doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 7. Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста
Глава 7. Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста
Индекс материала
Глава 7. Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста
7.1. Проект ПМДД по теме «Живая клетка»
7.2. Проект ПМДД по теме «Атмосфера»
Все страницы

 

Глава 7. Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста

В 2008–2009 учебном году в Северо-Западном учебном округе  Москвы на базе школы № 1191 (директор Г.А. Ивлюшкина)  открыта экспериментальная площадка по теме “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».

Был сформирован совет эксперимента в составе: Ивлюшкина Г.А. – руководитель эксперимента, Телегин М.В. – научный руководитель; Романова Ю.А., Гришина Е.В. – кураторы эксперимента; Куропаткина Ю.Г. – психолог; Сивкина Ю.Н., Головина В.А. – учителя начальных классов; Тимошенко И.В. – учитель географии, Антонова В.В. – учитель биологии. Эксперимент рассчитан на три учебных года, его главная цель – изучить возможность передачи детям младшего школьного возраста некоторых элементов теоретического знания посредством обучающих умных образов в процессе дидактических позитивно-манипуляционных диалогов.

Самая сложная задача первых этапов эксперимента состояла в том, чтобы воплотить психологическую модель ПМДД (разработана  В.В. Рубцовым, А.А. Марголисом, М.В. Телегиным в рамках совместного  проекта ПИ РАО и Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 06-06-80119-а; см. гл. 3, раздел «Психологическая модель ПМДД») – в модель педагогическую. Иными словами, на базе общих теоретических изысканий предстояло спроектировать педагогическую технологию реализации ПМДД, с последующей конкретизацией в форме методических разработок отдельных учебных диалогов. Мы можем познакомить читателей с завершёнными проектами изучения двух интересных и важных тем: «Живая клетка» и «Атмосфера», разработанных в логике ПМДД для детей младшего школьного возраста.


7.1. Проект ПМДД по теме «Живая клетка»

Цели урока (занятия):

-  активировать познавательные интересы, создать мотивацию к изучению темы «Живая клетка»;

-  посредством учебных умных образов транслировать учащимся (оптимальный возраст 7–8 лет) некоторые теоретические знания о структуре и функциях живой клетки;

-  спроектировать учебную среду, порождающую психолого-педагогические условия для развития аналитико-синтетической деятельности, мышления по аналогии, экстраполяции спонтанного (житейского) опыта детей в неизвестные для них сферы, проблемные области;

-  развитие логического, рефлексивного и творческого компонентов в мышлении детей.

Основной способ реализации целей занятия: организация  позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) на тему «Живая клетка».

Основная идея: для передачи детям теоретического знания – отдельных теоретических отношений и признаков, связанных с научно-теоретическим понятием «клетка», использовать учебную метафору, учебный умный образ.

Задействованный нами в дидактических целях умный образ прекрасно знаком, известен детям, достаточно полно осмыслен ими (в сознании  наличествуют широкие и глубокие, единичные и общие представления, предпонятия), и, вместе с тем, выбранный нами образ, в значительном количестве важных аспектов, находится в отношениях изоморфизма (подобия) к структуре и функциям живой клетки. Поиск, обнаружение этих соответствий и параллелей между агентами сравнения и составляет главное содержание ПМДД. Напомним, что учебный умный образ призван символизировать, символически изображать, представительствовать в субъективной реальности ребёнка некоторые существенные и необходимые (теоретические) признаки изучаемого научного понятия и в этом качестве выступить своеобразным «плацдармом» для понимания детьми некоторых теоретических связей объективного мира.

Учебный умный образ, позволяющий транслировать детям некоторые теоретические признаки понятия «живая клетка», спроектирован нами «на стыке» житейского  и научно-понятийного отражения объективной реальности, в процессе логико-предметного анализа понятия «живая клетка» и изучения спонтанных понятий детей по целому ряду вопросов.

В результате творческого синтеза нами спроектирована следующая базовая метафора: живая клетка подобна жилой квартире в многоэтажном доме (именно в таких квартирах проживает подавляющее количество наших учеников). В современном урбанизированном обществе трудно найти ребёнка, не имеющего соответствующих представлений, в том числе представлений теоретических, –  отражающих существенные, внутренние стороны устройства и функционирования многоквартирного жилого дома. По нашему мнению, указанные житейские представления (о квартире в многоэтажном доме), будучи творчески переработанными, нелинейно перенесёнными – экстраполированными в интересующую нас сферу, способны стать опорой для теоретического образного постижения темы «живая клетка». Образно-логический умный образ «жилой дом» создаст в сознании детей несколько реперных точек для продвижения к освоению (в далёкой перспективе) понятия «клетка».

Педагогическая модель ПМДД по теме «Живая клетка»

Педагогическая модель ПМДД находится в полном соответствии с психологической моделью ПМДД (см. Главу 3, раздел «Психологическая модель ПМДД») и состоит из 4 этапов.

Первый этап

Контекст: на первом этапе мы должны создать мотивацию к изучению темы «Живая клетка», актуализировать в сознании детей необходимые для введения умного образа спонтанные, житейские понятия. Так как мы планируем провести параллели, найти аналогии между многоквартирным жилым домом и живой клеткой, то, естественно, сначала речь пойдёт об устройстве типового многоэтажного дома. Не следует упускать из виду мотивационный компонент – интерес к занятию и к изучению всей темы мы создадим за счёт развёртывания игры-драматизации «Биолог Микроскопкин».

Конкретное содержание первого этапа

Учитель: Дорогие ребята, поздравляю вас, к нам в гости пожаловал всемирно известный биолог (учёный, изучающий жизнь растений) Иван Иванович Микроскопкин (учитель может показать репродукцию с изображением биолога, зоолога или изготовить куклу доброго учёного-чудака). Всю свою жизнь профессор Микроскопкин провёл в лесах и полях, тундрах, степях и пустынях. Ни на одну секундочку Микроскопкин не расставался со своим любимым микроскопом, кропотливо и настойчиво исследовал богатство и красоту родной природы. Вы не поверите, но чтобы не терять драгоценного времени, целиком отдаться любимому делу, Микроскопкин жил уединённо, отшельником и никогда, слышите, никогда не был в большом городе. И вот теперь свершилось чудо, Микроскопкин здесь и готов поделиться с нами результатами своих наблюдений и размышлений.

