doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы


Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
А что сейчас? Сейчас, по моим наблюдениям, большинство(!) учащихся средней(!) школы спокойно прибывают себе на уровне наглядно-образного, обыденного мышления. Да и то, пусть бы обыденного, но со «здравым смыслом», так нет и здравого смысла. Знаменитый швейцарский психолог Ж.Пиаже, дал классическую характеристику мышления старших дошкольников: синкретизм, анимизм, эгоцентризм, нечувствительность к противоречиям, рассуждения от частного к частному, минуя общее, конкретный операции, подчинённость восприятию… Л.С.Выготский считал, что основным материалом мышления младших школьников являются «спонтанные», «житейские» понятия. Это когда со словом, ребёнок связывает совокупность рядоположенных, данных сознанию вне системы, внешних, наглядных, ситуативных связей и отношений объективного мира. Спонтанные понятия – это когда и встречают и провожают «по одёжке», это когда видимость, «кажимость», форма застилают главное, не дают увидеть суть.
Спонтанное понятие это «кит – рыба». Почему? Один отвечает: «Потому, что мокрый». Другой: «Да нет, потому что плавает». Третий: «Потому что хвост есть, как у рыбы». Четвёртый: «Весёлый такой, добродушный, значит, рыба». Все признаки внешние, всё в кучу. А ведь кит млекопитающее!
Спонтанное понятие это «цветок – растение». Потому что, «с корешками», «с лепесточками», «листочками», «растёт». А ведь цветок – «орган полового размножения цветковых».
В последние годы наблюдается (из личного опыта, по данным ЮНЭСКО, других авторитетных международных организаций, по выступлениям на олимпиадах) чудовищный регресс, редукция, архаизация мышления подростков. Научные понятия (из области ботаники, биологии) в устах и сознании подростка – чрезвычайная редкость. Всё о чём писал Пиаже, применительно к мышлению старшего дошкольника и младшего школьника, как в страшном сне оказывается правильным для мышления значительной части младших подростков. Эти подростки будто задержались, остановились на стадии «интуитивного мышления», оперирующего исключительно образами и представлениями. Всё большее число подростков, подобно старшим дошкольникам и младшим школьникам, рассуждает с опорой на образы, сценки из памяти, конкретные ситуации, участником или свидетелем которых приходилось быть. Метафизичность; нечувствительность к противоречиям; синкретизм (тенденция «связывать всё со всем», строить такие субъективные связи и отношения, коих нет и не может быть, в объективном мире); трансдукция (переход в рассуждениях от частного к частному, минуя общее; рассуждение с опорой на множество единичных, случайных конкретных примеров); соположение (отсутствие связи между суждениями)… Словом, родовые черты интуитивного мышления всё чаще оказываются присущими мышлению подростков.
Л.С.Выготский констатировал, что самым решающим отличием спонтанных понятий от научных, является бессистемность последних. Спонтанные понятия «даны сознанию ребёнка вне системы», поэтому рефлексивный момент (осознанность) спонтанных понятий минимальна. Ребёнок «не знает чем владеет», неосознанность и бессистемность спонтанных понятий приводит к их непроизвольности.