doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Народное творчество – источник обучения и воспитания
Народное творчество – источник обучения и воспитания

Автор: опытный методист, логопед Елена Евгеньевна Зуева
Аннотация: как бы нам с водой младенца не выплеснуть! Куда дели из нашего жутко "инновационного", насквозь "модернизированного" образования понятие, положенное "солнцем русской педагогики" - К.Д.Ушинским, в основу обучения, воспитания, созидания души человеческой?  Чем перед реформаторами провинился принцип "НАРОДНОСТИ"?  
Константин Мономах,  Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский... Великие  подвижники и просветители  призывали не отрываться от корней.
Через чистый незамутнённый источник, отмеченной благодатью народной культуры, ребёнок входит в сокровищницу культуры мировой! Именно так считал чешский педагог всемирно-исторического масштаба Ян Амос Коменский.
А мы что же? Если себя забудем, если в манкуртов обратимся, если детишкам не сможем передать святые заветы всемирно отзывчивой русско-российской культуры...
То грош нам всем цена! То имя нам - предатели! То детей мы своих обречём на незавидную долю изгоев без роду и племени...  То на нас прервётся духовная нить, связующая поколения... И будем мы прокляты во веки веков!
Народность - плацдарм отечественной культуры, отечественной педагогики. С этого плацдарма и начнём контрнаступление за будущее наших детей, за Россию!
Глубокая, сордержащая теоретический анализ, практические рекомендации статья. Эстетические чувства, эмоции; восхищение подлинной красотой мира; стремление к высшим, неутилитарным целям; обращение к сокровенному доброму началу в человеке; удивительная целостность, гармоничность; точность, ясность, лаконичность; изысканность (при кажущейся простоте) форм; правда жизни... Вот резерв, вот богатсво народной культуры! Её живые чарующие напевы так созвучны детской наивной, непосредственной, открытой Богу душе. Статья Елены Евгеньевны, несомненно,  принесёт пользу и родителям и педагогам.
М.Телегин

 

 

 


Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ – в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке – ясно, что идет от души. А душа народная добра, красива, нравственна.

Сущность воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, во все времена
и во всех странах – это народность.

“Народ без народности – тело без души”. Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и дорогого она гибнет последней.

Отечественными психологами (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. О. Левитин и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему мир. Одним из средств обеспечивающих эту возможность, является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Использование его в народной педагогике основано на принципе интеграции. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства становится глубже, эмоциональнее, если оно сопровождается восприятием форм поэтического творчества, отражающим народный быт, обычаи и традиции.

Искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Эмоции такого прекрасного. таинственного.

Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Они, как аккумуляторы, “ заряжают” душу нравственной энергией. Но далеко не всегда (ведь хорошие, добрые книги читают всем детям, но какими они вырастают разными при этой по своим чувствам и отношению к окружающему ) это происходи.

Главное – создать условие, после активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявились в окружающей реальности. Нужно научить ребенка осознанно относится к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознания ребенка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами. Вечные вопросы, волнующие человека: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоят злу; как стать терпимым и бескорыстным.

Народная поэзия представлена одним из величайших духовных богатств – фольклорным. Фольклор – это художественная, народная педагогика.

Ни одна система воспитания, кроме фольклорной, на берет за основу тот самый <<критический период развития>> ребенка, в котором, как утверждают специалисты, и <<происходит решающая загадка звуковой информации>>. Решающая – на всю жизнь.

И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная <<шумиха>>, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Как же научится играть в стихи со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое, смешное, устрашающее и дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – стихи, детская игровая проза, свой особый свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Из сравнения стихов, даже невольного сравнения, возникает новая игра – отгадать, что нового, необычного, необыкновенного придумал автор, кого он решил передразнить, что сосчитать, над чем посмеяться, и как он это сделал (К. Чуковский, Д. Хармс, Б. Заходер, Ю. Мориц, В. Левин). Чем чаще мы будем повторять стихотворение, тем больше увидим в нём загадок, шуток, перевертышей, звукоподражании других игр.

Фольклор, как народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятие пользы и красоты в нем нерасторжимы. В детском фольклоре эта нерасторжимая связь пользы и красоты особенно ощутима, на ней основывается вся система художественного <<фольклорного>> воспитания. Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного, умственного воспитания

Психология детей, особые законы детской логики и воспитания – всё это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен , так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов. Это древнейший педагогический прием: повторение – мать учения. Цепочка повторов лучше всего способствует запоминанию, приучает к счету, позволяет осмысливать причинно – следственные связи.