Однако прежде чем профессор начнёт свой захватывающий рассказ, он задаст вам несколько вопросов. Больше всего Микроскопкина потрясли наши огромные многоквартирные дома, он хочет подробнее узнать их устройство. Теперь представьте, что Микроскопкин это я (учитель берёт микроскоп, сачок, луковицу, колбу с раствором, словом, перевоплощается в Микроскопкина) и начинает задавать вопросы.

Микроскопкин: Я живу в небольшой деревянной избушке на краю леса, а вы, мои юные друзья, в домах, подобных скалам, утёсам, крутому косогору, испещренному ласточкиными гнёздами?

Дети: Да, мы живём в больших многоэтажных домах.

Микроскопкин: А из чего состоит ваш дом, из чего он построен?

Дети: Из строительного материала: кирпичей, плит, дерева, пластика.

Микроскопкин: Можно ли сказать, что большой дом-скала будто состоит из множества маленьких домиков?

Дети: Да, эти домики называются квартиры.

Микроскопкин: Наверное, каждая семья занимает одну квартиру.

Дети: Да, так и есть.

Микроскопкин: Квартиры все одинаковые или разные?

Дети: Разные, есть однокомнатные, двухкомнатные, трёхкомнатные.

Микроскопкин: Квартиры предназначены для жизни людей, в квартире главные хозяева – жители, не так ли?

Дети: Да.

Микроскопкин: Чем одна квартира отделена от другой?

Дети: Стенами.

Микроскопкин: Для чего нужны стены?

Дети: Они создают внутреннее пространство, саму квартиру, защищают от холода, дождя и снега, обеспечивают безопасность жителей, отделяют одну квартиру от другой, чтобы жители разных квартир не мешали друг другу, чтобы жителям  было уютно, спокойно.

Микроскопкин: Стены придают дому прочность, делят его внутреннее пространство?

Дети: Да, конечно.

Микроскопкин: У дома есть крыша?

Дети: Да.

Микроскопкин: Для чего она нужна?

Дети: Предохраняет от дождя и снега.

Микроскопкин: Как в дом попадает свет, свежий воздух?

Дети: Через окна.

Микроскопкин: Как жители попадают в свою квартиру?

Дети: Через дверь.

Микроскопкин: Для чего нужна дверь?

Дети: Защищает жителей. Через неё входят жители, можно запереть дверь и не пустить в квартиру нежеланных гостей. Через дверь в квартиру попадает всё, что нужно для жизни.

Микроскопкин: Догадайтесь, как можно узнать, есть ли жители в квартире, жилая ли квартира?

Дети: Надо наблюдать, в жилую квартиру обязательно будут приносить продукты, жители будут тратить воду и электроэнергию, выносить из дома мусор.

Микроскопкин: Могут ли жители жить и ничего не приносить в квартиру?

Дети: Нет.

Мимкроскопкин: Могут ли жители жить и ничего не выносить из квартиры?

Дети: Нет.

Микроскопкин: Что должны жители делать в квартире, чтобы жить?

Дети: Готовить еду, убираться, поддерживать чистоту и порядок, удалять отходы, поддерживать определённую температуру.

Микроскопкин: Для чего служат канализация и мусоропровод?

Дети: Для удаления отходов.

Микроскопкин: Для чего трубы отопления или кондиционеры?

Дети: Для поддержания нужной температуры, чтобы зимой было не холодно, летом – не жарко.

Микроскопкин: Для чего в квартире линии связи, телефонные провода, антенны, Интернет?

Дети: Чтобы жители могли узнавать новости, связываться с другими людьми.

Микроскопкин: Для чего служит электричество?

Дети: От него работают бытовые приборы, горят лампочки.

Микроскопкин: Для чего в квартире газовые трубы, газовая плита?

Дети: На нём готовят пищу.

Микроскопкин: В квартире должна быть кухня, столовая?

Дети: Да, необходимо готовить пищу.

Микроскопкин: Должны ли рачительные хозяева иметь запасы? И где хранить?

Дети: Да, запасы нужны, их хранят в кладовой комнате, в специальном месте.

Микроскопкин: Чем отделаны стены вашей квартиры?

Дети: Обоями, панелями.

Микроскопкин: Для чего нужны обои?

Дети: Чтобы стены были разноцветными, создавали хорошее настроение.

Микроскопкин: Можно ли утверждать, что дом был когда-то построен и постепенно, с течением времени медленно разрушается?

Дети: Можно.

Микроскопкин: В доме могут родиться дети, появиться новые жители?

Дети: Могут.

Второй этап

Контекст: после актуализации житейского опыта детей относительно жилого многоэтажного дома необходимо смещать акцент в сторону создания ситуации «запроса на знание», формировать осознанное обращение детей к авторитетному взрослому с просьбой рассказать об устройстве и функционировании живой клетки.

Конкретное содержание второго этапа

Микроскопкин: Спасибо за ваши ответы. Подождите, подождите, подождите… Давненько я не заглядывал в свой любимый микроскоп. Пора бы заняться исследованиями. Не хотите ли присоединиться, вижу, ребята вы толковые, вполне способны сослужить службу для науки.

Дети: Хотим.

Микроскопкин: Тогда давайте посмотрим, как устроен самый обычный репчатый лук.

(Микроскопкин показывает ребятам, как выглядит под микроскопом лук. Иногда  учителя показывают картины с изображением клеток лука.)

Микроскопкин: Ребята, посмотрите, из чего состоит лук?

Дети: Из таких прямоугольников и квадратиков.

Микроскопкин: Правильно, а называются эти прямоугольники «клетки».

Дети: Правда, клетки, очень похоже.

Микроскопкин: Всё живое, все растения, животные и даже люди состоят из клеток. Клетки живые.

Дети: Мы по телевизору слышали что-то про клетки.

Микроскопкин: Ещё раз взгляните на клетки лука, ничего вам они не напоминают? Вспомните, о чём вы мне рассказывали только что.

Дети: Кажется, поняли, лук похож на многоэтажный дом, на девятиэтажку, она тоже на клетки разделена.

Микроскопкин: Неужели и впрямь лук похож на многоэтажный дом, вот так открытие! Мне никогда подобное не приходило в голову. Посмотрите внимательно, какое смелое предположение. И если лук похож на многоэтажный дом, то квартира похожа…

Дети: На клетку лука.

Микроскопкин: Открытия сыплются как из рога изобилия, вы творческие люди, но ваши замечательные идеи и предположения, ваши догадки (гипотезы) необходимо проверить. Давайте сравним живую клетку и квартиру в многоэтажном доме. Вот тогда мы, подобно настоящим учёным, подтвердим или опровергнем вашу гипотезу. Итак, вы хотите узнать, как устроена клетка?

