doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Проект эксперимента по развитию универсальных учебных действий у младших школьников
Проект эксперимента по развитию универсальных учебных действий у младших школьников

 

Официальное название проекта: "Учебно-воспитательный диалог как средство развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста".

Автор:
доцент МГППУ, руководитель сектора "Философия для детей МГППУ" Телегин М.В.

Аннотация: на страницах нашего сайта мы остро критикуем новые ФГОС, вместе с тем, есть и положительные моменты. Среди них: ориентация на формирование фундамента мышления – универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.
Сегодня всем честным и профессиональным педагогам понятно: с логическим, рефлексивным и творческим (продуктивно творческим) мышлением просто беда. Пришло время, опираясь на требования ФГОС, переломить негативную тенденцию. 
Мы задумали:
- спроектировать программу учебно-воспитательных диалогов (диалог в логике развивающего обучения (Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов); диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов – В.К.Мульдаров); сократический (воспитательный, мировоззренческий диалог); дидактический, позитивно-манипуляционный диалог (М.В.Телегин), специфичных для становления универсальных учебных действий и метапредметных понятий;
- проверить эффективность нашей программы на практике;
- экспериментально подтвердив эффективность диалога как средства развития универсальных умственных действий,  подтолкнуть реализацию ФГОС в  направлении, которое мы считаем верным.
Надеемся, хоть в небольшой степени  поспособствовать переходу от широковещательных деклараций к ЦЕЛОСТНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ по подлинному развитию основ теоретического мышления младших школьников, о чём и мечтали выдающиеся отечественные педагоги и психологи в дореволюционный и советский период. Учебно-воспитательные диалоги призваны стать составной, инновационной частью подобной системы.
Выносим на Ваш суд некоторые материалы из Заявки на экспериментальную деятельность по теме: «Учебно-воспитательный диалог как средство развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста».

Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству по реализации эксперимента.
Адрес для связи: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


Содержание

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФРАГМЕНТЫ)
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА (ФРАГМЕНТЫ)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ФРАГМЕНТЫ)
ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МАССОВОЙ ПРАКТИКИ (ФРАГМЕНТЫ)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




ПАСПОРТ ПРОЕКТА
 
Тема проекта

«Учебно-воспитательный диалог как средство развития универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных понятий (МПП) у детей младшего школьного возраста»

Актуальность темы

1. Во ФГОС второго поколения, наряду с личностным развитием, а так же развитием конкретных предметных компетенций учащихся, как отдельная задача выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий.
2. Адекватной теоретической основой для решения указанных задач в отечественной психологии является Психологическая теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин; В.В.Давыдов) и её дальнейшее развитие, осуществлённое в Концепции совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов, В.К.Мульдаров, И.И.Баннов и др.). В то же время, за рубежом (США, Швейцария, Франция и др.) пошли по пути проектирования дисциплин, специально ориентированных на формирование метапредметных понятий, и универсальных учебных действий (например, «Философия для детей», США). В этой связи, крайнюю актуальность, на наш взгляд, приобретают попытки творческого синтеза лучших отечественных и зарубежных достижений, с целью разработки комплексных программ развития основ теоретического мышления детей младшего школьного возраста.
3. На сегодняшний день, несмотря на выдвинутую во ФГОС, ясно сформулиро-ванную задачу формирования УУД и МПП, не существует прямо направленных на решение указанной задачи, обеспеченных методически комплексных (диалог и совместно-распределённая учебная деятельность) программ.  Указанное обстоятельство обуславливает востребованность результатов эксперимента со стороны педагогического и научного сообщества. 
Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность
Поскольку «деятельностные и понятийные аспекты сознания» неразрывно связаны, главная проблема, встающая перед нами в контексте темы эксперимента, заключается в поиске и апробация психолого-педагогических средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, адекватных выдвинутой во ФГОС задаче формирования УУД и МПП.

Объект эксперимента

Объектом исследования является генез и развитие универсальных учебных действий и метапредметных понятий в условиях учебно-воспитательных диалогов; совместно-распределённой учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Предмет эксперимента

Предметом исследования является генез и развитие действия обобщения (в т.ч. и содержательного), предпонятий и понятий о причинно-следственных отношениях («причина», «следствие»), в условиях воспитательно-мировоззренческого (сократического) диалога; дидактического (позитивно-манипуляционного) диалога; а так же в диалогах, организованных в соответствии с Концепцией совметно-распределённой учебной деятельности.

