doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к восьмой истории (Отношения со сверстниками. Различия между людьми)
Методические указания к восьмой истории (Отношения со сверстниками. Различия между людьми)

Название темы
Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы. Уважительное отношение к индивидуальным особенностям людей.

Представления детей
Ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра – по праву считается «подлинной школой совместной деятельности» (Д.Б. Эльконин). Ставя перед собой общую цель, создавая сценарии и игровую ситуацию, планируя ход игры, распределяя роли и функции, реализуя их в игровых действиях, дети приобретают поистине бесценный опыт взаимного учета интересов и индивидуальных особенностей, координации, сопряжения усилий, опыт взаимодействия, кооперации, партнерства.
В сюжетно-ролевой игре, в других специфических видах детской деятельности формируется важное психическое новообразование дошкольного возраста – способность к соподчинению. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен освоить диаметрально противоположные позиции: уметь управлять и подчиняться, приказывать и исполнять приказания. Выражаясь метафорично, ребенок учится быть и «лошадкой», и «наездником», играть главную роль и роль статиста в массовке.
Общение со взрослыми и сверстниками, совместно осуществляемая (интерактивная) деятельность определяющим образом детерминируют процесс становления личности ребенка. Этот факт убедительно раскрыла в своих работах известный отечественный психолог М.И. Лисина.
Из общения ребенок не только черпает знания об окружающих людях, строит их субъективные образы, но и – что имеет непреходящее значение – создает представление о себе самом, собственную «Я-концепцию», образ Я. В содержание «Я-концепции» (относительно устойчивые, более или менее осознанные представления индивида о себе, о собственных достоинствах и недостатках, о своем месте в социальном мире) входят когнитивные (знания о себе) и аффективные (отношения к своим сильным и слабым сторонам) компоненты.
Можно выделить две основные линии формирования «Я-концепции»:
1.
Усвоение оценок, получаемых ребенком от других людей – взрослых и сверстников.
2. Социальное сравнение (ребенок сравнивает себя со взрослыми и сверстниками по многим параметрам и, таким образом, составляется впечатление о себе).
Формирование «Я-концепции» начинается во время возрастного кризиса 3 лет, но особенно динамично протекает именно в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольник сосредоточен на своем социальном окружении, кропотливо исследует его. Такое «исследование» приносит ему как «сладкие», так и «горькие» плоды. С одной стороны, ребенок начинает ориентироваться в многообразии человеческих проявлений и отношений, с другой – делает обескураживающий, вызывающий негативные эмоции вывод: «Сплошь и рядом интересы, цели, характеры, поступки других людей прямо перпендикулярны тому, что ожидаю от них получить я».
5–6-летний ребенок осознает себя в сопоставлении, в сравнении, на границе, иногда, к сожалению, в столкновении, порой в драматической борьбе с другими людьми. Постепенно, но верно он начинает понимать, что «не все люди такие, как я», «люди отличаются друг от друга», «люди разные». Осознание этого факта приходит в первую очередь, когда ребенок сравнивает какие-либо контрастные группы людей – взрослых и детей, мальчиков и девочек и т.д.
Эгоцентризм старших дошкольников играет с ними злую шутку. По аналогии с известным выражением «Кто не с нами, тот против нас» ребенок часто думает: «Кто не такой, как я, тот против меня» – «глупый», «плохой», «опасный», «и вообще он мне не нравится», «с ним лучше не дружить».
Конечно, описанное нами неуважительное отношение детей к людям, непохожим на них, встречается далеко не у всех старших дошкольников. Потребность в общении – одна из ведущих в старшем дошкольном возрасте. Она заставляет ребенка искать компромисс, сотрудничать, делать акцент на общих интересах, на том, что его объединяет с другими людьми. Особенно притягательным партнером по общению, начиная уже с 4 – 5-летнего возраста, для ребенка становится сверстник. Значение общения со сверстником для психического развития ребенка трудно переоценить. В этом общении он более раскован и естественен, над ним не довлеет авторитет взрослого. Такое общение гораздо более эмоционально и динамично, чем общение со взрослым. В общении со сверстником больше просоциальных актов, как и актов агрессии, шире репертуар коммуникативных действий: ребенок спорит, навязывает свою волю, успокаивает, приказывает, требует, жалеет. Как мы уже писали, в 5–6 лет формируются устойчивые привязанности на основе общих интересов, возникает дружба.
Именно в старшем дошкольном возрасте происходит стремительная дифференциация отношений ребенка к людям, эти отношения становятся избирательными (общество одних людей ребенок предпочитает, а других – избегает). Растет структурированность детских сообществ, в них появляются свои «фавориты» и «отверженные».
Развивается образ сверстников, причем содержание образа сверстников наполняется не только конкретными и внешними признаками («он выше всех в нашей группе», «у нее длинные волосы»), но и внутренними, обобщенными характеристиками («он у нас самый умный и добрый», «она ябедничает, но все равно хорошая», «он злой, нечестный»).
Теперь еще об одном аспекте детских представлений по изучаемой теме – представлениях детей о мальчиках и девочках, их взаимоотношениях. Нужно сказать, что как раз в 5–6 лет дети впервые начинают осознавать свою половую принадлежность, идентичность. Далеко не последний признак, входящий в «Я-концепцию» старшего дошкольника: «я – мальчик» или «я – девочка».
В эти констатации дети вкладывают:
1)
конкретные черты, отражающие внешние различия между мальчиками и девочками («девочки в платьях, мальчики в брюках», «у девочек бантики, у мальчиков короткие стрижки»);
2) сферу интересов и любимых занятий («девочки в дочки-матери играют, мальчики – в войну», «девочки модой интересуются, мальчики – машинками»);
3) обобщенные представления о различиях между полами («мальчики не плачут», «мальчики – сильные», «мальчики должны за девочек заступаться», «девочки – аккуратные»).
На собственном примере, на примере своих родителей дети знают, что очень много девочки и мальчики, несмотря на все имеющиеся между ними различия, с удовольствием делают вместе. Тем не менее у детей старшего дошкольного возраста, как правило, есть опыт взаимных обид и претензий.