Дети: Конечно, хотим, расскажите нам, пожалуйста.

Третий этап

Контекст: на третьем, кульминационном этапе ПМДД происходит трансляция учащимся некоторых теоретических знаний о живой клетке. Психологическим орудием, инструментом передачи компонентов теоретического знания служит умный образ (в данном, конкретном случае, образ квартиры в многоэтажном доме), опосредствующий теоретическое образное мышление детей, символически изображающий, представительствующий в сознании учащихся изучаемые теоретические связи и отношения. Как можно больше инициативы в поисках соответствий между агентами сравнения, в наращивании контекста базовой метафоры следует делегировать детям. Большим подспорьем для учителя могут послужить своеобразные «опорные сигналы, схемы» – методические пособия: символический рисунок (план), отражающий устройство квартиры (символическая графическая модель квартиры), и символическая графическая модель клетки.

Конкретное содержание третьего этапа

Микроскопкин: В далёком прошлом знаменитый  учёный Архимед, сделав важное открытие, воскликнул: «Эврика!» (Эврика по-гречески означает «нашёл».) Ваша находка представляется мне всё более интересной. Как учёный, доктор биологических наук, ответственно заявляю, живая клетка во много-много раз сложнее, чем современная квартира. Но всё же нечто общее между клеткой и квартирой, несомненно, есть.

Итак, клетка живая, и квартира  предназначена для жизни людей. Вы же сами говорили, что главное в квартире…

Дети: Её жители.

Микроскопкин: Напомните, пожалуйста, как узнать, жилая ли квартира, есть ли в ней жизнь, жители?

Дети: Надо посмотреть приносят ли в квартиру еду, поступает ли в эту квартиру вода, выносят ли мусор, отходы.

Микроскопкин: Правильно, всё живое  получает питание, воздух, воду. Разве могут жители квартиры обойтись без получения необходимых веществ? И вместе с тем выделяет…

Дети: Что-то ненужное, отработанное.

Микроскопкин: Получается, что клетка, если она живая – питается, дышит, получает полезные вещества и выбрасывает вредные. Как жители в квартире. Всё живое меняется с внешней средой.  Всё живое участвует в обмене веществ.

Дети: Всё живое участвует в обмене веществ, получает полезное, выбрасывает ненужное в мусоропровод. Здорово.

Микроскопкин: Квартира когда-то была построена, была новой. Постепенно она стареет, разрушается.

Дети: Выходит, и клетка, как дерево, как человек, рождается, растёт и умирает.

Микроскопкин: Совершенно верно, квартира не растёт, а всё живое обязательно растёт, меняется, развивается, достигает расцвета, затем старится…

Дети: И умирает.

Микроскопкин: Да, разрушается.

Дети: Жаль.

Микроскопкин: Теперь взгляните на рисунки. (Показывает стены квартиры.)

Дети: У клетки тоже есть стены.

Микроскопкин: Верно, и называются эти крепкие стены «оболочка». Если оболочка похожа на стены квартиры, то для чего она нужна?

Дети: Для защиты, придаёт прочность, ограничивает клетку.

Микроскопкин: Верно. Оболочка поддерживает форму, защищает, не даёт проникнуть в клетку-квартиру врагам, не пускает вредные вещества. А как же в клетку проникают полезные вещества, как попадает питание, проникает дневной свет?

Дети: Через двери и через окна.

Микроскопкин: Молодцы. В оболочке есть поры, как окна, и двери, они  пропускают полезное. (Педагог показывает наружную клеточную мембрану и поры на графической модели клетки.)

Дети: Понятно.

Микроскопкин: Итак, в квартиру, в клетку попало что-то необходимое, например еда. Скажем, кусок свежего мяса, мешок картошки. Сырыми будете есть?

Дети: Нет, надо нести на кухню и приготовить, а то отравиться можно и невкусно.

Микроскопкин: Правильно. Я вам говорил, что клетка сложнее устроена, чем современная квартира?

Дети: Говорили.

Микроскопкин: Клетка устроена, как квартира будущего, а в будущем не мама готовить будет, а…

Дети: А роботы-повара, автоматы.

Микроскопкин: Роботы-повара в клетке называются рибосомы. Рибосомы готовят еду, клетка питается и…

Дети: И растёт.

Микроскопкин: Кстати, рибосомы пищу только готовят, а поступает она к жителям через эндоплазматическую сеть. Вы можете не запоминать это сложное название. Между комнатами в квартире есть внутренние стены?

Дети: Да.

Микроскопкин: Зачем они нужны?

Дети: Делят квартиру на отдельные комнаты.

Микроскопкин: Помимо этого, обратите внимание, по стенам проходят трубы и провода. Может быть, будут в квартире будущего такие трубы, по которым пища от поваров-рибосом будет поступать жителям. Открыл кран, и в рот компот бежит. Вот эндоплазматическая сеть это трубы, проложенные в стенах и доставляющие блюда, приготовленные рибосомами, прямо в комнату. Теперь представьте, мы поели, осталась грязная посуда, может быть, аппетит у нас не очень хороший, или вкус не понравился.

Дети: Надо всё убрать, выбросить. Нужно убраться.

Микроскопкин: Мы в квартире будущего, поэтому у нас есть трудолюбивый робот-уборщик, он называется Аппарат Гольджи. (Педагог показывает на схеме, где расположен аппарат Гольджи.) Вы тоже за работу, за уроки принимайтесь, а тем временем, аппарат Гольджи приберётся.

Дети: Получается, он тарелки убирает, порядок наводит, складывает ненужное в мусорное ведро, мусор выбрасывает.

Микроскопкин: Верно, с виду неприглядная, но такая необходимая, нужная работа. Без аппарата Гольджи клетка заросла бы грязью, погибла. Вот аппарат Гольджи грязь-то и собирает, в пакетик чёрный мусорный упаковывает и аккуратненько выбрасывает…

Дети: В мусорное ведро, в мусоропровод, на помойку.

Микроскопкин: Всё это в клетке называется лизосомы.

Дети: Значит, лизосомы это как мусоропровод, помойка?

Микроскопкин: Да, через них клетка избавляется от всякого хлама, от вредных, отработанных материалов.

Дети: Понятно.

Микроскопкин: А ещё в квартире может быть холодно или, напротив, жарко.

