doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Программа семинаров по дисциплине «Философия для детей»
Программа семинаров по дисциплине «Философия для детей»


Автор: Телегин М.В.

Аннотация:
предлагаем Вашему вниманию программу семинаров по дисциплине «Философия для детей» («Воспитательный диалог»), адресованную студентам-психологам. Для подготовки к семинарам Вы можете использовать материалы тестовых заданий для педагогов и студентов, осваивающих программу «Философия для детей» («Воспитательный диалог») http://mtelegin.ru/p4c/testfdd

Семинарское занятие 1
Тема
: Что такое воспитание?  Традиционное воспитание
Вопросы и задания к семинарскому занятию
1.Что такое воспитание?
2. Раскройте содержание понятия «традиционное воспитание».
3. Приведите примеры традиционного воспитания в истории педагогики (воспитание в древней Спарте, воспитание в русской крестьянской семье, воспитание в дореволюционной гимназии и церковно-приходской школе, воспитание в советской школе 40-50-х годов прошлого века и т.д.).
4. На основании анализа одного из первоисточников («Поучение Владимира Мономаха», Н.С.Лесков «Кадетский монастырь» и т.д.) проиллюстрируйте существенные признаки традиционного воспитания. 

Дискуссионное задание
Перечислите «слабые» и «сильные» стороны традиционного воспитания, возможна ли реализация традиционного воспитания в условиях современного российского общества?

Рекомендуемая литература
        
Печатные издания
1. Как жену учить, как себя лечить, как судьбу узнать. СПб: «Авалонъ»; Изд. Дом «Азбука-классика», 2008.
2. Лесков Н.С. Кадетский монастырь: Повесть и рассказы. М.: Детская Литература, 2006.
3. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (стр. 77 – 83).
4. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (стр.8 – 15).

Электронные источники
О традиционной педагогике
http://mtelegin.ru/tradition/apologet/171-glava1
О содержании понятия «традиционное воспитание»                           
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog/14-glava1#p1
«Поучение» Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию
http://mtelegin.ru/tradition/2009-12-08-03-34-49
О содержании понятия «воспитание», о духовно-нравственном воспитании
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhnrav

Методические рекомендации
Уважаемые студенты!
При подготовке к семинарскому занятию необходимо дать несколько определений (пользуйтесь словарями, справочниками) ключевых понятий «воспитание», «традиционное воспитание». Затем, аргументировано, обоснованно выберите одно из определений (с указанием источника), или (это приветствуется) спроектируйте собственную дефиницию. Чётко, в виде кратких тезисов сформулируйте существенные признаки традиционного воспитания.   
Когда «теоретическая часть» подготовки будет завершена, приступайте к анализу исторического материала (можно воспользоваться любыми учебниками по истории педагогики). В завершении проиллюстрируйте основные тезисы конкретными цитатами из эталонных культурных памятников традиционного воспитания или художественной литературы («Поучение Владимира Мономаха», средневековый сборник поучений «Мелисса», книгу А.В.Суворова «Наука побеждать», замечательное произведение Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и т.д.). Старайтесь подтвердить каждый выделенный вами признак традиционного обучения.
 
Семинарское занятие 2
Тема:
Манипуляция общественным сознанием и способы противодействия манипулятивным воздействиям

Вопросы и задания к семинарскому занятию
1.Что такое манипуляция?
2. Приведите примеры манипуляции сознанием в тоталитарных обществах (фашистская Германия).
3. Существует ли манипуляция сознанием в современных демократических обществах?
4. Приведите соответствующие примеры (бизнес, политика, культура).
5. Может ли манипуляция носить позитивный характер (анализ позитивно-манипуляционного дидактического диалога).

Дискуссионное задание: как защититься от манипуляции: технологии противостояния манипулятивным воздействиям (разработайте памятку чётко, по пунктам)

Рекомендуемая литература
          
Печатные издания
1. Как защитить вашего ребёнка? / Под ред. А. Добросоцких. М., 2002.
2. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М.: Изд-во Эксмо; Изд-во Алгоритм, 2005.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. М.: Алгоритм, 2004.
4. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (глава 3).
5. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 4).


Семинарское занятие 3
Тема:
Чему учат подростковые журналы и телепередачи?
Вопросы и задания к семинарскому занятию
Перед выполнением задания рекомендуем ознакомиться с особенностями сознания, мировоззренческих представлений современных подростков. Смотрите материал «Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков» http://mtelegin.ru/projects/podros?start=3
Задание:
необходимо внимательно изучить несколько наиболее популярных журналов для подростков. Дайте описание «целевой аудитории» этих «информационных продуктов» (на кого рассчитаны?). Далее постарайтесь вскрыть основные мысли (послание, как сейчас модно говорить «мессидж»), заложенные в этих изданиях. От содержания переходите к «способам трансляции», ответьте на вопрос, как эти мысли доносятся до аудитории тинэйджеров? 
Наконец, классическое «кому это выгодно»? Кто является выгодополучателем подобной информационной политики.
По аналогичному алгоритму действуйте и при анализе наиболее популярных подростковых телепередач. Сделайте выводы и обобщения (тезисы, 1 страница текста).