Цель эксперимента

Выяснение эффективности совместно-распределённой учебной деятельности, учебного диалогического взаимодействия при формировании УУД и становлении МПП; экстраполяция диалогической, деятельностной модели формирования УУД и МПП в конкретные предметные области, проектирование  современных методик организации педагогического взаимодействия, специфичного для становления УУД и МПП.

Задачи эксперимента

1. Проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по теме эксперимента.
2. Провести теоретическую и практическую подготовку педагогов: обучить организации совместно-распределённой учебной деятельности; а так же воспитательно-мировоззренческих и дидактических диалогов различных типов.
3. Подобрать психологический инструментарий (тесты, валидные методики) для исследования уровня сформированности УУД (прежде всего, обобщения), и  МПП (прежде всего, о «причине» и «следствии»).
4. Провести пилотажное экспериментальное исследование актуального уровня развития УУД и МПП у детей младшего школьного возраста (контрольные, экспериментальные группы).
5. На базе созданных в Психологическом Институте РАО (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин и др.) психологических моделей совметно-распределённой учебной деятельности,  воспитательных и дидактических диалогов спроектироать уточнгённые педагогические модели учебно-воспитательных диалогов, специфичных для формирования УУД и МПП.  
6. Экстраполировать психолого-педагогическую модель полноценного учебно-воспитательного диалога в различные предметные области.
7. Разработать конкретную, методически обеспеченную практико-ориентированную программу по организации учебно-воспитательных диалогов и совместно-распределённой деятельности детей, напрвленных на формирование УУД и МПП. В программу войдут: урок-диалог по решению учебной задачи, в логике развивающего обучения; урок-диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности; воспитательный, мировоззренческий (сократический) диалог; дидактический диалог с использованием учебных метафор, «умных образов» (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин).
8. Реализовать указанную программу в форме экспериментального обучения детей (экспериментальные группы).
9. Провести посттест, изучить уровень развития УУД и МПП, сформированный в процессе экспериментального обучения.
10. Осуществить сравнение уровня развития УУД и МПП «до» и «после» экспериментального обучения.
11. Осуществить сравнение уровня развития УУД и МПП у детей из экспери-ментальных и контрольных групп.
12. Сделать научно-обоснованные выводы о влиянии совместно-распределённой деятельности и учебно-воспитательных диалогов на становление и развитие УУД и МПП.
13.  Разработать методические рекомендации (руководство для педагогов, учебный фильм, сценарии диалогов и т.д.) по организации учебно-воспитательных диалогов, специфичных для становления и развития УУД и МПП.
14.  Разработать рекомендации по подготовке педагогических кадров, способных эффективно формировать УУД и МПП у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза эксперимента
Организация взаимодействия детей в форме совместно-распределённой учебной деятельности, воспитательно-мировоззренческих и дидактических диалогов, обеспечивает оптимальные  психолого-педагогические условия для формирования УУД и становления МПП у детей младшего школьного возраста. Современная образовательная среда должна включать комплексные (деятельностные и диалогические) программы, специально ориентированные на формирование УУД и МПП у младших школьников.

Механизм реализации проекта

1. Проектно – поисковый
2. Нормативно – правовой
3. Мониторинговый
4. Методологический и научно-методический
5. Кадровый
6. Информационный

Методы исследования

Основными методами исследования станут: экспериментально-генетический (Л.С.Выготский) и сравнительный (метод срезов). В полной мере будет задейст-вован потенциал тестирования, анкетирования, мониторинга (опросы учащихся, воспитанников,  родителей, педагогов).

Предполагаемые результаты

1. На базе нашего образовательного учреждения будет создана функционирующий образец развития универсальных учебных действий  и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста, посредством реализации современных диалогических, субъект-субъектных учебно-воспитательных технологий.
2. Будет разработана и опробирована деятельностная модель подготовки педагогических кадров, владеющих педагогическими технологиями ориентированными на организацию учебно-воспитательного взаимодействия, специфичного для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.
3. Будет осуществлён подбор и апробация экспериментальных методик для исследования уровня развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.
4. Будет спроектиравана комплексная программа (специальные учебно-воспитательные диалоги; занятия, спроектированные в логике совместно-распределённой учебной деятельности и т.д.), нацеленная на формирование универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.
5. Будет изучен потенциал диалогических, совместно-распределённых форм учебной деятельности, как психолого-педагогических условий формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего шукольного возраста.
6. Будут уточнены теоретические модели учебно-воспитательных диалогов раз-личных типов.
7. Указанные теоретические модели будут экстраполированы в различные предметные области, конкретизированы в виде педагогических моделей.
8. На базе педагогических моделей будет разработана понятная педагогам, обладающая потенциалом к переносу и тиражированию, методически обеспеченная программа занятий по формированию универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.

