doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Что такое ФГТ? Что делать в условиях внедрения ФГТ?
Что делать настоящим воспитателям в условиях внедрения ФГТ? (10 тезисов)

Автор: Телегин М.В.

Аннотация: недавно в трёх городах гостеприимной республики Башкирия (Толбазы, Мелеуз, Кумертау) в рамках учебных семинаров по теме: «Как воспитать Человека: традиции, инновации (ФГТ и ФГОС), практика», мне посчастливилось пообщаться с замечательными педагогами, высокими профессионалами, настоящими энтузиастами, подвижниками благородного педагогического труда. Вопросы, встречи… Высказанное и невысказанное. Захотелось договорить, расставить акценты. Так и появились на свет эти злободневные тезисы. Башкирия, спасибо, и до новых встреч!

 

 

1. В целом ряде материалов  я не раз критиковал ФГТ, пытался составить точную «карту угроз», показать системный характер негативных последствий преднамеренного разрушения традиционного детского сада.
Подробнее смотрите статьи:
- «Федеральные государственные требования (ФГТ): made in USA»; http://mtelegin.ru/pedagogika/fgtusa
-     «Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять»;
http://mtelegin.ru/tradition/detsad
-    «Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами»;
http://mtelegin.ru/pedagogika/sovetprog
-          «Проблемы и перспективы реализации ФГТ».
http://mtelegin.ru/pedagogika/fgt-plan

2. Не впадать в уныние и не отчаиваться! Исход битвы не предрешён. Вспомните, в 1989 – 2004 годах, молекулярное, вязкое, упорное сопротивление педагогов на местах уже останавливало реформаторский блицкриг, позволило нам перегруппироваться, осмотреться, понять суть происходящего, выработать противоядие, перейти в контрнаступление.

3. Тянуть время (а там, глядишь или шах, или ишак…). Огрызаться. Высмеивать дурь несусветную. Бороться с несправедливостью. За равный доступ к качественному образованию. За образование для всех!
Вести разъяснительно-пропагандистскую работу в родительской среде. Объяснять молодым коллегам, что мы имели лучший в мире, подлинно развивающий детский сад… А можем получить дорогущую «камеру хранения» («день прошёл, и слава Богу»)… Где предоставленные сами себе дети (теория «свободного воспитания»)  рискуют превратиться в расторможенных, неспособных к систематическому усилию и произвольному поведению, неготовых к школьному обучению  эгоцентристов, с хаотизированным сознанием. Впрочем, такой «инновационный», «новый» детский сад  предназначен не всем, он задумывается для «бедных». То есть для 80% населения России. А для «вписавшихся в рынок», для самопровозглашённой элиты («два мира, два детства», «разные коридоры»,  «траектории развития») совсем другое дело! Такие вот «одарённы» детишки, такая вот социал-дарвинистская «индивидуализация» рыночного образования.

4. Уверен, в «элитных садах» не откажутся от занятий с «узкими специалистами», от передачи детям ЗНАНИЙ, а не мифических компетенций, от тщательного планирования собственной образовательной деятельности.  Словом, в «элитном» детском саду, следуя пожеланиям вменяемых родителей, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, после некоторых метаний, НЕИЗБЕЖНО ПРИДУТ К ПОЧТИ ТЕМ ЖЕ ПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМ, ЧТО БЫЛИ В СОВЕТСКОМ ДЕТСКОМ САДУ. Естественно, со всякими модными прибамбасами, «рюшечками» и «бантиками». Ибо ничего лучшего просто не выдумано.
Возьмите некоторые прибалтийские республики, например, Эстонию.  Там означенный процесс идёт полным ходом. Традиционный детский сад для богатых (10% таких садов всего сохранилось, дорого). «Камера хранения» - квартира, с «детской садовницей» и несколькими маленькими затворниками – для простого люда. Не о таком ли «приближении» детского сада к «заказчику» мечтают лидеры российского «социально ориентированного» государства?


5.
ФГТ – «что дышло»,  документ аморфный, «рамочный», его можно трактовать весьма широко. Не дадим навязать нам протухший постмодернистский либерализм  от образования! Истолкуем ФГТ правильно, в пользу подрастающего поколения, в пользу России!


6. Опираясь на БУКВУ ФГТ, прикрываясь ФОРМОЙ ФГТ, по-партизански попытаемся отстоять ДУХ, ИДЕЮ, ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ИНТЕНЦИЮ (НАПРАВЛЕННОСТЬ) отечественного детского сада; сделать так, чтобы наш детский сад ПРОДОЛЖАЛ ВОСПРОИЗВОДИТЬ В НАШИХ ДЕТЯХ РУССКО-РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ (душевный и умственный склад), передавать великие эталонные образцы высокой отечественной и мировой культуры
!