Семинарское занятие 4
Тема:
Положение детей в Российской Федерации
Вопросы и задания к семинарскому занятию
На основании данных Роскомстата, различных ведомств (Министерство здравоохранения и социального развития, МВД, Министерство образования и науки и т.д.)  авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО), Российских общественных организаций, проанализируйте положение детей в РФ по следующим пунктам:
1. Демографическая ситуация и тенденции (сколько детей было в РФ 20, 10 лет назад и сейчас).
2. Образование (где учатся, количество   непосещающих школу, охват дошкольными учреждениями, кружками и секциями и т.д.).
3. Семейное положение (полные/неполные семьи).
4. Здравоохранение (обеспеченность детей медицинскими учреждениями, заболеваемость хроническими болезнями, распространение наркомании и алкоголизма среди детей и т.д.).
Беспризорность, социальное сиротство (динамика за последние годы).
5. Детская преступность, преступления против детей (по данным МВД России).
6. Прогнозы.
7. Достижения в области сбережения детства за последние 20 лет.
Резюмируйте результаты вашего  исследования в коротком эссе: «Детство в России: вчера, сегодня, завтра».

Методические рекомендации
Перед подготовкой к семинару ознакомьтесь с основополагающим документом  «Декларацией прав ребёнка»
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtm
Чтобы понять суть происходящего, нужно иметь материал для сравнения. Старайтесь отслеживать динамику изучаемых процессов, на глубину, по крайней мере, четверть века. Точкой отсчёта можно сделать последние годы существования СССР конец 80-х, затем начало века, и актуальное состояние. Тогда полученная вами картина будет наиболее показательна, объёмна, объективна.

Семинарское занятие 5
Тема:
Слово и сознание. Опосредствование психики знаками. Влияние коммуникативно-знаковой среды на психику человека. Мировоззренческие представления.
Вопросы и задания к семинару
1. Френсис Бэкон об «идолах площади».
2. Что такое опосредствованность психики? Л.С.Выготский об опосредствованности психики.
3. Раскройте содержание понятия «абстрактные слова обыденного языка».
4. Что такое «мировоззренческие представления»?
5. Приведите примеры мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
6. Кто формирует мировоззренческие представления современного человека?
 
Рекомендуемая литература
Печатные издания
1. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009. (стр.63 – 70).
2. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (главы 8,9).
3. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ. (глава 4, глава 8).
Электронные источники
Проблемы языка, «идолов площади» в творчестве Ф.Бэкона
http://www.mtelegin.ru/dialog/bekon
Абстрактные слова обыденного языка и мировоззрение, воспитание
http://www.mtelegin.ru/dialog/abst
О материалистическом понимании духовных феноменов, слове и мировоззрении, «клеточке» идеологии
http://www.mtelegin.ru/dialog/zina
Мировоззренческие представления: феноменологическое описание
http://www.mtelegin.ru/dialog/mirovozzrenie
Язык как средство оболванивания масс в утопии Джорджа Оруэлла «1984»
http://mtelegin.ru/dialog/oruel

Семинарское занятие 6
Тема:
«Образ будущего: воспитание и обучение – футурологический прогноз»
Вопросы для обсуждения
Какой вы видите «школу будущего»? Начните с рассмотрения официальных документов, посвящённых «школе будущего», затем, смело воспарите в область «научной фантастики».  Дайте футурологический прогноз развития образования на ближайшие 10, 20, 50 лет (постарайтесь опираться на доводы разума, экстраполяцию текущих тенденций, существующих трендов в краткосрочную, среднесрочную и отдалённую перспективу).
  Образование – критически важная подсистема общества. Культурно-исторический подход учит нас рассматривать образование в контексте развития общества. «Человек вооружён и ограничен представлениями своей эпохи, своего времени». Новое время – «новая школа». Что-то должно уйти, кануть в Лету. А что-то, очень важное, родное, традиционное сохраниться, остаться, перейти «от предков к потомкам»… Не так ли?
Технические новшества и человеческие взаимоотношения, «отцы и дети» в «школе будущего», фигура учителя, контроль и свобода, проблема выбора и манипуляций… Преднамеренно не сужаем сферы поиска, раздумий, размышлений.
  Не ограничиваем вас и в выборе источников. Свободный поиск. В качестве необязательной к исполнению рекомендации можем предложить ознакомиться как с научными прогнозами ООН и ЮНЕСКО, Римского Клуба, Давоса и т.д., так и с самыми смелыми утопиями (Джордж Оруэлл «1984», Олдос Хаксли «О дивный новый мир», Евгений Замятин «Мы», Александр Зиновьев «Идеология партии будущего» и т.д.).

Литература 
 Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. (главы 8,9, 10).

Электронные ресурсы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
http://mon.gov.ru/press/news/5233/
Об утопии Джорджа Оруэлла «1984»
http://mtelegin.ru/dialog/oruel
Олдос Хаксли «О дивный новый мир».
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt
Евгений Замятин «Мы»
 http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_0050.shtml