Этапы проекта

1-й этап (внедренческий) – один учебный год (2011 – 2012)
Подготовка педагогов и психолога к экспериментальной деятельности.
Подбор и апробация  методик для изучения актуального уровня развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий. Прежде всего, мы собираемся исследовать такое метапредметное учебное действие как обобщение; и такие понятия как «причина»  и следствие.
Разработка серии учебно-воспитательных диалогов (8 диалогов урок-диалог по решению учебной задачи, в логике развивающего обучения; урок-диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности; воспитательный, мировоззренческий (сократический) диалог; дидактический диалог с использованием учебных метафор, «умных образов» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин).
Учебная технология организации указанных диалогов должна быть освоена педагогами школы.
Популяризация эксперимента в среде родительской общественности

2-ой этап (основной, собственно экспериментальный) –  один учебный год (2012 – 2013)
Проведение пилотажного исследования актуального уровня развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей из экспериментальной и контрольной группы (2 первых класса). Анализ, интерпретация результатов.
Экспериментальное обучение детей из экспериментальной группы, реализация серии учебно-воспитательных диалогов, специфичных для становления и развития УУД и МПП (примерно 12 часов).
Осуществление посттеста, исследование уровня развития УДД и МПП у детей из экспериментальных и контрольных групп. Анализ, интерпретация результатов.
 
3-й этап (аналитический) – один учебный год (2013 – 2014)
Сравнение уровня развития УУД и МПП у детей из контрольной и эксперимен-тальной групп; сравнение уровня развития УУД и МПП у детей из эксперимен-тальной группы «до» и «после» реализации серии экспериментальных диало-гов.
Обработка данных с помощью методов математической статистики.
Внесение финальных уточнений в методическое руководство по организации учебно-воспитательных диалогов, в психологическую и педагогическую модель диалогов различных типов.
Ознакомление родительской, педагогической, научной общественности с ходом и результатами (научные и научно-популярные статьи, участие в конференциях), подготовка к тиражированию опыта по созданию учебно-воспитательной среды, оптимальной для становления универсальных учебных действий и метапредметных навыков у детей младшего школьного возраста.

Прогноз возможных негативных последствий

Возможные негативные последствия эксперимента связаны с трудностью проектирования воспитательно-мировоззренческих диалогов, специально ориентированных на создание условий для генеза и развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий.
Указанная задача носит пионерский характер. 
Нам предстоит подобрать темы (содержание) подобных диалогов, соответствующие уровню психического развития младших школьников, создать у учащихся  мотивацию к активному участию в  дидактических и воспитательных диалогах.
Подобная творческая работа потребует от педагогов постоянного самосовершенствования, рефлексии и коррекции собственной педагогической практики.
Так же необходимо исключить перегрузку учащихся и педагогов.
Некоторые трудности представляет и подбор методик, необходимых для исследования универсальных учебных действий и метапредметных понятий. Существующие методики, в своём большинстве, созданы ещё в советский период, и, на наш взгляд, требуют некоторой адаптации.
Возникнет так же следующая проблема: как отделить влияние нашей образова-тельной программы от других развивающих занятий, реализуемых в нашем образовательном учреждении.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

1. Строгое соблюдение режима, исключение перегрузки.
2. Отслеживание результатов каждого этапа. Корректировка на основе диагностики деятельности воспитанников, обучающихся и педагогов.
3. Адекватная оценка возможностей обучающихся и детей.
4. Мониторинг деятельности аналогичных экспериментальных площадок.
5. Тесная, постоянная связь с научными учреждениями, привлечение к экспертизе специалистов Психологического Института РАО, Московского городского психолого-педагогического университета.

