doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Программа повышения квалификации педагогов: «Основы педагогического общения (обучения и воспитания) – теория и практика: от традиции к инновациям, от наставления к диалогу»
Программа повышения квалификации педагогов: «Основы педагогического общения (обучения и воспитания) – теория и практика: от традиции к инновациям, от наставления к диалогу»

Автор: М.В. Телегин

Аннотация: традиционное обучение и воспитание… Не слишком ли поспешно отрекаемся, не рановато ли с «корабля современности» списываем? Как бы с «водой младенца не выплеснуть».

Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса… А что это, собственно, такое?

Понять… Дабы грамотно применять, не для показухи, не в логике «общества спектакля» («имидж всё – остальное ничто»), а для подлинного развития  учеников.

Соединить, в синтезе повенчать проверенные веками и новейшие парадигмы воспитания и обучения. Чтобы вернуть отечественному образованию конкурентоспособность, осмысленность, устремлённость к вершинам познания и духа!

Программа адресована директорам школ, завучам, педагогам начальной и средней школы, психологам.

 

                                               

1. Введение

Цель – создание психолого-педагогических условий для деятельностного освоения слушателями традиционных (наставление, поучение, классический традиционный урок, дидактическая беседа, воспитательная беседа, дидактический диалог) и инновационных (проблемный учебный диалог, совместно-распределённая учебная деятельность, сократический диалог, воспитательный диалог)  методов и форм организации учебно-воспитательного процесса; основ педагогического общения с детьми разного возраста.

 

Задачи:

1.Знакомство слушателей с теоретическими (педагогическими, психологическими, философскими) основаниями традиционных и современных диалогических, субъект-субъектных подходов к организации воспитания и обучения детей;

      2.Деятельностное освоение слушателями практических способов и методов проектирования традиционных и инновационных форм педагогического общения направленного на развитие личности, мировоззренческих представлений детей, формирование логических, творческих и рефлексивных компонентов в мышлении учащихся;

      3.Повышение уровня психолого-педагогических знаний слушателей, знакомство с последними достижениями отечественных и зарубежных психологов и педагогов в области теории и практики педагогического общения;

       4.Создание у слушателей мотивации к самообразованию, личностному и профессиональному росту.

Реализация образовательных целей курсовой подготовки предполагает использование различных форм организации учебного процесса. Помимо традиционной лекционно-семинарской формы, деятельность по освоению программы курсовой подготовки будет протекать в виде: коллективных обсуждений; практических занятий; мозгового штурма; психолого-педагогических мастерских; составления общих и индивидуальных проектов наставлений, поучений и развивающих диалогов; обсуждения и защиты индивидуальных проектов; анализа аудио и видеоматериалов, стенограмм занятий.

 

2. Содержание и последовательное изложение учебного курса

 

Раздел 1. Теоретические основы педагогического общения.

Тема 1.1. Что такое педагогическое общение (содержание понятия, психолого-педагогическая характеристика, специфика педагогического общения).

Содержание понятия «общение».  Содержание понятия «педагогическое общение». Специфика педагогического общения. Педагогическое общение как «целенаправленная активность», деятельность. О целях педагогического общения в обучении и воспитании. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при проектировании целей и форм педагогического общения. Общение как взаимодействие. Культурно-историческая, социальная обусловленность целей и задач педагогического общения.

 Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Раскройте содержание понятия «общение».

2. В чём состоит специфика педагогического общения?

3. Что такое «взаимодействие»?

4. Каким образом социальная среда развития влияет на цели и задачи педагогического общения?

Задание: напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».

 

Тема 1.2. Традиционная парадигма организации педагогического общения (теоретический аспект).

Что такое традиция? Традиции в педагогике. Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Педагогические и психологические основания традиционного обучения и воспитания. Онтологичность и патернализм традиционной педагогики. Авторитет педагога. Авторитет содержания образования (культурных традиционных образцов). Учебный труд в традиционной педагогике.