Дети: Нужно трубы подвести и топить, или электричество подвести, и кондиционер поставить, чтобы воздух охлаждать.

Микроскопкин: А если нет электричества, вода не подаётся, тепло не приходит в квартиру, хорошо жителям?

Дети: Нет, конечно, жители могут погибнуть.

Микроскопкин: А в деревенской избе, ну вот в такой хотя бы, в которой я живу, знаете, откуда горячая вода берётся, тепло, на чём пищу готовят?

Дети: Знаем, там печь русскую топят. Дрова горят, нагревают печь, вот и тепло.

Микроскопкин: А в вашей квартире откуда?

Дети: С котельной и электростанции к нам идут провода и трубы, по ним идёт ток и горячая вода. А ещё может в квартире стоять котёл, к нему идёт газ, он горит и воду нагревает, из котла идут трубки, по ним горячая вода бежит, и по комнатам тепло распространяется.

Микроскопкин: Если я вас правильно понял, жителям, для поддержания жизни, необходим источник энергии. В деревенской избе или в городской квартире должна быть энергия: газ, электричество, горячая вода. Энергия может приходить извне, из-за границ дома, поступать из котельной, электростанции, газового хранилища. Котёл или печь может дома стоять, и если вы сжигаете дрова или уголь прямо дома, то тоже получите необходимую энергию.

Дети: Верно.

Микроскопкин: Вот и клетка для жизни нуждается в энергии. Отчасти она получает энергию извне. Но умные и дальновидные жители клетки предпочитают прежде всего на себя рассчитывать. Чтобы подстраховаться, они создали собственную энергетическую установку, как русскую печку в избе, как котёл в квартире, она-то и снабжает энергией всю квартиру-клетку. Называется эта энергетическая установка, этот котёл, эта печка митохондрия. (Сопровождается демонстрацией митохондрии на схеме.) Понятно?

Дети: Ясно, митохондрия вырабатывает энергию для всей клетки.

Микроскопкин: Итак, стены есть, энергия есть… Вы знаете, что скоро человек полетит в космос, посетит другие планеты, и, чтобы не везти с собой пищу, выращивать её будет прямо на космическом корабле, в космической теплице-оранжерее. А что делать, из окрестностей Марса до ближайшего рынка ох как далеко.  Уже сейчас космонавты берут с собой зёрнышки и выращивают на орбите фасоль, горох и даже огурцы. А вам удавалось прямо в собственной квартире вырастить какое-либо растение?

Дети: Конечно, мы цветы выращивали. А ещё лимон на подоконнике, знаете, какой вкусный, а ещё помидоры маленькие, лук зелёный в банке, много чего.

Микроскопкин: А плоды своего труда вы потом попробовали, отведали?

Дети: Ещё бы, очень вкусно.

Микроскопкин: Представьте, чтобы как можно меньше зависеть от внешних условий, имея площадь, имея энергию, жители клетки превратили часть своей квартиры в теплицу, оранжерею, прекрасный зимний сад. И теперь там происходит чудо, из семечка вырастает растение. Много ли нужно: свет, полезные вещества, вода, тепло, и вот, как в сказке, прямо на глазах, там, где было крохотное семечко, мы видим десятки сочных, питательных плодов, способных утолить голод, богатых витаминами. Место, отведённое в клетке под выращивание разнообразной питательной зелени, называется хлоропласты. (Педагог показывает хлоропласты на схеме.)

Дети: Понятно.

Микроскопкин: Когда вы рассказывали про свой дом, вы отметили, что в квартире, у рачительных хозяев должна быть кладовая.

Дети: Конечно, должна, для хранения запасов. Урожай вырастил и не съел сразу. Или соль, спички, сахар можно хранить, не будешь бегать в магазин, и цены могут вырасти.

Микроскопкин: А в клетке есть кладовка, как вы думаете?

Дети: Наверное, есть, ведь в клетке хозяева всё правильно, умно устроили.

Микроскопкин: Совершенно верно, есть кладовая, называется вакуоль. (Педагог демонстрирует месторасположение вакуоли на схеме.) Именно здесь накапливаются, хранятся питательные вещества, другие запасы, в хозяйстве всё пригодится. Да, кстати, о хозяевах. Вы хотите узнать, кто в клетке хозяин?

Дети: Интересно.

Микроскопкин: А что хозяева делают?

Дети: Хозяйничают, управляют квартирой, всё в ней устраивают, решения принимают, детей воспитывают и учат, как взрослые. Хозяева – главные. Их все должны слушаться, они за всем следят, командуют. Они самые умные, они учились и знают, как всё делать.

Микроскопкин: Правильно, дети. Хозяева клетки, командный пункт клетки, хранилище информации называется ядро. ( Педагог показывает на схеме ядро.) Ядро – главная часть клетки, её командир. Ядро передаёт все знания детям, передаёт им информацию о том, как должен быть устроен дом, как правильно жить. На место старых, поживших, потрудившихся на своём веку, создавших много полезного и нужного клеток приходят новые, молодые и сильные, полные энергии, готовые к грандиозным свершениям, жизнь продолжается.

Дети: Хороший командир, если он так здорово всё устроил. Всё, как у людей.

Микроскопкин: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Природа хранит множество  загадок. Сейчас мы только прикоснулись к тайне живой клетки. Когда вы будете постарше, на уроках по удивительному предмету, ботанике, вы познакомитесь с клеткой полнее. Но уже сейчас вы многое поняли, и, самое главное, я видел в ваших глазах свет настоящего научного интереса, видел, с какой радостью и вниманием вы участвуете в нашем исследовании. «Повторение – мать учения». Пришло время подвести итоги, сделать выводы. Давайте я задам вам несколько вопросов, а вы, глядя на наши схемы (символическая схема устройства квартиры и символическая схема устройства клетки), попробуете восстановить ход наших рассуждений, рассказать, как устроена клетка.

Четвёртый этап

Контекст: педагог действует в традиционной манере – повторение, контроль, коррекция неправильного усвоения. Вместе с тем не следует забывать, что цель данного этапа не только в закреплении изученного материала, но и его иерархизация. Вопросы учителя должны помочь учащимся выделить главное и второстепенное, сосредоточиться на ключевых, сущностных моментах, абстрагироваться от малозначимых деталей.

Вопросы и задания для повторения, закрепления, категоризации информации

1. Из чего состоят растения, животные, люди?