Форма представления результатов проекта

1. Научные и научно-популярные публикации в интернете и СМИ.
2. Методические пособия и рекомендации для воспитателей, учителей по реализации требований ФГОС в области формирования универсальных учебных действий и межпредметных понятий у детей младшего школьного возраста. 
3. Научно-методический сборник, печатный материал из опыта работы.
4. Анализ результатов экспериментального исследования по влиянию учебно-воспитательных диалогов и совместно-распределённой деятельности детей на формирование универсальных учебных действий и метапредметных понятий у младших школьников.
5. Материалы (рекомендации, проект) по подготовке педагогических кадров, способных к организации учебно-воспитательных диалогов, совместно-распределённой учебной деятельности, специфичной для формирования уни-версальных учебных действий и межпредметных понятий у детей младщего школьного возраста.
6. Учебный видеофильм по организации учебно-воспитательных диалогов с младшими школьниками.

Научно-методическая обеспеченность экспериментальной деятельности

Теоретическими основаниями экспериментальной деятельности послужили идеи Культурно-историческеской (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия), Деятельностной (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) психологии; Психологической теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Социально-генетической психологии (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, В.К.Мульдаров, И.И.Баннов и др.). Непосредственными теоретическими основаниями эксперимента стали психологические и педагогические модели: сократического (воспитательного, мировоззренческого) диалога; дидактического (позитивно-манипуляционного диалога); диалогов, построенных в логике совместно-распределённой учебной деятельности. Указанные модели разработаны учёными из Психологического Института РАО и МГППУ (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин), в рамках совместных исследовательских проектов с Российским фондом фундаментальных исследований (№ 06-06-80119-а). Наиболее полное и последовательное выражение наша теоретическая позиция нашла в следующих публикациях:
1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.
2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
3. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении, М.: АЛВИАН, 2009.
4. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.



КОНЦЕПЦИЯ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Тема проекта

«Учебно-воспитательный диалог как средство развития универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных понятий (МПП) у детей младшего школьного возраста».

Введение

Для психологической науки и педагогической практики задача формирования универсальных учебных действий и межпредметных понятий у детей младшего школьного возраста актуальна уже давно. Ещё в 19-м, начале 20 века  некоторые прогрессивные педагоги и психологи  говорили о необходимости развития «базисных логических операций» (Г.И.Челпанов), «мыслительных процедур» (Дж. Дьюи),  «мыслей и умений, общих для широкого круга проблем, взятых из различных предметных областей, будь-то естественнонаучное, точное, или сугубо гуманитарное знание». В советский период времени (60-е – 80-е годы прошлого века) и традиционная дидактика (Бабанский, Лернер, Скаткин) и учителя-новаторы большое внимание уделяли развитию «общеучебных умений», «общепознавательных действий». 
В современный период указанная интенция, направленность образования становится классической, общепризнанной. И в России и в мире  младший школьный возраст  расценивается как период, сензитивный для становления ос-нов логически корректного, когерентного (последовательного), научно-теоретического мышления. В свою очередь, фундаментом мышления «высоко-го», системного типа, бесспорно, являются ключевые «межпредметные понятия» и «универсальные мыслительные» и «универсальные учебные действия». Причём, значение подобных «метанавыков» стремительно возрастает, это обусловлено скачкообразным, взрывным увеличением объёма информации, который необходимо усвоить, осознать. Да, именно,  «усвоить и осознать», привести к «общему знамнателю», обобщить, систематизировать, упорядочить – словом, интегрировать в целостную «картину мира», «образ мира» (А.Н.Леонтьев). Своеобразным борьером на пути «дефолта информации», её обессмысливания; средством скрепляющим конгломерат фактов и подходов в пусть протеворечивое,  но ЕДИНСТВО, и выступают, на наш взгляд УУД и МПП, как две стороны живого, диалектического мышления.   


