doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Развитие спонтанных понятий, теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях дидактического диалога: некоторые материалы из отчёта о деятельности окружной экспериментальной площадки на базе московской школы №1191
Развитие спонтанных понятий, теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях дидактического диалога: некоторые материалы из отчёта о деятельности окружной экспериментальной площадки на базе московской школы №1191

 

Аннотация:  мы широко знакомим читателей с экспериментальной деятельностью московской школы № 1191. На нашем сайте представлена заявка на осуществление эксперимента; опубликованы конкретные проекты дидактических диалогов с детьми младшего школьного возраста (позитивно-манипуляционные диалоги на темы: «Власть», «Живая клетка», «Атмосфера»).
Здесь вы найдёте некоторые материалы, рассказывающие о ходе эксперимента, о предварительных итогах исследования. В перспективе мы планируем опубликовать окончательный вариант отчёта в виде полноценной научной статьи.

Авторы: М.В.Телегин, Г.А.Ивлюшкина, Ю.А.Романова, Е.В.Гришина, Ю.Г.Куропаткина, Ю.Н.Сивкина, В.А.Головина, И.В.Тимошенко, В.В.Антонова.



 

Цели экспериментальной деятельности

Цель эксперимента состояла в верификации гипотезы о принципиальной возможности «приноравливания» спонтанных (житейских) понятий ребёнка к научно-теоретическому знанию; трансляции младшим школьникам некоторых существенных и необходимых (теоретических) признаков научных понятий, посредством организации дидактических (директивных, позитивно-манипуляционных) диалогов.  
 В основе экспериментальной деятельности нашей площадки лежит предположение   о том, что обучение детей в возрасте 6 – 9 лет целесообразно в отдельных случаях вести в плане теоретического образного мышления, с опорой на «умные образы» (особого рода модельные представления, метафоры, креативные аналогии).
Экспериментальное подтверждение указанного предположения позволило нам на новом диалектическом витке реанимировать объяснительно-иллюстративный метод обучения в его диалогических, интерактивных формах (частично-поисковая, проблемно-поисковая, экспериментально-поисковая и т.д.); вписать традиционные методы обучения в  современный модернизационный  контекст; объединить в творческом синтезе традиционные и инновационные подходы к формированию основ теоретического мышления детей младшего школьного возраста.  


Программа экспериментальной деятельности

В ходе эксперимента нами последовательно, с соблюдением предусмотренных сроков, в точном соответствии с планом экспериментальной деятельности реализованы все три этапа экспериментальной деятельности.
 
Первый этап: внедренческий (длительность – 1 год).
Содержание этапа:
обучение педагогов  технологии организации  дидактических директивных, позитивно-манипуляционных диалогов, специфичных для развития спонтанных понятий детей. Обучение осуществлялось в двух формах – традиционной (лекционно-семинарской) и деятельностной (мастер-класс, курирование работы педагогов школы учёными из Московского Городского Психолого-Педагогического Университета).
Специальный курс подготовки был проведён для психологов школы. Основное внимание уделялось теоретическому знакомству с методикой изучения актуального уровня развития спонтанных понятий учащихся начальной школы; деятельностному освоению психологами практических аспектов применения указанной методики.
Кроме того, у психологов и педагогов вырабатывались навыки интерпретации спонтанных понятий детей в соответствии с научно обоснованной типологией спонтанных понятий, разработанной коллективом учёных из Психологического Института РАО (В.В.Рубцов; А.А.Марголис; М.В.Телегин). 
На первом этапе эксперимента нами проведен психологический «срез» -  пилотажное исследование, позволяющее оценить уровень актуального развития спонтанных понятий первоклассников. Как мы и предполагали, доминирующим оказался наглядно-образный уровень развития спонтанных понятий. Чаще всего с тем или иным словом обыденного языка, дети связывали единичные или общие представления. Причём, обобщения, послужившие  основой для общих представлений, преимущественно происходили по несущественным, внешним, иерархически не соотнесённым признакам.
В течение всего первого года мы проводили мониторинг, анализ, рефлексию и коррекцию образовательной практики по внедрению диалогических педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
В конце первого этапа члены экспериментальной площадки, совместно с другими педагогами школы, под руководством учёных из МГППУ приступили к  проектированию оригинальных сценариев (методических разработок) дидактических (позитивно-манипуляционных) диалогов.
Результат первого этапа эксперимента: подготовлены кадры для осуществления основного этапа эксперимента; спроектированы (в первом приближении) сценарии учебных директивных позитивно-манипуляционных диалогов с детьми младшего школьного возраста (по 2-м темам); освоена психологическая методика изучения актуального уровня развития спотнанных («житейских») понятий младших школьников, а так же понятий, сформированных в процессе дидактических диалогов; осуществлено пилотажное исследование актуального уровня развития спонтанных понятий у детей из экспериментальной группы.

