doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Проект деятельностной модели организации культурных (цивилизованных) форм поддержки футбольного клуба «Звезда»
Проект деятельностной модели организации культурных (цивилизованных) форм поддержки футбольного клуба «Звезда»


1. Содержание понятия «деятельностная модель организации культурных форм поддержки ФК».

Под деятельностной моделью организации культурных форм поддержки ФК «Звезда» (далее «Модель»), мы понимаем систему научно-исследовательских (мониторинговых, рефлексивных, коррекционных); организационных; пропагандистско-просветительских; психолого-педагогических; рекламно-имиджевых; финансово-экономических и иных мероприятий, имеющих конечной целью, увеличение посещаемости игр футбольного клуба «Звезда», и, как следствие, повышение его капитализации (в самом широком смысле, включая социально-психологические аспекты).

2. Актуальность разработки Модели.

Актуальность разработки Модели диктуется следующим тривиальным обстоятельством: хотя детерминантой, определяющей популярность того или иного спортивного клуба, естественно, является уровень спортивных достижений команды (в данном случае это, правомерно интерпретировать как «объективный фактор»), нельзя списывать со счетов, игнорировать иные значимые («субъективные») факторы. Так, например, зачастую, команда, демонстрирующая более скромные успехи на спортивной арене, компенсирует отсутствие высоких непосредственно турнирных достижений (победы, голы, место в таблице и др.), за счёт целой совокупности различных, порой антагонистических компонентов (рекламная деятельность; интерес к спорту вообще; «скандальная известность» футболистов; высокая культура игры; наличие мощной, укоренённой футбольной традиции; продуманной и последовательной организации клубного движения; подвижничество «ядра» болельщиков и т.д.).
С другой стороны, существует и взаимообратная связь. Клуб культурных болельщиков, состоящий из состоявшихся, ответственных, авторитетных, компетентных в футболе, в некоторой степени, отождествляющих себя со «своей» командой, людей разных возрастов и жизненного опыта, способен стать мощнейшим катализатором становления сильной команды, обеспечить «взросление», морально-нравственный, личностный рост игроков.

3. Теоретические и практические основания для проектирования Модели.

В настоящем проекте мы предполагаем осуществить лишь эскизное описание; презентацию существенных контуров полноценной Модели.
Теоретическими и практическими основаниями для проектирования нашей модели выступили: всесторонний комплексный анализ имеющегося зарубежного и отечественного опыта институализации движения болельщиков; психологические модели диалогов различных типов и назначений, разработанные коллективом учёных из Психологического Института Российской Академии Образования (директор ПИ РАО, академик РАО В.В.Рубцов; зав. лабораторией ПИ РАО, первый проректор МГППУ А.А.Марголис; ст. науч. сотр. ПИ РАО М.В.Телегин); отечественные и зарубежные наработки по проблемам проектной деятельности в области спорта вообще, и футбола, в частности (Президент РАМФ С.Н.Андреев). Более подробная, научно обоснованная экспликация теоретических оснований Модели будет дана в её развёрнутом (полноценном) варианте.

4. Предварительное (выборочное) описание критически важных параметров Модели (направлений деятельности и мероприятий)

4.1. Научно-исследовательское направление: мониторинговая, рефлексивная, коррекционная деятельность.

Содержательное, «зрячее», научно обоснованное проектирование невозможно без этапа анализа уже существующей, актуальной практики; составления адекватных реальности представлений о целевой аудитории (тех болельщиках, что уже посещают стадион). Наряду с этим предстоит выяснить и проанализировать наличествующие тенденции и тренды. Постараться определить круг «потенциально заинтересованных лиц» (их интерес необходимо актуализировать, «подстегнуть», удержать), а так же перспективную аудиторию (тех, у кого интерес лишь предстоит сформировать).
Другой ракурс: при реализации нашей модели, для того, что бы оперативно реагировать на изменения ситуации, отслеживать эффективность тех или иных шагов, своевременно корректировать не оправдавшие себя на практике действия, словом, «держать руку на пульсе», находиться в рефлексивной позиции, так же следует периодически осуществлять социально-психологические, опытно-исследовательские исследования (срезы). Сопоставляя срезы, сравнивая их по различным, фиксированным заранее критериям (прибегая к помощи «сравнительного метода» социально-психологических исследований), можно получить объективную, динамичную, картину развития клубного движения.
Именно такая картина (а не только эмпирические представления и интуиции) должна стать исходным пунктом для эффективной, научно обоснованной клубной работы. Исследовательская часть модели поможет нашему клубу достичь конкурентоспособности с наименьшими финансовыми затратами.

