doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Объяснительная записка к программе «Философия для детей»
Объяснительная записка к программе «Философия для детей» - Образовательные цели задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы
Индекс материала
Объяснительная записка к программе «Философия для детей»
Психологические, философские и педагогические основания учебного курса «Философия для детей»
Необходимость пропедевтических философских диалогов для младших школьников
Возможность построения курса «Философия для детей»
Образовательные цели задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы
Организация специфической формы взаимодействия между детьми и детей со взрослыми - философского диалога — как главное психологическое условие овладения детьми содержанием философии, развития спонтанных философских представлений у младших школьников
Образовательная технология программы «Философия для детей» (технология организации философского диалога)
7. Система подготовки педагогических кадров по программе «Философия для детей»
Возможности использования программы ФДД
Литература
Все страницы



4. Образовательные цели задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы

Философствование, диалоги с детьми на философские темы -деятельность сложная, оказывающая комплексное воздействие на растущего человека. В этом качестве философствование реализует множество различных целей и задач. Общим способом реализации, достижения целей и задач программы «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и решения философских проблем - философского диалога. Подробная обобщенная характеристика философского диалога будет дана в следующем параграфе. В этой части работы мы изложим лишь значение философского диалога в достижении конкретных целей программы.


Цели программы:

1. Разрушение, преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация мышления младших школьников.

2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении младших школьников, специфической философской рефлексии.

3. Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения).

4. Формирование внутреннего плана действий.

5. Развитие творческого мышления у младших школьников.

6. Развитие спонтанных философских представлений у детей.

7. Формирование мотива к философствованию.

8. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников.

9. Освоение содержания философии через знакомство детей с проблемами философского характера.

10. Формирование у детей способности к философствованию.

11. Воспитание ребенка через формирование основ его мировоззрения.

12. Психотерапевтическая помощь ребенку в разрешении его личностных проблем.



1. Разрушение, преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация младших школьников

Способ реализации

1.) Социализация детей. «В сущности, именно постоянный обмен мыслями с другими людьми позволяет нам децентрировать себя и обеспечивает возможность внутренне координировать отношения, вытекающие из разных точек зрения» (Ж. Пиаже). В философском диалоге должны быть сформированы, вынесены вовне, опредмечены, вербализованы несколько различных познавательных позиций относительно способов разрешения философской проблемы. Рядом с односторонней и единственной (т. е. эгоцентричной) точкой зрения ребенка взрослый или сверстник строит альтернативное мнение, базирующееся на иных признаках, основаниях, ценностях и т. д. Должно быть обеспечено наличие нескольких, понятных всем участникам диалога, познавательных позиций, имеющих разные основания, столкновение мнений, ценностей, логик, способов рассуждения, стоящих за каждой из них.

2.) Переструктурирование, «поворачивание», включение детских философских представлений в новый контекст, развитие неверной мысли ребенка до ее логического завершения, приведение новых фактов, которые явно противоречат, «выходят за рамки» объяснительных схем, данных ребенком. Обращение внимания на противоречия. Взрослый берет на себя диспетчерскую и контрольную функции, сталкивая конкурирующие позиции учеников, делая для самого ребенка очевидным неполноту имеющихся у него представлений, заставляя усомниться, давая стимул к изменению.

2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении младших школьников, специфической философской рефлексии

