doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - 6.1. Прецеденты применения умных образов в педагогических целях
Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - 6.1. Прецеденты применения умных образов в педагогических целях
Индекс материала
Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
6.1. Прецеденты применения умных образов в педагогических целях
6.2. Обучающие умные образы: примеры из практики
Все страницы

6.1. Прецеденты применения умных образов в педагогических целях

Ян Амос Коменский, обращаясь к педагогам и родителям, так изображает психику человека: «человек обладает четырьмя качествами: умом – зеркалом всех вещей, суждением – живыми весами и рычагом всех вещей, памятью – кладовой для вещей. На втором месте –  воля – судья, всё решающий и всем повелевающий. Третья – способность к движению, исполнительница всех. И, наконец, речь… для всех четырёх качеств в теле человека имеется столько же вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык» [Коменский Я.А., 2003, с. 10].

Не менее запоминающийся  умный образ (идеологический и объяснительный) мы встречаем у К.Д. Ушинского. Образ, наповал разящий наших ангажированных реформаторов образования, «забывающих», что главная задача педагогики – не конкурентоспособность и компетенции, а воспитание нравственного человека. Не всё относительно, есть абсолютные, вечные ценности, и без их света – блуждать и обществу, и учителю в потёмках, жизнь теряет смысл.

«Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить, – храм ли, посвящённый богу истины, любви и правды, простой ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчётливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни ненужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» [Ушинский К.Д., 1950, с. 371].

Именно К.Д. Ушинскому принадлежат первые целенаправленные попытки использования умных образов в обучении. Например, в учебнике «Родное слово» для второго класса,  в разделе: «Вокруг да около» есть  тема: «Изучение окрестностей; знакомство с понятиями "план" и "карта"».

Ученику предлагалось «написать письмо» незнакомцу, в котором как можно более точно передать «местоположение» крупных предметов в своей комнате, «устройство» классной комнаты, месторасположение деревьев и построек в саду. Некоторые ребята додумывались до «графических опытов», рисовали планы и карты местности. Когда же педагог предъявлял ученикам «настоящую карту», то дети, по аналогии с почтовой корреспонденцией, сразу «схватывали суть». Говорили, что «карта это письмо, в нём рассказывается о земле, где что находится». Что символы и значки на карте «это такой язык», «такие слова», позволяющие «узнать всё о том месте, где ещё не бывал», что карта «рассказывает нам о разных странах, о морях, горах и пустынях, как письмо».

Линию применения умных образов в естественнонаучном образовании детей блестяще продолжил петербургский педагог, методист, автор первого в России учебного комплекта по «естествоведению» Леонид Сафоньевич Севрук (1867–1917). Его книги «Начальный курс естествознания. Книга для учащихся» и «методика начального курса естествознания» выдержали множество изданий, пользовались большой популярностью до революции.

Кредо Леонида Сафоньевича – преподавание не может носить вполне объективного характера, слишком многое зависит от личного опыта учителя. Скорее, преподавание – род искусства, состоящего в способности «призвать к работе мысль детей», научить «соображать и умозаключать», «не только смотреть, но видеть и вдумываться», «не описывать явление, а рассуждать о нём», размышлять и обобщать факты.

Чтобы по возможности исключить «беспорядочное блуждание мысли», нужно «чаще использовать аналогии, «сопоставления какого-то явления с уже имеющимся у детей образом, с обязательной практической проверкой этого образа». Севрук настоятельно рекомендует педагогам (и начинающим, и опытным) вести «по горячим следам» записи после урока, фиксировать такие «говорящие образы», дабы они не потерялись, могли бы принести пользу и впредь.

Учебник Севрука, увидевший свет более века назад, изобилует наглядностью, в разных изданиях от 600 до 1000 иллюстраций, в том числе есть и модельные представления, и умные образы. В частности, разрабатывая тему «питание растений», Севрук предлагает сначала вспомнить, как питается человек, и затем распространить эту аналогию на растительный мир. В свою очередь, «знакомство с устройством и проявлением жизни у растений делает более доступным понимание тела животных и отправление их органов».