7.
ФГТ – государственный документ. Знать, изучать, видеть сильные стороны! Мы против огульной критики, против критиканства, нам, как законопослушным гражданам, предстоит по ФГТ работать. Поэтому, требуется детальный анализ, нюансировка, ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. Вот и посмотрим, диалектически. Поищем ложку мёда в бочке дёгтя.

8. К здравым, дееспособным идеям, заложенным в ФГТ, я бы отнёс следующее:

а) всех «одним нумером» не обстрижёшь, под одну гребёнку не причешешь. Нужна РАЗУМНАЯ индивидуализация дошкольного образования

Комментарии
Это правильно! Сознание дошкольника критически зависимо от референтной сферы субъекта (ближайшее окружение ребёнка – родители, бабушки и дедушки, те, кто наиболее часто контактирует, подаёт пример). Сегодня, когда наш социум – один из самых разделённых в мире (по целому ряду важнейших признаков), когда «ядро народа»  подвергается диффузии, расщепляется, –  под сомнение берётся само понятие возрастной НОРМЫ.
Судите сами, зачастую, в одной и той же группе, при почти полном совпадении паспортного возраста, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ возраст детей разительно отличается. Таких значительных, запредельных расхождений раньше не было.
Мы уже не говорим о различии в аксиологических (ценностных) установках, о несовпадении требований к ребёнку, запросов и ожиданий со стороны родителей. Пестрота чрезвычайная. Аритмия полная. Семьи разные – и дети разные.  Что делать?

б)  обращать внимание на тот багаж, с которым ребятишки  приходят в ДОУ

Комментарии
«Прежде чем ребёнка воспитывать во всех отношениях, его надо узнать во всех отношениях». Наблюдать и активно выявлять (экстериоризировать) имеющийся у дошкольников опыт (спонтанные понятия, обыденные, житейские представления, эмоциональные и художественные образы, ценностные ориентации, элементы теоретического образного знания и т.д.). А как иначе? Изучить замочек, чтобы подобрать ключик.


в)
развивающий характер дошкольного образования. Пункт 2.4. ФГТ «Программа должна соответствовать принципу развивающего образования»

Комментарии
Слова о «развивающем» характере дошкольного образования - бальзам на сердце, их бы Богу в уши! Берите на вооружение! «Обучение ведёт за собой развитие», «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Впрочем, идею зоны ближайшего развития, ещё за 70 лет до Л.С.Выготского весьма красиво высказал известный «любомудр», писатель В.Ф.Одоевский, призывавший «встать на ту ступень, на которой стоит ребёнок, дать ему ручку, и повести за собой, соизмеряя свои силы с силами дитяти». Повести за собой! Воспитатель «не ждёт милости от природы», воспитатель – не «посредник», не «диспетчер», не «наблюдатель». Ишь, до чего додумались, воспитателя из детского сада вынести, унасекомить, за печку загнать, в сверчка запечного обратить, чтобы тихэнько там что-то тренькал, чтобы «не отсвечивал». Врёшь, не возьмёшь российского воспитателя! Воспитатель – активный субъект образовательного процесса, его  творец. Воспитатель – «вторая мама», «старший брат», «отец» ребятишкам. Воспитатель – сеятель («сеет разумное, доброе, вечное»), воспитатель воин («ведёт бой за душу ребёнка» Я.А. Коменский), ВОСПИТАТЕЛЬ – НАСТАВНИК. Так было, есть и будет!
Долой «заискивающее», «подпрашивающее», «чего изволите-с» обучение! У воспитателей собственная гордость! Воспитатели, верните же себе человеческое и профессиональное достоинство! Воспитатель – специалист, профессионал, он обязан не просто приспосабливаться к ребёнку, вечно прогибаться под изменчивый мир, а развивать дитя, учить и воспитывать, выступать полпредом культуры, проводником эталонных знаний, высоких морально-нравственных норм.
Воспитатели, бейте «развивающим» образованием по замшелой, прогорклой, реакционной теории «свободного воспитания»! Согласно теории «свободного воспитания», всё само собой сложится. В ребёнке, якобы, от рождения «заложено саморазвивающееся, живое начало». Воспитателю надлежит «не мешать». Обеспечить «развивающую среду», и  устраниться, предоставить всё «природе», «созреванию». Те же бредовые песни о «невидимой руке рынка», которая, дескать, сама экономику до небес подымет. Подняла? Посмотрите на богатеев, что же это они на «самодвижущуюся начало» и «божественную сущность» не очень надеются, а всё норовят своих отпрысков к логопеду отдать, что же они репетиторами да гувернёрами своих отпрысков плотно окружают. А для нас «сойдёт и так», мы лицом не вышли, наши дети как-нибудь, без удобрений, без развития, в придорожной канаве вырастут?
Если образование носит развивающий характер, значит, у воспитателя должна быть чёткая программа (не рамочная, а конспективная!).  Значит, у воспитателя должен быть ПЛАН развития (а как иначе, от простого – к сложному, преемственность и т.д.). Значит, должны быть предусмотрены сроки, что и к какому времени следует ребёнку усвоить, в чём состоит норма, ЧТО ИМЕННО, КАКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ нужно передать. Развивающее образование несовместимо со стихией, с махновщиной! «Воспитатель вместе с детьми, прямо на занятии выдумывает содержание и методы образования» - позор! Долой анархию, даёшь развитие!


