doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Механизм работы по ФГТ дошкольного общего образования (программа повышения квалификации работников образования)
Механизм работы по ФГТ дошкольного общего образования (программа повышения квалификации работников образования)


Автор: доцент МГППУ Телегин М.В.

Аннотация:
эта Программа повышения квалификации педагогов дошкольного образования начала реализовываться в Юго-Восточном Округе Москвы в 2011 – 2012 учебном году.
Более подробно об отношении к ФГТ автор пишет в разделе нашего сайта «Что такое ФГТ?»; статьях «Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять», «Федеральные государственные требования (ФГТ): made in USA», «Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами».    
 
Пояснительная записка

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство педагогов с:
- теоретическими основаниями и принципами проектирования ФГТ;
- содержанием ФГТ;
-психолого-педагогическими механизмами реализации ФГТ;
- современными, инновационными программами дошкольного образования;
Автор проводит динамичное, многомерное сравнение имеющихся (традиционных) и инновационных программ дошкольного воспитания, выявляют ограничения традиционной педагогики, доказывают необходимость и возможность «личностно-ориентированной», «детоцентрированной» «педагогики сотрудничества», сочетающей в творческом синтезе лучшие достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической мысли.

Цель курсовой подготовки: обеспечивать подготовку педагогических работников к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; ориентировать воспитателей ДОУ на профессиональные и  ценностные установки, цели и задачи, определенные ФГТ; познакомить слушателей с  содержанием и теоретическими основаниями ФГТ, идеями деятельностной, культурно-исторической психологии, личностно-ориентированной, гуманистической педагогики; сформировать педагогические компетенции, позволяющие осуществлять подлинное диалогическое, субъект-субъектное развивающее общение с детьми дошкольного возраста. 

 

 

 

Содержание программы


Раздел 1. Теоретические основы  ФГТ. Содержание ФГТ

Тема 1.1. Что такое ФГТ? Развивающее образование дошкольников как приоритет ФГТ

Психолого-педагогическая характеристика актуальной социальной ситуации развития дошкольников: о необходимости реформирования дошкольного образования. Документы, принятые на Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ВОДМВ). Опыт реформирования дошкольного образования в развитых странах Запада, Китае, странах СНГ. История разработки и принятия ФГТ. Приказ Министерства Образования и Науки № 655.
Содержание ФГТ: общие положения; требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования («три Т»). Сопоставление ФГТ с традиционной парадигмой дошкольного обучения и воспитания («Программой обучения и воспитания в детском саду»).
Принципы проектирования ФГТ (краткий анализ, в сопоставлении с традиционной парадигмой организации обучения и воспитания дошкольников): игра как «ведущая деятельность» дошкольников; ориентация на организацию совместной деятельности, равноправного (симметричного) партнёрского взаимодействия между субъектами процесса развития детей; «детоцентрированность»; всемерная индивидуализация процесса развития ребёнка; предоставление максимальной свободы выбора траекторий развития; комплексность содержания (ликвидация жёсткого «предметного» подхода к проектированию содержания); опора на спонтанный опыт (спонтанные, житейские понятия детей) в процессе организации детской деятельности; построение «зоны ближайшего развития» для складывающихся психических новообразований дошкольников; «рамочный», а не «директивный» характер программ дошкольного образования, построенных в соответствии с ФГТ.    «Развивающее образование» как приоритет ФГТ.
ФГТ: карта угроз, возможные негативные последствия, возникающие при реализации программ дошкольного образования, построенных в соответствии с ФГТ. Необходимость взвешенных, продуманных, экспериментально подтверждённых решений; способы минимизации рисков, связанных с внедрением ФГТ в образовательную практику российского дошкольного образования.


Тема 1.2. Психолого-педагогические основания ФГТ: культурно-историческая, деятельностная психология; гуманистическая педагогика сотрудничества