Ретроспектива различных форм традиционного обучения. Традиционное обучение и воспитание – историографический подход (от спартанского воспитания до воспитания и обучения в СССР). Воспитание в Древней Спарте. «Поучение Владимира Мономаха детям» как пример традиционного поучения, наставления. «Слова душеполезные». «Домострой». Я.А. Коменский «Великая дидактика» («Учить всех всему», дидактика и пансофия Коменского, отношение к учителю в традиционной школе, дисциплина, наглядность, прочность усвоения знаний).   Джон Локк «Мысли о воспитании», воспитание джентльмена. И. Ф. Гербарт.  Педагогическое наследие М.В.Ломоносова и А.В.Суворова («Наука побеждать», «Полковое учреждение»). Педагогические идеи любомудров. «Умозрение». «Живое», «цельное» знание. «Синтез поэзии и науки». Дидактика и теория воспитания К.Д.Ушинского.  «Найти в душе дитяти уже знакомый образ, и на нём строить обучение». Объяснение. Принцип наглядности. Упражнение. Повторение. Закрепление. Контроль. Оценка. Осмысленность. Классический традиционный урок. Объяснительно-иллюстративный метод. «Объяснение посредством сведения к известному». Некоторые идеи об организации педагогического общения в трудах Н.И.Пирогова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева. Воспитание и обучение как «торможение культурой инстинктов человека». Торможение. «Рефлекс цели». Привычка. Последовательность педагогических воздействий.   Развитие традиционной парадигмы организации учебно-воспитательного процесса в советской дидактике: Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин.

В.В.Давыдов. Критика традиционного обучения.

Ограничения и потенциал традиционного подхода к обучению и воспитанию в современных условиях. Активизирующие методы традиционного обучения – проблемное изложение, частично-поисковый и проблемно-поисковый методы. Традиционное обучение и формирование основ теоретического мышления. Реанимация объяснительно-иллюстративного метода обучения на новом диалектическом уровне.  Возможность трансляции некоторых теоретических знаний посредством «умных образов» (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин), символических метафор, креативных аналогий и переносов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое традиция?

2. Раскройте содержание понятий «воспитание» и «обучение».

3. Дайте собственную дефиницию понятия «традиционное обучение».

4. Дайте собственную дефиницию понятия «традиционное воспитание».

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику традиционного обучения.

6. Дайте психолого-педагогическую характеристику традиционного воспитания.

7. Чем различаются и чем похожи,  традиционное воспитание и традиционное обучение?

8. Назовите основоположников традиционного воспитания и обучения.

9. Что такое «объяснительно-иллюстративный метод обучения»?

10. За что В.В. Давыдов критиковал традиционное обучение?

11. Что такое «умный образ»?

Задание: напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Сильные и слабые стороны традиционного обучения» или «Потенциал традиционного обучения и воспитания в инновационной школе».

 

 

Тема 1.3. Инновационная (диалогическая) парадигма организации педагогического общения (теоретический аспект).

Содержание понятия «диалогическое воспитание». Содержание понятия «диалогическое обучение». Психолого-педагогическая характеристика диалогического воспитания и обучения. История создания диалогического воспитания и обучения. Философские беседы с мальчиками и юношами (7 – 16 лет) в афинских мусических школах (Древняя Греция). Педагогические идеи Сократа и Платона. Воспитание в Спарте и Афинах, как исторический прецедент борьбы традиционного и диалогического подходов к постановке воспитательного дела. Материнская школа Яна Амоса Коменского. «Воспитание умной беседой» Иоганна Генриха Пестолоцци.

Диалогическое воспитание в России. У истоков диалогического воспитания. Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) – основоположник диалогического воспитания в России. «Чёрная курица» как стимульный текст для организации философско-мировоззренческих диалогов с детьми. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». «Русские ночи». Философские сказки для взрослых.

Педагогические воззрения Л.Н.Толстого. Ребёнок как «первообраз гармонии и красоты». Школа в Ясной Поляне. «Евангелие для детей». «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Азбуки Л.Н. Толстого. Школа будущего как «беседа, разговор, раёк, театр».  Эволюция взглядов Л.Н.Толстого на цели и формы педагогического общения.  Толстой о целях и формах педагогического общения. Воспитательные беседы в программе Яснополянской школы.

Диалогическое воспитание и обучение в СССР. Педагогические идеи А.С.Макаренко Диалог как «средство воспитания коллективизма, товарищества». Применение диалогических методов воспитания беспризорников, «педагогически дефективных» детей, малолетних правонарушителей в трудовых колониях. Самоуправление. Диалог как «норма жизни коллектива».