Сходные с Л.С. Севруком позиции занимал известный отечественный педагог, автор концепции «лабораторных уроков», методист, натуралист и писатель Константин Павлович Ягодовский (1877–1943). В самых известных книгах учёного «Вопросы общей методики естествознания», «Уроки по естествознанию в начальной школе» можно отыскать немало модельных представлений и умных образов. С работами Ягодовского был знаком В.А. Сухомлинский, предлагающий при объяснении темы «Фотосинтез» сравнить растение с необычайно сложной лабораторией, «которая превращает на солнечном свету мёртвое вещество минеральных удобрений в сочный помидор; в душистый цветок розы» [Сухомлинский В.А., 1979–1980, т. 5, с. 390].

Теперь приведу весьма детализированный пример из совсем недавнего прошлого. На мой взгляд, самым интересным, неожиданным и эффективным прецедентом использования умных образов при обучении младших школьников является привлечение метафоры «необитаемого острова» при объяснении младшим школьникам содержания понятия «история».  Впервые я услышал эту метафору (которой с неизменным успехом пользуюсь около 20 лет) из уст Василия Владимировича Сухова, доцента МОПИ им. Н.К. Крупской, любимого преподавателя любимого предмета «Методика преподавания истории». Василий Владимирович – прекрасный рассказчик, ученик и последователь В.В. Давыдова, яркий пропагандист развивающего обучения.

В настоящее время В.В. Сухов является доцентом кафедры «Методика преподавания истории, политики и права», руководителем лаборатории МЕТАР, занимающейся проблемами развивающего образования. В.В. Суховым и его коллегами (Э.Н. Абдулаевым, В.В. Крыловым, А.Ю. Морозовым) написаны великолепные учебные книги по истории для маленьких детей, среди них «По следам прошлого» (в двух частях). В этой книге авторы уходят от систематического изложения материала, выстраивают учебное содержание согласно принципу: «от близкого и понятного ребёнку – вглубь времени и вширь пространства». От насущного, злободневного, актуального, прекрасно знакомого ребёнку, от тем: «Моё имя», «Моя семья и родословная» по аналогии, с прослеживанием параллелей, плавный, естественный переход к темам «Имя моего города», «Родословная вещей»…

Вдохновившись идеями В.В. Давыдова, В.В. Сухов искал «генетически исходное отношение», ту деятельность, которая в своём становлении и движении привела к возникновению современной исторической науки, системы исторических понятий. «Деятельностный и понятийный аспекты сознания неразрывно связаны».  Хочешь, чтобы ребёнок знал историю, не «угадывай мелодию» в отупляющей лотерее (ЕГЭ), а помоги ребёнку «думать исторически», овладеть «ремеслом историка». А в чём собственно состоит ремесло историка? Василий Владимирович не уходит от ответа.

Историк находится в колоссальном информационном потоке: войны (горячие, психологические, информационные), кризисы, революции, рынки, накалённая лава или тихое предсмертное увядание идеологий, коалиции, интересы, прорывные открытия, демография, котировки, биржи, эпидемии, теракты; сырьевые, финансовые, миграционные потоки… Ремесло историка – препарировать, разделить, по полочкам разложить единый исторический процесс – абстрагировать явления экономические, политические и культурные… Сначала абстрагировать, а потом, как водится, синтезировать, восстановить цельность… Предварительно разобрав и поняв, как эта штука, история то бишь, устроена, каков внутренний, теоретический механизм её функционирования. Совсем уж незамысловато говоря, историк ищет связи между экономикой, политикой и культурой, подмечает инварианты, устанавливает детерминанты, взаимообусловленности и взаимозависимости. А когда законы, нечто объективное, повторяющееся, выявлены, вытащены историком на свет, то можно и прогнозы-предсказания строить.  Можно привести множество примеров, когда практика подтверждала самые, казалось, далёкие от жизни, фантастические сценарии.

Однако вернёмся к робинзонаде, необитаемому острову. Всё хорошо, вот только скромная деталь –  ложка дёгтя. Как объяснить младшим школьникам, то, что я вам сейчас попытался объяснить, они же, поди, не поймут. У ребятишек спонтанное, житейское понятие об истории. «История, это синяя книжка, у папы в шкафу. На ней так и написано «история». «История, это когда бабушка рассказывает про Аллу Пугачёву и её мужа Филиппа». «Истории, они как сказки, только интереснее». Как же от такой «простоты» перейти к «экономике, политике, культуре в их взаимосвязи»?

