Каталожная карточка |
Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. – , 2011. – с.
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Перманентные реформы образования со всей очевидностью показали: нельзя бездумно списывать традиционное обучение с корабля современности, иначе – регресс. Автор даёт всестороннюю, динамичную картину генеза и развития традиционной педагогики: раскрывает содержание фундаментальных понятий; развенчивает миф о ретроградности и неэффективности традиционной парадигмы; анализирует актуальные образовательные тренды в контексте глобализации. Одна из основных идей книги – традиционная система конкурентоспособна, поскольку имманентна, соответствует самому характеру человеческого мышления. Веками традиционная педагогика исправно учила детей «уму-разуму», заключающемуся в «смётке» – парадоксальном диалектическом сочетании образных и словесно-логических компонентов мышления. «Глубокая мысль есть далёкая ассоциация». Объяснение посредством «сведения к известному» (П.П. Блонский). Найти «в душе дитяти готовый образ», и на нём строить обучение (К.Д. Ушинский). Учителя старой закалки умели «просто говорить о сложном», иносказательно, с помощью «умных образов» преподносить не форму, но теоретическую суть предмета. Умный образ – результат творческого синтеза поэзии и науки, логоса и образа; это символическое изображение главного посредством меткой метафоры, креативной аналогии. Виртуозное владение умными образами, как заветными (традиционными) средствами обучения, даёт настоящим учителям такие преимущества, что и не снились «менеджерам от образования». Книга содержит методические разработки конкретных уроков, в основе которых лежит использование умных образов. Сейте разумное, доброе, вечное… Традиционная педагогика – это сочетание образования и воспитания. Что предлагается ей взамен? Какая роль отводится учителю в «наш атомный век, в наш каменный век»? «Любой каприз за Ваши деньги»? «Чего изволите?» Автор убежден – учитель не принадлежит к сфере услуг, как не принадлежат к сфере услуг отец и мать, пестующие дитя. Адресат книги: не сдавшиеся педагоги, честные психологи, ищущие студенты, заинтересованные родители – все, кто неравнодушен к судьбе отечественной школы.
Телегин М.В., 2011 |