2. Расставьте в нужном порядке следующие этапы жизни клетки, растения: старение, рождение, рост, созревание, смерть, размножение.

3. В чём нуждается всё живое, без чего не может обойтись организм?

4. Что  организм выводит, выбрасывает наружу?

5. Всё живое участвует в обмене веществ, что-то получает, что-то отдаёт, согласны?

6. Что такое обмен веществ?

7. На что похожа живая клетка?

8. Есть ли у клетки стены?

9. Как они называются, для чего служат?

10. Покажите на схемах стены квартиры и клеточную оболочку.

11. Всё необходимое попадает в дом через окна и двери, а в клетку?

12. Для чего клетке  поры?

13. Покажите на схеме поры.

14. Человек не ест мясо сырым, готовит еду, а клетка?

15. Внутри клетки есть свои повара, они готовят еду и называются…

16. Что такое рибосомы?

17. Покажите месторасположение рибосом.

18. От поваров к едокам, в разные комнаты пища в клетке поступает как-то необычно, как?

19. Для чего служит эндоплазматическая сеть?

20. Покажите эндоплазматическую сеть на схеме.

21. Что в клетке отвечает за уборку отходов?

22. Каково предназначение аппарата Гольджи?

23. Что случится, если аппарат Гольджи придёт в неисправность?

24. Покажите аппарат Гольджи на схеме.

25. Куда аппарат Гольджи складывает мусор?

26. На что похожи и для чего служат лизосомы?

27. Покажите месторасположение лизосом.

28. Могут ли жители городской квартиры или деревенской избы обойтись без энергии?

29. Для чего нужна энергия?

30. Откуда берётся энергия в квартире, в деревенской избе?

31. Нужна ли энергия для жизни клетки?

32. Как называется котёл, печка, энергетическая установка клетки?

33. Что такое митохондрия?

34. Покажите расположение митохондрии на схеме.

35. Клетка или человек тратят энергию? На что?

36. Как человек восполняет потраченную энергию? Извлекает ли он энергию из переработки пищи, как печка, от сжигания дров?

37. Можно ли в квартире выращивать пищу?

38. Откуда будут получать зелень, пищу космонавты в далёком межгалактическом рейде?

39. Из крошечного семечка появляется дерево, дающее множество плодов, это можно назвать чудом?

40. А можно ли назвать чудом клетку, которая внутри себя из энергии солнца, питательных веществ создаёт зелёную массу, кормит себя и растёт, развивается, живёт?

41. Как называется теплица, оранжерея клетки?

42. Для чего нужны хлоропласты?

43. Покажите их месторасположение на схеме.

44. В квартире, у рачительного хозяина есть кладовая комната, для чего она нужна?

45. А есть ли кладовая у клетки?

46. Для чего служит вакуоль?

47. Где расположен командный пункт клетки, откуда исходят указания, приказы, кто хранит важнейшую для жизни информацию и передаёт её по наследству?

48. Кто в клетке хозяин?

49. Для чего служит ядро?

50. Покажите месторасположение ядра.

51. Интересно ли вам было познакомиться с жизнью и устройством клетки?

Завершить занятие необходимо на хорошей эмоциональной ноте. Похвалите ребят за любовь к знаниям, настойчивость, целеустремлённость. Можно устроить конкурс рисунков на тему: «Как устроена клетка». Закрепить результаты диалога можно также в совместном проекте (или нескольких групповых проектов) с тем же названием. Лучшие работы должны украсить стены классной комнаты.


7.2. Проект ПМДД по теме «Атмосфера»

Цели занятия, его интенция, основная идея, деятельностные методы реализации целей и задач  уже обозначены  нами применительно к организации диалога на тему «Живая клетка» (см. проект занятия по теме «Живая клетка»).  Поэтому сразу приступим к выявлению специфики (при всей универсальности теоретической модели ПМДД, некоторые индивидуальные черты, безусловно, имеют место быть) учебного диалогического взаимодействия по теме «Атмосфера»; изложению практико-ориентированной методической разработки по указанной теме. Для обеспечения преемственности с предыдущим занятием мы задействуем уже знакомую ребятам сюжетную линию, продолжим общение с профессором Микроскопкиным.

Особенности реализации ПМДД по теме «Атмосфера»

Специфика реализации ПМДД по теме «Атмосфера» исчерпывается несколькими моментами.

1. Изменяется содержание. Естественно, центральным содержанием диалога станет знакомство и присвоение детьми теоретических знаний, связанных с научным понятием «атмосфера».

2.  Существенную трансформацию претерпевает последовательность этапов диалога. Диалог начинается с создания классической проблемной ситуации. Затем следует актуализация спонтанных понятий, связанных в сознании участников диалога с одним из агентов базовой метафоры. На третьем этапе  меняется содержание диалога (переход к теме обсуждения), создаётся  ситуация запроса на новое знание, или проблемная ситуация видоизменяется, воссоздаётся на более сложном диалектическом витке. На четвёртом – вводятся учебные умные образы. На заключительном – осуществляется закрепление пройденного материала, подведение итогов ПМДД.

3. В отличие от предыдущего диалога, мы хотим донести до сознания учеников всего лишь один существенный, теоретический признак. Популярно объяснить детям, что атмосфера – это «защитная оболочка Земли».

4. Для диалогической трансляции реципиентам указанного признака мы собираемся задействовать целую батарею метафор, среди которых правомерно выделять ведущую метафору («теплица») и ряд вспомогательных («космический скафандр», «щит», «одеяло»).

Педагогическая модель ПМДД по теме «Атмосфера» для детей младшего школьного возраста

Первый этап

Контекст: урок начинается с создания классической проблемной ситуации, преодолевая которую учащиеся исподволь, незаметно для себя начнут экстериоризировать, проговаривать, обобщать, насыщать, осознавать собственные представления о функциях и назначении теплицы, оранжереи (отчасти этот опыт уже был актуализирован в процессе предыдущего диалога). Впоследствии базовая метафора «теплица похожа на атмосферу в том смысле, что оба агента сравнения обеспечивают защиту жизни, являются защитными оболочками» –  послужит ключом, психологическим орудием, опорным пунктом для понимания учащимися функций атмосферы на уровне теоретического образного мышления.

Конкретное содержание первого этапа

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята.

Дети: Здравствуйте.

Учитель: Не забыли ли вы нашего старого доброго друга, профессора Ивана Ивановича Микроскопкина? Хотите ли вновь встретиться с ним?