Парадоксально, но факт! Сторонник развивающего обучения В.В. Сухов начинает объяснение, как умный и опытный традиционный учитель, с АНАЛОГИИ, С «УМНОГО ОБРАЗА». В.В. Давыдов считал (по крайней мере, в самой известной своей книге «Виды обобщения в обучении» утверждал), что спонтанные понятия, базирующиеся на «формально-эмпирическом типе обобщения», должны быть разрушены, уничтожены – преодолены, поскольку они мешают присвоению единственно «полноценных  научно-теоретических понятий». И вот в этом пункте, вольно или невольно, В.В. Сухов пошёл вразрез с догмами развивающего обучения. Василий Владимирович не уничтожил, не игнорировал, а возбудил, вызвал к жизни, актуализировал спонтанный опыт ребёнка. И, затем, найдя опору в представлениях учащихся, использовал перенос, «импортировал» имеющийся опыт в новую «предметность» – теоретические признаки понятия «история». Возникла продуктивная метафора, аналогия, родился яркий учебный умный образ.

Среди студентов ходила шутка: «Сухов историю преподаёт не сухо». Действительно, спасибо Василию Владимировичу, я запомнил его приём на всю жизнь. И теперь каждый цикл лекций, каждую встречу с новыми учениками (от детсадовцев до студентов и педагогов) начинаю с «необитаемого острова». Осечек не было! Ни разу!  Было недоумение пополам с восхищением: «как же мы не понимали», «надо же, как просто объяснил», «здорово!» Можете испытать на себе.

Что такое история?

(фрагмент урока)

Мизансцена: будем считать, что необходимая мотивация создана, ученики заинтригованы, хотят узнать, что такое история.

Учитель: Так вы хотите узнать, что такое история?

Ученики: Да.

Учитель: Признаюсь, в детстве, да и сейчас, иногда я мечтал, подобно Робинзону Крузо, оказаться на необитаемом острове.

Ученик: Здорово, если не в одиночку оказаться, а всем нашим классом, вместе с вами.

Учитель: А что, я не против, мне ваш класс давно по сердцу.

Ученики: Отлично. Ура! Уроки не надо делать!

Учитель: Уроков я вам, пожалуй, действительно не задам. Перед нами встанут задачи поважнее уроков. Необитаемый остров – не дача, не подмосковный лес. Нам надо выжить, научиться жить в незнакомом, таинственном, таящем опасности острове. Мы же хотим выжить и жить.

Ученики: Конечно, хотим! Ещё бы!

Учитель: Тогда давайте составим план, как Робинзон, без чего нам никак нельзя обойтись. Или лучше так спрошу, что нам необходимо сделать, чтобы выжить, обустроить остров?

(Ученики наперебой перечисляют различные ресурсы, обеспечивающие материальные условия жизни их сообщества на необитаемом острове: еда, вода, одежда, оружие, огонь, металлы и др., и на этом, увы, останавливаются.)

Учитель: Ребята, представьте, нас выбросило на берег. Мы устали, завалились спать. Не подумали о ядовитых змеях, о диких животных. Или так, кто пойдёт воду искать, кто будет еду готовить, кто оружие изготавливать?

Ученик: Я смотрел передачу «Последний герой», там тоже про необитаемый остров. Артисты, певцы всё никак не могли договориться, всё друг перед другом важничали и никто даже посуду не помыл. Папа сказал, что они бы на необитаемом острове от грязи вымерли. Надо договариваться.

Учитель: Действительно, как мы будем на острове жить? Мальчики своё государство устроят? Девочки своё? Сильные станут королями, слабых заставят работать, сами будут отдыхать да нерадивых рабов наказывать? Мы поделим остров и будем воевать? Или мы будем лучших ребят выбирать для руководства, управления, всё вместе будем делать, помогать друг другу, поступать по-человечески, по справедливости?

Ученики: Вместе, по справедливости. Нам надо договориться, кто что делает, и следить, чтобы не нарушали.

Учитель: Значит, кроме еды, воды и огня, мы должны научиться договариваться друг с другом. А без этого…

Ученики: Мы погибнем, исчезнем без следа. Нужно договориться.

Учитель: А теперь представьте, только один из нас знает, как разводить огонь. И этому человеку стало плохо. Вот он лежит, болеет, подняться не в силах. Что вы сделаете?

