Страница 4 из 8
Образовательные цели и задачи курса «Философия для детей» в младшем школьном возрасте; общие способы их реализации Все имеющиеся на сегодняшний день образовательные программы по большому счету ставят перед собой лишь одну, но глобальную цель — развитие ребенка. Различия и даже противоречия между учебными курсами проявляются с особой силой, становятся наглядными, осязаемыми, зримыми, когда определяется, что, именно надо развивать и каким образом это делать. Без самоопределения относительно такого многозначного, емкого термина, как «развитие», любой, пусть даже очень эффектный по форме, курс будет лишь пустой декларацией о намерениях, и не больше. Степень полноты, сложности и разносторонности представлений о целях движения и способах их достижения — лучший показатель серьезности, научной обоснованности предлагаемого вам сейчас да и любого другого учебного курса. Мы не можем двигаться в темноте, вслепую, на ощупь, равно как мы не можем двигаться, не изучив сопротивление новой для нас среды, не постигнув способов и средств перемещения в ней. Необходимо с самого начала придать процессу изменения ребенка направленность, цель, красоту. Представление о развитии ребенка как о процессе изменения вообще, слишком абстрактно, требует конкретизации, чтобы им можно бьшо пользоваться в ежедневной педагогической практике. Философствование, диалоги с ребенком на философские темы — деятельность сложная, многоуровневая, имеющая иерархическое строение, оказывающая комплексное воздействие на все стороны становящегося человека. И в этом качестве философствование реализует целый конгломерат «разнокалиберных» целей и задач. Попробуем наметить основные перспективы движения, выделить магистральные направления развития, сгруппировать цели и задачи по нескольким генеральным линиям.
|