Гжельская роспись (проект занятия со старшими дошкольниками) |
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: 2) познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; 3) обратить внимание детей на её необычный колорит; 4) учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цветы, кайма; 5) учить детей рисовать кайму, а в центре цветок с лепестками («гжельская роза»); 6) вспомнить с детьми характерные особенности разных видов декоративно-прикладного искусства, с которым мы уже познакомились: филимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись (золотая хохлома). МАТЕРИАЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Занятия проводилось в мини-музее детского сада «Красная изба» под р.н.музыку «Светит месяц…». ХОД ЗАНЯТИЯ «Здравствуйте, гости дорогие, проходите, присаживайтесь поудобнее, чтобы вам было хорошо видно и хорошо слышно. Желаем вам здоровья, семейного счастья, да радости». После того, как дети поприветствуют гостей, педагог собирает их возле себя и говорит о том, что у них сейчас будет небольшая экскурсия по местам народных промыслов, с которыми они уже познакомились. Затем подводит их к столику, где расположены Филимоновские игрушки – свистульки, спрашивая детей о том, каких мастеров и откуда эти игрушки.
Педагог: Хорошо, дети, а скажите нашим гостям, какие элементы филимоновской росписи использовали народные мастерицы? Ребёнок: Все фигурки по обожженной глине разрисовали полосами: красными, жёлтыми, синими, зелёными на белом фоне, ещё точки, ёлочки. От этих полос в глазах рябит, как от солнышка. Педагог: Ну, а какие были игрушки, нам уже перечислили Педагог: Ну, а теперь, ребята, подойдём вот сюда (подводит к полочке, где расположены промыслы дымковской росписи). Педагог: А спрошу вас, что же это за промысле? Чьих мастеров? Педагог: Спасибо. Да, Дымковская слобода находится за широкой рекой. Там и лепили из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь, индюков, похожих на жар-птиц, коней. В городе Вятке раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный праздник был. Весь город 3 дня гулял с музыкой, с качелями, каруселями, с плясками, песнями, с непрерывным заливистым свистом. Оглашалась свистом вся округа, потому и прозвали праздник «Свистунья». Каждая семья покупала на ярмарке дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стёклами, они украшали дома. Эти игрушки необыкновенно нарядны! Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её разными оборками, волнами, накладными цветами. Дальше – обжиг в печах, побелка. Роспись – только по белёному. Краски особенные – яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги. Педагог: Ребята, скажите, а какие элементы узора используются в Дымковской росписи? Дети: Используются пять основных элементов: круги, волнистые линии, точки, горошины и клетки. Педагог: А какие краски используют мастерицы? Дети: Краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Педагог: А ещё, чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, Дымковские игрушки после росписи, покрывают тонким слоем яичного желтка. А потом довольно «хитрая работа» - «сажать золото». Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам – на кокошник, оленям – на рога , и т.д. И засветились игрушки! Педагог: А помните, мы с вами учили на занятиях стихотворение о селе Дымково: «Дым идёт из труб столбом…» Кто прочёт, пожалуйста! Ребёнок читает: Педагог: Спасибо, очень хорошо, но мы больше не будем задерживаться и пойдём к другим мастерам ( подходит к полке, где находится Хохлома). Спрашивает: А, что же это за промысел? Что за красавица роспись? Дети (хором): Это Золотая Хохлома. Педагог: Ну, а кто, ребята расскажет, где же этот промысел родился? Ребёнок: Издавна делали да расписывали посуду в заволжских деревнях: Сёмино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут её хохломской. А почему? Катят гружённые подводы вдоль малой речки Узолы. Погромыхивает деревенский товар. Везут его в большое село Хохлому. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Так и повелось – Хохлома, да Хохлома. Вот и зовут по сей день золотую утварь Хохломской. Педагог: Правильно. А хотите узнать, как же началось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу птица-жар. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи идёт от древних мастеров-живописцев. Педагог: Скажите, дети, а какие характерные особенности элементов в хохломской росписи? Дети: Это завиток, ягода, Кудрина, листья, цветы и травка. Педагог: А какие краски используются? Дети: Роспись на чёрном или золотом фоне, используются краски белого, жёлтого, зелёного цветов. Педагог: Хорошо, мы познакомились с вами с Хохломой. А кто прочтёт стихотворение о Хохломе, которое мы учили на занятиях в группе? Ребёнок: Педагог: А теперь отправимся к мастерам чудесной росписи Гжель (подводит детей к полочкам, где находятся предметы Гжельской росписи). Вы с ней немного знакомы, так как вы готовили праздничный концерт для наших мам «Русский сувенир». Дети: Да. Педагог: Так же мы вас чуть-чуть познакомили с особенностями Гжельской росписи, да? Дети: Да. Педагог: Полюбуйтесь на гжельскую посуду и скажите, какой основной цвет используют мастера? Дети: Это белый фон и сине-голубые цвета, кайма. Педагог: А сейчас я вам расскажу о мастерах гжельской росписи. Совсем близко, под Москвой в Раменском районе (село Гжель) ещё в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской белой-белой глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «Гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формировалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки лепили вручную. Потом изделие обжигали при температуре – 1200 С. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья, написанные чёрным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенно тёмно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз, когда на них смотришь. Правда, дети? Красива и нежна гжель, как ясное небо, как белая лебёдушка. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? Дети: Это «гжельская роза». Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми видами народных промыслов. Но в нашем мини-музее есть ещё незнакомые вам предметы народных умельцев «Городца» и «Жёстово». Но с ними мы познакомились в подготовительной группе. Хорошо? Дети: Да. Педагог: Давайте для гостей споём песню о Гжели, которую вы исполняли для ваших мам. Дети: исполняют песню «Гжель». Педагог: Молодцы, ребятам» Мы знаем с вами, что элементами рисования Гжели являются синий цветок и синий завиток. Сейчас я хочу пригласить вас в ИЗО студию и попросить расписать гжельской росписью салфеточки в подарок нашим гостям. Хорошо? Дети: Да. Педагог показывает приёмы рисования гжельской синей розы, ветки, листьев, завитков и каймы.
Тема: Рисование «гжельской розы» на салфеточке. Содержание: Учить детей приёмам рисования «гжельской розы». Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству. Материал: Иллюстрации «Гжель», гжельская посуда с узором «роза», гуашь белая и синяя, круг белого цвета, диаметром 30 см. Методические приёмы: Рассматривание с детьми узора «роза». Повторение правил составления оттенков цветов. Частичный показ педагогом гжельского мазка.
|