Второй  этап: основной (длительность – 1 год).
Содержание этапа:
окончательное уточнение психологической и педагогической модели полноценного дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога; разработка подробных методических руководств (для педагога) по организации дидактических диалогов; проведение исследования актуального уровня развития житейских (спонтанных) понятий в параллели первых классов; анализ результатов в соответствии с типологией спонтанных понятий (авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин); организация экспериментального обучения первоклассников в форме серии директивных (позитивно-манипуляционных) диалогов на темы: «Атмосфера» и «Живая клетка»; проведение посттеста, исследования предпонятий младших школьников, сложившихся в процессе дидактических директивных диалогов.
Результат основного этапа эксперимента: за 2009 – 2010 учебный год нами осуществлён основной этап исследования развития спонтанных (житейских) понятий младших школьников в условиях дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога. Указанная масштабная задача была реализована через ряд мероприятий и действий, выполненных в 2009 – 2010 учебном году:
- уточнена психологическая модель полноценного дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога;
-  на базе психологической модели окончательно разработана педагогическая модель (методика организации) дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного диалога);
- педагогическая модель дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога была конкретизирована применительно к нескольким темам, то есть, созданы детализированные сценарии занятий (уроков – диалогов, нацеленных на диалогическую трансляцию учащимся младшего школьного возраста отдельных признаков научно-теоретических понятий);
- проведено изучение актуального уровня развития спонтанных понятий младших школьников об атмосфере и живой клетке;
- данные пилотажного исследования  актуального уровня развития спонтанных понятий младших школьников об атмосфере и живой клетке были интерпретированы с помощью типологии спонтанных понятий (авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин);
- организовано экспериментальное обучение младших школьников (пробные и собственно экспериментальные позитивно-манипуляционные, директивные диалоги) по темам: «Атмосфера», «Живая клетка». Проведено более экспериментальных 15 дидактических диалогов;
- снято два видеофильма: «Просто о сложном. Развитие теоретического образного мышления младших школьников: атмосфера». «Просто о сложном. Развитие теоретического образного мышления младших школьников: живая клетка»;
- проведено исследование представлений и предпонятий об атмосфере и живой клетке, сложившихся у учащихся из экспериментальных групп в ходе дидактических (директивных, позитивно-манипуляционных) диалогов (посттест);
- начата аналитическая работа по интерпретации данных посттеста, в соответствии с типологией спонтанных понятий (авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин);
- начата аналитическая работа по сопоставлению уровня развития спонтанных понятий учащихся, и уровня развития предпонятий, сформированных в результате экспериментального обучения. Указанное сопоставление позволит сделать научно обоснованный вывод об эффективности позитивно-манипуляционного дидактического диалога, как средства развития спонтанных понятий младших школьников.