Актуальность

Во ФГОС второго поколения для начальной школы, наряду с развитием конкретных предметных компетенций учащихся, прямо,  как отдельная, специ-альная задача выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий. Как мы уже отмечали, в этом направлении имеется серьёзный задел. Однако, педагоги, в значительной мере, пытаются формировать УУД и МПП «эмпирическим путём», «методом проб и ошибок». Такое «бессистемное», от случая к случаю, формирование «ситемного» мышления зачастую достигает прямо противоположного результата. Психологи и педагоги с тревогой констатируют: «мышление детей становится всё более фрагментарным», в массовом сознании, для обозначения описываемого нами феномена появилось определение «мозаичное» или даже «пазловое» мышление.
Понятно, что негативная тенденция «фрагментации мышления» зависит не только от школьного обучения, но, шире, от всей «социальной ситуации развития» ребёнка, от той коммуникативно-знаковой среды, в которую погружены наши дети. И.П.Павлов говорил: «Даже сильную голову можно сломать». Предъявления девятого вала яркой, «бьющей по нервам», плохо структурированной информации, увы, не способствует становлению разумно-рефлексивного мышления. Психические силы детей уходят на «поверхностный охват», «качество мышления» приносится в жертву «количеству инфолрмации». Переход от наглядно-образного мышления, мышления в спонтанных понятиях к генетически более сложным формам (теоретическое образное, научно-теоретическое) мышление затрудняется.
Особенно обидно, что всё это происходит на фоне стремительного развития культурно-исторической, деятельностной психологии.  Всё более широкое распространение в России и мире получает Психологическая теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), и созданная на её основе Концепция совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов, Поливанова К.Н., Мульдаров В.К., Баннов И.И. др.). Именна культурно-историческая, деятельностная парадигма, по утверждению авторов текущей модернизации российского образования, составляет «идеологию», и «методологическое основание» реформирования образования, что нашло своё отражение во ФГОСах второго поколения.
Педагогической проекцией Психологической теории учебной деятельности стал целостный учебный комплекс, получивший название «развивающее обучение». Именно в рамках развивающего обучения разработаны адекватные требованиям времени и декларируемым задачам модернизации, современные учебные технологии, ориентированные на формирование универсальных учебных действий (УУД). Согласно теории развивающего обучения,  посредством УУД осуществляется теоретический анализ, содержательное обобщение, рефлексия, моделирование, выделение генетически исходного отношения. 
Отечественная психология выдвигает важнейшее, краеугольное положение о «единстве деятельностных и понятийных аспектов сознания», поэтому, деятельностное присвоение учащимися начальной школы универсальных учебных действий, позволяет сформировать целый ряд  системообразующих для мышления субъекта метапредметных понятий и категорий, таких как «причина», «следствие», «явление», «сущность» и т.д.
 За рубежом, в частности, в США, пошли по пути создания элективных учебных дисциплин (например, «Философия для детей»), позволяющих учащимся в процессе особых (сократических) диалогов, интериоризируя процесс и результат группового обсуждения проблем, осваивать многообразные межпредметные связи, присваивать сложные метапредметные понятия.
По-нашему мнению, большим инновационным  потенциалом может обла-дать теоретический синтез отечественных идей развивающего обучения, социально-генетической психологии и диалогический подход, разрабатываемый в США, странах ЕС и России. Научно обоснованное,  экспериментально апробированное сочетание диалогического и деятельностного подхода в методически обеспеченной, конкретизированной до проектов отдельных занятий программе, вооружит современного учителя надёжной ориентировочной основой» по формированию универсальных учебных действий и метапредметных навыков у детей младшего школьного возраста.  

Цель эксперимента

В теоретической сфере: выяснение эффективности совместно-распределённой учебной деятельности, учебного диалогического взаимодействия при формировании УУД и становлении МПП; экстраполяция диалогической, деятельностной модели формирования УУД и МПП в конкретные предметные области, проектирование  современных методик организации педагогического взаимодействия, специфичного для становления УУД и МПП

Прикладная, непосредственно практикоориетированная цель эксперимента
состоит в том, чтобы разработать серию экспериментальных воспитательных и дидактических диалогов (полное теоретическое и методическое описание, видеофильмы), специально ориентированных на создание психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий (прежде всего, обобщения), и метапредметных понятий (прежде всего причина – следствие) у детей младшего школьного возраста.
В серию войдут по два диалога каждого типа: урок-диалог по решению учебной задачи, в логике развивающего обучения; урок-диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности; воспитательный, мировоззренческий (сократический) диалог; дидактический диалог с использованием учебных метафор, «умных образов» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин).

Объект исследования

Объектом исследования является генез и развитие универсальных учебных действий и метапредметных понятий в условиях учебно-воспитательных диалогов; совместно-распределённой учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования

Предметом исследования является генез и развитие действия обобщения (в т.ч. и содержательного), предпонятий и понятий о причинно-следственных отношениях («причина», «следствие»), в условиях воспитательно-мировоззренческого (сократического) диалога; дидактического (позитивно-манипуляционного) диалога; а так же в диалогах, организованных в соответствии с Концепцией совметно-распределённой учебной деятельности.   эксперимента: преемственность дошкольной и начальной  ступеней образования в условиях введения ФГОС и ФГТ.

