doska11.jpg



Яндекс.Метрика
История Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития
Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития - Технологии расчеловечивания: «различные образовательные траектории», «два мира – два детства»
Индекс материала
Либерально-постмодернистский империализм психозойской эры: обучение и воспитание – зона подавленного развития
Социальный заказ к «новой школе»: преодоление человека
Социальная сфера, образование: поворот к расчеловечиванию
Технологии расчеловечивания: «различные образовательные траектории», «два мира – два детства»
Элитная школа
Как учат в настоящей элитной школе
Как воспитывают в настоящей элитной школе
Массовая школа (социологический аспект)
Как учат в массовой школе
Воспитание в массовой школе (вместо заключения)
Список литературы
Все страницы


Технологии расчеловечивания: «различные образовательные траектории», «два мира – два детства»

Некоторые политологи и футурологи небезосновательно пугают нас возвратом в средневековье (неофеодализм), поговаривают даже о новом рабовладении. Трудно загадывать, зайдёт ли дело так далеко, но что касается школы,  то её «сегментация» - свершившийся факт. Образование всё меньше объединяет, всё больше разъединяет людей по самым разнообразным признакам, среди коих самый вопиющий, несомненно, (а что вы хотели, рыночное общество) –  вульгарный признак «материального достатка», наличия или отсутствия критической массы «бобла». Под песни о «социально ответственном государстве» «реакция перешла в решительное наступление на социальные права трудящихся». По всему миру торжествует махровый радикальный либерализм. Сворачиваются, как шагреневая кожа скукоживаются государственные гарантии. Государственные обязательства в социальной сфере объявляются «непосильной ношей». Пропаганда призывает население «подзатянуть пояса», понять, наконец, что «халява кончилась», «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», «за всё придётся платить», «иждивенческую психологию придётся изжить раз и навсегда». Вобщем, каждый сам за себя, спасайся кто может. А кто не может, не обессудь, лес рубят – щепки летят.
Однако, кому кризис, кому война – а кому мать родна. Особенно умильно звучит либеральное кликушество на фоне жирующих «жирных котов» (Б.Обама). Олигархи всех мастей, топ-менеджмент транснациональных компаний, чиновники, контролирующие властный и иные ресурсы, умудряются получать колоссальные дивиденды. Богатые становятся богаче, бедные – беднее. Так называемый «средний класс» во многих странах размывается, общество поляризуется. А коль так, то о «единой демократичной школе для всех» не может быть и речи.
Идеологическое обеспечение указанного социального процесса заключается в реанимации ницшеанства на государственном уровне, отрицании равенства людей в отправлении их «естественных прав». Представьте себе интеллигента, заикнувшегося об эксклюзивных правах «элиты» на хорошее, качественное образование, о том, что народ к «элитным» школам допускать не следует, - и бесполезно, и опасно. «Не по Сеньке шапка». Ещё каких-нибудь полвека назад такой человек поставил бы крест на своей карьере, стал бы руконеподаваемым. А сейчас, пожалуйста, сколько угодно.
Президенты и премьеры, не краснея, рассуждают об «элитных» и «массовых» школах. Реформаторы образования во многих странах усиленно мостят благими намерениями дорогу в ад. «Индивидуализация», «диверсификация», «детоцентрированность»,  «различные образовательные траектории», «специфичная образовательная среда». Благородные рыцари, Дон Кихоты реформ. Один маленький, колючий  вопросик. А если родители не богаты, то по какой образовательной траектории, скорее всего, «полетит» их, пусть и способное чадо. И, наоборот, у кого мошна тугая, в обществе, где поклоняются золотому тельцу, неужто, по низкой образовательной траектории «запустит» своего, пусть и малоталантливого отпрыска? Лучшие профессионалы, подчиняясь законам рынка, в каком сегменте школы соберутся? Там, где платёжеспособный спрос, не так ли? А остальные – по остаточному принципу. Для одних «стойло и пойло» - «бюджетная», «массовая школа». Для других «золотая клетка» - школа элитарная.