В.А.Сухомлинский. Диалогическое воспитание и обучение в Павлышской средней школе. Система этических бесед с воспитанниками. «Сердце отдаю детям». В.А.Сухомлинский об образности и цельности детского видения мира. Сказки В.А. Сухомлинского. «Хрестоматия по этике для чтения учащимся Павлышской средней школы». «Хрестоматия нравственных и моральных ценностей человечества».

Школа диалога культур (В.С.Библер). Проблемное обучение  и диалог (А.М.Матюшкин, Е.Л.Мельникова). Учебные диалоги в развивающем обучении. «Виды общения в обучении» (Г.А.Цукерман). Закономерности организации совместно-распределённых форм учебной деятельности (В.В.Рубцов, В.К.Мульдаров). Распределение между учащимися отдельных теоретических признаков и реконструкция теоретического понятия в учебном взаимодействии. Ролевое и позиционное распределение совместной деятельности учащихся по выведению содержательных обобщений.

Диалогическое воспитание и обучение за рубежом. Мэтью Липман (США). Американская программа «Философия для детей»: теоретические основания (Дж. Дьюи); цели и задачи; способы реализации (сократический диалог); педагогическая технология; исследования; подготовка кадров; методическое обеспечение. «Философия для детей» в мире. Опыт распространения программы (США, Бразилия, Австралия, Франция, Канада). Эксперты ЮНЕСКО: «Философия для детей» - реальное средство гармонизации расовых, межконфессиональных, социальных противоречий, средство воспитания взаимопонимания, толерантности».

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Осуществите сравнительный анализ традиционного и диалогического воспитания.

2. Чем традиционное обучение отличается от диалогического, в чём состоит сходство традиционного и диалогического обучения?

3. Расскажите об истории диалогического воспитания.

4. Какие педагоги, психологи, философы внесли наиболее весомый вклад в развитие диалогического воспитания?

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику диалогического обучения.

6. Дайте психолого-педагогическую характеристику диалогического воспитания.

7. Что вы знаете о концепции совместно-распределённой учебной деятельности?

8. Как связаны деятельностный и понятийный аспекты сознания человека?

9. Какие формы организации совместно-распределённой деятельности вам известны?

Задание: попробуйте осуществить логико-предметный анализ какого-либо понятия (выделить существенные признаки) и подумать, как можно поставить учебную задачу и распределить учебную деятельность, таким образом, чтобы в отношениях между собой учащиеся «открыли» изучаемое понятие.

 

Тема 1.4. Психологические основания диалогического воспитания и обучения.

Основные положения Культурно-исторической концепции становления высших психических функций (Л.С.Выготский; А.Р.Лурия). Натуральные и культурные психические функции. Психологические орудия. Опосредствование. Интериоризация. Экстериоризация. Мышление как упорядочивание, систематизация опыта. Роль знаков в мышлении. Язык как знаковая система. Слово. Значение. Смысл. Слово как психологическое орудие. Содержание сознания. Материал мышления. Спонтанные понятия. Генез спонтанных понятий. Синкрета. Комплекс. Предпонятие. «Сила» и «слабость» спонтанных понятий. Научные понятия. Спонтанные и научные понятия в мышлении человека.

Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Содержание понятия «деятельность». Структура деятельности. Деятельность как «целесообразная активность» человека. Мыслительная деятельность. Психика как продукт, результат деятельности. Идеальные сущности (знания, понятия, представления и т.д.) как результат и продукт деятельности.

Теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин; В.В.Давыдов). Критика традиционного обучения. Объяснительно-иллюстративный метод. Формально-эмпирическое обобщение. Теоретическое обобщение. Развивающее обучение. Некоторые аспекты программ развивающего обучения на примере программ по математике и истории. Эволюция взглядов В.В.Давыдова: от «Виды обобщения в обучении» до «Теории развивающего обучения». В.В.Давыдов о возможности «образного теоретического мышления».

Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже; А.- Н. Перре-Клермон). Эгоцентризм познавательный и личностный. Синкретизм. Анимизм. Алогичность. Социализация. Ж.Пиаже о диалоге. Социо-когнитивный конфликт как подлинно развивающая ситуация взаимодействия.

Некоторые положения  возрастной периодизации психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Ведущая деятельность старших дошкольников, младших школьников, подростков, юношей и девушек.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое «опосредствованность психических функций»?

