doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Проект проблемного семинара «Золотой век» культурно-исторической психологии – в прошлом или в будущем?»
Проект проблемного семинара «Золотой век»

«Золотой век» Культурно-исторической психологии Л.С.Выготского – в прошлом или в будущем?»

Цель семинара: создание проблемной, формирующей потребность в изучении творческого наследия Л.С.Выготского учебно-мотивационной среды для студентов старших курсов психологических факультетов. Данная среда может быть объективирована в 4-х формах – видеофильм; текст; деятельностная модель организации диалога со студентами на тему: «Идеи Л.С.Выготского в постсовременности»; интерактивное обсуждение указанных 3-х форм в Интернете. Актуализацию подобной учебно-мотивационной среды целесообразно осуществлять непосредственно перед чтением специального курса лекций о Л.С.Выготском, разработанного на кафедре Культурно-исторической психологии.

Задачи семинара

1.Создание психолого-педагогических условий для экстериоризации уже имеющихся, в значительной степени спонтанно и бессистемно сложившихся представлений студентов об идеях Л.С.Выготского; выявление актуального уровня развития представлений студентов о концепции Л.С.Выготского, наиболее типичных составляющих мифологемы, связанной с именем этого выдающегося психолога; обнаружение характерных, распространенных заблуждений относительно взглядов Л.С.Выготского.
2. Проектирование зоны ближайшего развития для уже имеющихся у студентов представлений о культурно-исторической психологии через:
а) участие студентов в совместно-распределённой деятельности, организованной в форме сократического диалога на тему: «Идеи Л.С.Выготского в постсовременности».
б) рефлексию и анализ, критику или более глубокое обоснование сформулированных студентами познавательных позиций, осуществляемых аспирантами и молодыми практикующими психологами;
в) рефлексию и анализ второго порядка, простите за тавтологию, (рефлексию над рефлексией; анализ анализа). Эта процедура должна осуществляться авторитетными, маститыми учёными. В качестве исходного материала выступают «спонтанные» познавательные позиции студентов, а так же доводы, аргументы, оценки, прозвучавшие в ходе рефлексии первого порядка.
г) при проведении рефлексий 1-го и 2-го порядков, с неизбежностью произойдёт опредмечивание, вербализация различных, но априори, иных (иной уровень сложности; другая аксиоматика и методология и т.д.) нежели у студентов точек зрения относительно содержания и перспектив концепции Л.С.Выготского. Последовательно высказанные сначала аспирантами, затем, признанными специалистами точки зрения, послужат источником новой информации для всех заинтересованных сторон, создадут почву для социо – когнитивного конфликта, спора, согласования несхожих точек зрения.
д) рефлексию 3-го порядка. Студенты сравнивают собственные представления о концепции Л.С.Выготского до и после рефлексий 1-го и 2-го порядков, анализируют динамику изменений, а так же причины трансформации собственных представлений о концепции Л.С.Выготского, формируют запрос по содержанию лекций и семинаров по культурно-исторической психологии.
3.Активная, наступательная апологетика идей Л.С.Выготского. В постсовременном, информационном обществе главным «продуктом труда» выступает сознание индивидов. «Борьба за умы» только ужесточается, принимая самые изощрённые формы. В этом смысле, особенно притягательным объектом становится система ценностей, ориентиров студенческой молодёжи. Представители научной общественности Запада (особенно Западной Европы), прекрасно осознают этот факт, проводят более или менее системную политику по защите собственного идейного, концептуального «внутреннего рынка», например, заботятся о преимущественной трансляции «своим» студентам, «своих» (созданных в той или иной стране, доморощенных, оригинальных) научных подходов. Среди российских студентов всё большее распространение получают научные концепции зарубежных психологов (Гуманистическая психология, Фрейдизм, Гештальтпсихология и т.д.). Незнание, умаление, игнорирование достижений отечественной психологии российскими студентами повлечёт потерю научной идентичности российской психологии, обречёт будущих психологов на эпигонство, вторичность, неконкурентоспособность. Так как зарубежные психологи вполне последовательно осуществляют экспансию и освоение нашего «психологического пространства», в т.ч. вытеснение на периферию, компрометацию, искажение идей Л.С.Выготского, эти идеи необходимо столь же последовательно и аргументировано защищать.
4.Формирование не просто рассудочно-рациональной, а разумной, и шире, глубоко аффективно-эмоционально укоренённой мотивации к изучению творческого наследия Л.С.Выготского. «Пробуждение» студентов от «летаргии», выведение из «теплохладного» состояния, побуждение к научному самоопределению, в духе культурно-исторического и деятельностного подходов, как высших, пиковых достижений отечественной психологии, органично связанных с материалистическим направлением мировой научной мысли.