4.1.1. Некоторые первоочередные мероприятия научно-исследовательского направления деятельности.
1. Анализ существующих методик исследования предпочтений болельщиков; мотивов посещения спортивных мероприятий; ожиданий и т.д.
2. Разработка собственного аналитического инструментария (опросники, анкеты, тесты) для разного контингента заинтересованных лиц (как для реальных, так и для потенциальных болельщиков). Требование: наши материалы будут лишены наукообразной лексики, просты, понятны, доступны, наряду с этим, составлены «без редукции», спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересовано.
3. Проведение социально-психологического исследования на стадионе (перед игрой команды). Такие исследования имеют и рекламный характер. Их целесообразно повторять периодически (далее «Исследование №1»).
4. Разработка аналогичных (естественно, со своей спецификой) анкет и опросников для потенциальных болельщиков. Анкеты должны помимо научно-исследовательских, выполнять и просветительские, пропагандистские функции.
5. Проведение социально-психологического исследования в школах (старшеклассники), на предприятиях, в высших учебных заведениях, Военном Институте, даже Педучилище (Исследование №2). Попутно, такое исследование подстегнёт интерес к команде. Его можно сопроводить рекламно-пропагандистскими мероприятиями.
6. Обработка результатов Исследования№1 позволит нам понять, из каких групп (страт) состоит аудитория футбольных матчей. С высокой степенью вероятности (по наблюдениям) можно предположить, что основных страт три:
- болельщики со стажем, из генерации ветеранов серпуховского спорта, помнящие игры той, советской «Звезды», ностальгирующие по прошлому, разбирающиеся в футболе;
- так называемый «движ», фанаты, подросткового и юношеского возраста, для которых футбол – средство самовыражения (не в последнюю очередь демонстративно асоциального), люди, увлечённые «зрелищными эффектами», вовлечённые в «околофутбольные страсти»;
- болото (обыватели или случайно зашедшие на стадион; «показать детям»; женщины; «попить пива»; или потенциальные болельщики «Звезды», но, испытывающие дефицит времени, разочарованные игрой.
Однако, наблюдений явно недостаточно. Для более точной нюансировки массива болельщиков нужно именно периодичное, репрезентативное, по надёжным методикам, исследование.
7. Обработка результатов Исследования №2 позволит нам выявить и диверсифицировать массив людей, которые могут по разным мотивам прийти на стадион, начать приобщение к футболу; перейти из потенциальных в реальные члены клуба болельщиков.
8. Составление обновляемой «Карты мотивов, ожиданий, запросов реальных и потенциальных болельщиков» (Карты).
Обладая Картой, мы сможем предельно эффективно, наименее затратно, адресно строить рекламно-пропагандистскую компанию.
Примечание: в настоящее время в этом пункте нашей модели содержится 18 первоочередных мероприятий (представлены в полном варианте Модели).

4.2. Рекламно-пропагандистская и просветительское направление.

