doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения РОЖДЕНИЕ ДИАЛОГА (книга о педагогическом общении) Глава 3 Примеры стимульных текстов. Философско-мировоззренческие новеллы для размышлений и бесед - Детям младшего школьного возраста
Глава 3 Примеры стимульных текстов. Философско-мировоззренческие новеллы для размышлений и бесед - Детям младшего школьного возраста
Индекс материала
Глава 3 Примеры стимульных текстов. Философско-мировоззренческие новеллы для размышлений и бесед
Детям старшего дошкольного возраста
Детям младшего школьного возраста
Подросткам
Юношам и девушкам
Взрослым
Все страницы

 

Детям младшего школьного возраста

Тема: альтруизм

Переезд

– Послушай, – сказала мама Мише, – так как мы переезжаем в другой город, давай ты не будешь брать все свои игрушки. Отбери, пожалуйста, лучшие, которые тебе нравятся больше всего, остальные мы отнесём бездомным детишкам.
– Хорошо, – согласился мальчик, – и отобрал себе сломанные и старые игрушки.
Комардина М.Ю.

Тема: лень

На мягком диване

Ученица 2 «А» класса Катя сидела дома и откровенно скучала. Раздался телефонный звонок. Звонил одноклассник – Максим. Максим уже несколько дней не появлялся в школе, наверное, заболел.
– Катя, извини, ты не можешь сказать, что нам задали на завтра?
– Нет, не могу, – ехидно и сердито пробурчала Катя в ответ. Ей не хотелось вставать с мягкого, удобного кресла, лезть в портфель, доставать дневник, диктовать задание. Кате было просто лень, подумаешь.
– А почему? – спросил Максим.
– Почему, почему, забыла записать вот и всё, – соврала Катя и в сердцах положила трубку.
Не прошло и десяти минут, опять звонок. Снова Максим.
– Катенька, я узнал, что нам задали, запиши, пожалуйста. – Максим диктовал чётко: с чувством, с толком, с расстановкой. Катя слушала и чувствовала себя…
Иванова И.Д.

Тема: сочувствие, отзывчивость

Шутка

Однажды летним вечером Витя и Лера – соседи по подъезду гуляли во дворе своего дома. Нравилось ребятам играть у подножия старой яблони. Вдруг, откуда ни возьмись, мальчик незнакомый появился возле наших друзей, глаза округлил, зашептал страшным, таинственным шёпотом: «Сейчас по этой улице пройдёт ужасный киборг с палкой-трансформером, превращающейся в суперпулемёт, закидаем мутанта гнилыми яблоками?»
В это время из-за поворота показался слепой инвалид с тросточкой – дядя Слава, лучший друг Вити и Леры, такой добрый и отзывчивый, что ребята души в нём не чаяли. Увидев дядю Славу, Витя повернулся к незнакомому мальчику, а тот, в свою очередь, почувствовав на себе Витин взгляд, ни с того ни с сего как завопил: «Я же пошутил, чего ты дерёшься». И бежать! А Лера вслед ему крикнула: «Сам ты киборг и мутант, потому что у тебя совести нет».
Мадгазин Д.В.

Тема: честный поступок

Два брата

В семье моих знакомых два сына: одному десять лет, другому – шесть. Однажды младший брат случайно увидел, как старший с его школьным товарищем склонились над дневником и что-то яростно там стирали, потом все ручки пересмотрели, всё искали гелевую.
Младшему ещё только предстояло в школу пойти, но парень он был смышленый, сразу догадался, в чём дело. Дальше понятно, как надо действовать. Родителям честно всё рассказать. Если оценку в дневнике исправляют – это же обман. А обманывать плохо. Пошёл младший брат в комнату к родителям, а сам вспоминает, как старший брат его в футбол учил играть, на велосипеде своём разрешал кататься и последнюю конфету отдал.
Рожкова О.А.


