Страница 2 из 2
Пояснительная записка. В последние годы представители профессионального сообщества (педагоги, психологи, логопеды, медики), родительской общественности фиксируют устойчивую отрицательную динамику: детей с общим недоразвитием речи становится все больше, а само недоразвитие речи тяжелее. В этой связи на уровне Министерства образования РФ, региональных управлений образованием, конкретных школ и детских дошкольных учреждений появляется все больше программ, направленных на преодоление указанной тревожной тенденции. Логопедические группы Центра развития ребенка д/с № 4 строили свою коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по программе Г.А. Каше «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» и компилятивной программе Е.И. Кандаловой «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (старшая группа д/с, шестой год жизни). В настоящее время в логопедические группы учреждения зачисляются дети, имеющие логопедическое заключение общее недоразвитие речи. Эти дети характеризуются усугубляющимися отклонениями в - Нервно-психической сфере; - Познавательной деятельности; - Поведении; - Развитии общей и артикуляционной моторики; - Развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха – ведущими к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе. Возникла необходимость в создании новой компилятивной программы «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» и в нашем дошкольном учреждении. Для создания новой программы были проанализированы: 1. Программа образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Т.Р. Кисловой. 2. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. 3. Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. ? В новой программе для детей с общим недоразвитием речи использованы рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направлений: М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой, Г.А. Каше, А.Л. Сиротюк, И.С. Лопухиной , Т.А. Ткаченко и др.
Данная программа содержит следующие добавления и изменения: 1. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой. В новой программе такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях методы кинезиологии в развитии интеллекта старших дошкольников, элементы логоритмики, музыко-терапии. 2. Прохождение материала по темам согласуется со специалистами по развитию речи, изодеятельности, музыкальному воспитанию. Это способствует более эффективному усвоению, запоминанию и закреплению знаний. 3. Предусматривается поэтапное прохождение материала: - 1 год обучения – совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи. - 2 год обучения – совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. 4. 1 и 2 годы обучения условно делятся на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. - 1 год обучения: 1, 2 период – по 3 занятия в неделю по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи, 3 период – по 2 занятия в неделю по развитию речи, 1 занятие - по звукопроизношению. - 2 год обучения: 1, 2 периоды – по 4 занятия в неделю по звукопроизношению и обучению грамоте, которые являются комплексными, т.е. включают в себя элементы занятий по развитию связной речи, 3 период – по 3 занятия по звукопроизношению и обучению грамоте, 1 занятие по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. 5. Конспекты занятий составлены с учетом уровня развития отдельной логопедической группы, т.е. материал может быть преподнесет в большем или в меньшем объеме. К новой программе была разработана система специальных занятий, в которые включены задачи, позволяющие не только устранять речевые нарушения детей, но в процессе педагогической деятельности развивать и совершенствовать их психические процессы, мелкую и общую моторику.
Одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей будет способствовать коррекционной направленности занятий. Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой. Разработка, систематизация и апробация этих занятий осуществлялась на протяжении нескольких лет. Дети, прошедшие обучение по разработанной нами программе, при выпуске из логопедических групп, как правило, имели положительную оценку и успешно продолжали обучение в школе. К данной программе для детей с общим недоразвитием речи подготовлены конспекты занятий с комплектом игрового и наглядного материала. Система занятий направлена в новой программе на развитие у детей рече- мыслительной деятельности и на ее осмысление детьми. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении на всех этапах коррекционного обучения, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна для подготовки руки к письму. В течение года дети логопедических групп фактически изучают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой – подготовку к овладению грамотой и усвоение ее в пределах программы. Комплексные занятия по произношению и развитию речи для детей с данным речевым нарушением являются более рациональными. В работе учителя-логопеда перспективный план не предусмотрен, т.к. все программы коррекционного обучения, в том числе и данная разделенная на 3 периода обучения, и является перспективой логопедической работы.
Организация работы.
В старшей и подготовительной группах, с учетом структуры дефекта, учитель-логопед проводит два типа групповых (фронтальных) занятий: - Занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи; - Занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Фронтальные занятия проводятся в старшей группе 3 раза в неделю, в подготовительной группе – 4 раза в неделю; программный материал изучается и закрепляется на подгрупповых логопедических занятиях, а также на всех занятиях специалистов-предметников по программе детского сада в повседневной жизни и деятельности детей. Работа по постановке и автоматизации звуков проводится на индивидуальных занятиях с логопедом. Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода: 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь. 2 период – декабрь, январь, февраль. 3 период – март, апрель, май
Общие цели и задачи: I. Организационные: 1. Своевременное обследование детей. 2. Рациональное составление расписания занятий. 3. Разработка (наличие) планов фронтальных занятий. 4. Оснащение фронтальных занятий необходимым оборудованием и наглядными пособиями. 5. Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 6. Подбор детей в подгруппы со сходными недостатками речи. 7. Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня развития группы, направления коррекционной работы. 8. Своевременное формирование подгрупп по мере решения задач подгруппы и с учетом всего объема речевой работы с каждым из детей. II. Коррекционно-педагогические: 1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. 2. Коррекция речевых дефектов. 3. Развитие фонематического восприятия. 4. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. 5. Подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты. 6. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка. 7. Развития умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением. 8. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения. 9. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя в том числе элементы музыкотерапии и кинезиологии. 10. Развитие общей и мелкой моторики. 11. Развитие координации речи с движением. 12. Развитие культуры речевого общения.
Формирование лексико-грамматических навыков, развитие связной речи.
Основные задачи:
1. Лексическая работа:
- Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением речи.
- Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами занятий.
- Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
- Создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
2. Развитие грамматического строя речи:
- Наблюдение и упражнение в образовании слов приставочным и суффиксальным способами;
- Выделение однокоренных слов из группы слов, подбор однокоренных слов;
- Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
- Знакомство с предлогами;
- Развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
3. Развитие связной устной речи:
- Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- Обучение подробному пересказу текста;
- Обучение составлению устной загадки – описания, рассказа-описания по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам;
4. Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. 5. Коррекция звукопроизношения. 6. Подготовка к анализу звукового состава слова. 7. На всех этапах коррекционного обучения работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукового состава. 8. Развитие манипулятивной функции пальцев рук, координации речи с движением. 9. Развитие психических функций (память, мышление, внимание). В 1 и 2 периоде обучения 3 раза в неделю проводятся занятия по коррекции и дальнейшему формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. 3 период включает в себя специальные занятия по звукопроизношению. В это время фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 раза - по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 раз – по формированию правильного звукопроизношения. Количество занятий может варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня группы и речевых возможностей детей.
|