Автор: Телегин М.В.
Аннотация: предлагаем Вашему вниманию программу семинара, адресованного управленцам, старшим воспитателям, воспитателям и психологам детских дошкольных учреждений. Семинар может быть реализован на Вашей базе, примерная продолжительность – 12 часов. По всем интересующим вопросам обращайтесь к автору по электронному адресу:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
1.Краткая аннотация семинара: в условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство педагогов с: - теоретическими основаниями и принципами проектирования ФГТ; - содержанием ФГТ; - конкретными программами, реализующими ФГТ; - адекватными актуальному и перспективному социальному запросу, современными методами и формами организации воспитания и развития детей в различные периоды дошкольного детства. Автор проводит динамичное, многомерное сравнение имеющихся (традиционных) и инновационных программ дошкольного воспитания, доказывает необходимость и возможность «личностноориентированной», «детоцентрированной» «педагогики сотрудничества», сочетающей в творческом синтезе традиционную и инновационную парадигмы, лучшие достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической мысли.
2. Цель семинара: знакомство слушателей с содержанием и теоретическими основаниями ФГТ, идеями деятельностной, культурно-исторической психологии, личностноориентированной, гуманистической педагогики; формирование педагогических компетенций, позволяющих осуществлять подлинное диалогическое, субъект-субъектное развивающее общение с детьми дошкольного возраста. 3. Об авторе семинара: Телегин Михаил Владимирович – дважды лауреат Премии «Грант Москвы» в области образования, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель лаборатории «Философия для детей» МГППУ, автор программы «Воспитательный диалог» Подробнее: www.mtelegin.ru и www.p4c.ru
4. Содержание семинара
Раздел 1. Содержание и теоретические основы ФГТ
Тема 1.1. Что такое ФГТ? ФГТ: от традиции к инновациям Психолого-педагогическая характеристика актуальной социальной ситуации развития дошкольников: о необходимости реформирования дошкольного образования. История разработки и принятия ФГТ. Содержание ФГТ. Сопоставление ФГТ с традиционной парадигмой дошкольного обучения и воспитания. Принципы проектирования ФГТ.
Тема 1.2. Психолого-педагогические основания ФГТ Психологические основания ФГТ. Отечественная психология – современным воспитателям. Некоторые положения Культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) как теоретическое основание ФГТ. Идея знаковой опосредствованности высших психических функций. Идея интериоризации генетически совместной деятельности. О «спонтанных понятиях», как «материале» наглядно-образного мышления дошкольников. Возрастная периодизация психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Предметно-манипулятивная игра как ведущая деятельность ребёнка младшего возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность старшего дошкольника. Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Единство деятельностных и понятийных аспектов сознания. Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста. Теория амплификации (обогащения) детского развития (А. В.Запорожец) и ФГТ. Некоторые положения зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Дьюи, А.Н. Перре-Клермон и др.) и ФГТ. Педагогические основания ФГТ. Развивающая коммуникавтивно-знаковая среда ДОУ. Педагогика сотрудничества. «Личностноориентированная», «детоцентрированная» педагогика. Дошкольник как субъект воспитания и обучения. Субъект-субъектное взаимодействие детей и педагогов в процессе развития (обучения и воспитания) ребёнка. Воспитательный, развивающий, дидактический диалог. Диалогические программы развития дошкольников в России и мире. Создание «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для спонтанных понятий и мировоззренческих представлений дошкольников.
Тема 1.3. Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в ФГТ О компетенциях («промежуточных результатах освоения программы») и ЗУНах. О «конспективных» и «рамочных» программах в ДОУ. Об интегрированном содержании образовательных программ. «Образовательные области» и «предметный подход». О построении «индивидуальной траектории развития ребёнка», всемерном учёте спонтанного, житейского опыта детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. Воздействовать на ребёнка целостно: эмоциональное, волевое, этическое, эстетическое, патриотическое воспитания дошкольника (теоретические аспекты).
Раздел 2. Практические аспекты реализации ФГТ
Тема 2.2. Практические способы реализации ФГТ для детей раннего возраста (первая и вторая группы детей раннего возраста) Возрастные особенности. Организация жизни детей. Режим дня. Содержание психолого-педагогической работы. Воспитание в играх-занятиях. Развитие речи. Развитие движений. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное воспитание. Чтение художественной литературы. Занятия с дидактическим материалом. Планируемые промежуточные результаты.
Тема 2.3. Практические способы реализации ФГТ для детей младшего возраста (первая и вторая младшие группы) Возрастные особенности. Организация жизни детей. Режим дня. Содержание психолого-педагогической работы. Познавательно-речевое развитие. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Примерное комплексно-тематическое планирование. Культурно-досуговая деятельность. Музыкальное воспитание. Чтение художественной литературы. Занятия с дидактическим материалом. Планируемые промежуточные результаты.
Тема 2.4. Практические способы реализации ФГТ для детей младшего возраста (средняя группа) Возрастные особенности. Организация жизни детей. Режим дня. Содержание психолого-педагогической работы. Примерное комплексно-тематическое планирование. Физическое развитие. Социально-личностное развитие. Познавательно-речевое развитие. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. Развитие спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие продуктивной деятельности. Приобщение к изобразительному искусству. Культурно-досуговая деятельность. Музыкальное воспитание. Чтение художественной литературы. Занятия с дидактическим материалом. Формирование патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Планируемые промежуточные результаты.
Тема 2.5. Практические способы реализации ФГТ для детей младшего возраста (старшая группа) Возрастные особенности. Организация жизни детей. Режим дня. Содержание психолого-педагогической работы. Примерное комплексно-тематическое планирование. Физическое развитие. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Социально-личностное развитие. Развитие сюжетно-ролевых игр, формирование способности к сюжетосложению. Обучение играм по правилам, дидактическим, театрализованным играм, играм-драматизациям. Развитие трудовой деятельности. Формирование представлений о социальном смысле труда, о труде взрослых. Познавательно-речевое развитие. Сенсорное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. Развитие спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Формирование логических и креативных компонентов в мышлении детей. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие продуктивной деятельности. Приобщение к изобразительному искусству. Сюжетное и предметное рисование. Лепка. Аппликация. Культурно-досуговая деятельность. Музыкальное воспитание. Чтение художественной литературы. Занятия с дидактическим материалом. Формирование патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Планируемые промежуточные результаты.
Тема 2.6. Практические способы реализации ФГТ для детей младшего возраста (подготовительная группа) Возрастные особенности. Организация жизни детей. Режим дня. Содержание психолого-педагогической работы. Примерное комплексно-тематическое планирование. Физическое развитие. Обогащение двигательного опыта. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Социально-личностное развитие. Развитие сюжетно-ролевых игр, формирование способности к сюжетосложению. Обучение играм по правилам, дидактическим, театрализованным играм, играм-драматизациям. Развитие трудовой деятельности. Формирование представлений о социальном смысле труда, о труде взрослых. Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Формирование уважительного отношения к старшим. Познавательно-речевое развитие. Сенсорное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. Развитие спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Формирование логических и креативных компонентов в мышлении детей. Формирование мотива к теоретическому освоению действительности. Развитие теоретического образного мышления детей. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие продуктивной деятельности. Приобщение к изобразительному искусству. Сюжетное и предметное рисование. Лепка. Аппликация. Культурно-досуговая деятельность. Музыкальное воспитание. Чтение художественной литературы. Занятия с дидактическим материалом. Формирование патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Планируемые промежуточные результаты.
Литература 1. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. 2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010. 3. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007. 4. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3. 5. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. 6. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009. 7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. Т.1. М., 1974. 8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|