Ученик: Спросим, как огонь разводить, и станем воду кипятить. Будем лечить.

Учитель: Молодцы, друга нельзя в беде оставлять. Но как огонь разводить всё-таки спросите?

Ученики: Спросим, а как же!

Учитель: Один знает, как огонь разводить, другой, как охотиться, третий, как виноград сушить, четвёртый, как вывих лечить. Каждый из вас знает что-то такое, чего не ведает другой.

Ученики: Мы поняли, нам надо друг другу рассказывать, что мы знаем, учиться друг у друга. Без этого никак не выжить.

Учитель: Какие же вы молодцы, теперь, пожалуй, всё назвали. Повторите кратко.

Ученики: Нам нужны: вода, еда, одежда; договариваться друг с другом и учиться друг у друга.

Учитель: Да, учиться, то есть обмениваться информацией, знаниями. А теперь ушки навострите, слушайте. Земля, наша голубая планета во вселенной, и есть необитаемый остров. А человечество – как наш класс. От века и до сих пор люди, чтобы выжить, должны обеспечить материальные условия жизни (огонь, вода, еда, одежда); научиться договариваться, соединять усилия; и непрестанно учиться друг у друга.

В третьем-четвёртом классе можно «одевать» на созданные обобщения научные термины: «экономика» (то, что обеспечивает материальные условия); политика (договор); культура (обмен информацией). До поры можно и не торопить события. Педагогу остаётся ввести последнее, важнейшее, сугубо историческое измерение – время. И помочь ребятам сделать вывод:  история это изучение того, как люди в прошлом добывали пищу, изготавливали орудия труда, строили города и т.д., как они договаривались друг с другом и как обменивались информацией. История – это экономика, политика и культура во времени!

Да, после такого умного образа дети могут приступить к овладению мастерством, ремеслом историка. Читать специальные, в соответствии с возрастом написанные тексты. Выделять феномены и события экономические, политические, культурные, в совместной деятельности, в диалогах-взаимодействиях усматривать «единое во многом», устанавливать связи-зависимости, выводить исторические законы и давать прогнозы. Но, отдадим должное, краеугольным камнем в фундаменте такого развивающего обучения оказался умный образ: «Земля – необитаемый остров», «человечество –  школьный класс на необитаемом острове».

А как обстоит дело за рубежом? Буквально несколько слов о мировом опыте использования спонтанных понятий детей и умных образов в обучении.  В последние годы (10–15 лет) во всём мире чрезвычайно активизировался педагогический проект «Образование для жизни» (США, Франция, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР и др.), противопоставляющий себя обычной, традиционной педагогике (которую они называют «Образование для знаний»).

«Образование для жизни» начало распространяться после принятия Конгрессом США «Акта об удовлетворении требований коренных народов Аляски». Сторонники «Образования для жизни» исходят из необходимости «включения традиционных знаний в учебный процесс». В США разрабатываются соответствующие программы («Спиральный подход к интеграции в обучении»). Согласно этой программе обучение аборигенов Аляски должно двигаться по спирали, отталкиваясь от спонтанного, обыденного опыта детей и членов их референтной сферы. Спираль: семья – язык (коммуникация, культурное выражение); спираль: племя – община (здоровье, здоровый образ жизни, рациональное природопользование, прикладная технология и т.д.). В содержание обучения, по мнению разработчиков программы, должна входить «традиционная наука» (знания народов, ведущих аборигенный образ жизни). Сейчас американские коллеги пытаются разрешить проблему, «как сделать традиционную науку предпосылкой классической?» Пожелаем им не останавливаться на достигнутом, ведь только ежедневное, стоическое трудовое усилие способно преодолеть любые преграды, помочь человеку оправдать высокое звание – Человек. Не об этом ли говорит нам Василий Александрович Сухомлинский на поэтичном и точном языке умного образа?

«Как лемех плуга очищается от ржавчины и становится зеркально чистым, когда плуг ежедневно вспахивает землю, так и душа человека светлеет, когда он в труде преодолевает трудности, мужественно встречая неудачи, не обольщаясь успехом, и всегда стремясь к тому, что ещё не достигнуто» [Сухомлинский В.А., 1969, с. 134].