Дети: Хотим.

Учитель (перевоплотившись в Микроскопкина): А вот и я, друзья, здравствуйте, признаться, я очень соскучился.

Дети: Мы тоже.

Микроскопкин: Спасибо, друзья. Однако не будем терять драгоценного времени, меня привела к вам суровая необходимость, и я остро нуждаюсь в вашей  помощи. Могу ли я на вас положиться?

Дети: Да.

Микроскопкин: Вы, наверное, слышали, что урожай  в этом году был низким из-за чрезвычайных погодных условий.

Дети: Слышали, по телевизору говорили.

Микроскопкин: Я думаю, вам не составит труда перечислить, какие природные явления могли загубить урожай, что может навредить растениям?

Дети: Засуха, обилие осадков, заморозки, сильный ветер. (При необходимости можно подготовить соответствующие иллюстрации, «разобрать» каждый фактор более подробно.)

Микроскопкин: Совершенно верно. Итак, урожай невелик, человечество нуждается в пище, значит, нужно сберечь, прорастить каждое…

Дети: Зёрнышко, чтобы не пропало.

Микроскопкин: Теперь представьте, у каждого из вас есть десять зёрнышек. И перед каждым стоит задача – получить наибольший урожай. Подумайте, какие угрозы нависают над вашими крохотными зёрнышками, что может погубить хрупкие росточки, когда они едва-едва проклюнутся из ваших заветных зернышек. И, самое главное, подумайте, как вам обезопасить, защитить растения и в конечном счёте получить отменный урожай.

(Надо пресечь попытки ответить сходу, дать время подумать. Можно разбить аудиторию на малые группы и устроить, по последней моде, конкурс проектов: «Защити зёрнышко, получи небывалый урожай». Из всех вариантов ответов следует выбрать, поддержать, как наиболее перспективную, идею  с защитой растений при помощи теплицы. Мы уверены, что ваши собеседники и ученики обязательно, среди прочих ходов, упомянут и даже сами аргументированно докажут все преимущества теплицы.)

Второй этап

Контекст: практически в каждой группе детей встречаются «юные агрономы», прекрасно осведомлённые обо всех преимуществах выращивания растений в закрытом грунте, в теплице. Эти знатоки – лучшие помощники учителя. Не скупитесь на похвалы, не очень считайтесь со временем, выуживайте все наличные представления, задействуйте как можно более широкий круг ребят, допустимы наводящие, «парциальные», уточняющие вопросы и повторения. Ученики должны зарубить на носу несколько нехитрых истин: теплица защищает от солнца, жары, от заморозков, залива, обеспечивает комфортные условия для жизни растений; в теплице своя «погода», свой микроклимат, оптимальный водный и температурный баланс. Вовсе не обязательно, чтобы дети употребляли указанные термины (водный, температурный баланс, климат), допускается их замена житейскими эквивалентами, словами обыденного языка. Главный критерий успешности этапа – достижение понимания учащимися «защитной» функции теплицы.

Конкретное содержание второго этапа

Дети: Надо построить теплицу, как у бабушки, там всё лучше растёт.

Микроскопкин: Из чего теплицу построим? Из плёнки целлофановой или из стекла?

Дети: Чем надёжнее, тем лучше. Надо  стеклянную, чтобы лучше защищала и свет пропускала, растениям нужен свет.

Микроскопкин: А вдруг град пойдёт, разобьёт стекло.

Дети: Надо взять прочное стекло, непробиваемое. Или в несколько слоёв стекло расположить.

Микроскопкин: Стеклянная, многослойная, и чтобы свет пропускала. Отопление будем проводить?

Дети: Будем, чтобы зимой огурцы выращивать.

Микроскопкин: А электричество  проведём, лампы искусственного света поставим?

Дети: А как же, на улице пасмурно, а у нас светло. Зёрнышки быстрее растут.

Микроскопкин: А водичку по трубам пустим, для полива?

Дети: Да, чтобы в лейках не носить, и растениям вода необходима.

Микроскопкин: Значит, у нас надёжная, отапливаемая, освещаемая теплица с многослойной крышей, с поливом.  Мы в такой теплице зимой…

Дети: В шортах будем ходить.

Микроскокин: На улице стужа, зима.

Дети: А у нас жара, лето.

Микроскопкин: Давайте проверим, от каких вредных воздействий способна уберечь растения наша чудо-теплица?

Дети: У солнышка очень жаркие лучики.

Микроскопкин: Правильно, от палящих лучей солнца…

Дети: Когда жарко, вода быстро высыхает, уходит, земля трескается.

Микроскопкин: Да, на открытом воздухе, в зной, вода превращается в пар, как в кипящем чайнике, испаряется.

Дети: А в теплице всегда душно, там вода не так быстро испаряется, и растения лучше себя чувствуют.

Микроскопкин: Да, верно, теплица позволяет сохранить требуемую для растений влажность, чтобы растения получали то количество воды, которое им необходимо. А вот если дожди всё время льют?

Дети: Тогда нужно закрыть теплицу. Засуха – плохо. И дожди всё время – тоже ничего хорошего. Может залить растения, и они сгниют, не дадут урожай.

Микроскопкин: Правильно. Теплица защищает и от засухи и от излишней влаги. Воды в меру, вот это и называется баланс, равновесие. Вы знаете, что такое заморозки?

Дети: Это когда под утро иней выпадает. Когда ночью холодно становится. У бабушки помидоры на грядках помёрзли, а в теплице – нет. Заморозки, когда мороз возвращается или приходит, особенно весной или осенью.

Микроскопкин: Верно. Так вы утверждаете, что и от заморозков может теплица спасти?

Дети: Конечно, мы же вам говорим, что на грядках…

Микроскопкин: В открытом грунте, без защиты…

Дети: В открытом грунте наши ростки замёрзнут. Тут без теплицы не обойтись, теплица защитит от холода.

Микроскопкин: Как одеяло, как одежда у человека, теплица защитит от холода, так что ли?

Дети: Да, теплица как одеяло для наших зёрнышек. На улице холодно, а им всё нипочём. И мороз – красный нос до растений не доберётся. Теплица ростки надёжно спрячет, защитит от мороза.

Микроскопкин: А когда слишком жарко, растениям тоже, наверное, туго приходится.

Дети: Да.

Микроскопкин: Наверное, растениям комфортно, хорошо, когда нормальная температура, не слишком жаркая и не слишком холодная, подходящая для этих растений. Тоже равновесие нужно, баланс необходим, температурный баланс.

