doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение «Поучение» Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию (цитаты и комментарии)
«Поучение» Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию (цитаты и комментарии)

Автор: Телегин М.В.


Аннотация:
«Поучение» Владимира Мономаха – хрестоматийное, каноническое произведение древнерусской литературы. Автор выбирает любопытный ракурс анализа «Поучения» - собственно педагогический; основываясь на весьма обширном фрагменте «Поучения», говорит о ценностях традиционного воспитания; о «Поучении», как памятнике традиционного подхода к воспитанию подрастающего поколения. Статья полемически заострена, направлена на критику поборников «свободного воспитания», ниспровержение лживой рыночной доктрины «свободного выбора», «свободного воспитания».   

 

Контекст:

Психолого-педагогическую характеристику традиционного воспитания и обучения вы можете найти на страницах нашего сайта (сделать ссылку на «Теорию и практику диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» глава 1, пункт 1.1.). Далее мы приведём ряд культурных «образцов»,  текстов, свидетельствующих об инвариантности и преемственности – духовной, ценностной и методической, деятельностной, организационной… Той самой преемственности, эстафете, перекличке поколений, которую мы и называем традицией в области отечественного образования.

Первым в ряду высоких культурных образцов традиционного подхода к образованию по праву стоит непревзойдённое «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах – внук византийского императора Константина Мономаха занимал великокняжеский престол в 1113 – 1125 гг. Это один из последних князей, которому вопреки объективным тенденциям, удавалось удерживать под своею тяжёлой рукой единство русских земель (через семь лет после смерти Мономаха начался период феодальной раздробленности). 

Мономах пришёл к власти после кровопролитного восстания в Киеве, когда киевское боярство, уставшее от княжеских междоусобиц, напуганное восстанием низов, пригласило на престол отважного и мудрого переяславского князя. Внутренняя политика Мономаха была направлена на смягчение самых кричащих, опасных  противоречий, разъедающих ткань древнерусского общества. Мономах дополнил «Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха». Устав упорядочивал взимание процентов ростовщиками, улучшал правовое положение купечества, регламентировал институты холопства и закупничества. Иными словами, древнерусское государство в лице Мономаха пыталось в какой-то мере защитить интересы простых общинников («люди» в «Русской правде») от произвола «сильных мира сего» - бояр, княжат, старших и «молодших» дружинников, а так же ростовщиков. При Мономахе вырос международный вес и авторитет Руси, на «половецком фронте» наступило относительное затишье. Годы правления Мономаха – время расцвета древнерусской культуры. При Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет».

Примечательно, символично, что Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом.   «Поучение»  – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам. Владимир начал писать «Поучение» после съезда князей в Любече, когда на Руси вновь вспыхнули междоусобицы. Поэтому весь его текст проникнут страстным призывом к единству Руси, к объединению всех сил для борьбы с внешними врагами.   «Поучение» состоит из трёх частей. Видимо Мономах работал над «Поучением» до конца жизни.  В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего   земного пути.  Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. «Поучение» отличает своеобразный «воинствующий дидактизм», нравственная позиция автора высказана исчерпывающе определённо и страстно. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт», завет потомкам.


        Цитата:

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй».

«Ибо как Василий (Василий Великий – византийский богослов, архиепископ Кесарийский, около 330 – 379 гг.) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почёт».

«О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни».

«Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

«И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

«…пролейте слёзы о грехах своих…»

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

«Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

«Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».

«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

Источник: Древнерусская литература. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа: Вече, 2003. стр. 112 – 115.


     
    
       Комментарий:
какой-нибудь современный психолог или педагог, вооружённый идеями «педагогики сотрудничества», ратующий за «симметричные», «субъект-субъектные» отношения между учителем и учеником, либерально уповающий на «свободу выбора» ребёнка, прочитав пламенные строки «Поучения», наверное, отнёсся бы к документу с возмущением. С возмущением, поскольку «свободой выбора» в «Поучении» и не пахнет. Сплошное индоктринерство, «навязывание ребёнку» штампов и стереотипов, как не крути, подмена выбора ребёнка, выбором взрослого. «Наставничество».

А где же «собственная деятельность» дитяти? Взрослый всё за него решил и в готовом виде, «сверху – вниз», в радикально директивной манере («делай раз, делай два, делай три») в открытый ротик детский, как птичка в клювик птенчику, истины в последней инстанции и вложил. Да, и ещё, нет и в помине «проблемного подхода», релятивизма-относительности, политкорректности. Знает князь, где белое, где чёрное. Полутонов не допускает. Есть святость – стремитесь потомки к ней. Есть и грех. Будь проклят дьявол. И сто раз одна эта мысль в разных вариантах звучит, до оскомины. «Повторение, закрепление, упражнение, контроль».

Только посмотрите, какого человека Владимир детям в пример – идеал возводит: доброго, жалостливого, совестливого, смелого, искренне верующего, настоящего мужчину, верного слову, чести, отважного воина, Родину ставящего превыше всего… Разве не «пресен» такой идеал? То ли дело Борис Моисеев, герои «Дома – 2», или на худой конец, солистки группы «Серебро» с их высокоинтеллектуальными текстами. 

А чего стоят «экстремистские» призывы «страх Божий превыше всего иметь». Ай-ай-ай! Эксплуатация страха! В рабов детей превращают! Личность подавляют! А дальше-то и вовсе крамола: «Паче же всего гордости не имейте в сердце…». Заниженную самооценку формируют! «Винтиков» штампуют. Караул.

Немного повздыхав, наш знакомый современный психолог или педагог, все-таки успокоился бы. Давайте здраво рассуждать. Нам выпало счастье, жить в светлую эпоху победы демократии на планете. Мы в век свободы и прогресса живём! У нас есть выбор! Выбор всего и вся! «Есть только жажда твоя». «Человек есть мера всех вещей». «Всё относительно (кроме счёта в банке)». Не имей страха ни перед чем, «живи настоящим». Всё позволено. Гордись, обогащайся. Дружи с сильным. О слабых не думай, «каждый за себя». Главное – конкурентоспособность, это что бы других позади себя оставить и на их горбу в потребительский рай въехать. Кто этого никак в толк не возьмёт, тот ретроград, средневековый мракобес, держиморда, экстремист. Такого к современному российскому образованию на пушечный выстрел не пущать. Такой не разделяет идеологию реформ. Не верит в рынок. И вообще, дай таким волю, инфляция увеличится!

Мономаха с его «Поучениями» долой с корабля современности! Не актуально! В архив! На свалку истории!

Не нужен нашим детям Мономах. Он для нас иностранец. Да и был ли такой князь? И не фальшивка ли «Поучение»? Нам США, ЕС, НАТО, ОБСЕ, МВФ и другие  партнёры всегда лучше Мономаха объяснят, как нам своих детей воспитывать.