doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации - Развитие - становление личности и её ядра - мировоззрения, убеждений
Индекс материала
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Вступление. О возможности детского философствования
О целевой детерминации
Образовательные цели и задачи курса «Философия для детей» в младшем школьном возрасте; общие способы их реализации
Развитие - преодоление того, что перезрело, создание условий для возникновения новообразований
Развитие - формирование логических процедур
Развитие - становление личности и её ядра - мировоззрения, убеждений
Результаты
Все страницы


Развитие - становление личности и её ядра - мировоззрения, убеждений

3. Развитие
— становление личности, индивидуально-своеобразной философии человека, его мировоззрения. Развитие — сотворение и выбор ценностей, приобретение способностей и качеств, позволяющих человеку стать субъектом (хозяином-распорядителем) собственной жизни.
Философская беседа — открытая и честная, «на равных» и о самых глубинных проблемах человеческой жизни — хрупкий и сложный, тонкий и мощный, древний и сверхсовременный инструмент воспитания. Философские диалоги вели великие учителя прошлого:
Сократ с простыми гражданами греческих полисов; Толстой с крестьянскими детьми Ясной Поляны; Макаренко с, азалось, навсегда очерствевшими беспризорниками; директор Павлышинской школы Сухомлинский с учениками, пережившими войну, в голодном 1947году... Воспитать человека, дать ему точку опоры, чтобы он мог перевернуть себя, духовно преобразиться и изменить мир, можно, лишь философствуя, размышляя, радуясь и страдая по большому счету, о главном. Эта мысль является центральной, основной, в ней весь пафос высокой русской культуры XIX в., лучших образцов мировой культуры...
Ни одна философская проблема не утратила своей внутренней сущности, не перестала быть для человечества бесконечно манящей, но недоступной тайной, великой и прекрасной. Перед лицом философской тайны знания ребенка и взрослого различаются несущественно, между ними нет пропасти. Противоречия в видении ответов на вечные философские вопросы ребенком и взрослым снимаются в синтезе высшего порядка, ведь ребенок и взрослый являются людьми. Людьми равными, слабыми и конечными во всем, пытающимися примирить свое бытие с принципиально иным: Вечностью, Вселенной, Универсумом.
Сценой, сферой, где происходит отчаянная попытка такого примирения, выступают специфические области человеческого духа и культуры: религия, искусство и философия. В текучем, переменчивом океане Великой Относительности люди дерзновенно обретают твердь, стремятся получить абсолютное знание, придать конечный смысл чувственно данному, себе в мире, оправдать ценности и способ собственной жизни. В рамках религии, искусства и философии, в этих культурных формах, материализуется стремление человечества к поиску точек опоры и высших ценностей. Хотя почему собственно
«в рамках философии»? Ведь призвание философии и есть вызов всякого рода запретам, прекрасный творческий акт преодоления — изживания ограничения и ограниченности. Философия подвергает сомнению любое сознательное отношение к бытию. Она ориентирована на критический подход к своему собственному содержанию и его предпосылкам, ко всякому знанию и познанию вообще, ко всем формам духовной и материальной культуры. Границы перейдены, основы потрясены, почва уплывает из-под ног, все подвергнуто сомнению — а дальше тьма, нигилизм, цинизм, отсутствие нравственных ориентиров... Да ничего подобного! В единстве воли, чувств и разума, размышляя, рассуждая, философия каждый раз порождает новые основания, новую почву, принципы, аксиомы, символы веры, выводит этику, эстетику и красоту, вносит в мир осмысленность, дает свет в конце тоннеля. Оборот диалектической спирали совершен. Через разрушение к созиданию, от сомнений к надежде и знанию движется философия. Человек, творящий собственное мировоззрение, идет по следам, дороге проторенной философией, он обречен на повторение большого пути. Вдумайтесь, разве не так? Философские проблемы — это и мировоззренческие проблемы одновременно, они принципиально неразрешимы окончательно, но без их постановки и штурма Человек и Человечество жить не умеют.
Для нас любая философская концепция есть часть мировоззрения человечества, а мировоззрение отдельного человека есть его личная философия. Эту мысль замечательно выразил Л.С. Выготский, который накануне своей смерти, уже заглянув за грань, писал: «... нельзя жить не осмысливая духовную жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но ведь есть философия у каждого. Надо, видимо, растить ее в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас».
Философские концепции, миры можно интерпретировать, понимать как мировоззрение философов, их создавших. Философские представления отражают своеобразие и уникальность своих творцов. Многие частные науки пытаются максимально развести исследователя и объект исследования. «Чистота», «объективность» их методов заключается в том, что они изучают «вещь в себе», вне контекста тех связей, в которые с ней вступает человек познающий.
Философское познание в качестве своего непременного условия включает того, кто философствует, сам способ его жизни, весь его опыт.
В философском исследовании познаваемый мир в целом и субъект его познающий во многом совпадают. Человек, пытаясь выйти за собственные границы, двигаться вовне, проникать в тайны мироздания, постоянно движется и внутрь себя самого, обнаруживая, что он «микрокосм», «мера всех вещей», «капля воды, отражающая все». И коль скоро это так, то там, за пределами положительного, рационального, опытного знания, Человек философствующий обретает подлинную свободу, творит ценности и основания, позволяющие ему интегрировать жизненный опыт в картину мира, создать мировоззрение и получить самые общие критерии ориентации в Вечности и Бесконечности.
Философия и мировоззрение существуют реально в идеальных и «опредмеченных», материализовавшихся формах. Философия выполняет интегративную, целеполагающую функцию для всего Человечества, мировоззрение для каждого человека. Человечество долго шло к появлению философии, человек в практике, радостях и мучениях обретает свое мировоззрение. Движение к философии и мировоззрению — деятельность по созданию философии и мировоззрения, ибо ничто не возникает само по себе, из пустоты.
Воспитывать ребенка, влиять на формирование его мировоззрения можно, научив маленького человека философствовать, сформировав у него деятельность по постановке и решению философских проблем, привив первокласснику «вкус» к этой деятельности. Цель наших занятий — воспитание через формирование особой деятельности — философствования. А для этого в классном коллективе мы, педагоги и родители, должны воссоздать условия, в которых появилась и развивалась «настоящая», «культурная» философия.