2. Как вы понимаете фразу, что «знак является психологическим орудием»?

3. Чем интериоризация отличается от экстериоризации?

4. Охарактеризуйте уровень развития спонтанных (житейских) понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Каковы направления развития спонтанных понятий детей?

6. Чем спонтанное понятие отличается от научного?

7. Расскажите основные положения Психологической теории деятельности?

8. Как основные положения Психологической теории деятельности отразились в Психологической теории учебной деятельности?

9. Что такое «синкретизм», «эгоцентризм»?

10. Подберите адекватный синоним для термина «соццио-когнитивный конфликт»?

11. На каких предположениях зиждется возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина?

Задание: понаблюдайте за детьми, приведите пять примеров спонтанных понятий учащихся (с описанием возраста, ситуации).

 

 

Тема 1.5. Спонтанные мировоззренческие представления, как основная «единица» сознания, опосредствующая и регулирующая общение и деятельность ребёнка. Развитие спонтанных мировоззренческих представлений в сократических (мировоззренческих, воспитательных) диалогах.  

Содержание понятия «спонтанное мировоззренческое представлений». «Абстрактные» слова обыденного языка. Роль «абстрактных» слов в опосредствовании поведения человека. Абстрактные слова как термины во многих философских системах. Абстрактные слова в культуре. Абстрактные слова и их смыслы, значения как «единицы» (Л.С.Выготский) становления мировоззрения человека. Языковая компетенция детей разного возраста.

Абстрактные слова в активном и пассивном словаре ребёнка. Спонтанное мировоззренческое понятие как специфическая форма спонтанных понятий. Методы исследования спонтанных мировоззренческих представлений. Спонтанное мировоззренческое представление как  образы разной степени сложности, психологически, субъективно связанные с абстрактными словами обыденного языка. Типология спонтанных мировоззренческих представлений. «Зона ближайшего развития» спонтанных мировоззренческих понятий. Образное теоретическое отражение мира в плане особых спонтанных понятий-символов. Контекстуальная метафора как форма бытия символических (мифологичных) спонтанных мировоззренческих понятий.

 Сократический диалог как исторический, культурный прецедент полноценного философско-мировоззренческого диалога.

Жизнь и деятельность Сократа и Платона. «Диалоги» Платона. Сократ и софисты. Цели сократического диалога. Эмпирическое описание и психолого-педагогическая модель полноценного сократического диалога.

Сократический диалог как зона ближайшего развития детских спонтанных мировоззренческих представлений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое «спонтанное мировоззренческое представление»?

2. Правомерно ли утверждение о том, что спонтанное мировоззренческое представление – «особый тип спонтанных понятий». Обоснуйте.

3. Правомерно ли утверждение о том, что спонтанное мировоззренческое представление – «единица становящегося мировоззрения субъекта». Обоснуйте..

4. Какие слова лингвисты относят к категории «абстрактные слова обыденного языка»?

5. Какие типы спонтанных мировоззренческих представлений вы знаете?

6. Как осуществляется генез спонтанных мировоззренческих представлений?

7. Дайте феноменологическое описание сократического диалога.

Задание: составьте психологическую и педагогическую модель полноценного сократического диалога.

 

Раздел 2. Практические вопросы организации педагогического общения в традиционной и инновационной формах.

 

Тема 2.1. Организация традиционных форм педагогического общения (практические аспекты).

Анализ конкретных форм организации педагогического наставления (видеосалон)  Совместное проектирование педагогического наставления. Технология организации педагогического наставления.  Особенности реализации педагогических наставлений с различными контингентами учащихся. Индивидуальное проектирование педагогического наставления.

Анализ конкретных форм организации воспитательной беседы (видеосалон).  Совместное проектирование воспитательной беседы. Педагогическая технология организации воспитательной беседы. Особенности проведения воспитательной беседы с различными контингентами учащихся. Индивидуальное проектирование воспитательной беседы.

Анализ конкретных форм организации традиционного урока (видеосалон). Совместное проектирование традиционного урока. Педагогическая технология организации классического традиционного урока. Особенности проведения традиционного урока с различными контингентами учащихся. Индивидуальное проектирование традиционного урока.

