doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации - О целевой детерминации
Индекс материала
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Вступление. О возможности детского философствования
О целевой детерминации
Образовательные цели и задачи курса «Философия для детей» в младшем школьном возрасте; общие способы их реализации
Развитие - преодоление того, что перезрело, создание условий для возникновения новообразований
Развитие - формирование логических процедур
Развитие - становление личности и её ядра - мировоззрения, убеждений
Результаты
Все страницы


О целевой детерминации "Философии для детей"
И все-таки... все-таки остается открытым вопрос о целевой детерминации занятий философией с детьми 6 — 7 лет. Проще говоря, зачем философия нужна ребенку? Почему у него возникает интерес к постановке и решению философских проблем? За что боремся мы, родители и педагоги, взваливая на свои хрупкие плечи нелегкий труд сотворчества, созидания через философствование мировоззренческих основ личности ребенка? Подробнее об этом читайте в параграфе «Образовательные цели и задачи курса «Философия для детей» в младшем школьном возрасте». Здесь ограничусь лишь самыми общими рассуждениями и мыслями.
Меняется социальная ситуация развития ребенка. Переступая порог школы, первоклассник «пускается в свободное (относительно) плавание», эмансипируется, отделяется от любящих и принимающих его таким, как он есть, бабушек, дедушек, мам, пап, от их «всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей». Свободное от родителей плавание — рискованное путешествие. Опасности подстерегают на каждом шагу: рифы и мели конфликтов с одноклассниками, ветры и ураганы споров с учителями, порванные паруса собственных представлений о мире... Необходимо постигать азы навигации в океане школы, оснастить свой корабль компасом, секстантом, научиться ориентироваться по звездам, преодолевая течение, — управлять своим судном, встать на капитанский мостик своего поведения, сделать корабль послушным штурвалу разума. Команда в замешательстве, если не сказать больше — в панике. Ребенок переживает возрастной кризис. Ему необходимо освоить позицию ученика — «капитана» своего корабля, из дошкольника превратиться в школьника, из юнги в адмирала! «Плата» за это превращение высока! Первоклассник теряет непосредственность, между его мыслью и поступком возникает живое поле новых социальных связей, в которые включается ребенок (ученик — сверстник; ученик — учитель), норм и правил поведения, диктуемых школой! Происходит дифференциация внутренней и внешней сторон личности дитяти, наращивается граница между «Я» и «Не-я» (сверстники, учитель). Ребенок учится не только читать и писать, но и «видеть» себя самого глазами других, значимых для него взрослых и детей, сквозь призму взаимодействий со сверстниками и педагогами, в процессе решения доселе неизвестных проблем и задач. Для первоклассника становится возможным, необходимым и даже сверхактуальным поиск критериев, ценностей, оснований, на которых он будет творить систему (степень ее осознанности может быть очень разной) требований к себе и ожиданий от окружающих. Становление ценностей, нравственности, мировоззрения, образа будущего, картины мира наиболее динамично протекает
в возрасте 6— 7 лет. «Уровень наших запросов к самим себе, к успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом 7 лет», — писал классик отечественной и мировой психологии Л.С. Выготский. Родители и педагоги, помогите ребенку преодолеть кризис! Переоценить значение философских бесед для формирования и развития личности ребенка просто невозможно! Вы возразите: «С нами никто не философствовал, и ничего, выросли нормальными людьми!» Так ли уж не философствовал? А уроки внеклассного чтения («Стрекоза и Муравей», сколько смыслов!), а классные часы, а разговоры с родителями, откровенные и о главном. Все это синтезировано, превращено в стройную систему занятий, воплощено в интересных, новых формах, опробовано во многих странах. Берите и владейте, воспитывайте, воздействуя на самые глубинные смысловые пласты души вашего ребенка, а не читайте нотации, развивайте, а не натаскивайте его.
Философствуя с детьми, беседуя о причине и мере, цели и красоте, времени и мысли, дружбе и любви, вы кропотливо наращиваете смысловое поле этих слов, помогаете создать средство, орудие, с помощью которого ребенок может управлять собой, участвуете в оснастке корабля!
Первоклассник сам не знает того, что имеет, а следовательно, не может пользоваться своим потенциалом. Только с помощью слова, речи можно перевести его умения из бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный, сознательный. Проговорить — это и значит осознать, сделать достоянием для себя, стать подлинным субъектом общения, взойти на капитанский мостик своей жизни.
Природа не терпит пустоты! Если не вы займетесь главными, фундаментальными проблемами становления личности своего ребенка, его развитием, то кто же?
Вакуума нет! Альтернатива проста... Или суррогат из дикой смеси пошлости, чуждых норм и стереотипов, полууголовных законов улицы, недалеких комиксов и — как результат — отчуждение и черствость ребенка, или серьезная, трудная, но благодарная, тернистая, рука об руку с сыном или дочерью дорога к воспитанию Человека и — как награда — глубокая эмоциональная связь, любовь.