Цель и основные направления дискуссии
Цель диалога по восьмой истории повести полностью совпадает с целью предыдущего занятия: мы должны создать психолого-педагогические условия для преодоления эгоцентризма детей, воспитания уважительного отношения ребенка не только к взрослому, но и к сверстнику.
Все люди разные. Они различаются внешностью, характером, способностями, интересами. Если человек не такой, как ты, непохож на тебя, то это не значит, что он глупый, плохой, опасный, что с ним неинтересно общаться, нельзя дружить. Каждый человек – ребенок или взрослый, мальчик или девочка – достоин уважения.
Несмотря на различия между людьми, всегда есть то, что их объединяет, делает ближе друг другу. Надо учиться понимать других людей, если хочешь, чтобы они в свою очередь поняли и приняли тебя. Узнавать других людей, учиться у них хорошему чрезвычайно интересно и полезно. Иногда необходимо в чем-то уступить другому человеку, чтобы сохранить хорошие отношения с ним. Если хотя бы одна из этих мыслей прозвучит из уст ваших маленьких собеседников – цель диалога достигнута!
Обычно мы начинаем беседу с обсуждения достаточно категоричной позиции Светы по отношению к мальчишкам, ее резко негативной оценки их интересов и способностей. Сам текст носит ярко выраженный провокационный характер. Интересно, что иногда со Светой не соглашаются не только мальчики, но и часть девочек. Но все-таки, большая часть девочек, а случается что и некоторые мальчики (!), полностью солидаризируются со Светой. Чаще всего «водораздел» по поводу отношения к мнению Светы проходит по половому признаку (девочки – «за», мальчики – «против»). Звучат обидные для обеих сторон умозаключения, приводятся соответствующие примеры. Растет счет взаимных обид («девочки сами глупые, как им не надоедает своих кукол качать», «мальчишки всегда дерутся, только о машинках говорят, нам это неинтересно», «все девочки ябеды и подлизы», «все мальчишки грубые»).
Дайте детям выговориться и переходите к конструктивной фазе диалога, ведь мы не хотим посеять рознь между мальчиками и девочками. Постарайтесь спокойно выяснить мнения детей по поводу различий между мальчиками и девочками. Предложите ребятам ответить на вопросы: «Что любят девочки?» и «Каковы любимые занятия мальчиков?» Можно вспомнить содержание известной песни «Из чего же сделаны наши девчонки». Мы надеемся, что в ходе диалога выяснится, что есть игры для мальчиков, игры для девочек, а есть общие. Более того, окажется, что некоторые мальчики не прочь поиграть в «дочки-матери», а некоторые девочки – в машинки. Постарайтесь вместе с детьми сконструировать обобщенные представления об общих интересах, различиях, особенностях поведения и душевного склада мальчиков и девочек.
Приведите несколько примеров из жизни вашей группы, когда дети – мальчики и девочки – делали что-то совместно и им было хорошо, все были рады («У нас и мальчики, и девочки детям из младшей группы стихи читали, так здорово получилось»).
Поговорите о сильных сторонах, достоинствах мальчиков и девочек. Если таковые (преимущества, достоинства) обнаружатся, значит, Света была не права. Пусть дети расскажут о своих родителях: девочки – о папах, мальчики – о мамах («Мама и папа – разные, но каждый хорош по-своему»). На наших занятиях по этой теме прозвучал и такой вывод: «Есть хорошие девочки и хорошие мальчики, а есть плохие. Все зависит от того, какой человек, а не от того, девочка он или мальчик».
Теперь попробуйте перенести этот вывод на самые различные сферы человеческих различий. Ответьте на вопрос: «Если человек совершенно не похож на тебя (по внешности, характеру, способностям, интересам), значит ли это, что он плохой?» К каждому из критериев приведите соответствующие конкретные примеры.
Подумайте, что объединяет всех людей, как можно найти общий язык, построить партнерские отношения, понять другого человека.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Чем вы отличаетесь от ваших бабушек и дедушек? Вам интересно вместе? Почему?
2. Вы можете подружиться со взрослым человеком? А с малышом?
3. Почему Свете не нравятся мальчишки?
4. Согласны ли вы с мнением Светы о том, что все мальчишки глупые?
5. Есть ли игры только для девочек?
6. Есть ли игры только для мальчиков?
7. В какие игры мальчики и девочки могут играть вместе?
8. Зачем человеку нужно терпение?
9. Нужно ли терпеть несправедливость?
10. Один мальчик, когда ему что-то не нравилось, сразу пускал в ход кулаки. Стал бы ты с ним дружить?
11. Терпеливость – это хорошо или плохо?
12. Кто, по твоему мнению, может называться настоящим другом?
13. Может ли кошка дружить с собакой?
14. Что нужно делать, чтобы иметь друзей?
15. Должен ли друг во всем с тобой соглашаться?
16. На что похожа дружба?
17. Всегда ли нужно поступать, как все?
18. Почему люди такие разные?
19. Мальчик с черным цветом кожи лучше девочки с белом цветом кожи?
20. Дружная группа – это когда в ней все друзья?
21. Как ребятам из одной группы крепче сдружиться?
22. Если мальчик просит девочку поиграть с ним в «войну», а девочка отказывается, стоит ли на нее обижаться?
23. Могут ли мальчик и девочка дружить?
24. Что делать, когда тебя не понимают?
25. Кому интереснее разговаривать друг с другом: тем, кто знает одно и то же, или тем, кто знает разное?
26. Как ты узнаешь, что тебя не понимают?
27. Как нужно относиться к тем, кто заикается или шепелявит? Они в этом виноваты?
28. Обязательно ли ты и твой друг должны любить делать одно и то же? И одинаково думать?