Способ реализации

1.) Сосуществование нескольких точек зрения в одной проблемной области с неизбежностью вызывает их сопоставление, координацию. «Рефлексия появляется в результате «кооперации дея-тельностей», рефлексивного выхода за рамки собственной деятельности» (Г. П. Щедровицкий). В диалогичной образовательной среде, диалоге как деятельности совместной и интерактивной, каждый из партнеров по общению сталкивается с отношением, принятием или критикой его мнения. Участники диалога обсуждают гипотезы, познавательные перспективы, сформулированные другими - сверстниками или взрослыми. Столкновение субъективных картин объективного мира - отправной пункт для философской рефлексии. Ребенок учится видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия со взрослым или сверстниками, с точки зрения партнера по общению. В общении ребенок обосновывает, «вскрывает», делает доступными для другого способы своего собственного рассуждения, иллюстрирует их примерами, приводит доводы «за» или «против». Делая свою позицию понятной другому, он сам лучше понимает ее. В таких диалогах индивид приобретает способность к выделению своего способа действий в особый предмет преобразований, к пониманию смысла и цели собственной деятельности. Противоречие между объективным содержанием и субъективными позициями зафиксировано как установка сознания. Партнер по общению может отнестись к позиции ребенка как к чему-то вне его существующему, т. е. сразу занять рефлексивную позицию. Наличие нескольких позиций, разных мнений позволяет осуществлять взаимный рефлексивный выход. Знакомясь с другой точкой зрения, ребенок учится занимать условно-динамическую позицию. Распредмечивая, присваивая иную точку зрения, уходя от эгоцентризма, субъект может взглянуть на исходную позицию как бы со стороны.

2.) Рефлексия - не только процесс, но и механизм, средство, обеспечивающее совместное философствование. Вербализация, вынесение в открытое, диалогическое пространство части собственного субъективного мира, превращение ее в своеобразный «вербальный» объект, доступный для наблюдения с позиции «вненаходимости», делает возможным анализ и преобразование представлений детей.

3.) Методический принцип. Каждое высказывание ребенка должно сопровождаться важнейшим для формирования рефлексии вопросом: «Почему ты так думаешь?»

4.) Личностный эгоцентризм преодолевается, так как философский диалог почти всегда является мировоззренческим и ценностным.

5.) В философском диалоге возникает философская рефлексия, когда любое отношение к бытию ставится под вопрос. Философская рефлексия возникает не столько из столкновения с объективным миром, осознания неадекватности собственных способов рассуждения образцу, способам организации материальных объектов, сколько из столкновения различных познавательных позиций.

3. Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей, операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения)

Способ реализации

1.) Философствование, рассуждение предполагает необходимость поиска ответа на философский вопрос, т. е. установление связей между элементами чувственно воспринимаемой реальности, соотнесение субъективной картины мира ребенка с существующими объективно связями и отношениями.

2.) Логика как наука о законах «правильного» мышления, устремленного к достижению истины, является неотъемлемой и важнейшей составной частью философии. Логические отношения становятся прямым предметом освоения в диалоге.

3.) Ребенок учится логике у персонажей философских новелл, в их рассуждениях представлены модели логически корректного мышления.

4.) В философском диалоге обеспечиваются комфортные для обучаемых условия вхождения в логику взрослого. Мышление

взрослого отличается от мышления ребенка тем, что оно насыщено, опосредовано, руководствуется логикой здравого смысла, житейской мудростью, хранящей обобщенные знания многих поколений людей. Сталкиваясь в философском диалоге с логикой взрослого, логикой здравого смысла, облеченной в суждения и высказывания, ребенок распредмечивает и присваивает эту логику.

5.) В философском диалоге младшие школьники получают возможность сравнить собственную точку зрения с иными вероятностными моделями разрешения философской проблемы, обобщения не только всего своего опыта, относящегося к изучаемому абстрактному слову-аналогу философского понятия, но и совокупного опыта группы. Любая дефиниция, данная ребенком, должна быть подвергнута критике. Разные участники диалога выделяют разные признаки изучаемого объекта. Диалог носителей познавательных позиций, основанных на различных признаках, приводит к способности ориентироваться при определении уже не на один признак, а на их систему, к установлению иерархии между признаками, к осознанным выделениям главного, системообразующего для позиции того или иного ребенка признака обсуждаемой проблемы.

6.) Для объяснения того мыслительного содержания, которое ребенок связывает с изучаемым им словом обыденного языка(аналогом философского понятия), дети прибегают к аналогии уже путем не сравнения своего единичного, конкретного представления с чьим-либо другим, а символизации своего опыта, обобщенного представления об изучаемом слове, перенесения признака на другую, более знакомую ребенку реальность.