Указанное направление, на наш взгляд, является предельно социально значимым, имеющим большой общественный резонанс. Как показывает мировой опыт, интерес к спорту пытаются эксплуатировать в сугубо прагматичных, прикладных, манипуляционных целях различные политические силы (в том числе и самые радикальные). В США, странах Западной Европы, Латинской армерики спортивные клубы теснейшим образом связаны с той или иной политической силой. Политика проецируется в спортивную сферу, члены спортивных клубов, чаще всего, имеют комплиментарные политические взгляды. Спорт и принадлежность к тому или иному клубу, рассматривается как эффективный способ рекрутирования политических сторонников, особенно в молодёжной среде.
Современный российский социум – одно из самых «разделённых» (по социальному, национальному, конфессиональному и др.) признакам общество. Антагонизм между стратами и группами, реальный конфликтный потенциал, как никогда, высок. Поэтому, сверхзадачей рекламно-пропагандистской и просветительской компании ФК «Звезда», на данном этапе, является не политизация серпуховского футбола, не извлечение сиюминутных политических дивидендов. Не психологическая «возгонка» околофутбольных страстей (без соответствующего ожиданиям уровня игры, конфликт между притязаниями и реальностью приведёт только к озлоблению и выплеску негативных чувств в деструктивных формах), не провоцирование новых расколов и социальных сепараций.
Социальный смысл деятельности клуба болельщиков должен состоять в объединении на позитивной почве (интерес к спорту, истории футбола, гордость за команду, местный патриотизм (любовь к малому Отечеству, малой Родине) людей, объективно принадлежащих к самым различным группам: «богатым» и «бедным», «молодым» и «старым», «местным» и «приезжим». Социальный смысл деятельности клуба должен состоять в воспитании и морально-нравственном совершенствовании жителей средствами спорта, пробуждении просоциальных чувств (поддержка, сопереживание, кооммунитарность, ответственность), выстраивании альтернативы наркомании, алкоголизму, бездуховности, деградации.
Такому нарочито расширенному, социально заострённому пониманию миссии клуба болельщиков, должна соответствовать рекламно-просветительская компания особого рода. Для её реализации мало заниматься тиражированием внешних атрибутов, рекламной продукции (как раз здесь дела обстоят неплохо), мало (хотя и абсолютно необходимо) прикладывать дополнительные усилия по выпуску и распространению футболок, наклеек, вымпелов, брелоков с клубной символикой. Рекламная компания нашего клуба должна апеллировать к высшим чувствам людей, стать по-настоящему информативной, содержательной, развивающей – просветительской.

4.2.1. Некоторые первоочередные мероприятия рекламно-пропагандистской и просветительской деятельности.
1. Ревизия всей современной рекламно-пропагандистской продукции (включая художественную рекламу).
2. «Смотр сил», привлечение к работе на общественных началах всех заинтересованных лиц, в первую очередь, журналистов, пишущих о спорте, художников. Выяснение кадрового ресурса, обсуждение параметров рекламной компании. Встречи на тему «как возродить интерес к нашему футболу», соответствующий «мозговой штурм».
3. Разработка стратегии и тактики рекламно-пропагандистской компании. Очевидно, что наша реклама должна быть максимально диверсифицирована; «точечно», адресно направлена (реклама для ветеранов, молодёжи, реальных и потенциальных болельщиков, для женской аудитории, для детей).
4. Своего рода «объединяющей скрепой», своеобразным «интегратором» различных рекламных потоков может послужить интерес к истории ФК «Звезда», богатой истории серпуховского спорта.
5. Обязательно нужно заняться архивными изысканиями, восстановить основные этапы развития команды, в выгодном, мобилизующем свете представить её максимальные достижения. Выпустить соответствующий буклет, листовки в недорогом полиграфическом варианте.
6. Подготовка коротких рекламных печатных материалов, аудио и видео роликов об истории серпуховского спорта, футбола (Пакет рекламных материалов)
7. Привлечение к этой работе ветеранов спорта. Составление коротких обращений, социальной рекламы, наступательной пропаганды здорового образа жизни.
8. Размещение рекламно-просветительских роликов на стадионе (трансляция до, после и во время матчей).
9. Привлечение местных радио, телевидения и печати к пропаганде команды.
10. Разработка современных, узнаваемых, ярких музыкальных девизов («отбивки») и рекламных слоганов.
11. Размещение материалов подобного рода на молодёжных мероприятиях и дискотеках.
12. Координирование данной работы с Комитетом по молодёжной политике, спорту, ветеранскими организациями.
13. Организация тематических выпусков, посвящённых спорту, футболу на предприятиях, в учебных заведениях города (использовать пакет рекламных материалов).
14. Разработка специального официального сайта ФК «Звезда». Размещение страниц «Серпуховская «Звезда» на других информационных, желательно, не только спортивных сетевых ресурсах.