Задачи исследования

1.Проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по теме эксперимента.
2. Провести теоретическую и практическую подготовку педагогов: обучить организации совместно-распределённой учебной деятельности; а так же воспитательно-мировоззренческих и дидактических диалогов различных типов. 
3. Подобрать психологический инструментарий (тесты, валидные методики) для исследования уровня сформированности УУД (прежде всего, обобщения), и  МПП (прежде всего, о «причине» и «следствии»).
4. Провести пилотажное экспериментальное исследование актуального уровня развития УУД и МПП у детей младшего школьного возраста (контрольные, экспериментальные группы).
5. На базе созданных в Психологическом Институте РАО (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин и др.) психологических моделей совметно-распределённой учебной деятельности,  воспитательных и дидактических диалогов спроектироать уточнгённые педагогические модели учебно-воспитательных диалогов, специфичных для формирования УУД и МПП.   
6. Экстраполировать психолого-педагогическую модель полноценного учебно-воспитательного диалога в различные предметные области.
7. Разработать конкретную, методически обеспеченную практико-ориентированную программу по организации учебно-воспитательных диалогов и совместно-распределённой деятельности детей, напрвленных на формирование УУД и МПП. В программу войдут: урок-диалог по решению учебной задачи, в логике развивающего обучения; урок-диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности; воспитательный, мировоззренческий (сократический) диалог; дидактический диалог с ис-пользованием учебных метафор, «умных образов» (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин).
8. Реализовать указанную программу в форме экспериментального обучения детей (экспериментальные группы).
9. Провести посттест, изучить уровень развития УУД и МПП, сформиро-ванный в процессе экспериментального обучения.
10. Осуществить сравнение уровня развития УУД и МПП «до» и «после» экспериментального обучения.
11. Осуществить сравнение уровня развития УУД и МПП у детей из экспериментальных и контрольных групп.
12. Сделать научно-обоснованные выводы о влиянии совместно-распределённой деятельности и учебно-воспитательных диалогов на становление и развитие УУД и МПП.
13.  Разработать методические рекомендации (руководство для педагогов, учебный фильм, сценарии диалогов и т.д.) по организации учебно-воспитательных диалогов, специфичных для становления и развития УУД и МПП.
14. Разработать рекомендации по подготовке педагогических кадров, способных эффективно формировать УУД и МПП у детей младшего школьного возраста
 
Гипотеза эксперимента
 
Организация взаимодействия детей в форме совместно-распределённой учебной деятельности, воспитательно-мировоззренческих и дидактических диалогов, обеспечивает оптимальные  психолого-педагогические условия для формирования УУД и становления МПП у детей младшего школьного возраста. Современная образовательная среда должна включать комплексные (деятельностные и диалогические) программы, специально ориентированные на формирование УУД и МПП у младших школьников.
        
Методы исследования

Основными методами исследования станут: экспериментально-генетический (Л.С.Выготский) и сравнительный (метод срезов). В полной мере будет задействован потенциал тестирования, анкетирования, мониторинга (опросы учащихся, воспитанников,  родителей, педагогов).


МЕХАНИЗМ  ВНЕДРЕНИЯ  ПРОЕКТА

Для реализации целей проекта предполагается использование следующих компонентов:
- проектно-поисковый – решение креативных, пионерских задач; проектирование психологических и педагогических моделей учебно-воспитательных диалогов, специфичных для развития УУД и МПП у младших школьников; поиск адекватных предмету исследования методики т.д.;
- нормативно-правовой – нормативно-правовое обеспечение деятельности экспериментальной площадки; обеспечения четкой регламентации основных направлений деятельности, разграничение компетенций всех уровней; выстраивание отношениймежду различными субъектами эксперимента (педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность, привлечённые специалисты, управленцы и т.д.);  
- мониторинговый – регулярный (ежегодный) мониторинг хода эксперимента,  экспертиза промежуточных результатов, стандартизированные и свободные опросы родительской общественности, педагогов;
- научно-методический - научно-методическое сопровождение и управление экспериментом; теоретическое обоснование экспериментальной деятельности; составление научных отчётов; публикации в научных журналах, на  сайтах авторитетных научно-исследовательских организаций; научный анализ, рефлексия и коррекция хода эксперимента; корректная, научно-обоснованная обработка результатов исследования;
- кадровый – создание кадрового потенциала, способного реализовывать и проектировать современные   деятельностно-диалогические, субъект-субъектные педагогические технологии; всемерное содействие профессиональному росту участников экспериментальной деятельности;
- информационный – информационная поддержка экспериментальной деятельности; разъяснение целей и задач эксперимента, его популяризация.