Реализация объяснительно-иллюстративного метода обучения в форме позитивно-манипуляционного, дидактического диалога. Проектирование дидактического диалога. Как сконструировать учебный «умный образ». Особенности проведения позитивно-манипуляционных диалогов с различными контингентами учащихся.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Из каких этапов состоит традиционный урок?

2. Из каких этапов состоит традиционное воспитательное мероприятие (наставление)?

3. Какова методика подготовки к традиционному уроку?

4. Какова методика подготовки к традиционной воспитательной беседе (наставлению)?

Задание: спроектируйте традиционный урок и педагогическое наставление на любом материале, по вашему выбору.

 

 

Тема 2.2. Организация инновационных форм педагогического общения (практические аспекты).

Анализ конкретных форм учебных диалогов в проблемном обучении. Совместное проектирование проблемного учебного диалога.

Анализ конкретных форм учебных диалогов в развивающем обучении. Совместное проектирование совместно-распределённых форм учебной деятельности. 

Эмпирическое описание и психолого-педагогическая модель полноценного сократического диалога. Деструктивная майевтика. Конструктивная майевтика. Агон. Учебная метафора.

Педагогическая технология организации взаимодействия детей разного возраста по типу сократического диалога.

Анализ конкретных форм сократических (воспитательных, философско-мировоззренческих) диалогов. Методика подготовки к сократическому диалогу.  Совместное и индивидуальное проектирование сократических диалогов.

 Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Из каких этапов состоит проблемный дидактический диалог?

2. Из каких этапов состоит воспитательно-мировоззренческий диалог?

3. Какова методика подготовки к уроку-диалогу?

Задание: Задание: спроектируйте проблемно-дидактический  и сократический диалог, на любом материале, по выбору.

 

3. Методические рекомендации и пособия для изучения курса

При изучении темы 1.1. целесообразно использовать справочную литературу (словари, энциклопедии). Данные Вами дефиниции изучаемых понятий не должны буквально совпадать с дефинициями какого-либо конкретного источника. Постарайтесь скомпилировать, обобщить разные определения, синтезировать свое, оригинальное определение, наиболее полно отражающее существенные признаки изучаемых понятий.

Особое внимание следует уделить интерпретации общения как деятельности (целенаправленной активности). В такой трактовке, естественным будет сосредоточение на определении целей обучения и воспитания, шире, педагогического общения в целом. Так же не следует упускать из внимания культурно-историческую, социальную обусловленность, детерминацию целей, методов и форм педагогического общения. 

При изучении темы 1.2. заострите внимание на понятийной дескрипции изучаемых вопросов. Иначе говоря, следует определиться с содержанием понятий «традиция», «традиционное обучение», «традиционное воспитание». Постарайтесь отдать дань предшественникам, великим педагогам прошлого. Тщательного изучения требует творческое наследие основоположников традиционного подхода в мировой (Я.А.Коменский) и отечественной (К.Д.Ушинский) педагогике. Не спешите вешать ярлыки, главная задача, увидеть потенциал и ограничения традиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях.

Выполняя  задания вы можете пользоваться материалами российской и зарубежной прессы по изучаемой теме. Приветствуются неординарные, необщие, творческие и вместе с тем, хорошо обоснованные ответы.

 При изучении темы 1.3. необходимо понять, в чём состоят кардинальные, сущностные, системные отличия традиционного и диалогического подходов к организации педагогического общения (директивное, суггестивное и более мягкое, с опорой на спонтанный опыт, исподволь, незаметно) влияние на становление знаний, мировоззренческих представлений, способов действий, навыков. Как и любой подход, диалогическая парадигма имеет социальную, культурно-историческую обусловленность, свои плюсы и минусы. Постарайтесь выявить их, сформировать собственную позицию относительно соотношения и возможностей взаимодополнения традиционных и диалогических методов и форм педагогического общения.   

 При изучении темы 1.4. вспомните основные вопросы отечественной дореволюционной психологии («Как рождается душа ребёнка?», «Как возникает человеческое сознание, «высшие» моральные чувства и инстанции?»). Постарайтесь применить к решению этих фундаментальных вопросов идеи отечественной психологии советского периода времени (Культурно-историческая концепция, Психологическая теория деятельности, Психологическая теория учебной деятельности). Возможно, на пути такого продуктивного и творческого синтеза вы придёте к пониманию того, что может дать отечественная дореволюционная и советская психология современному педагогу, занимающемуся организацией педагогического общения с детьми разного возраста.