Процедура (технология, методика) проведения семинара

Для пояснения процедуры проведения семинара воспользуемся метафорой. Принцип организации семинара изоморфичен принципу приготовления «Царской ухи». Секрет этого кулинарного шедевра заключается в особой рецептуре бульона. Сначала варится курица, затем, на её бульоне рыба «чёрных» сортов (сырок, язь, ёрш и т.д.), венчает процесс приготовления деликатесная, элитная царь-рыба (нельма, осётр).

Проблемный семинар будет состоять из 4-х последовательно сменяющих друг друга, диалектически взаимосвязанных этапов.

1-й этап. Действующие лица – студенты старших курсов, обучающиеся по специализации «Психология», ведущий. Содержание этапа - ведущий организует взаимодействие студентов по типу «сократического диалога» на тему: «Золотой век» культурно-исторической психологии – в прошлом или в будущем?» (естественно, тема диалога будет сформулирована студентами менее пафосно).
В соответствии с психологической моделью полноценного сократического диалога, ведущий познакомит участников семинара со «стимульным» текстом, имплицитно содержащим некую проблему, разрешение которой невозможно без обобщения и экстериоризации студентами имеющихся у них представлений о культурно-исторической психологии, её будущем, её эвристическом потенциале. Отчасти, подобный способ работы сродни постановке учебной задачи в развивающем обучении В.В.Давыдова (решая частную задачу, учащиеся вынуждены «открывать» общий способ решения целого класса подобных задач). После того, как проблема будет преодолена на актуальном уровне развития учащихся, ведущий создаст «зону ближайшего развития» для уже сформулированных студентами, «обретших плоть» в их высказываниях и суждениях, точек зрения, познавательных перспектив.
С этой целью будет задействован весь арсенал сократических методов ведения диалога: положительная и отрицательная майевтика, агон. Положительная майевтика будет заключаться в создании условий для продвижения от частного к общему, сравнению, обобщению отдельных познавательных позиций, совместному отбору продуктивных гипотез. Положительная майевтика поможет студентам «раздвинуть горизонты», освободиться от «идолов пещеры» (Френсис Бэкон ), составить более объёмное, полифоничное мнение о концепции Выготского.
Отрицательная майевтика будет состоять в проблематизации экстериоризированных в ходе диалога точек зрения, путём: постановки критических, «провокационных» вопросов; «сократической иронии»; приведения примеров, выходящих за рамки объяснительных схем участников диалога; создания такого контекста, в котором студенты-авторы той или иной точки зрения будут вынуждены признать её ограниченность и неполноту
Квинтэссенцией диалога, его кульминационным моментом может и должен стать агон, организованный как совместно-распределённая деятельность, спор, социо-когнитивный конфликт между «восторженными почитателями» Выготского, студентами позиционирующими свою принадлежность к другим психологическим школам, «скептиками» и, непременно, «критиками» культурно-исторической психологии. В случае отсутствия «естественных» носителей указанных ролей, их «искусственное» воплощение оперативно принимает на себя ведущий. Вместе с тем, неукоснительно соблюдается принцип безусловного примата содержания над формой. Ведущий обеспечивает победу сторонников Выготского. Агон призван эмоционально «задеть» участников диалога, обеспечить высокую личностную «включённость» в решение поставленной проблемы.
Примечание: необходимо осуществить видеосъёмку диалога.

2-ой этап. Действующие лица – аспиранты, молодые преподаватели, ведущий. Этап начинается с демонстрации участникам видеозаписи первого этапа. Содержание этапа: формально, перед участниками 2-го этапа будет поставлена задача прокомментировать, каким-то образом отнестись к высказываниям студентов; оценить уровень их фактической компетенции, осуществить всестороннюю, многомерную рефлексию происходящего на первом этапе. По существу подобная рефлексия невозможна без «вынесения» во вне, в открытое диалогичное пространство собственных, «пристрастных» суждений аспирантов и молодых преподавателей о концепции Л.С.Выготского, весьма условно, грубо, классифицируемых, преднамеренно интерпретируемых ведущим ,как высказывания «за» или «против» культурно-исторического подхода. Рано или поздно,(скорее очень рано), мейнстримом диалога станет не рефлексия происходящего на первом этапе, а решение основного вопроса проблемного семинара, сформулированного в его названии.
Примечание: осуществляется видеосъёмка 2-го этапа.

3-й этап. Действующие лица – маститые, авторитетные учёные, компетентные в различных областях творческого наследия Выготского. После просмотра видеозаписи 1-го и 2-го этапов, каждый специалист даёт экспертное заключение, выступает в качестве арбитра в «диалоге голосов» сторонников и противников культурно-исторической психологии, сообщает недостающую для ответственных суждений информацию, высказывает при желании собственное мнение по теме семинара, даёт напутствие следующим поколениям психологов, записывает коротое, экспрессивное видеообращение: «Идеи Л.С.Выготского в постсовременности».