4.3. Психолого-педагогическое направление деятельности.
Самостоятельное психолого-педагогическое направление деятельности является ноу-хау нашей Модели. Сегодня, пассивные или ситуативно-несистематические формы рекламно-просветительской деятельности оказываются малоэффективными. В условиях колоссального избытка (некоторые исследователи правомерно говорят о «дефолте») информации, интерес к какой-либо сфере (особенно, весьма лабильный и неустойчивый интерес подростковой и юношеской аудитории) надо уметь завоевать (в некоторой степени, вытеснив другие интересы), сфокусировать (направить в нужное русло, канализировать) и удержать (стабилизировать).
Так или иначе, необходимо формировать осознанные, долговременные, занимающие не последнее место в личностной иерархии, цивилизованные мотивы к посещению спортивных мероприятий. Наша аудитория должна планомерно и последовательно подводиться к такому состоянию, когда спорт становится неотъемлемой частью жизни, а посещение спортивных мероприятий облагораживающей и любимой формой проведения досуга.
Психолого-педагогическое направление деятельности клуба болельщиков так же позволит:
- оказать психолого-педагогическое воздействие на игроков, с целью повышения мотивированности, ответственности, воспитания волевых качеств, морально-нравственного совершенствования, ибо, высоких результатов в спорте может достичь только высокоразвитая личность, руководствующаяся не сугубо утилитарными и материальными мотивами;
- наладить постоянную коммуникацию между «ветеранской» и «молодёжной» частью движения болельщиков. Надо в полной мере задействовать ресурсы «болельщиков со стажем», людей с большим жизненным опытом. Польза такого общения для молодёжи многомерна и очевидна. Представители старшего поколения, почувствовав свою социальную значимость, востребованость, станут для молодёжи примером для подражания, образцом морально-нравственных качеств;
- вытеснить на маргинальную периферию откровенно хулиганствующие, асоциальные элементы. (Мы надеемся, что таковых, при соответствующей работе, просто не окажется, видим свою задачу не в том что бы «репрессивными», запретительными методами устранить, а в том, что бы перевоспитать, привлечь на свою сторону, ввести активность в социально приемлемое русло);
- внешне спокойно, без надрыва и лозунговщины, а на самом деле, весьма активно и наступательно пропагандировать ценности здорового образа жизни, создавать позитивный эмоциональный тонус в восприятии жизни, давать надежду, укреплять веру в свои силы, «уводить» с улицы, показывать жизненные перспективы, увлекать молодёжь интересным делом;
- перевести значительную часть болельщиков из болельщиков потенциальных, в болельщиков реальных, постоянно посещающих спортивные мероприятия;
- заинтересовать как можно больше людей, особенно из нетипичных для футбольных болельщиков страт (например, девушки), футболом;
- популяризировать футбол, ФК «Звезда» среди людей, ранее не интересовавшихся спортом, футболом. То есть всемерно расширять аудиторию потенциальных болельщиков;
- создать положительный имидж ФК у населения города, авторитетных людей, педагогов, представителей средств массовой информации, широких слоёв общественности.
Поставленные задачи нельзя решить путём менторства, директивной («сверху – вниз») трансляции норм и правил от «знающих» и «опытных», к «неосведомлённым», «глупеньким», «молодым», «зелёным». Такой подход только отпугнёт потенциальных сторонников, поспособствует разъединению, взаимной вражде и неприятию между различными группами, внутри движения болельщиков.
Воплощение в жизнь указанных положений будет осуществляться в ходе специальным образом организованных, равных (симметричных), субъект-субъектных (партнёрских) взаимодействий. В деле привлечения, консолидации и воспитания болельщиков легко «наломать дров», надо априори устранить даже намёк на давление и ангажированность.
На наш взгляд, ведущей формой реализации психолого-педагогического направления должен стать диалог. Психологическая и педагогическая модели такого развивающего, воспитательного, просветительского диалога были созданы в Психологическом Институте Российской Академии Образования, коллективом учёных (А.А.Марголис, М.В.Телегин), во главе с академиком Российской Академии Образования, доктором психологических наук Рубцовым В.В. Данная модель была проанализирована, обоснованна, поддержана Российским Фондом Фундаментальных Исследований (РФФИ).
Сущность модели заключается в:
- постановке интересных и значимых для всех участников диалога проблем (в нашем случае, естественно, будет звучать спортивно-футбольная тематика);
- экстериоризации (проговаривание, вынесение вовне, в открытое диалогическое пространство) уже имеющихся у участников диалога мнений, позиций представлений. На этом этапе должен звучать «голос» болельщиков, людей, молодёжи. Мы получим «палитру мнений», будет создан необходимый для диалога задел, люди личностно вовлекутся в общение;
- создании «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), для уже имеющихся у наших собеседников познавательных перспектив, точек зрения. Пользуясь диалогическими методами, изобретёнными ещё1 древнегреческим философом Сократом (конструктивная майевтика, деструктивная майевтика, агон) мы будем последовательно, в субъект-субъектном взаимодействии, трансформировать представления наших собеседников в нужном направлении, «доращивать» познавательные перспективы участников диалога до культурно сообразного уровня. С подробными психолого-педагогическими моделями указанных диалогов вы можете познакомиться на сайте www.p4c.ru, или в книге М.В. Телегина «Теория и практика диалогического воспитания детей» (М., МГППУ, 2006).

