшим примером тому служит вся многолетняя история крестовых походов.

Средневековый мусульманский мир. До начала Первого Крестового похода в конце XIв. Мусульмане уже слышали о франках и сформировали свои суждения о них. Соответственно своим представлениям, средневековый мусульманские географы делили мир на семь широтных зон или климатов; местоположение отдельной расы в соответствующем климате предрасполагало ее к обладанию определенными признаками. Наибольшая гармония и равновесие были свойственны третье и четвертой зонам, включающим в себя центральные земли арабского мира, Северную Африку, Иран и часть Китая. Франки же обитали в шестом «климате». Так же как славяне и тюрки, которые обитали в той же зоне, франки занимались военным делом и охотой, обладали меланхолическим темпераментом и были склонны к свирепости. Кроме того, они были грязными и вероломными созданиями. Арабский писатель этой эпохи, Аббасидов ал-Масуди говорит о том, что им недостает теплоты нрава, их тела велики, их нравы грубы, их разум тускл, а их языки тяжелы. Также, в приведенном им описании подчеркивается крайний холод и влажность климата, в котором обитают франки, и именно эти климатические особенности придают обитателям тупость ума, непристойность нравов, неуклюжесть телосложения и грубость манер.  Позднее, географ ал-Казвини, вторит ему: «…Но ты не найдешь никого, кто был бы более нечист, чем они. Они- люди вероломства и низкого нрава.», так же он отмечает недостаток личной гигиены у франков и их сексуальную распущенность. В противовес франкам-христианам, ислам определяет мусульманское общество, как более всех преуспевшее в построении для себя абсолютного общества, четко отграниченного от всех остальных культур, существовавших до него или лежащих за пределами его границ.

2.3 Модели вхождения в новую культуру
В своем аналитическом подходе к национальным проблемам   Р. Брубейкер [29], рассматривает, взаимодействие между такими «соотносящимися полями», как:

  • «Национальное/этническое меньшинство» — воспринимающее себя (в результате игры внутренних и внешних субъектов на данном поле) в качестве представителей этнокультурной нации, отличной от той, которая численно и политически доминирует в государстве проживания;
  • «Национализирующееся государство» (то есть государство, в котором численно и/или политически доминирующая этнокультурная нация — в ведущих интерпретативных стратегиях соответствующих политических и прочих субъектов — полагает данное «государство» в качестве своего национального достояния;
  • «Внешнее отечество» — «свое» для меньшинства, проживающего в пределах границ «чужого» государства. Например, Россия для русских, проживающих на Украине, или Украина для украинцев, проживающих в России.

Центральным аспектом взаимодействия соотносящихся полей в этом треугольнике является «взаимный сопряженный мониторинг»: субъекты в каждом из полей постоянно и тщательно прослеживают изменения и действия в каждом из двух других полей. Постоянное взаимное прослеживание не должно восприниматься как некая пассивная регистрация происходящего в других полях. Напротив, мониторинг включает избирательное внимание, интерпретацию и репрезентацию, то есть определенные способы конструирования самих себя. Зачастую интерпретации происходящего в других полях оспариваются внутри этих полей — оказываются объектами борьбы между субъектами данного поля за презентацию его как целого.
Так же Дж.Берри [27] выделяет четыре стратегии вхождения в новую культуру:

Идентичность с новой культурой

Идентичность  базовой культурой

Сильная

Слабая

Сильная

Интеграция

Ассимиляция

Слабая

Сегрегация или сепарация

Маргинализация

Табл.1

  • Ассимиляция подразумевает отказ от своих культурной идентичности и традиций и переход в более крупное общество. Это может происходит путем  абсорбции недоминирующей группы в устоявшуюся доминирующую группу, или путем соединения многих групп с целью создания нового общества.
  • Интеграция характеризуется сохранением некоторой культурной целостности группы и стремлением стать неотъемлемой частью большого общества. В случае интеграции выбор падает на сохранение культурной идентичности и присоединение к доминирующему обществу. Когда такая стратегия широко распространяется, тогда появляется несколько разных этнических групп, которые сотрудничают внутри большой социальной системы.
  • Сегрегация или сепарация означает  отсутствие или недостаток значимых отношений с большим обществом, сопровождаемых сохранением этнической идентичности и традиций.
  • Маргинализация сопровождается коллективными и индивидуальными замешательством и стрессами. Это  характеризуется выступлениями против общества, чувством отчуждения, потерей идентичности и тем, что называется аккультурационным стрессом.

По мнению Дж.Берри [27] наиболее успешной адаптации личности в новых социокультурных условиях достигают индивиды, использующие стратегию интеграции и ассимиляции.

Названы так по имени основателя и одного из активнейших проповедников, Исмаила аль-Дарази (начало XI в.) Самоназвание - Ахль аль-Тавхид, люди Единства.

Ихэтуа́ни буквально – «Кулак во имя справедливости и согласия», по ассоциации с гимнастикой, которой занимались члены общества; поскольку в название входило слово «кулак»,  европейцы прозвали их «боксерами».