Народное творчество – источник обучения и воспитания |
Автор: опытный методист, логопед Елена Евгеньевна Зуева
Сущность воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, во все времена “Народ без народности – тело без души”. Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и дорогого она гибнет последней. Отечественными психологами (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. О. Левитин и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему мир. Одним из средств обеспечивающих эту возможность, является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Использование его в народной педагогике основано на принципе интеграции. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства становится глубже, эмоциональнее, если оно сопровождается восприятием форм поэтического творчества, отражающим народный быт, обычаи и традиции. Искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Эмоции такого прекрасного. таинственного. Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Они, как аккумуляторы, “ заряжают” душу нравственной энергией. Но далеко не всегда (ведь хорошие, добрые книги читают всем детям, но какими они вырастают разными при этой по своим чувствам и отношению к окружающему ) это происходи. Главное – создать условие, после активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявились в окружающей реальности. Нужно научить ребенка осознанно относится к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознания ребенка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами. Вечные вопросы, волнующие человека: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоят злу; как стать терпимым и бескорыстным. Народная поэзия представлена одним из величайших духовных богатств – фольклорным. Фольклор – это художественная, народная педагогика. Ни одна система воспитания, кроме фольклорной, на берет за основу тот самый <<критический период развития>> ребенка, в котором, как утверждают специалисты, и <<происходит решающая загадка звуковой информации>>. Решающая – на всю жизнь. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная <<шумиха>>, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Как же научится играть в стихи со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое, смешное, устрашающее и дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – стихи, детская игровая проза, свой особый свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Из сравнения стихов, даже невольного сравнения, возникает новая игра – отгадать, что нового, необычного, необыкновенного придумал автор, кого он решил передразнить, что сосчитать, над чем посмеяться, и как он это сделал (К. Чуковский, Д. Хармс, Б. Заходер, Ю. Мориц, В. Левин). Чем чаще мы будем повторять стихотворение, тем больше увидим в нём загадок, шуток, перевертышей, звукоподражании других игр. Фольклор, как народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятие пользы и красоты в нем нерасторжимы. В детском фольклоре эта нерасторжимая связь пользы и красоты особенно ощутима, на ней основывается вся система художественного <<фольклорного>> воспитания. Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного, умственного воспитания Психология детей, особые законы детской логики и воспитания – всё это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен , так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов. Это древнейший педагогический прием: повторение – мать учения. Цепочка повторов лучше всего способствует запоминанию, приучает к счету, позволяет осмысливать причинно – следственные связи. Зная пословицы и поговорки, которые с детских пор учили народ, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам, <<написанным>> законам народной жизни, можно получить достаточно полное представление о возможностях фольклора, о его значении во всестороннем воспитании. Однако фольклорное воспитание – это еще и постижение языковых богатств, живой народной речи. Упрощать фольклорные тексты нет смысла, так как отсекаются незнакомые слова, которые и должны пополнять, обогащать словарный запас ребенка. Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – все это заложено в фольклоре. Уверенно, что фольклор – это и есть искомая нами <<веков связующая нить>>, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалась она из поколения в поколение, из уст в уста, Да: Порвалась дней связующая нить, Как нам отрывки их соединить? И мы верим, что через восхождение к прошлому! Вспомним, сколько мы утратили за последние десятилетия. Прошли Золотой и Серебряный века нашей культуры и искусства. Что же ещё это может быть, как не запоздалый возврат к Прошлому. К сожалению, были выброшены образцы эмоциональной культуры, которые сложились в российских дворянских семьях, в патриархальной крестьянской семье и в маленьких провинциальных городках России. Ребёнок вместе со взрослым через <<уроки сказки>> приобщается к образцам нравственной культуры, культуры сочувствования, вхождению в ситуации <<морального выбора>>, которые пытается разрешить самостоятельно или с героями книг. У нас есть цель – научить ребенка пониманию<<языка эмоций>> в реальной жизни, то есть умению присматриваться к лицам и жестам человека и всего живого и одухотворенного человеком, к выразительности глаз, всматриваться в них и улавливать их изменчивость, вслушиваться в интонацию речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Мы надеемся заложить в ребенке основы обучения своевременно, адекватно и на эстетическом уровне, чтобы он умел наполнять теплотой и гуманным отношением к другим собственной эмоцией. Различного рода чувства, эмоции возникают у ребенка по отношению к природным явлениям (живой и неживой природе), к предметам, созданным руками человека, в том числе и к произведениям искусства, к другим людям и общественным событиям и, наконец, к себе самому. Педагогический опыт позволяет сделать выводы, что процессы воспитания и обучения детей необходимо больше доверять народной педагогике, и очень скоро создадим общество духовно богатых, эмоционально ярких и нравственно сложившихся личностей.
Детушек воспитать – не курочек пересчитать. Доброта без разума пуста. Пусти детей по воле – сам будешь в неволе. Не давай повадки, чтоб не было повадки. Смолоду прореха – под старость дыра. Потачка портит и собачку. Детей учить - не лясы точить. Верная указка не кулак а ласка. Неразумная опека хуже беспризорности. Детятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Акуля! Что шьешь не оттуля? А я, матушку, ещё пороть буду.
Ах, ты, моя кралечка. Дал ба тебе пряничка, Да ломаного нет.
Пеки блина! Рада бы печь, да нет муки! Ну, нет муки, так и не пеки!
Где кисель, там и присел, Где пирог, там и лег.
А как ты у меня, так смерть моя.
Встать никак не мог
А где кнут с узлом, там прочь – бегом.
Туманный круг около солнца – к метели. Зимой кольцо вокруг солнца или луны предвещает продолжительные метели с морозами. Зимой дым без ветра бьет к земле – к снегу. Зимой дым столбом – к морозу. Зимой лошадь ложится – к теплу, перед снегом. Лошадь фыркает к теплу. Животные зимой. Собака лежит вытянувшись – к теплу. Собака катается – к снегу. Кошка в клубок – мороз на порог. Кошка крепко спит – к теплу. Кошка лежит брюхом вверх – к теплу. Кошка скребет пол, стену – на ветер, на метель. Кошка к печурке – стужа на двор. Гусь лапу поджимает – холод ожидает. Гусь (или ворона) под крыло нос прячет – к холоду. Гуси хлопают крыльями – к морозу. Куры хвостами вертят – быть метели. Курица на одной ноге стоит – к стуже. Курица ощипывается – к ненастью. Воронье под тучи – к ненастью.
Осенние потрепушки Сядет месяц на бугор, Обоймет колени. Упадет в её подол Последний лист осенний.
|