4.3.1. Некоторые первоочередные мероприятия психолого-педагогического направления деятельности.
1. Выявления круга заинтересованных и компетентных лиц, которые составят кадровый ресурс данного направления.
2. Продумывание мер поощрения, бонусов для этих людей (опора на моральное поощрение), хотя нельзя исключать и прямое материальное стимулирование.
3. Проектирование специального тренинга, курса подготовки «тренеров» - людей, способных осуществлять диалоги с различными аудиториями. Курсовая подготовка будет рассчитана на уже мотивированные кадры, знакомые с педагогической деятельностью, в идеале, имеющих психологическое, педагогическое образование. К этой работе надо привлечь учителей физкультуры в школах и вузах, тренеров, психологов.
4. Разработка материалов для организации развивающе-просветительских, агитационных диалогов. Такие материалы будут состоять из: нескольких «стимульных», «проблемных» текстов, позволяющих вызвать интерес, стать «затравкой» для диалога; описания уже имеющихся, наиболее распространённых представлений той или иной группы болельщиков по существу обсуждаемой проблемы; подробное методическое руководство по организации каждого диалога; выводы, итоги, к которым могут прийти участники общения.
5. Проведение силами «тренеров» диалогов с разными аудиториями: реальными и потенциальными болельщиками, членами футбольной команды «Звезда», старшеклассниками, студентами, рабочими, курсантами и т.д.
6. Обобщение опыта работы, отбор наиболее эффективных, хорошо зарекомендовавших себя способов работы.
7. Составление методических рекомендаций для тренеров.
8. Видеосъёмка материалов, использование удачных фрагментов диалогов как рекламных роликов.
Примечание: на наш взгляд, психолого-педагогическое направление деятельности клуба, с использованием диалогических методов, обладает определённым «экспортным потенциалом». В перспективе мы можем проводить подготовку «тренеров» для других команд, обеспечивать их некоторыми методическими материалами, извлекая коммерческую выгоду.
Остальные направления деятельности клуба болельщиков (организационное; рекламно-имиджевое; финансово-экономическое) не подлежат афишированию и будут в полном объёме представлены в полноценном варианте Модели.

Автор проекта Телегин Владимир Григорьевич