Как осьминожка клад нашёл

Отправился как-то осьминожка в очередное путешествие по морским просторам. На глубине, вдалеке от оживлённых путей-дорожек нежданно-негаданно наткнулся осьминожка на чудо чудное, диво дивное – клад золотой, красоты неописуемой. Опустился осьминожка, богатством заворожённый, на камушек. В себя приходит, думает-решает, что делать.
Можно себе клад взять да и жить припеваючи – ни в чём нужды-печали не ведать. Можно всё как есть оставить. Не осьминожка клад клал, не ему и брать-пользоваться. А можно и хозяина клада поискать, ну как потерю вернуть доведётся.
Пока думал-гадал осьминожка, пиявка к нему присоседилась, на камушек рядом присела – клад увидала, аж затряслась вся. А потом как завопит от радости, да тут же себе пасть хвостом и заткнула. Оглянулась воровато, клад схватила, растаяла в пучине морской.
Попова М.А.

Тема: добрый человек
Злюка

Вчера, в день своего дежурства по классу, я, как нарочно, почувствовала себя неважно. Рассказала подруге – Вике. Она вызвалась мне помочь. И вот после уроков я протираю доску, а Вика поливает цветы.
Вскоре, проводив ребят, в класс возвратилась наша учительница. Взглянула на нас. Улыбнулась, а спросила только меня: «Как ты думаешь, Света, кого можно назвать добрым человеком?»
– Добрый… Добрый дворник, он всегда мне улыбается, когда я в школу иду. Добрый дядя из рекламы, он бесплатно порошок стиральный и ещё чего-то брать предлагает. Добрая моя бабушка, она с каждой пенсии мне покупает маленькую шоколадку. Добрый мой папа, он мне деньги даёт, когда бы я ни попросила.
Пока я всё это говорила, Вика уже пол подмела и помыла. Хитренькая. Всё моё дежурство за меня продежурила. У! Злюка!
Бурцева С.

Тема: мужское поведение

Одуванчик

Сидели мы как-то на математике. Вдруг – стук в дверь. На пороге мальчик с мамой. Учительница и говорит: «Знакомьтесь, это наш новый ученик – Максим». А на новенького без смеха не взглянешь. Какие-то штанишки клетчатые, очки круглые, большущие. Волосы светлые-светлые, кучерявые-прекучерявые. С последней парты раздалось: «Одуванчик». Все так и прыснули.
На перемене (я так и знал) подошёл к Максиму главный наш забияка и силач Сашёк и так сквозь зубы, с угрозой процедил: «Эй, Одуванчик, дай очёчки поносить, а то как дуну, под парту облетишь». И руку к очкам протянул. Дальше всё молниеносно произошло. Схватка была короткой и яростной. Результат налицо, точнее, на лице. У Одуванчика – очки в мозаику превратились, у Сашка синяк под глазом надулся.
Звонок. Только учительница в класс… Сашёк вскочил и девчоночьим писклявым голосом заскулил: «Мария Ивановна, а новенький дерётся». Мария Ивановна взглянув на близоруко сощурившегося Максима, спросила: «Где твои очки?». «Разбились», – ответил Максим. «Сами?» – строже спросила Мария Ивановна. «Сами», – так же спокойно ответил Максим. «А кто Саше синяк поставил?» – «Я», – признался Одуванчик.
Сергеева Е.

Случай с портфелем

Прозвенел звонок, учительница начала объяснять новую сложную тему. Все внимательно слушали. Объяснение было прервано робким стуком в дверь и появлением ещё одного ученика – обычно дисциплинированного, очень ответственного мальчика.
– Почему опаздываешь? – нахмурив брови, спросила учительница. – Разве ты не знаешь, что опаздывать нехорошо?
– Извините, я помогал девочке. Хулиган вырвал у девочки из рук портфель, забросил на крышу гаража, а сам убежал. Я достал портфель и вернул его пострадавшей.
– Я же предупреждала, что сегодня новая тема. Ты считаешь, что случай с портфелем оправдывает твоё опоздание?
Назарова К.