Психологические основания ФГТ. Отечественная психология – современным воспитателям.  Некоторые положения Культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) как теоретическое основание ФГТ. Идея знаковой опосредствованности высших психических функций. Идея интериоризации генетически совместной деятельности. Роль знака, второй сигнальной системы (речи, языка) в психическом развитии дошкольников. О «спонтанных понятиях», как «материале» наглядно-образного мышления дошкольников. О различиях между «спонтанными» и «научными» понятиями. Генез и развитие спонтанных понятий детей в дошкольном возрасте. Типология спонтанных понятий дошкольников по Л.С. Выготскому.  О «зоне ближайшего развития». О принципе развивающего обучения: «обучение ведёт за собой развитие». Л.С.Выготский, А.Р.Лурия о роли игры в психическом развитии дошкольника. Л.С.Выготский о кризисе 7-ми лет. О возникновении произвольности поведения у дошкольников. Об «интеллектуальном моменте, вклинивающимся» (Л.С.Выготский)  между аффектом, желанием («хочу») и требованиями социума, поведением («надо») ребёнка. Произвольность как опосредствованность. 
Возрастная периодизация психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Предметно-манипулятивная игра как ведущая деятельность ребёнка младшего возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность старшего дошкольника. Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Единство деятельностных и понятийных аспектов сознания. «Житейский тип обобщения» у дошкольников. «Элементарное, житейское обобщение» как выявление «общего, в смысле, схожего». «Чувственное созерцание», представление, «образ мира» ребёнка-дошкольника. Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста.
Некоторые положения зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Дьюи, А.Н. Перре-Клермон и др.) и ФГТ. Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре – Клермон). Эгоцентризм и социализация. Преодоление личностного и познавательного эгоцентризма. Социо-когнитивный конфликт, как метод формирования творческого мышления у старших дошкольников. Концепция социального взаимодействия.
Идеи Джона Дьюи и Джерома Брунера и ФГТ.
Теория амплификации (обогащения) детского развития (А. В.Запорожец) и ФГТ.  А.В.Запорожец о наглядно-действенном, наглядно-образном и понятийном, словесно-логическом мышлении. Об уровне развития представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста. О художественных образах и эмоциональных представлениях у детей дошкольного возраста. Язык как «орудие формирования и развития представлений».
Социально-генетическая психология (В.В.Рубцов) и ФГТ. Коммуникативно-знаковая среда современного ДОУ. Детализированная типология спонтанных понятий детей (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Психологическая модель полноценного развивающего, воспитательного (сократического) диалога с дошкольниками (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Психологическая модель учебного (позитивно-манипуляционного диалога), позволяющего в плане «умных образов», метафор, аналогий и креатвных переносов иносказательно транслировать дошкольникам некоторые элементы теоретического знания. Диалог как средство развития теоретических образных элементов в мышлении дошкольников. В.В.Рубцов о педагоге, способном реализовывать новые ФГТ.
Педагогические основания ФГТ. Развивающая коммуникавтивно-знаковая среда ДОУ. Педагогика сотрудничества. «Личностно-ориентированная», «детоцентрированная» педагогика. Дошкольник как субъект воспитания и обучения. Субъект-субъектное взаимодействие детей и педагогов в процессе развития (обучения и воспитания) ребёнка. Воспитательный, развивающий, дидактический диалог. Диалогические программы развития дошкольников в России и мире. Создание «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для спонтанных понятий и мировоззренческих представлений дошкольников.
Гуманизация педагогического процесса: актуальное состояние и перспективы.


Тема 1.3. Инновационные принципы организации развития дошкольников: индивидуализация, интеграция содержания; учёт спонтанного опыта; вариативность; амплификация     


Принципы проектирования ФГТ (развёрнутый, подробный анализ). Миссия инновационного образования.
Новые подходы к  проектированию содержания дошкольного образования. Что должно войти в содержание дошкольного образования? (проблемный блок).
О личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя с детьми. О компетенциях («промежуточных результатах освоения программы») и ЗУНах. О «конспективных» и «рамочных» программах в ДОУ. Об интегрированном содержании образовательных программ. «Образовательные области» и «предметный подход». Об индивидуализации, построении «индивидуальной траектории развития ребёнка», всемерном учёте спонтанного, житейского опыта детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. О создании «зоны ближайшего развития» для «живого» (В.П.Зинченко) знания ребёнка.  О вариативности, возможности выбора. Об амплификации, «непреходящей ценности каждого периода дошкольного детства».
Новые подходы к планированию работы ДОУ. Занятия или «организация деятельности детей»: в дискуссионном ключе (нужны ли занятия в старшем дошкольном возрасте; какие занятия необходимы дошкольнику)?
Воздействовать на ребёнка целостно: эмоциональное, волевое, этическое, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольника (теоретические аспекты). Экспертиза образовательной среды ДОУ. Вовлечение родительской общественности в работу ДОУ. Мониторинг успешности внедрения программ, построенных в соответствии с ФГТ.