4-й этап. Действующие лица: студенты – участники первого этапа, ведущий. Основным содержанием этапа выступает «итоговая», «финальная» рефлексия, анализ «пройденного пути». Студентам заново демонстрируют сократический диалог о Выготском с их участием. Затем, студентам предоставляется уникальная возможность - познакомиться с реакцией на собственные суждения со стороны аспирантов, молодых преподавателей и маститых учёных, «увидеть» себя глазами опытных коллег, столкнуться с порой нелицеприятной критикой, услышать мнение живых «носителей традиции». Всё это происходит в ходе просмотра студентами видеозаписи 2-го и 3-го этапов. Далее студенты сравнивают свои представления о концепции Выготского на первом этапе проблемного семинара, и после реализации 2-го и 3-го этапов. Ведущий фиксирует внимание на динамике трансформации представлений, канализирует интерес, активность студентов на поиске причин той или иной динамики. В конце студены пишут короткое эссе «Чему научил меня проблемный семинар по культурно-исторической психологии?», внятно формулируют запрос к члена кафедры о содержании и способах презентации специального курса, посвященного культурно-исторической психологии.


Примечания

1. Естественно, по разным обстоятельствам, почти невозможно организовывать подобный семинар ежегодно. Вместе с тем, было бы чрезвычайно интересно проводить такие семинары с некой периодичностью. Непременно изменится состав участников, стремительно преобразующаяся социальная жизнь высветит новые грани наследия Выготского (Выготский в контексте «пикирующего времени»), идеи участников семинара получат подтверждение или будут безжалостно опровергнуты самим ходом вещей. Такой семинар, превратившись в традицию, способен стать «эстафетной палочкой», связующей разные поколения психологов. Записи диалогов о Выготском необходимо показывать всем студентам перед чтением соответствующего спецкурса.
2. Уверен, любой психолог с огромным удовольствием и интересом посмотрел бы, например, фильм о Пиаже, снятый в 21-м веке в каком-либо Женевском психологическом институте. Рабочее название «Пиаже глазами трёх поколений психологов. Век 21-й.» Идея не оригинальна. Но помимо ликбеза на тему «Выготский» (Выготский как музейный экспонат), необходимо показывать живых носителей традиции, творчески применяющих методологию Выготского к анализу самых вопиющих проблем современности – от проблемы «чёрных» технологий манипуляции общественным сознанием, до проблемы межцивилизационных столкновений и войн нового поколения. Наш проблемный семинар обладает экспортным потенциалом.
3. Студентов для реализации семинара необходимо тщательно подготовить, подобрав соответствующие интересные материалы для предварительного ознакомления (программные статьи Выготского, полемические заметки о Выготском).



Дополнительные материалы


Обращение к студентам – участникам семинара

Уважаемые коллеги, уверены, что для Вас не является секретом то обстоятельство, что у значительной части студентов отсутствует (или весьма низка) мотивация к изучению «устаревших», «оторванных от практики», «слишком сложных» психологических теорий и концепций советского времени. Подобные настроения коснулись и творческого наследия Л.С.Выготского.
Чтобы расставить точки над «i», чтобы разобраться, мы задумали снять фильм. Сначала полемика с Вами – сегодняшними студентами о проблемах и перспективах учения Выготского. Затем обсуждение Ваших мнений с практикующими психологами и педагогами, дальше – больше, с мэтрами, классиками отечественной психологии. И в завершении дела, слово снова будет предоставлено Вам. Надеемся, участие в проекте станет полезным для Вас и для студентов нашего ВУЗа в будущем. Надеемся на честный, открытый разговор. Вы – первые. Если первый блин не выйдет комом, мы планируем сделать семинар традиционным.


Стимульный текст для организации сократического диалога на тему: «Золотой век» Культурно-исторической психологии Л.С.Выготского – в прошлом или в будущем?»


Быль

Позвонил мне из штатов старый приятель, однокашник по учёбе в Психологическом Университете. Поговорили, вспомнили молодость. Как водится, в конце беседы просьба, с одной стороны, озадачившая, с другой, показавшаяся легковыполнимой. Просил приятель прислать Выготского.
- Что именно Выготского?
– Да всё, чем полнее, тем лучше!
Странно, зачем ему там Выготский? Зачем ему Выготский там? Зачем Выготский там ему? Он ведь нашу психологию не жаловал, психоанализом, гештальтпсихологией, НЛП, чем только не увлекался.
Иду в книжный, не был лет семь-десять. Тогда помнится, Выготского было…на любой вкус. Ренессанс Выготского! Выготского не меньше чем Фрейда, Юнга и Адлера, не меньше чем «Как стать счастливым за две копейки?».
Обошёл несколько крупных, центральных магазинов. Всё по-старому. Те же Фрейд, Юнг, Адлер… Психологической макулатуры для профанов, типа: «Как выглядеть миллионером на зарплату бюджетника?», пожалуй, прибавилось. Вот только Выготский исчез. Совсем.