4. Формирование внутреннего плана действий

Способ реализации

1.) «Внутренний план действий возникает тогда и там, где есть ориентировка на характер и результат действий другого человека - партнера или конкурента, как он поступил и как я должен поступить...» (Д. Б. Эльконин).

В философском диалоге формируется способность соотносить, координировать, обобщать мнения всех его участников. Философствование — это совместная деятельность. Внутренний план действий в философствовании есть «механизм, координирующий совместную деятельность», делающий возможным сотрудничество, кооперацию усилий при решении философской проблемы. Философский диалог можно интерпретировать как обмен высказываниями, где любое высказывание так или иначе учитывает предыдущие и возможные. Принципиально важным при этом является взаимоучет позиций. Несколько перефразируя слова Д. Б. Эльконина, можно сказать, что философствующий человек всегда учитывает, что «другой скажет и что я должен сказать, если он скажет это».

2.) Идеальное проигрывание, интериоризация группового процесса обсуждения философской проблемы приводит к тому, что философский диалог идет уже в голове ребенка, т. е. во внутреннем плане.

5. Развитие творческого мышления у младших школьников

Способ реализации

1.) Создание философской проблемной ситуации, постановка перед группой детей предельно глубокого философского вопроса, не имеющего окончательного, единственного решения и в «большой философии». Построение вероятностной модели преодоления философской проблемы требует от философствующего субъекта не простого воспроизведения готовых схем и образцов, не копирования и подражания, а продуцирования нового знания.

Философствование является деятельностью без заранее заданного образца, алгоритма действия, а следовательно, деятельностью творческой. Момент встречи ребенка с философским вопросом уникален и неповторим.

2.) В философском диалоге младших школьников особенномного образов, метафор, символов, мифов, гипербол, сравнений. Каждое высказывание многозначно и может быть понято лишь в определенном контексте. Философский диалог динамичен, в нем происходит смена мнений, оснований, аспектов, ценностей, позиций. А это, в свою очередь, требует от субъекта изменений, преодоления ригидных схем, постоянной трансформации, построения новых связей, способности понять другого и донести свое мнение.

6. Развитие спонтанных философских представлений у детей

Способ реализации

В полноценном философском диалоге усложняется, расширяется, дифференцируется сфера смысла слов обыденного языка - аналогов философских понятий. Как писал М.М. Бахтин, в общении, в диалоге «слово обрастает новыми гранями», человеку становятся «видны отношения между разными моментами слова, между разными голосами слова».

Детское спонтанное философское представление теряет свой монологизм, становится диалогичным. Совокупный, интерпсихический опыт группы философствующих лиц неизмеримо больше и разнообразнее, нежели опыт любого члена группы. Спонтанные философские представления разных детей о содержании изучаемого слова основаны на несовпадающих признаках, допущениях, аксиомах, ценностях. Интериоризуя процесс группового согласования, установления значения изучаемого слова обыденного языка, распредмечивая и присваивая то содержание, которое связывает с изучаемым словом другой участник дискуссии, ребенок перестает ориентироваться на отдельно взятый, изолированный признак, а ориентируется на упорядоченную и скоординированную систему признаков, осознанно выделяя в ней главное.

7. Формирование мотива к философствованию

Способ реализации

Философствование разворачивается на материале, интересном и хорошо знакомом ребенку, философскому осмыслению подвергаются факты повседневной жизнедеятельности детей, вопросы, которые актуальны именно для младших школьников. Оперативность и действенность философских знаний высока, они применимы для разрешения насущных для детей проблем. Изучение содержания философии «порождает глубокое отношение ко всему прожитому и пережитому, к каждому факту жизнедеятельности, к будущему» (Л.С. Выготский). Обнаружение, создание своего варианта ответа на философскую проблему ребенок переживает как открытие, личностную ценность, обусловливающую развитие познавательных интересов, мотивов.