Раздел 2. Специфика современных детей дошкольного возраста; механизмы реализации ФГТ


Тема 2.1. Психолого-педагогические особенности современных детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития современного дошкольника. Дошкольное детство в современной России – структуры повседневности и их влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Влияние социальных институтов (семья, ДОУ, СМИ) на развитие современного дошкольника.
Негативные тенденции в развитии дошкольников. Снижение показателей психического и физического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников; снижение общего уровня развития, низкие показатели развития игры и произвольности, трудности в коммуникационной сфере, общении со сверстниками.
 Дети и сверхнасыщенная информационная среда. «Даже сильную голову можно сломать» (И.П.Павлов). О необходимости дозирования информационных потоков.  Проблема вытеснения игры из возрастной нормы развития современного дошкольника.
Снижение доступа к высокой культуре из-за низкого социально-экономического статуса, дефицита времени и т.д. Проблема сиротства и социального сиротства. Проблема жестокого обращения с детьми. Проблема нормы в современной педагогической психологии дошкольного детства. Приоритеты развития современного дошкольника.
Потребностно-мотивационная сфера дошкольников. Интересы дошкольников.
Агрессия в дошкольном детстве.
Размеренный, упорядоченный быт – как важнейший ресурс защищённого развития современных дошкольников.
 Специфика становления личностной сферы детей дошкольного возраста. Когнитивное развитие современного дошкольника. Формирование основ произвольного поведения детей дошкольного возраста. Психологические особенности самоконтроля и самооценки у современных старших дошкольников. Межличностные взаимоотношения современных дошкольников.
Психолого-педагогическая характеристика мировоззренческих представлений (М.В.Телегин, А.А.Марголис) детей дошкольного возраста. Эстетические чувства современного дошкольника.
Основные задачи развития в дошкольном возрасте. Реальные возможности и интересы современного дошкольника.

Тема 2.2. Потенциал традиционных методов воспитания и обучения в инновационном детском саду


Традиционный (ЗУНовский) подход к проектированию содержания образования. Должна ли программа ДОУ содержать перечисление культурных образцов и эталонов, которыми непременно должен овладеть дошкольник? (проблемный блок). Педагогическая деятельность – как целенаправленная активность. Дескрипция целей педагогической деятельности через «ЗУНы» и «компетенции» - что лучше ориентирует педагога? (проблемный блок). 
Традиционный подход к организации ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игры. Организация предметно-манипулятивной игры. Организация сюжетно-ролевой игры. Организация игр по правилам. Организация дидактических игр.
Педагогическое наставление. Воспитание личным примером. Режимные моменты, размеренный, упорядоченный быт, как фактор воспитания. Традиционные методы физического и эстетического воспитания.
Как просто рассказать детям о сложном? Теоретическое образное мышление как «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Объяснительно-иллюстративный метод в обучении детей дошкольного возраста. 
Необходимость оптимального сочетания современных и традиционных методов воспитания в инновационном детском саду.


Тема 2.3. Инновационные методы воспитания и развития детей дошкольного возраста; программы, реализующие ФГТ


Педагогическое сопровождение становления основных психологических новообразований дошкольного детства. Организация совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Развитие инициативности, субъектности дошкольника.
Последние достижения отечественной и зарубежной психологической науки и педагогической практики в области организации развивающих игр детей. Организация свободных игр. Организация обучающих игр. Организация взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых в процессе обучения и воспитания.
Активизация исследовательской деятельности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Активные методы когнитивного развития дошкольников. Обучение основам проектирования. Создание психолого-педагогических условий для становления креативных, рефлексивных компонентов в мышлении дошкольника.
Методы выявления и актуализации спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Типология спонтанных (житейских понятий). Педагогические технологии «доращивания» спонтанных понятий до уровня культурных; наполнения спонтанных понятий детей некоторыми теоретическими признаками.
  Воспитательный (мировоззренческий) диалог с детьми дошкольного возраста. Дидактический диалог с детьми дошкольного возраста.
Методы развития и воспитания детей в Вальдорфской и Монтессори-педагогике (критический анализ, невозможность прямолинейного переноса в отечественный детский сад, неэффективность слепого копирования).
Принципы проектирования американских и международных программ  «Step by step» (США), «Head start», и принципы проектирования инновационных программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ: неслучайные совпадения. Программа «Сообщество» и ФГТ.
Виды дошкольных программ. Комплексные и парциальные (специализированные) программы дошкольного образования.
«От рождения до школы» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа «Развитие». Программа «Детский сад-дом радости». Программа «Золотой ключик». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Радуга».   Программа «Воспитательный диалог». Проблема выбора образовательной программы.
Создание условий для реализации программы: теоретическое ознакомление по различным возрастным группам; создание развивающей предметной среды, специфичной для выбранной программы; подбор дидактического материала; диагностическое обследование детей; разъяснительная работа с родительской общественностью; проведение обучения педагогов; деятельностное освоение образцов работы по программе; рефлексия, анализ, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов; консультации и открытые мероприятия для родителей; трудности переходного периода, адаптации к новой программе.