г) деятельностный подход

Комментарии
Прекрасно! То, что нужно! Деятельностный подход – это наша Брестская крепость. Недавно спросил в одном «продвинутом» детском саду у одного «продвинутого менеджера»: «Чем это у вас сейчас дети занимаются?». Получил красноречивый ответ: «Детской деятельностью: кто-то кушает, кто-то руки моет, кто-то рисунок ваткой печатает, кто-то в туалетную комнату пошёл, у всех деятельность индивидуальная». Господи, что же это с нами стряслось, в какие же тартарары мы проваливаемся? Оторопь берёт. Страшно. Детей жалко.
Даже некоторые высокопоставленные управленцы (и таковых  немало!)  слыхом не слыхивали о деятельности, как НАУЧНОМ ПОНЯТИИ. Многим менеджерам с портфолио ни о чём не говорят имена С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Василий Васильевич Давыдов, Даниил Борисович Эльконин – вроде на слуху. А копни глубже… Лучше не копать.
А ведь деятельность – фундаментальная категория советской, шире, отечественной, да и мировой (Западная Европа , США, Япония, Латинская Америка) психологии.
«Деятельность – это целенаправленная активность». Как отмечал классик, самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что архитектор сначала разрабатывает проект, затем, возводит здание… А пчела, строит соты по форме своего глаза… Человек смотрит вперёд, – воплощает замысел, реализует поставленную цель, является полноправным субъектом, хозяином-распорядителем ситуации. А пчелу инстинкт подталкивает сзади.  Проектировщики ФГТ сказали «а», настаивают на деятельностном подходе к дошкольному образованию, так поможем же им промолвить «б», напомним, что ВОСПИТАТЕЛЬ не ПЧЕЛА, а АРХИТЕКТОР! Что воспитание – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А раз так, воспитателю нужна ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ!!! А не благоглупости, вроде, «да здравствует всё хорошее, да сгинет всё плохое».
Почитайте ФГТ, пункт 3.5., где описаны «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Разве эти напыщенные общие слова могут чётко и точно сориентировать педагога? Строить образовательный процесс, сообразуясь с подобными побасенками, всё равно что ориентироваться в собственном доме по карте Млечного пути. Перестаньте путать воспитателей!
Если капитан не ведает порт назначения, ни один ветер не будет попутным. Корабль наткнётся на рифы, сгинет в пучине. Воспитатель, ищи  путеводную звезду, прежде всего, думай не о методах и технологиях, а о том, что ты хочешь сказать ребёнку. Долой троцкистское – «движение всё, цель ничто». Даёшь цель для каждого периода обучения и воспитания, для каждого дня ребёнка в детском саду, для каждого занятия! Только наличие цели дарует смысл, запускает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
И ещё, самая надёжная репрезентация педагогических целей это  ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. Прописывайте в программах ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, которыми непременно должны овладеть дети к тому или иному возрасту. ИНАЧЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОГРАММЫ, ТО ЕСТЬ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Программа и есть ни что иное, как перечисление целей разного уровня, сроков, методов, способов, форм, технологий. Без этого – «слепцы, ведущие слепцов», без программы и целей – хаос, путаница, толчение воды в ступе.
Другой аспект. Согласно деятельностной парадигме, «психика человека формируется прижизненно», всё субъективное, всё психологическое в нас берёт начало во внешней, предметной деятельности и деятельностном общении. Помните знаменитое, «всякая психическая функция выходит на арену развития дважды», сначала как деятельность интерпсихическая (внешняя, распределённая между людьми), и только затем, интериоризируясь («вращиваясь внутрь») как деятельность интрапсихическая (внутренняя, душевная, субъективная). Деятельностный подход ОТВЕРГАЕТ «самодвижущееся начало» в ребёнке, отрицает спонтанное «созревание» психики. ПСИХИКА ФОРМИРУЕТСЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНОЙ ОТ ТЕХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТ ТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, В КОТОРОЕ ВКЛЮЧЁН ИНДИВИД. Деятельностный подход и «приспосабливающийся», «следующий исключительно в фарватере желаний и интересов ребёнка» воспитатель, ну, насмешили! Деятельностный подход и свободное воспитание – АНТИПОДЫ. Деятельностный подход – плоть от плоти МАРКСИЗМА. Воспитатель ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и тем самым ФОРМИРУЕТ психику ребёнка. Например, организуя СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (сочинение сюжета, выработка правил, распределение ролей и т.д.) как ведущую деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста, воспитатель  формирует важнейшие психические новообразования этого периода – произвольность, способность к соподчинению, морально-нравственные инстанции, теоретическое образное мышление, обобщённые представления о смысловой стороне жизни взрослых людей. Плыть по течению, колебаться вместе с переменчивыми «как ветер в мае» детскими капризами и желаниями, плестись в хвосте, не сметь перечить ребёнку, что бы он не вытворял, в глаза подобострастно заглядывать, что там ещё удумала «маленькая личность», всегда по шёрстке гладить… Если это и есть «деятельностный подход» в понимании  менеджеров от образования, то мне их очень жаль. Но слово не воробей! Ударим деятельностным подходом по особо ретивым инновационщикам, у которых всё никак не пройдёт «головокружение от успехов».
О совместной деятельности… Это и вовсе – песня. Совместная деятельность возникает там, где люди объединены общей целью, общими переживаниями, где между ними распределены действия, где осуществляется сотрудничество, кооперация. Значит, надо учить ребёнка смирять эгоцентризм, чем-то поступаться ради партнёра, укорачивать гордыню, тормозить возбуждение, уступать, подстраиваться. Совместная деятельность – это когда люди складывают в один котёл, а не расталкивают друг друга в отчаянной конкурентной борьбе за «успешность», за самый жирный кусок. Воспитателю запрещено сравнивать детей друг с другом, делать замечания,  требовать (даже с разъяснениями) выполнения правил, воспитатель не смеет никак наказать, приструнить нарушителя. Как же такой бесправный «воспитатель» сможет помочь ребёнку делать то, что надо, а не только то, что хочется? Право, не знаю. Весёлые деньки ждут избалованного донельзя малыша в школе. Бедные родители!
И последнее, деятельность имеет определённую структуру, своё содержание. Потребности, мотивы, цели, действия, операции… Эльконин сколько трудов положил, изучая игровую деятельность, а Давыдов – учебную. А в ФГТ, как-то так, походя, через запятую, как фигуры речи, упоминаются игровая,  коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, и другие виды деятельности. Позвольте полюбопытствовать, господа реформаторы, в какой книге о специфике этих видов деятельности современного дошкольника можно прочесть, и где эксперименты, лонгитюды, структура?