Третий этап: заключительный, аналитический (длительность – 1 год).
Содержание этапа:
продолжение экспериментального обучения детей из экспериментальной группы. Проектирование дидактических диалогов пол теме «Власть». Организация экспериментального обучения детей в форме дидактических, позитивно-манипуляционных диалогов. Изучение уровня развития спонтанных понятий детей о власти и предпонятий, сформированных в процессе соответсвующих дидактических диалогов.  Проведение в конце года последнего итогового  психологического «среза»; аналитической работы по сравнению: уровня развития представлений и предпонятий у детей из экспериментальной группы «до» и «после» экспериментального обучения; у детей прошедших экспериментальное обучение и  учащихся из контрольных групп. Всё это позволило сделать выводы о влиянии различных типов диалогов на генез и развитие житейских понятий учащихся, принципиальной возможности «доращивания» спонтанных понятий до уровня культурных, теоретических. По итогам эксперимента выработаны педагогические рекомендации по организации эффективных  учебных диалогов с детьми младшего школьного возраста.
Самостоятельным направлением деятельности нашей экспериментальной площадки на заключительном этапе работы стала культурная (научно-корректная) презентация результатов исследования;  проектирование сценариев позитивно-манипуляционных диалогов и методического инструментария, позволяющего учителям начальных классов уверенно воспроизводить педагогическую технологию организации дидактических диалогов, специфичных для развития спонтанных (житейских) понятий младших школьников.
Результат заключительного этапа эксперимента: достигнута ведущая цель экспериментальной деятельности, состоящая в верификации гипотезы о возможности диалогической трансляции младшим школьникам некоторых теоретических знаний в плане теоретического образного мышления, посредством «умных образов»; составлен учебно-методический комплект (теоретическая дескрипция дидактического директивного (позитивно-манипуляционного) диалога, описание педагогической модели (методики) организации директивного учебного диалога, конспекты и планы занятий в логике учебного диалога (по 3-м темам), учебный видеофильм, методика исследования динамики развития житейских понятий в условиях дидактического диалога). Подготовлено несколько публикаций, отражающих ход и итоги эксперимента.
Главный результат эксперимента состоит в реабилитации традиционного обучения в начальной школе.  Нами установлено, что традиционное обучение, отнюдь не исчерпывается «передачей знаний в готовом виде»; не исключает собственной познавательной активности ученика; может быть организовано в диалогической форме; не консервирует сознание ребёнка на наглядно-образной стадии, напротив, позволяет вводить младшего школьника в область существенных, содержательных (теоретических) связей и отношений. Таким образом, данные нашего эксперимента говорят о необходимости на новом диалектическом витке реанимировать объяснительно-иллюстративный метод обучения (частично-поисковая, проблемно-поисковая, диалогическая форма); вписать традиционные методы обучения в  современный модернизационный  контекст; объединить в творческом синтезе традиционные и инновационные подходы к формированию основ теоретического мышления детей младшего школьного возраста.


Результативность заключительного этапа исследования
За 2010 – 2011 учебный год нами осуществлён заключительный этап исследования развития спонтанных (житейских) понятий младших школьников в условиях дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога. Последний этап был реализован через ряд мероприятий и действий, выполненных в этом учебном году:
- в очередной раз уточнена психологическая модель полноценного дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога;
-  изучены прецеденты педагогического применения метафор и умных образов, модельных представлений и символов, как средств обучения младших школьников;
-  на базе психологической модели окончательно разработана педагогическая модель (методика организации) дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного диалога).  Причём, оказалось, что педагогическая модель позитивно-манипуляционного диалога вариативна, напрямую зависит от теоретического содержания осваиваемого понятия и от имеющегося у ребёнка житейского опыта по изучаемой теме;
- педагогическая модель дидактического (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога была конкретизирована применительно к одной теме, то есть, созданы детализированные сценарии занятий (уроков – диалогов, нацеленных на диалогическую трансляцию учащимся младшего школьного возраста отдельных признаков научно-теоретических понятий);
- на основном этапе эксперимента подробнейшим образом разработаны 2 темы («Атмосфера» и «Живая клетка»), на актуальном этапе  - одна тема («Власть»).
- проведено изучение актуального уровня развития спонтанных понятий младших школьников о власти;
- данные пилотажного исследования  актуального уровня развития спонтанных понятий младших школьников о власти были интерпретированы с помощью типологии спонтанных понятий (авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин);
- организовано экспериментальное обучение младших школьников (пробные и собственно экспериментальные позитивно-манипуляционные, директивные диалоги) по теме «Власть». В этом году проведено более 10 экспериментальных  дидактических диалогов;
- снят видеофильм: «Просто о сложном. Развитие теоретического образного мышления младших школьников: власть»;
- проведено исследование представлений и предпонятий о власти, сложившихся у учащихся из экспериментальных групп в ходе дидактических (директивных, позитивно-манипуляционных) диалогов (посттест);
- осуществлена аналитическая работа по интерпретации данных посттеста, в соответствии с типологией спонтанных понятий (авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин);
- завершается аналитическая работа по сопоставлению уровня развития спонтанных понятий учащихся, и уровня развития предпонятий, сформированных в результате экспериментального обучения. Изучались спонтанные понятия по трём темам: «Атмосфера», «Живая клетка», «Власть». Это, в конечном счёте, позволило сделать вывод об эффективности позитивно-манипуляционного дидактического диалога, как средства развития спонтанных понятий младших школьников;
- подготовлены эскизные проекты дидактических диалогов по темам «Книга», «Интернет», «Археолог».
- материалы эксперимента нашли отражение в различных публикациях (научная монография, четыре научно-популярные статьи, учебно-методические разработки дидактических диалогов, программы подготовки бакалавров по психолого-педагогическим специальностям; программы повышения квалификации педагогов).