Упражнение «Сильные и слабые стороны»

Девочкам или мальчикам лучше удается:

-пеленать кукол;
-забивать гвозди;
-бегать;
-ябедничать;
-драться;
-помогать папе;
-помогать маме;
-отвечать на вопросы;
-рисовать;
-читать стихи;
-петь песни;
-завязывать бантики;
-чистить обувь;
-быть хорошими?

Упражнение «В одном городе жили только…»

Пусть дети представят, что в одном городе живут только мужчины и мальчики, в другом – женщины и девочки, а в третьем – все вместе. В каком из городов захотят жить ваши собеседники? Почему?

Упражнение «Люди похожи друг на друга»

Предложите детям закончить предложение: «Все люди похожи друг на друга тем, что… «
Обратите внимание детей на высказывания, касающиеся наличия у людей внутреннего, субъективного мира («все люди думают», «люди любят своих детей», «люди мечтают» и т. д.).

Игра «Примите в игру»

Дети увлечены любой игрой, организованной вами. Один из детей не участвующий в игре, разными способами пытается сделать так, чтобы его тоже приняли. В роли «неучаствующего» могут побывать поочередно все дети. Положительное или отрицательное решение должны вынести сами участники игры. Вам остается следить, чтобы мнения детей были соответствующим образом аргументированы.

Игра «Ручеек»

Дети встают парами в колонну, взявшись за высоко поднятые руки. Водящий проходит через образовавшийся «туннель» и вытягивает за руку понравившегося партнера другого пола, вставая с ним в конец колонны. После этого он должен сказать партнеру комплимент. Оставшийся без пары становится водящим.

Игра «Сантики-Сантики-Лим-по-по»

Дети встают в круг. Выбирается водящий, который на время выходит из комнаты. Игроки договариваются, кто из них будет показывать серию движений, которые остальные станут повторять. Водящий встает в центр круга. Его задача – угадать, кто начинает показывать новое движение. В ходе игры дети хором скандируют фразу: «Сантики-Сантики-Лим-по-по». У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если водящий угадал «автора» нового движения, то тот становится водящим.