При изучении темы 1.5. обратите внимание на то обстоятельство, что характеристика генеза представлений детей должна быть максимально полной (от психологов-ассоционистов и до современных подходов). Постарайтесь обнаружить нечто общее в понимании термина «представление», психологических условий генеза представлений у психологов, принадлежащих к разным научным школам и направлениям.

Необходимо так же сконцентрироваться на специфике спонтанных мировоззренческих представлений детей, в сопоставлении с другими спонтанными (житейскими) понятиями. Самое важное при изучении темы понять, каким образом мировоззренческие представления детей опосредствуют процесс педагогического общения, и почему, формирование культурных мировоззренческих представлений мы считаем одной из ведущих целей педагогического общения.

Переходя к изучению сократического диалога, как зоны ближайшего развития спонтанных мировоззренческих представлений, следует опираться на одно из ведущих теоретических положений теории деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин; В.В.Давыдов) о том, что для полноценного обучения необходимо, чтобы совместная деятельность детей была организована в формах, находящихся в отношениях изоморфизма (подобия) и формам становления и развития изучаемых знаний (в нашем случае – философско-мировоззренческого знания).

При изучении темы 2.1. вам предстоит научиться самостоятельно проектировать педагогические наставления, воспитательные и учебные беседы, традиционные уроки и позитивно-манипуляционные (дидактические) диалоги. При возникновении трудностей чаще обращайтесь к теоретическому материалу, изложенному в теме 1.2..

При изучении темы 2.2. вам предстоит научиться самостоятельно проектировать сократические, проблемные диалоги, совместно-распределённые формы учебной деятельности. При возникновении трудностей чаще обращайтесь к теоретическому материалу, изложенному в теме 1.3., 1.4., 1.5.

 

4. Контрольные задания

Итоговый контроль будет осуществляться в форме защиты индивидуальных практикоориентированных проектов   одной традиционной и одной инновационной формы организации педагогического общения.

Задания.

1. Спроектируйте и защитите проект традиционного урока (выбор содержания занятия и возраста учащихся за вами).

2. Спроектируйте и защитите проект традиционного воспитательного мероприятия (наставления). Выбор содержания занятия и возраста детей за вами.

3. Спроектируйте и защитите проект традиционного урока, на котором некоторые теоретические признаки транслируются учащимся посредством учебных метафор, аналогий, умных образов. (Выбор содержания занятия и возраста учащихся за вами).

         4. Спроектируйте и защитите проект традиционного воспитательного мероприятия (наставления), на котором важные аспекты морально-нравственных знаний транслируются учащимся посредством поэтических метафор, аналогий, умных образов. Выбор содержания занятия и возраста детей за вами.

 5. Спроектируйте сократический (воспитательно-мировоззренческий) диалог. (Выбор содержания занятия и возраста учащихся за вами).

 6. Спроектируйте учебной диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов, В.К.Мульдаров).

 

5.Литература

Основная литература к первому разделу

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.

2. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.

4.Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей», «Ромашка-Почемучка». М.: МГППУ, 1998.

5. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

6. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.

6. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009.

7.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.

8 .Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: МГППУ, 2005.

9 . Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.

10. Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.

11. Ушинской К.Д. Собр. соч в 11 томах. М.: 1948 – 1952.

 

Дополнительная литература к первому разделу

1.Берсенёва Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1995.

2. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2.

3. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

 

Основная литература ко второму разделу

1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.

2.Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: МоиПК, 2002.

3.Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для второго класса по программе «Философия для детей» М.: МГППИ, 2000.

4.Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МоиПК, 1997.

5. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.

6. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей» - диалогический учебный предмет: Сообщение 1. // Психологическая наука и образование. 1997. №4.

7.Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей» - диалогический учебный предмет: Сообщение 2. // Психологическая наука и образование. 1998. №1.

8. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009.

9 .Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.

10.Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: МГППУ, 2005.

 

Дополнительная литература ко второму разделу

1.Глоцер Вл. Дети пишут стихи. М.: Просвещение, 1964.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

3. Расскажи мне сказку…: Лит. Сказки для детей / Сост. Э.И. Иванова. М.: Просвещение, 1993.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.–Т.3.- М.: Педагогика, 1983.                          

6. Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.

8 . Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.