Дети: Правильно.

Микроскопкин: Давайте повторим, теплица что обеспечивает?

Дети: Чтобы воды нормальное количество было и температура подходящая. Такое равновесие, полезное, приятное для растений, чтобы больше урожай получить.

Микроскопкин: Правильно, теплица обеспечивает оптимальный, лучший для роста растений водный и температурный баланс. На улице одна погода, а в теплице…

Дети: Другая, сохраняющая растения.

Микроскопкин: В теплице своя погода?

Дети: Здорово. Теплица нужна, чтобы создавать особую погоду…

Микроскопкин: Свой микроклимат. И этот микроклимат, эта своя погода защищает растения. Теплица – это…

Дети: Лучшая защита для растений.

Третий этап

Контекст: теперь от обсуждения преимуществ теплицы необходимо плавно, как можно более естественно и непринуждённо, не теряя темпа,  канализировать, направить диалог в новое русло. Мы должны от теплицы перейти ближе к теме, попытаться подвести детей к разговору об атмосфере. После «поворота», смены направления, третий этап может протекать (и тот и другой сценарий вполне допустимы) в виде классической проблемной ситуации либо разворачиваться как ситуация запроса на новое знание. Первый вариант возникнет, если в спонтанном опыте учащихся уже есть представления об атмосфере, если дети сами, без подсказки преодолеют возникшее затруднение, скажут, что землю защищает атмосфера, или «воздух». Альтернативный способ организации диалога (запрос к педагогу о помощи, о предоставлении новых знаний) появится, если информация об атмосфере не входит в зону актуального развития учащихся или дети не сумеют извлечь данную информацию из памяти и связать с решением стоящей перед ними задачи. В любом случае, не спешите подсказывать, дайте возможность пофантазировать, поспорить, обсудить различные гипотезы, исходящие от различных учеников, можете помочь наводящими вопросами, действуйте в логике проблемно-поискового метода обучения. Вирулентность, вариативность данного этапа чрезвычайно высока, непосредственно зависит от параметров аудитории, от уровня осведомлённости и креативности детей, поэтому наше описание носит весьма приблизительный и частный характер.

Конкретное содержание третьего этапа

Микроскопкин: Здорово вы, ребята, придумали, насчёт теплицы, отличный план получения гигантского урожая, спасения человечества от голода предложили. Теплица – надёжная защита.

Дети: Да.

Микроскопкин: Пришла мне в голову интересная мысль, да никак не могу её хорошо обдумать, поможете?

Дети: Да.

Микроскопкин: Вот смотрите (показывает фотографию Земли), первый космонавт планеты, наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел Землю-матушку, планету нашу из космоса, подумал, какая же она красивая и вместе с тем маленькая, беззащитная наша планета. Как хрупка жизнь. Летит Земля в космическом пространстве с огромной скоростью, вращается вокруг Солнца, и Солнечная система летит, вращается вокруг центра Галактики. В космосе нет воздуха, космос пронизан опасными, губительными для всего живого излучениями. Если человек, без защиты, без специального скафандра окажется в открытом космосе, то тут же погибнет. Миллионы и миллионы планет изучили астрономы и нигде ещё пока не нашли жизни. Планеты похожи на раскалённые камни или на глыбы льда. На них царит нестерпимая жара или дикий холод (показывает фотографию безжизненных планет).

Сравните Землю и безжизненные планеты. Земля – голубая планета, колыбель жизни… Синие воды океана, высокие горы и пики, изумрудная зелень лесов и полей, сахарные макушки полюсов, жёлтые пески пустынь, и повсюду буйство жизни, повсюду зёрнышки жизни дали добрые, обильные всходы. А на других планетах жизни пока не обнаружили.

Дети: Только в фантастических фильмах есть инопланетяне, а на самом деле, их пока не нашли.

Микроскопкин: Правильно. А вот ещё вопрос, что будет с человеком, если он окажется в открытом космосе без специального защитного костюма, без скафандра.

Дети: Без скафандра человек погибнет, у космонавтов обязательно должен быть скафандр, он даёт воздух и тепло, защищает от вредных лучей.

Микроскопкин: Значит, всё живое в космосе, человек или живые организмы на поверхности планеты нуждаются в защите?

Дети: Конечно, иначе они погибнут, не выживут.

Микроскопкин: Что может убить живые организмы?

Дети: Вредные лучи, жара, холод, отсутствие воды.

Микроскопкин: У космонавтов защита скафандр, у растений – теплица, а что же защищает нашу планету?

Дети: Может, воздух защищает, вы нам расскажите.

Микроскопкин: Земля окружена плотной оболочкой, предохраняющей всё живое.

Дети: Что это за оболочка, может, небо и тучи?

Микроскопкин: Небо, тучи, воздух, знаете, как называется оболочка Земли?

Дети: Нет. Скажите, как называется.

Микроскопкин: Запомните, атмосфера. Повторите…

Дети: Атмосфера.

Четвёртый этап

Контекст: этап постижения теоретического знания за счёт экстраполяции, символического переноса спонтанного опыта (знания о теплице) в изучаемую проблемную область (атмосфера, её функции). Рассказать о функциях атмосферы, дать искомую дефиницию атмосферы как «защитной оболочки земли» нашим собеседникам должны помочь  образы теплицы, космического скафандра, щита, кольчуги, одеяла и т.д. На данном этапе указанные образы должны в сознании учащихся прирасти символическим смыслом и стать «умными образами», опорой для фиксации и понимания важных теоретических связей и отношений объективной реальности. Со стороны педагога может осуществляться сообщение, вкрапление дополнительных фактов по теме диалога.

Конкретное содержание четвёртого этапа

Микроскопкин: Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили, как зёрнышки лучше сохранить, как урожай получить?

Дети: Мы говорили о теплице.

Микроскопкин: Теплица защищает растения, живые росточки. Космонавта в космосе защищает скафандр. Догадайтесь, для чего нужна атмосфера.

Дети: Ура, атмосфера как теплица, как скафандр.

Микроскопкин: Эврика, замечательное открытие.

Дети: Атмосфера из воздуха.

Микроскопкин: А воздух, которым мы дышим, состоит из различных газов. И вроде прозрачный воздух, невесомый, а на самом деле…

Дети: Воздух, атмосфера защищает землю как теплица и скафандр.

Микроскопкин: От чего атмосфера защищает Землю?