 

Примерная тематика рефератов

1. Проектирование воспитательного мероприятия в соответствии с ФГТ (для детей средней группы).
2. Проектирование воспитательного мероприятия в соответствии с ФГТ (для детей старшей группы).
3. Проектирование воспитательного мероприятия в соответствии с ФГТ (для детей подготовительной группы).
4. Проектирование работы с родителями в соответствии с ФГТ.
6. Организация деятельности детей в соответствии с ФГТ (младший дошкольный возраст).
7. Организация деятельности детей в соответствии с ФГТ (в средней группе ДОУ).
 8. Организация деятельности детей в соответствии с ФГТ (в старшей группе ДОУ).
9. Организация деятельности детей в соответствии с ФГТ (в подготовительной группе ДОУ).
10. Психологические основания ФГТ.
11. Культурно-историческая, деятельностная психология и ФГТ.
12. Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: потенциал и ограничения.
13. Педагогические основания ФГТ.
14. Педагогика «свободного воспитания» и ФГТ.
15. Принцип индивидуализации образования и ФГТ.
16. Комплексный и предметный подход при проектировании содержания дошкольного образования.
17. Рамочные и конспективные программы дошкольного образования: сопоставительный анализ.
18. Принцип «народности» (К.Д.Ушинский) образования и ФГТ.
19. Как в ФГТ реализуется ведущий принцип развивающего обучения («обучение ведёт за собой развитие» Л.С.Выготский)?
20. Психолого-педагогическая характеристика спонтанных (житейских) понятий дошкольников.
21. Современные диалогические методы развития детей дошкольного возраста.
22. Что такое воспитательный диалог?
23. Влияние воспитательного диалога на личностное и когнитивное развитие  старших дошкольников.
24. Психолого-педагогическая модель полноценного развивающего, воспитательного диалога.
25. Оценка успешности развития ребёнка (в соответствии с ФГТ).
26. Теория амплификации детского развития и ФГТ.
27. Советская программа «Обучения и воспитания в детском саду» в сопоставлении с «инновационными» программами.
29. Современные модификации объяснительно-иллюстративного метода в обучении и развитии старших дошкольников.
30. Трансляция дошкольникам некоторых элементов теоретического знания посредством «умных образов», сравнений, аналогий.
31. Теоретическое образное мышление старших дошкольников.
32. Занятия в инновационном детском саду: «за» и «против».
33. Работа с особыми контингентами детей в соответствии с ФГТ.
34. «Компетентностный» и «ЗУНовский» подходы при проектировании содержания и методов работы в современном ДОУ.
35. Современный дошкольник: какой он (психолого-педагогическая характеристика личностной и когнитивной сферы).
36. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ.
37. ФГТ – «карта угроз»  (возможные негативные последствия введения ФГТ, способы минимизации рисков).
38. ФГТ и мировой опыт реформирования дошкольного образования.
39. Диалектика поощрения и наказания, «ускорения» и «конфликтного торможения» при воспитании современного дошкольника.
40. Воспитание произвольности поведения в современном детском саду.
41. Диагностические методы анализа развития современных дошкольников. 
 

 
Список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения

Литература
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2011.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010.
3. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010.
5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-синтез, 2009 – 2010.
6.  Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.
7. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
9. Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Е.Г.Юдиной. М.: МГППУ, 2007.
       10. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2007.
11. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
12. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
13. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
14. Телегин М.В. Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №11. С. 6 – 24.
15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При подготовке программы использованы материалы сайтов: www.p4c.ru www.mtelegin.ru