Наличие системы отслеживания результативности  деятельности     площадки

Результативность деятельности площадки отслеживается Советом эксперимента ежемесячно. В соответствии с программой эксперимента, составлен подробный, персонализированный график конкретных мероприятий,  который выполняется неукоснительно.
Кроме того, результативность эксперимента отслеживается через научные критерии. Экспериментально установлено, что в дидактических (директивных, позитивно-манипуляционных) диалогах спонтанные понятия статистически значимо преобразуются по направлениям: конкретность – обобщённость, неосознанность – осознание; в содержание житейских понятий детей начинают входить отдельные теоретические признаки полноценных научно-теоретических понятий, фиксируемые сознанием испытуемых с помощью «умных образов», учебных метафор и аналогий.
На протяжении всего периода экспериментальной работы мы фиксировали повышенный интерес родительской общественности и самих детей к экспериментальным урокам-диалогам. Дети и родители положительно отзываются о работе экспериментальной площадки, что косвенно свидетельствует о положительном результате нашей деятельности.
Сложилась традиция ежегодного обсуждения хода и результатов эксперимента всем педагогическим коллективом школы на итоговых педсоветах. 


На основании каких критериев  осуществляется  мониторинг
Влияние дидактического (позитивно-манипуляционного, директивного) диалога на развитие спонтанных понятий, их трансформацию в сторону научно-теоретических понятий, наполнение спонтанных понятий некоторыми признаками полноценных научно-теоретических понятий, мы изучаем с помощью метода срезов (сравнительного метода).
В качестве шкалы, позволяющей объективно, научно обоснованно оценить актуальный уровень развития спонтанных понятий «до» начала экспериментального обучения и уровень предпонятий, сформированных в ходе учебных диалогов мы используем прошедшую апробацию (экспериментальный проект РФФИ и ПИ РАО № 80119 «Генез и развитие житейских понятий детей в условиях учебного диалога»), получившую высокую оценку экспертов «Типологию  спонтанных понятий», разработанную авторским коллективом учёных из Психологического Института РАО, Московского городского психолого-педагогического Университета. «Типология спонтанных понятий» была опубликована в монографии Телегина М.В. «Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», изд-во МГППУ, 2006, стр. 257 – 259; в статье В.В.Рубцова, А.А.Марголиса, М.В.Телегина «Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап), журнал «Психологическая наука и образование», 2008, №2, стр. 63.  