Тема: ученик

Ученик

Что такое ученик –
Форма, ранец и дневник?
Может, кто за парту сел,
Держит ручку или мел?
Тот, кто ростом выше папы,
Не бросает книжку на пол?
Тот, кто много правил знает?
Нет, – чего-то не хватает…
Кто подскажет мне ответ –
Ученик я, или нет?
Савицкая В.А.


Тема: живое и искусственное

Роза и соловей

Везёт же некоторым, например, моей подруге. Ей на день рождения Брюса подарили. Брюс – суперсовременная собака-робот, с потрясным количеством функций.
Блестящий, выполненный под сталь прочнейший корпус. Глаза-лампочки живее, выразительнее настоящих. Короткий, без устали виляющий хвостик. Резиновый, выглядящий натурально язычок. Звуковой синтезатор легко воспроизводит десятки «собачьих» звуков. Брюс откликается на голос, безупречно выполняет целых тринадцать команд.
«Сидеть», – командует подруга, Брюс сидит. «Место!» – Брюс залезает в конуру. «Голос!» – Брюс заливается звонким лаем.
Подруга счастлива. Я поинтересовалась, а что она будет делать, когда Брюс ей надоест. «Да ничего, вытащу аккумуляторы да уберу игрушку на полку», – и то верно.
Везёт же некоторым. А мой щенок, увы, не механический, а живой. Вы только посмотрите, что натворил. Разгрыз папин ботинок. Никак не запомнит, где его (сами догадайтесь, что), а убирать-то мне… Думаете, приятно? По ночам вой. Шерсти не оберёшься. Плюс прогулки по три раза в день, невзирая на погоду.
– Ну, что смотришь так виновато, с такой надеждой на прощенье и с такой любовью ко мне?
Даже Брюс в один взгляд, по-моему, не сможет вложить столько чувства.
Кислухина О.

Тема: ответственность

Важное дело

Между нашим домом и детским садом, в который ходит моя сестра Юля, автомобильной дороги нет. Но всё равно, Юльку одну ведь не отправишь, маленькая ещё, да к тому же девчонка – то котёнка встретит, то листочком кленовым залюбуется. Вот мама с папой и дали мне поручение – сестру из сада встречать. Ты, говорят, уже третьеклассник, мужчина, человек ответственный, на тебя положиться можно.
На меня положиться можно. Теперь можно. После того случая. Однажды после второй смены мы чуть-чуть в футбол поиграли и чуть-чуть про новые компьютерные игры поговорили. Интересно всё-таки. И ведь помнил же я про Юльку. Помнил и думал, ничего, подождёт самую капельку.
Когда я, задыхаясь от быстрого бега, ворвался в группу, воспитательница попросила меня не волноваться. До закрытия детского сада ещё оставалось около получаса. Ничего страшного не произошло.
Сестра сидела одна, среди множества игрушек, меня не замечая. Когда Юля подняла глаза, я увидел, что в них что-то блеснуло. А в следующее мгновение, обняв меня, прижавшись ко мне так сильно, что я слышал, как бьётся сердечко, Юленька прошептала: «Спасибо, братик, я знала, что ты придёшь, а если опаздываешь, значит, у тебя просто есть более важные дела, чем я».
Луценко Е.А.