 
 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Что получат воспитанники и обучающиеся

1. Создание психолого-педагогических условий для формирования УУД и МПП.
2. Более высокий уровень сформированности УУД и МПП, в свою очередь, обеспечит улучшение результатов обученности и воспитанности младших школьников.
3. Формирование основ теоретического, рефлексивного мышления (в т.ч. теоретического образного мышления).
4. Развитие действия обобщения (в т.ч. и содержательного), понятий о при-чинно-следственных связях и отношениях объективной реальности.
5. Успешная адаптация выпускников   I ступени в основной школе.
6. Формирование креативных способностей, коммуникативных навыков, умения сотрудничать.
7. Практика участия в диалогическом взаимодействии способствует преодолению личностного и познавательного (когнитивного) эгоцентризма
8. Развитие речевой компетенции учащихся (в т.ч. диалогической речи).
9. Опора на спонтанный опыт ребёнка, постоянное вовлечение в процесс учебно-воспитательного диалога, создание «зоны ближайшего развития» для житейских понятий учащихся,  формируют широкие  познавательные интересы, мотивацию к теоретическому освоению мира, способствуют становлению субъектности ребёнка в обучении и воспитании.
10. Сохраненное физическое и психическое здоровье.
 
Что получат родители

1. Удовлетворенность качеством образования ребенка.
2. Возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.
3. Информацию о том, как правильно провести учебный и воспитательный диалог со своим ребёнком.
4. Информацию о возрастных и психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
5. Знакомство с современными диалогическими методиками воспитания детей младшего школьного возраста.


Что получат педагогические работники

1. Деятельностное освоение учебно-воспитательных диалогов различных ти-пов.
2. Знакомство с теоретическими аспектами диалогического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
3. Формирование умения организовывать диалогическое взаимодействие детей в процессе воспитания и обучения.
4. Знакомство с основами проектирования учебно-воспитательных диалогов, специфичных для становления УУД и МПП.
5.  Повышение профессионального мастерства.
6. 6. Удовлетворенность своей педагогической деятельностью.


Что получит образовательное учреждение

1. Повышение качества образования воспитанников и обучающихся.
2. Педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста.
3. Готовность педагогов к введению ФГОС.
4. Функционирующий образец специальной программы, направленной на создание психолого-педагогических условий для формирования УУД и МПП у детей младшего школьного возраста.
5. Опыт проектирования современной образовательной среды, основанной на идее подлинного сотрудничества, взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
6. Конкурентоспособность.


Что получит муниципальная система образования

1. Образцы:
- специальной программы учебно-воспитательных диалогов, целевым образом сориентированных на выполнение требований ФГОС по формированию УУД и МПП у детей младшего школьного возраста;
- системы подготовки педагогических кадров, способных реализовывать совре-менные диалогические технологии организации учебно-воспитательного процесса;
2. Увеличение количества педагогов, готовых к введению ФГОС.
3. Практические материалы, методические рекомендации по содержанию и организации введения ФГОС.
4. Диагностические материалы по  отслеживанию эффективности  личностного и когнитивного развития младших школьников, формирования УУД и МПП в условиях учебно-воспитательных диалогов различных типов.


Что получит региональная система образования

Образовательное учреждение как экспериментальная площадка, предъявляющая и распространяющая опыт работы по обеспечению оптимальных условий формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.


ФОРМЫ  ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ МАССОВОЙ  ПРАКТИКИ


1. Описание теоретической базы эксперимента.
2. Научно-методический сборник, печатный материал из опыта работы.
3. Диагностические материалы по выявлению особенностей генеза и развития УУД и МПП в учебно-воспитательных диалогах различных типов.
4. Аналитические материалы по результатам деятельности.
5. Методические пособия и рекомендации для  учителей и руководителей образовательных учреждений.
6. Учебный видеофильм «Диалог как средство развития УУД и МПП у младших школьников».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении. М., 2008.
3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
4. Мульдаров В.К., Баннов И.И., Прудаева О.И., Пучкин М.Г. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход// Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2002.
5. Рубцов В.В. Социально-генетические основы развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.
6. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2.
7. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2.
8. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
9. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
10. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
11. Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести. М., 2009.