Потребность в философствовании возникает из стремления к глубинному, осмысленному отношениию к действительности. Такое отношение формируется при решении философских проблем, существенной чертой которых является их мировоззренческий, нормативно - аксиологический характер.

8. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников


Способ реализации

В любом диалоге, в том числе и философском, складывается коммуникативная деятельность (М.И. Лисина), которая является способом осуществления диалога как взаимодействия субъектов, устанавливающих между собой отношения при помощи вербальных средств.

1.) Правила общения, общежития, этика взаимоотношений — темы, по которым организуются философские дискуссии.

2.) Погружение ребенка в коммуникативную среду, создание диалогической ситуации ставит перед младшими школьниками задачу конструирования вербальных средств, средств вынесения вовне, опредмечивания собственных спонтанных философских представлений. Дети подбирают слова, строят фразы для вербального воплощения своих мыслей.

3.) Расширяется сфера смыслов, устанавливается конвенция относительно значений слов обыденного языка — аналогов философских понятий.

4.) Языковая компетенция детей (членов философской группы) - различна, и слова, известные одним детям, являются новыми для других. Совокупный лексический запас группы больше, нежели любого из его членов. Поэтому возникает необходимость достижения взаимопонимания и - как следствие этого - разъяснения значения новых слов.

5.) Дети рассуждают о явлениях и событиях, актуальных для них, приводят примеры из собственной практики, что обогащает

их язык. Иллюстрирование с помощью примеров своих мыслей - это создание маленького сочинения, вербальных картин.

6.) Чтение философских новелл, которые имеют и художественную ценность.

7.) Взаимодействие в процессе философствования со взрослыми, которые вводят новые слова, следят за правильностью грамматических оборотов и соблюдением лексических норм, дают образцы правильного словоупотребления.



9. Освоение содержания философии через знакомство детей с проблемами философского характера

 


Способ достижения

1.) Диалог организуется по тем проблемам, которые являются системообразующими в культурной философии. Внимание ребенка обращается на «сквозные», исторически инвариантные проблемы, «которые каждая эпоха получает от прошлого и переадресовывает будущему» (Б.Л. Пастернак).

2.) Постановка философской проблемы в форме, понятной (с опорой на образы) и близкой ребенку.

10. Формирование у детей способности к философствованию

Способ реализации

Организация совместной деятельности детей по разрешению философских проблем — полноценного философского диалога.

11. Воспитание ребенка через формирование основ мировоззрения

Способ реализации


Общение на философские темы есть процесс, в котором партнеры относятся друг к другу как субъекты. «Теоретическое исследование таких субъект - субъектных отношений показывает, что именно во время такого общения у человека вычленяется и формируется качество личности» (М.И. Лисина). С одной стороны, философский диалог (субъект - субъектное взаимодействие по поводу разрешения философских проблем, носящих мировоззренческий характер) позволяет каждому философствующему субъекту, распредмечивая и присваивая познавательные позиции относительно способов преодоления философских проблем, сформированных другими участниками диалога, знакомиться с номенклатурой ценностей, этических, эстетических предпочтений, норм, спектром мнений. С другой стороны, человеку открывается возможность понимания собственной «самости» и уникальности. В соприкосновении с позицией другого по кардинально важным вопросам, требующим от каждого человека самоопределения, формируется полноценная личность.

Решая специфические философские проблемы, человек понимает, что ни одна из проблем не может получить единственного положительного решения, и поэтому учится с уважением относиться к любому мнению.

12. Психотерапевтическая помощь ребенку в разрешении его личностных проблем

Способ реализации


1.) Дискуссии могут быть организованы вокруг тех личностных и мировоззренческих проблем, которые актуальны для самих детей и предлагаются ими. На путях осмысления этих проблем происходит преодоление сложных психологических комплексов.

2.) Атмосфера совместного и равноправного обсуждения создает раскрепощающую и мобилизующую ребенка среду.