Транслируемость опыта, т.е.  потенциальная возможность переноса предполагаемых результатов для других общеобразовательных    учреждений    учебного округа, особые условия
Разработанная психолого-педагогическая модель учебного (директивного, позитивно-манипуляционного) диалога, специфичного для развития спонтанных понятий детей,  обладает метапредметным статусом и опосредствованно (через творческую конкретизацию, применительно к тому или иному учебному содержанию, предмету) может быть использована педагогами дошкольного образования (старший дошкольный возраст), начальной и средней школы для организации уроков-диалогов, реализации учебных траекторий, позволяющих «доращивать» житейские понятия детей до уровня культурных.
Знакомство с подобной инновационной технологией может быть осуществлено в ходе учебного семинара, продолжительностью 6 – 8 часов (программа семинара полностью разработана).
 Уже сейчас такой семинар входит в содержание программ повышения квалификации МИОО и МГППУ. В этом году, обучение методикам организации учебных диалогов, специфичных для развития спонтанных понятий детей прошли более 75 педагогов Юго-Восточного Округа Москвы, педагоги нашей школы. Всего за два года обучение по программе повышения квалификации работников образования «Основы педагогического общения: от традиции к инновациям, от наставления – к диалогу» прошли более 130 педагогов.
Конкретные, детально разработанные проекты учебных диалогов, как и учебные фильмы, созданные нами, позволят педагогам (даже не имеющим специального опыта, без прохождения обучения) организовать 9 дидактических диалогов с младшими школьниками на темы «Живая клетка», «Атмосфера», «Власть».
Нами так же подготовлены эскизные проекты учебных диалогов на темы: «Книга», «Интернет», «Археолог», которые так же смогут тиражироваться опытными учителями, даже без специальной подготовки.      


Степень востребованности результатов
Конкретные результаты нашего исследования, а их по большому счёту два – педагогическая модель дидактического позитивно-манипуляционного диалога и методические разработки подобных диалогов в различных областях гуманитарного и естественно-научного знания, позволят на новом диалектическом витке реанимировать традиционный, объяснительно-иллюстративный метод обучения. Однако, теперь этот метод получит прямую и непосредственную связь с житейскими знаниями ребёнка, будет воплощён в деятельностной форме, организован как равноправный, творческий диалог.
Мы надеемся, что наша работа в некоторой степени позволит преодолеть противоречие между традиционным и инновационным обучением, обеспечит щадящий, природосообразный, здоровьесберегающий алгоритм введения ученика в область теоретического знания.
Наша разработка прекрасно сочетается с проектом «Школы будущего», его модулем «обновление содержания», ибо мы предлагаем обновить содержание начального образования учебными «умными образами», ввести в содержание образования учебные «умные образы», символические метафоры и аналогии, модельные представления и схемы. То есть, мы считаем целесообразным в новой российской школе обучать детей 6 – 8-летнего возраста в плане  ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, широко задействовать потенциал образного мышления для формирования мотивации к научно-теоретическому мышлению.
В процессе эксперимента нами установлено: зоной ближайшего развития спонтанных понятий, наряду с научно-теоретическими понятиями, служат и «умные образы». Что, в свою очередь, открывает перспективы для проектирования целого кластера инновационных форм и методов обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 
Результаты нашего эксперимента вызвали большой интерес у родительской, педагогической и научной общественности. Даже промежуточные, предварительные итоги экспериментальной деятельности позволили разработать программу повышения квалификации педагогов «Основы педагогического общения: от традиции к инновациям, от наставления к диалогу», пользующуюся большой популярностью в различных округах Москвы и регионах РФ.
 Мы стараемся всемерно популяризировать наш опыт, проводим открытую информационную политику.  Заявка на открытие экспериментальной площадки, научные отчёты по каждому этапу экспериментальной работы; статьи о диалоге как средстве обучения и воспитания старших дошкольников и младших школьников размещены на сайте МГППУ «Философия для детей» (www.p4c.ru). В 2010 – 2011 году на сайте «Философия для детей» в открытом доступе размещено три проекта дидактических позитивно-манипуляционных диалогов по темам: «Атмосфера», «Живая клетка», «Власть».
 В рамках Национального проекта «Образование» на сайте «Психология для родителей», разработанном в МГППУ, размещена статья научного руководителя проекта Телегина М.В. «Как просто рассказать детям о сложном?», знакомящая с конкретными формами реализации психолого-педагогической модели дидактического (позитивно-манипуляционного диалога). На сайте «Психология для родителей» так же размещена статья М.В.Телегина «Что такое традиционное обучение?», знакомящая читателей с интерактивными, диалогическими формами традиционного обучения. 
 Кроме того, результаты нашей работы отражены в реферируемом журнале «Психологическая наука и образования» № 2 за 2008 год (стр. 61 – 70), статья «Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)», авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин, а так же в  монографии доктора психологических наук, действительного члена РАО, ректора МГППУ, директора ПИ РАО В.В.Рубцова «Социально-генетическая психология развивающего образования». М. Наука, 2008 год, стр. 162 – 173.
В 2009 году вышла в свет книга научного руководителя проекта Телегина М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении.,  М. 2009, 224 стр. В шестой главе этой книги (стр. 203 – 221) описываются некоторые результаты пропедевтического этапа экспериментальной работы нашей школы. В 2009 году результаты нашей работы были так же представлены в  журнале «Обучение дошкольников», 2009, №2 в статье научного руководителя Телегина М.В. «Философия для детей». Россия. 2009 – 2010 учебный год». Так же нами подготовлена публикация: «Как объяснить детям, что такое власть?», принятая к печати журналом «Обучение дошкольников» (статья должна выйти в первом полугодии 2011 года), её авторы – члены экспериментальной площадки М.В.Телегин, Г.А.Ивлюшкина, Ю.А.Романова, Е.В.Гришина, Ю.Г.Куропаткина, Ю.Н.Сивкина, В.А.Головина, И.В.Тимошенко, В.В.Антонова.
 На основании созданной нами модели позитивно-манипуляционного диалога были разработаны сценарии воспитательных мероприятий для детей 6 – 9 лет и для детей подросткового возраста (к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне).  В 2010 году эти материалы опубликованы журналами «Обучение дошкольников» и «Детское творчество» (М.В.Телегин Поговори с ребёнком о войне//Обучение дошкольников, 2010, №2; М.В.Телегин Современным дошкольникам о Великой Отечественной Войне и про варежки// Детское творчество, 2010, №2).
 В 2011 году вышла в свет монография М.В.Телегина «Апологетика традиционного обучения» (М.: Деново, 2011, 384 стр.). Значительная часть монографии (три главы, объёмом 3 печатных листа) посвящены описанию теоретических оснований и практических результатов экспериментальной работы на базе нашей школы (см. главу 3: «Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект); главу 6: «Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; и главу 7: «Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста»).
 Кроме того, материалы эксперимента нашли широкое применение при проектировании целого ряда  программ подготовки бакалавров психолого-педагогического профиля (050400.62), разработанных в МГППУ в 2010 – 2011 учебном году: «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников», «Учебное сотрудничество и социальное взаимодействие в современном образовании (с практикумом по педагогическому общению)», «Философия и риторика для детей» (для бакалавров – учителей начальной школы) и «Воспитательный диалог» («Философия для детей») (для воспитателей ДОУ). 
   Для более широкого внедрения результатов нашей экспериментальной деятельности в образовательную практику мы планируем выступить с докладами об итогах нашей экспериментальной деятельности на различных научно-практических конференциях.   