Тема: хвастовство

Абсолютный чемпион

Первоклассник Коля во всём любил быть первым, любил побеждать, а проигрывать не умел: обижался, плакал, игру прекращал. Выйдет, бывало, Коля во двор, соберёт вокруг себя малышню мал мала меньше и давай с ними соревноваться.
Понятно, что Коля и бегает быстрее, и снежок метает точнее, и прыгает дальше. После каждой победы Коля важничает, задаётся: «Я абсолютный чемпион, я на свете всех сильнее, здоровее и быстрее».
На первом уроке физкультуры в школе ребята должны были целых тридцать метров пробежать, а учитель с секундомером результаты фиксировал.
Хорошая примета. Коле выпало первым стартовать. Бежал наш герой, ног под собой не чуял, хорошее время показал, похвалу учителя заслужил. Мимо ребят Коля индюком важным прошествовал, задирать других мальчишек начал: «Куда вам до меня, абсолютного чемпиона?»
Но вот незадача, почти все одноклассники Колю… обогнали. Причину своего проигрыша Коля быстро отыскал: «У учителя просто секундомер неправильный».
Соколова И.А.

Тема: бережное отношение к природе

Цветок

Утро. Бабушка и внучек шли по лесной тропинке. Лучи солнышка заставляли росу в траве драгоценно вспыхивать. Пела душа. Бабушка про грибы рассказывала и тут же их показывала, названия говорила, полезный гриб или вредный – объясняла.
Миновали путешественники притягивающее, таинственное лесное озеро. И открылась их взору поляна. А на поляне цветок: мохнатый, будто из красного с синим бархата. А в цветок бьёт столп света. Красиво.
– Смотри, бабушка, какой цветок необыкновенный, как он называется? – бабушка не успела ответить, а внучок продолжил:
– Давай сорвём, дома в вазу поставим.
И не дожидаясь ответа, мальчик сорвал цветок. Через несколько минут цветок почернел, стал безобразным. Солнце спряталось за тучи. Пошёл холодный нудный дождь.
Сергеенко В.А.

Тема: о детях войны
Пряники

Отгремела Великая Отечественная. Худенькие, бледные ребятишки, «дети войны», истосковавшиеся по школе, битком набились в холодный класс не до конца восстановленной школы. Учитель математики – фронтовик, ветеран (пустой рукав в кармане вместо правой руки) диктует условия задачи: «У Саши было три пряника, у Вити семь…» Потом задумывается на секундочку и неожиданно спрашивает: «Ребята, а вы хоть пряники-то ели?»
Все молчат. Одна рука поднимается. Самый маленький, веснушчатый мальчишка, сирота отвечает: «Я ел».
– Ну и какие они, пряники?
– Какие-какие, горькие.
– Видно, много ты, сынок, пряников съел, раз они тебе горькими показались.
Так и не решили ребята с их учителем ту задачку про пряники. Закончили урок.
Студеникина С.В.

Тема: подлая месть

Реши задачку

Одному мальчику, назовём его «И», нравилась девочка, назовём её «О». Все в классе об этом знали. «И» оказывал «О» знаки внимания. Кто-то даже написал на стене: «И + О = Л».
Другому нашему однокласснику, назовём его «Д», нравилось всегда и во всём быть первым.
Однажды на спортивных состязаниях в честной борьбе «И» взял верх над «Д». «Д» был вне себя, переживал страшно.
Когда через некоторое время «И» заболел и не явился в школу, «Д» весь день обижал и унижал «О».
Вопрос: как назвать поведение «Д»?
Бацуева Г.В.

Тема: забота о близких


Про двух бабушек, двух внуков и два гамака

Слышал я, как два друга делились своими летними впечатлениями.
– Хорошо у бабушки. Ничего делать не надо. Хочешь – в гамаке качайся, хочешь – с ребятами на речку беги, рыбу уди или купайся. Бабушка и воды принесёт, и пирогов напечёт, и на стол подаст, и посуду помоет. Один раз забрёл я от скуки на огород, так бабушка знаешь как ругалась, говорит: «Ты сюда отдыхать приехал, у отца с матерью наработаешься». Везёт мне, у меня бабушка ещё сильная, молодая.
– Вот-вот, и у нас на даче гамак есть, в саду. Бабушка всё одна да одна по хозяйству хлопотала, а мы приехали, хоть иногда бабушке удавалось в гамаке покачаться. Когда мы с папой воду из колодца носили, дрова пилили или с сестрёнкой огород пропалывали, а мама на кухне обед стряпала. Бабушка всё помогать нам норовила, а мы условие поставили: встанешь с гамака – в город уедем.
– Да, не повезло, у тебя, видно, бабушка старая и больная.
Чернышёва Е.Б.