Но и в первой и во второй школе неизбежно человек будет отчуждаться (К.Маркс) от своей человеческой сущности, расчеловечиваться. И та и другая школа станет школой вертикальной и горизонтальной «конкурентоспособности» («Умри ты сегодня, а я завтра»). Школой, формирующей готовых вцепиться друг другу в глотку волчат («Человек человеку – волк»). Школой ненависти, а не солидарности. Школой Каинов, а не школой «братских» (Н.Ф.Фёдоров) отношений между людьми.  Школой войны («Война всех против всех»), а не  труда. Школой потребителей, а не созидателей. Школой лжи, а не школой правды. Школой эгоистов, а не альтруистов. «Чёрной» реакционной школой смерти – служанкой транснациональных корпораций и мирового правительства, воспитывающей гедонистических мизантропов и циников. А не  «белой» школой героических устремлений ввысь, к свету, солнцу, творчеству, жизни!                     
«Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе» (В.Цой). «Тот, у кого нет миллиарда может идти в ж…» (Р. Полонский). «Страна рабов, страна господ». Патриции и плебеи. Дворяне и крепостное быдло. Ксюша и дети из спальных районов. Морлоки  и элои  ( «Машина времени», Герберт Уэллс). Партийцы и пролы («1984», Джордж Оруэлл). «Альфы» и «эпсилоны» («О дивный новый мир», Олдос Хаксли).  Благодетель и «нумера» («Мы», Евгений Замятин).
Самодавлеющие, замкнутые касты. «Социальная мобильность»? А кто вам сказал, что «социальный лифт» работает плохо? Прекрасно функционирует, но только в одном направлении – вниз, на первый этаж, в подвал, в подземелье, в преисподнюю. Это касается и человечества в целом (кризисы затягиваются, сходятся в одну точку, давая синергетический эффект), и отдельных социальных групп. «Выпасть» легко, любая «внештатная ситуация» выбивает из седла. Подняться почти невозможно, ресурсов, объективно – меньше. Распределение ресурсов приобретает всё более социал-дарвинистский характер.
А тут ещё «достижения науки». Для одних – маячит перспектива «вечной жизни». Для других –  синтетически-наркотическая ломка с самого детства. Для одних «экологически чистые» продукты. Для других – геномодифицированные мутанты. Одним –  нежная, шёлковая травушка-муравушка и сон на перине. Другим –  «каменное, каменное дно», «сплошная жесть».
«На дне». «Социальное дно».   «Цивилизацию трущоб» не скроешь фигурами умолчания. «Здесь птицы не поют, деревья не растут». «Оставь надежды, всяк сюда входящий». В мире (так свидетельствует статистика) всё больше регионов превращаются в зону сплошного бедствия, в Гаити. Даже в богатых странах гетто пожирают некогда благополучные территории, слои населения. Что уж говорить о России.  Сегодня у нас, «отверженных», «обречённых» (вообще без медицины, без школы, без голоса, без средств к существованию) более 11 млн. (С.Г. Кара-Мурза). А сколько ещё в пограничном, «придонном» состоянии. «Дно» исправно перемалывает огромные массы населения, низводит до положения «неприкасаемых», переправляет транзитом в «лучший из миров».
Парии всемирных либеральных реформ. О них-то кто поплачет? Широкополосный интернет? Им-то что поможет? Сколково и олимпиада в Сочи?  Не вписавшиеся в рынок вольны умирать!  
Блеск и нищета никогда не сядут за одну парту! Школа либерально-постмодернистского империализма призвана закрепить господство ТНК на культурно-мировоззренческом уровне; отсечь носителей альтернативы от знаний, от высокой культуры; оправдать и сохранить существующий несправедливый порядок; сохранить нынешний статус-кво.
«Два мира – два детства». Расколотой, разъятой на господствующее меньшинство и эксплуатируемое большинство социальной структуре либерально-постиндустриального империализма, соответствует «биполярная» образовательная структура (элитная и массовая школа). «Учёные», «общественные деятели», оправдывающие образовательную сегрегацию и образовательный апартеид – льют воду на мельницу либерально-постиндустриального империализма, являются его приспешниками, совершают преступление против человечности.  Поползновения к снижению «контрастности» образования – смертельная угроза для либерально-постиндустриального империализма. Образовательная траектория должна зависеть от душевных качеств, таланта, трудолюбия и индивидуальных психологических особенностей ученика, а не от денег! Да будет так!
А пока «покой нам только снится», придётся спуститься с небес на землю, и подвергнуть аналитическому рассмотрению роль и устройство элитной и массовой школы в эпоху либерально-постмодернистского империализма.