Зная пословицы и поговорки, которые с детских пор учили народ, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам, <<написанным>> законам народной жизни, можно получить достаточно полное представление о возможностях фольклора, о его значении во всестороннем воспитании. Однако фольклорное воспитание – это еще и постижение языковых богатств, живой народной речи. Упрощать фольклорные тексты нет смысла, так как отсекаются незнакомые слова, которые и должны пополнять, обогащать словарный запас ребенка.

Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – все это заложено в фольклоре. Уверенно, что фольклор – это и есть искомая нами <<веков связующая нить>>, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалась она из поколения в поколение, из уст в уста, Да:

Порвалась дней связующая нить,

Как нам отрывки их соединить?

И мы верим, что через восхождение к прошлому!

Вспомним, сколько мы утратили за последние десятилетия. Прошли Золотой и Серебряный века нашей культуры и искусства. Что же ещё это может быть, как не запоздалый возврат к Прошлому. К сожалению, были выброшены образцы эмоциональной культуры, которые сложились в российских дворянских семьях, в патриархальной крестьянской семье и в маленьких провинциальных городках России.

Ребёнок вместе со взрослым через <<уроки сказки>> приобщается к образцам нравственной культуры, культуры сочувствования, вхождению в ситуации <<морального выбора>>, которые пытается разрешить самостоятельно или с героями книг.

У нас есть цель – научить ребенка пониманию<<языка эмоций>> в реальной жизни, то есть умению присматриваться к лицам и жестам человека и всего живого и одухотворенного человеком, к выразительности глаз, всматриваться в них и улавливать их изменчивость, вслушиваться в интонацию речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Мы надеемся заложить в ребенке основы обучения своевременно, адекватно и на эстетическом уровне, чтобы он умел наполнять теплотой и гуманным отношением к другим собственной эмоцией.

Различного рода чувства, эмоции возникают у ребенка по отношению к природным явлениям (живой и неживой природе), к предметам, созданным руками человека, в том числе и к произведениям искусства, к другим людям и общественным событиям и, наконец, к себе самому.

Педагогический опыт позволяет сделать выводы, что процессы воспитания и обучения детей необходимо больше доверять народной педагогике, и очень скоро создадим общество духовно богатых, эмоционально ярких и нравственно сложившихся личностей.


Приведём потешек, дразнилок, примет времени года используемых на логопедических занятиях

 

Детушек воспитать – не курочек пересчитать.

Доброта без разума пуста.

Пусти детей по воле – сам будешь в неволе.

Не давай повадки, чтоб не было повадки.

Смолоду прореха – под старость дыра.

Потачка портит и собачку.

Детей учить - не лясы точить.

Верная указка не кулак а ласка.

Неразумная опека хуже беспризорности.

Детятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Акуля! Что шьешь не оттуля?

А я, матушку, ещё пороть буду.

Ах, ты, моя кралечка.

Дал ба тебе пряничка,

Да ломаного нет.

Пеки блина!

Рада бы печь, да нет муки!

Ну, нет муки, так и не пеки!

Где кисель, там и присел,

Где пирог, там и лег.


Люблю, кума, как я у тебя,

А как ты у меня, так смерть моя.


Двоюродный кисель на троюродной воде.


Не суйся, середа, прежде четверга.


Спал без задних ног,

Встать никак не мог


Где пирог с грибами, там и мы с руками,

А где кнут с узлом, там прочь – бегом.


Зима (приметы)

Туманный круг около солнца – к метели.

Зимой кольцо вокруг солнца или луны предвещает продолжительные метели с морозами.

Зимой дым без ветра бьет к земле – к снегу.

Зимой дым столбом – к морозу.

Зимой лошадь ложится – к теплу, перед снегом.

Лошадь фыркает к теплу.

Животные зимой.

Собака лежит вытянувшись – к теплу.

Собака катается – к снегу.

Кошка в клубок – мороз на порог.

Кошка крепко спит – к теплу.

Кошка лежит брюхом вверх – к теплу.

Кошка скребет пол, стену – на ветер, на метель.

Кошка к печурке – стужа на двор.

Гусь лапу поджимает – холод ожидает.

Гусь (или ворона) под крыло нос прячет – к холоду.

Гуси хлопают крыльями – к морозу.

Куры хвостами вертят – быть метели.

Курица на одной ноге стоит – к стуже.

Курица ощипывается – к ненастью.

Воронье под тучи – к ненастью.

Осенние потрепушки

Сядет месяц на бугор,

Обоймет колени.

Упадет в её подол

Последний лист осенний.