Реальные результаты экспериментальной деятельности, готовые к экспертизе
В настоящий момент мы можем представить к экспертизе целый ряд материалов:
- теоретическую дескрипцию умного образа, как средства обучения и воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- теоретическую дескрипцию полноценного позитивно-манипуляционного  дидактического диалога, своего рода «теоретический паспорт» ПМДД;
- психолого-педагогическую модель позитивно-манипуляционного (директивного) диалога;
- разработанный на основании психолого-педагогической модели ПМДД проект учебного диалога (с полным комплектом методических инструментов для педагога) по теме «Атмосфера»;
- разработанный на основании психолого-педагогической модели ПМДД проект учебного диалога (с полным комплектом методических инструментов для педагога) по теме «Живая клетка»;
- разработанный на основании психолого-педагогической модели ПМДД проект учебного диалога (с полным комплектом методических инструментов для педагога) по теме «Власть»;
- эскизные сценарии ПМДД по темам «Книга», «Интернет», «Археолог».
- фильмы о реализации сценариев учебных диалогов по темам «Живая клетка»; «Атмосфера»;
- данные пилотажного исследования актуального уровня развития спонтанных (житейских) понятий учащихся из экспериментальных групп;
-  данные исследования спонтанных понятий, сформированных у учащихся в процессе экспериментальных диалогов;
- научно-популярную статью «Как просто рассказать детям о сложном?», в доступной форме излагающую замысел и некоторые результаты нашей экспериментальной деятельности;
- программу повышения квалификации работников образования «Основы педагогического общения: теория и практика – от традиции к инновациям, от наставления – к диалогу» (автор Телегин М.В.), созданную с использованием результатов нашей экспериментальной работы.;
 - монографию научного руководителя эксперимента М.В.Телегина (Телегин М.В., М.:Деново,2011, 384 стр.) отражающую результаты нашей экспериментальной деятельности (см. главу 3: «Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект); главу 6: «Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; и главу 7: «Практико-ориентированные разработки ПМДД с детьми младшего школьного возраста»);
 - программы подготовки бакалавров психолого-педагогического профиля (050400.62), разработанные в МГППУ, с учётом данных эксперимента: «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников», «Учебное сотрудничество и социальное взаимодействие в современном образовании (с практикумом по педагогическому общению)», «Философия и риторика для детей» (для бакалавров – учителей начальной школы) и «Воспитательный диалог» («Философия для детей») (для воспитателей ДОУ).
 В настоящее время мы завершаем статистическую обработку результатов сравнительного исследования уровня развития спонтанных понятий детей, и предпонятий, сформированных в процессе дидактических диалогов. Окончательная обработка данных с отражением результатов исследования в научной статье будет завершена в июне 2011 года. 
 