Тема: обязанности

 

Дежурные

Эта история произошла в самой обычной день, в самой обычной школе с самыми обычными детьми.
Стояла весна, день выдался по-летнему жарким, и после уроков учительница попросила дежурных полить клумбу.
Одна девочка ответила: «Я не люблю цветы поливать, в обязанности дежурного входит только уборка класса».
Другая: «Дождик польёт».
А третья: «Дайте лейку, пожалуйста».
Хатаженкова О.В.

Тема: ценность знания

Сотовый телефон, особенный ученик и обыкновенная клякса

В 4 «А» контрольная по математике. Ребята сосредоточены. Работой увлечены. Задачки сложные. Времени в обрез.
А один ученик – особенный. Достал крутой телефон. То одну кнопку нажмёт, то другую, то к глазам поднесёт, то к уху. То лоб начнёт телефоном потирать. То ли мысли свои фотографирует, то ли их на дальнее расстояние передать пытается.
Звонок. Особенный ученик первым тетрадь сдал и знай по телефону в полный голос общается.
Открывает учитель особенную тетрадь, видит следующие надписи: «Двадцатое марта», «Контрольная работа», начало двух примеров, условия одной задачи – и клякса, только не особенная, а самая обыкновенная.
Белова Н.В.

Тема: как аукнется, так и откликнется

А я и не заметил…

Лето. Печёт. А Славику всё нипочём. У него дело важное – в войнушку игра. Отец попросил утром поленницу помочь уложить. Славик из автомата длинную очередь дал, тра-та-та-та-та, и был таков. А до чего сестрёнка перепугалась, когда Славик с пулемётом из-за сарая в атаку пошёл, аж полоть перестала.
Мама бельё развесила, Славик между белыми простынями носился, представлял себя разведчиком в заснеженном лесу. Пока пододеяльник на земле не оказался. «Мам, я не заметил» – и тра-та-та-та-та.
Полдень. У мамы в руках поднос. На нём стаканы с лимонадом. Холодный. Стекло запотело. Ко всем подошла. Кроме Славика.
– Мам, а мне, я всё утро носился, вспотел весь, знаешь как пить охота?
– Да? А я и не заметила.
Максимова А.Н.

Тема: отношение к тем, кто важничает, задаётся

Злоключения дневника

Во 2 «Б» жуткий переполох. У Насти дневник пропал. Исчез прямо с парты. На первом уроке был, а на втором – испарился. Как быть? Нельзя ведь в школе без дневника. Домашнее задание не запишешь, пятёрку поставить – некуда. Расстроилась Настя, заплакала.
На последнем уроке Игорь шкаф открыл, чтобы карты убрать. Глядь, а там – Настин дневник лежит себе полёживает. Учитель настойчиво интересовался: «Как дневник в шкафу оказался?» Все сначала – молчок, а потом признались, что дневник исчез, потому что его хозяйка слишком важничает, воображает и задаётся.
Великород Е.А.

Тема: эгоизм

Поделились

Четыре девочки рисуют. Арина достала маленькую шоколадку. Надорвала обёртку.
– Поделишься? – спросили девочки.
Арина развернула шоколадку и передала её Кате. Катя откусила и передала Наташе. Наташа откусила и передала Насте. Настя посмотрела, сколько шоколада осталось, и спросила Арину:
– Ты где взяла шоколадку?
– В школьной столовой купила.
– А у тебя деньги есть ещё?
– Да.
– Отлично, – сказала Настя и отправила две последние дольки шоколадки в рот.
Абрамова Г.Г.