doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы

 

Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста;
об изменении отношения к природе, как показателе перехода от негативной фазы подросткового кризиса к позитивной
Начнём по-порядку. С анализа психолого-педагогической литературы. Что говорят классики? Классики рассуждают о кризисе подросткового возраста. Кризис, это когда «личность перерастает свой собственный способ жизни». Конкретно, подростковый кризис, по Л.С.Выготскому, возникает из-за рассогласования трёх линий развития: полового, общеорганического и социального. Там, где эти линии совпадают, например, у высших приматов, или в реликтовых обществах никакого подросткового кризиса нет. Обезьяна, достигшая половой зрелости – уже полноправный член стада, как взрослая особь, так чего же ей фордыбачить?
А у человека не так. Сначала половое созревание наступает. Спустя некоторое время общеорганическое. И лишь много позже (период зависит от сложности общества и от места в нём индивида), социальное. Совсем просто сказать – у ребёнка уже потребности специфические возникли, по внешнему виду иные акселераты «круче взрослых», а всё от родителей зависят, без них переросток, простите, подросток, нуль без палочки, и окружающие относятся соответственно, как к ребёнку. Вот от этой двойственности, в таком «ни там, ни тут» положении («и хочется, и колется, и мама не велит»), впадает подросток в кризис. Начинает «свободу» свою, через противопоставление себя близким и дальним утверждать.
Классики и отечественные и зарубежные внутри любого, в том числе и подросткового кризиса, выделяют различные периоды, кто два, кто и три. Суть большинства таких «тонких» градаций, подчеркнуть, что есть в кризисе восходящая фаза и фаза нисходящая. Можно и по другому повернуть. Есть в любом кризисе фаза падения, пока на самое дно своей субъективной пропасти не скатишься, а есть отрезвление, подъём, «выкарабкивание».
Первая фаза – «негативная», «бури и натиска», «сжигания мостов». «бунтующего отрочества», «тотального разрушения», «выжженной земли»… Младший подростковый возраст (10 – 12 лет; пятый – шестой класс).
Вторая фаза – «позитивная», «второе рождение». Старший подростковый возраст (14 – 15 лет). «Жить-то надо», как после болезни. Как в ходе социальной революции, «до основанья» старый мир разрушим, «а затем». А затем, надо новые ценности и смыслы создавать, за них «уцепившись», как Мюнхаузен из водоёма за волосы, себя из кризиса на твердь новую вытаскивать. И жить хочется. И место нашлось. И жизнь прекрасна!
Теперь, судите сами, до природы ли младшему подростку? Когда всё в разнос, под откос, чёрной краской? Да нет, конечно. Послушаем выдающегося немецкого психолога, яркого представителя гуманистической психологии, создателя собственной периодизации психического развития Шарлоту Бюлер (1893 – 1974). Во время негативной фазы подростки испытывают «физическое и душевное недомогание». «Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования, бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами. Они хотят стать другими. Но их тело, их существо, не подчиняется им». «Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения».
Снедающая подростка изнутри душевная мука, заставляет ребёнка искать способы борьбы с собой. Чаще всего подростки прибегают к двум диаметрально противоположенным способам преодоления дискомфорта: «пассивной меланхолии» и «агрессивной самозащите», а так же к многочисленным, причудливым комбинациям указанных крайностей. И ещё, состояние душевного хаоса, «раздрая», по мнению Ш.Бюлер, в младшем подростковом возрасте отчётливо приобретает две направленности, «канализируется» в двух направлениях: «ненависть к себе» и «враждебность к окружающему». «Враждебность к окружающему» – весьма широкий диагноз, а в окружающее, естественно, входит и природа.
Проходит время. Негативная фаза сменяется позитивной. Подросток «открывает новые источники радости», обретает новые жизнеутверждающие смыслы. Мёд бы пить устами Ш.Бюлер, она в следующем порядке эти источники-родники расставляет: «природа, искусство, наука, любовь». Получается, что изменение отношения к природе – важный показатель, маркер, символизирующий смену фаз подросткового кризиса, переход к выздоровлению, от младшего к старшему подростковому возрасту.
Дескрипция фаз подросткового кризиса и связанных с ними изменений отношения детей к природе, данная Ш.Бюлер, наиболее ярко отражает общее настроение, царящее в официальных «научно-психологических» кругах. Ничего не скажешь, красивая, весьма схематичная схема, прямо таки хрестоматийная пастораль. Разве что, немного общая и слегка приторная, что бы подменить собой реальную, сегодняшнюю жизнь. Ну не верю я, хоть и не Станиславский. Не видятся мне за мёртвой схемой живые лица наших юных современников, не чувствуется живой ток нашего мёртвого времени. Время через психику и судьбу человеческую не просвечивает.