Проблемы, возникающие в ходе экспериментальной деятельности
В ходе экспериментальной деятельности возникла проблема связанная с  наличием экспериментальных и контрольных групп для корректного проведения эксперимента, сравнения уровня развития спонтанных понятий детей участвующих в дидактических диалогах, и не прошедших экспериментального обучения.
Дело в том, что  и родители, и ученики хотели принять участие в эксперименте (что затрудняло проведение эксперимента в «чистом виде»). Тогда по совету методистов округа, мы скорректировали план эксперимента, организовав сравнительный эксперимент по иной схеме – мы сопоставляли уровень развития житейских понятий детей до и после серии экспериментальных диалогов. Коллизия была успешно преодолена, в эксперименте приняли участие дети из двух классов. Для корректного сопоставления данных мы использовали материалы экспериментального исследования, полученные  учёными  из ПИ РАО (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин).
Других проблем не возникло, единственное, хотелось бы получить возможность опубликовать результаты в печатных изданиях округа. 


Перспективы деятельности экспериментальной деятельности  на следующий учебный год
 Мы бы хотели получить возможность для широкой презентации данных эксперимента, познакомить с нашей работой представителей родительской и педагогической общественности. В перспективе мы планируем издать материалы исследования отдельной брошюрой.
Кроме того, полученные нами данные могут послужить отправной точкой для нового эксперимента. Мы выходим с инициативой открытия новой экспериментальной площадки.
Тема эксперимента: «Учебно-воспитательный диалог как средство развития метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста».
Актуальность: в ФГОС второго поколения для начальной школы, наряду с личностным развитием, а так же развитием конкретных предметных компетенций учащихся, как отдельная, специальная задача выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий. В последние годы отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука совершила рывок в указанном направлении. В частности,  широкое распространение в России и мире получила Психологическая теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), и созданная на её основе Концепция совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов и др.). Педагогической проекцией Психологической теории учебной деятельности стал целостный учебный комплекс, получивший название «развивающее обучение». Именно в рамках развивающего обучения спроектированы учебные технологии, ориентированные на формирование универсальных учебных действий, посредством которых осуществляется теоретический анализ, содержательное обобщение, рефлексия, моделирование, выделение генетически исходного отношения и т.д.
 За рубежом, в частности, в США пошли по пути создания специальных учебных дисциплин, позволяющих детям в процессе особых (сократических) диалогов, интериоризируя процесс и результат группового обсуждения проблем, осваивать многообразные межпредметные связи, присваивать сложные метапредметные понятия.
По-нашему мнению, большим инновационным  потенциалом может обладать теоретический синтез отечественных идей развивающего обучения и диалогический подход, разрабатываемый в США, странах ЕС. Реализация потенциала данного творческого синтеза позволит спроектировать конкретные педагогические технологии, позволяющие на современном уровне решать задачи, выдвигаемые в ФГОС второго поколения.
Возможности школы:   в школе реализуется МДО, есть классы развивающего обучения и ФДД, учителя владеют технологией сократического диалога.