Дети: От космических лучей, они убивают всё живое. От всего вредного.

Микроскопкин: А про температуру что скажете?

Дети: В космосе может быть очень жарко, а на Земле своя погода, которая нам подходит.

Микроскопкин: Правильно.

Дети: Не слишком холодно и не слишком жарко.

Микроскопкин: Атмосфера создаёт нужный для жизни температурный баланс.

Дети: Нормальная температура, своя погода.

Микроскопкин: В космосе один климат, а на Земле…

Дети: Другой. Мы как будто в теплице живём, под защитой атмосферы.

Микроскопкин: А если исчезнет атмосфера…

Дети: Всё живое погибнет, ещё засуха будет, и нечем будет дышать, ведь тогда воздуха не станет.

Микроскопкин: Атмосфера защищает от обезвоживания, от засухи?

Дети: Защищает, как теплица, поддерживает, вы нам говорили, водный баланс.

Микроскопкин: Чтобы вода не испарялась?

Дети: Да, без атмосферы океаны и реки пересохли, и всё живое умерло, и Земля стала как летающий камень.

Микроскопкин: А ещё теплица защищает от такого льда, который, случается, с неба падает, забыл, как называется, круглые такие ледышки, размером с горошину, а то и с куриное яйцо…

Дети: Град, град.

Микроскопкин: А в космосе кое-что поопаснее града летает, про метеориты слышали?

Дети: Да, метеориты это космические камни, целые глыбы.

Микроскопкин: Если атмосферы, защиты нет, то метеориты оставляют на поверхности планеты огромные воронки, которые называются кратеры. Эти кратеры по размеру могут быть больше моря. Такие вот градины космические летают (показывает луну, кратеры на луне). Получается, что атмосфера защищает ещё и от…

Дети: От метеоритов, мы смотрели передачу, метеориты врываются в атмосферу на огромной скорости и сгорают в ней.

Микроскопкин: Вот у Земли  есть кольчуга,  одеяло,  бронежилет,  надёжный щит?

Дети: Да, это атмосфера.

Микроскопкин: Что такое атмосфера, кто лучше скажет?

Дети: Это защитная оболочка Земли, она состоит из воздуха. Она, как теплица, защищает жизнь на нашей планете.

Микроскопкин: Спасибо, друзья.

Пятый этап

Контекст: повторение, закрепление, контроль, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов. Вопросы должны помочь детям сконцентрироваться на главном.

Вопросы и задания для повторения, закрепления, категоризации информации

1. Для чего люди строят теплицы, оранжереи?

2. От каких вредных воздействий окружающей среды может защитить растения теплица?

3. Теплица защищает растения от заморозков?

4. Теплица защищает от низкой температуры?

5. Теплица способна защитить от засухи? А от излишней влаги?

6. Может быть так: на улице ночь, а в теплице – день? На улице зима, в теплице – лето?

7. Что значит фраза: «в теплице свой микроклимат, своя погода»?

8. Согласны ли вы, что теплица специально придумана людьми для защиты растений?

9. Теплица чем-то похожа на одеяло, на щит, на кольчугу? Чем?

10. Если человек окажется в открытом космосе без скафандра, что с ним произойдёт? Почему?

11. Что защищает космонавта в открытом космосе?

12. Чем космический скафандр похож на теплицу?

13. Что сказал первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел нашу планету из космоса?

14. Земля находится в космосе, каким вредным воздействиям она подвергается?

15. Представляют  ли опасность для всего живого: вредные космические излучения, нестерпимый космический жар, ужасный космический холод, отсутствие воздуха?

16. На всех ли планетах, как на Земле, есть жизнь?

17. Что защищает Землю от действия вредных излучений, от метеоритов?

18. Есть ли у Земли щит, надёжная защита?

19. Можно сказать, что всё живое на Земле будто живёт в теплице?

20. Как называется такая «теплица»?

21. Что общего между теплицей и атмосферой?

22. Из чего состоит атмосфера?

23. От чего защищает атмосфера?

24. Что случится, если атмосфера исчезнет?

25. Почему люди должны бороться за чистоту окружающей среды, чистоту атмосферы?

26. Что такое атмосфера?

27. Согласны ли вы с тем, что атмосфера – многослойная защитная оболочка Земли, состоящая из воздуха, из газов?

Мы специально привели избыточное количество вопросов. В зависимости от конкретных условий протекания заключительного этапа диалога, педагог должен выбрать именно те вопросы (5–7), которые помогут вашим собеседникам ещё раз мысленно воспроизвести самые важные, ключевые положения и моменты дидактического диалога. Для фиксации результатов общения финал учебного взаимодействия целесообразно (как и в предыдущем диалоге) обыграть, устроив конкурс рисунков, объяснительных схем, созданных ребятами (возможна помощь родителей) по теме: «Что такое атмосфера?».

В 2009–2010 учебном году  были осуществлены следующие этапы эксперимента:

1) психологическое исследование актуального уровня развития спонтанных понятий  учащихся первых классов об атмосфере и  живой клетке. Для экстериоризации житейских понятий первоклассников использовалась хорошо зарекомендовавшая себя методика «Инопланетянин» (авторы: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, М.В. Телегин);

2) организация экспериментального обучения детей в соответствии с психолого-педагогической моделью полноценного ПМДД по двум темам («Атмосфера» и «Живая клетка»);

3) проведение посттеста по методике «Инопланетянин», позволяющего оценить уровень представлений и предпонятий, сформированных у испытуемых из экспериментальных групп в ходе ПМДД по темам «Живая клетка», «Атмосфера»;

4) интерпретация результатов исследований житейских понятий детей с помощью «Типологии спонтанных понятий детей»  (авторы: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, М.В. Телегин);

5) сопоставление уровня развития представлений детей из экспериментальных групп до и после серии ПМДД, а также уровня развития представлений детей из экспериментальных и контрольных групп.

Хотя статистическая обработка результатов исследования ещё не завершена, но, по предварительным данным, наша гипотеза полностью подтвердилась, в содержание представлений детей, участвующих в ПМДД, вошли элементы теоретического знания. Следовательно, трансляция учащимся теоретического знания посредством «умных образов» в процессе ПМДД принципиально возможна. Педагоги и методисты могут приступать к разработке сценариев ПМДД.

С полным отчётом о деятельности Московской окружной экспериментальной площадки на базе школы № 1191 мы планируем познакомить общественность в начале 2011–2012 учебного года.