9.
Традиционное и инновационное обучение, по меткому выражению известного психолога С.С.Степанова, должны сочетаться как основное блюдо (традиция) и приправа (инновация). Если одними приправами питаться – прыщами покроешься, желудок посадишь, отравишься. 
Объяснение, иллюстрация, пример, наглядность, повторение, упражнение,  труд, преодоление, самоограничение. Не бывать детскому саду без «репродуктивных» (Н.Н. Поддьяков) моментов обучения и воспитания. Одним «творчеством и открытием», увы, сыт не будешь. Да и нет подлинного творчества без надёжного ФУНДАМЕНТА, так, сплошное «чистое искусство ради искусства», одни инсталляции. Не верите, спросите у Ж.Пиаже, у его ученицы, нынешнего лидера Женевской школы генетической психологии А.Н.Перре-Клермон. Она, как и Николай Николаевич Поддьяков выделяет ДВЕ, слышите, ДВЕ основные формы обучения – социо-когнитивный конфликт, спор, деятельность, открытие нового знания, решение творческих задач… И, не менее важное, РЕПРОДУКТИВНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБРАЗЦОВ И ЭТАЛОНОВ. Ребёнок спрашивает, воспитатель объясняет, показывает. Ребёнок повторят. Что может быть естественнее? Без репродукции никуда.
Воспитатели, руководствуйтесь здравым смыслом, не разрушайте надёжный, проверенный дом ради химер. Не поддавайтесь соблазну. Ищите золотое сечение, оптимальное сочетание традиций и инноваций.

10.
Придёт время, и мы научимся в диалоге с ребёнком «доращивать» имеющиеся у малышей спонтанные понятия до культурного уровня. «Найти в душе дитяти уже знакомый образ, и на нём строить обучение» (К.Д.Ушинский). Повенчаем традицию и инновацию в живом синтезе, ДИАЛОГ ДОЛЖЕН ВЕСТИ К КУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗЦУ, К РАЗУМУ, СВЕТУ, ИСТИНЕ. Как у Сократа, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Робкой, слабой попыткой организовать такой диалог с дошкольниками является наша программа «Воспитательный диалог». Всё ещё только начинается! Слава настоящим воспитателям.