Автор: доцент МГППУ, руководитель сектора "Философия для детей" МГППУ Телегин М.В.
Аннотация: примерная программа по дисциплине "Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников" рекомендуется для направления подготовки бакалавров психолого-педагогического образования - 050400.62
В теоретической части курс «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников» направлен на знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания младших школьников. В многомерном, динамичном сопоставлении отечественных и зарубежных, классических и современных подходов к воспитанию раскрывается содержание и «драма» системообразующих, ключевых для любого педагога понятий: «мораль», «нравственность», «воспитание». Историографический принцип подачи материала позволит слушателям проследить генез целей и ценностей, методов и форм воспитательного дела в России и за рубежом, покажет необходимость преемственности, разумного сочетания, творческого ситнтеза традиций и инноваций в воспитании подрастающего поколения. Практическая часть целиком ориентирована на деятельностное освоение слушателями различных методик духовно-нравственного воспитания: начиная от «притчи» и «наставления», через «классическое воспитательное мероприятие» и «коллективное дело», – к инновационным диалогическим, субъект-субъектным воспитательным технологиям («Воспитательный диалог», «Философия для детей», «Детская риторика» и т.д.).
Цель дисциплины – знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Задачи дисциплины: а) изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (философские и психолого-педагогические основания духовно-нравственного воспитания; экскурс в историю педагогики; теоретические предпосылки современных и инновационных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников); б) деятельностное освоение слушателями современных инновационных методов, форм и программ духовно-нравственного воспитания младших школьников; в) обучение слушателей методам взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (родительская общественность, психологи, воспитатели по месту жительства и отдыха, общественные организации) в деле духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина адресована бакалаврам – учителям начальных классов, входит в Модуль 1 (Основы современного общего начального образования) вариативной части учебного плана, трудоёмкость по ФГОС – 2 единицы, кол-во часов - 144 часа. Для изучения дисциплины необходимо освоение следующих дисциплин: «История», «Философия», «Культура и межкультурное взаимодействие», «Этика», «Защита прав и достоинства ребёнка», «Теория обучения и воспитания», «История педагогики», «Психология детей младшего школьного возраста». В свою очередь, дисциплина «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников» является предшествующей для следующих дисциплин: «Развитие личностных качеств и формирование универсальных учебных действий младших школьников», «Образовательная среда современной начальной школы», «Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка»; педагогические риски учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Воспитание толерантности», «Философия и риторика для детей», «Обучение и воспитание детей из неполных семей», «Обучение и воспитание одарённых детей». Для осуществления процесса духовно-нравственного воспитания сам педагог должен обладать глубокими знаниями в гуманитарной области, знать психологию детей, неустанно стремиться к личностному и профессиональному росту, духовному совершенствованию.
Требования к результатам освоения дисциплины (образовательные результаты):
В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать: • Моральные нормы и основы нравственного поведения • Особенности морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста; • Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; • Современные программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. б) уметь: • Осуществлять духовно-нравственное воспитание детей в процессе освоения типовых образовательных программ, непосредственно во время учебы младших школьников; • Организовывать специальные мероприятия (в том числе и внеклассные), ориентированные на духовно-нравственное воспитание младших школьников; • Координировать работу по духовно-нравственному воспитанию со всеми заинтересованными сторонами (семья, психологи, общественные огранизации и т.д.). в) демонстрировать способность и готовность: • Видеть духовно-нравственную составляющую в учебно-воспитательном процессе; • Акцентировать профессиональное внимание на вопросах духовно-нравственного воспитания; • Постоянному самообразованию и повышению профессиональной компетенции в сфере духовно-нравственного воспитания; • Планировать и реализовывать индивидуальные траектории духовно-нравственного воспитания учащихся 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические основания программ духовно-нравственного воспитания детей
Тема 1.1. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей Диалогическая историософская дескрипция системообразующих для дисциплины понятий: «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». Трактовка духовно-нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях. Воспитание как междисциплинарная научная категория. Духовно-нравственное воспитание – как «пробуждение подлинной сущности человека», сотрудничество детей и взрослых в поиске ответа на вопрос о целевой детерминации, смысле человеческого бытия («Во имя чего мы живём, зачем живу я?»). «Золотое правило нравственности». «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: современный национальный воспитательный идеал и его преемственность по отношению к воспитательным идеалам прошлых веков; система базовых национальных ценностей.
Тема 1.2. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей Вопросы духовно-нравственного воспитания в истории педагогической психологии. Отечественная и зарубежная психология – современным воспитателям. Роль второй сигнальной системы, речи, языка в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание и его «дискурс»: опосредствованность словами, образами, логосферой, коммуникативно-знаковой средой (В.В.Рубцов). Адекватность и конкурентные преимущества Культурно-исторической, деятельностной психологии как теоретической основы для проектирования современных программ духовно-нравственного развития детей.
Тема 1.3. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей Ведущая, решающая роль духовно-нравственного воспитания среди всего многообразия направлений воспитания детей. Психолого-педагогическая характеристика традиционного (религиозного и светского) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. Экскурс в историю мировой педагогики: «Традиционное воспитание: от Древней Греции до современных элитных школ Запада». Вопросы духовно-нравственного воспитания детей в отечественной общественной и педагогической мысли. Психолого-педагогическая характеристика инновационных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. Открытая, субъект-субъектная модель организации духовно-нравственного воспитания (примеры, факты, комментарии). Сопоставительный анализ (ограничения и достоинства) традиционного и инновационного подходов к организации духовно-нравственного воспитания детей. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного воспитания современных детей.
Раздел 2. Актуальный уровень и зона ближайшего развития морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста
Эффект «горькой конфеты». «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей» (Л.С.Выготский), связанная с «изменением социальной ситуации развития», началом систематического школьного обучения. Основные направления развития морально-нравственной сферы и поведения ребёнка в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: «от натурального – к культурному», «от бессистемного, диффуззного – к системному», «от единичного – к общему», «от конкретного – к абстрактному», «от непосредственного – к опосредствованному», «от неосознанного – к осознанному», «от реактивного, полевого – к произвольному», «от ориентации на явление – к ориентации на сущность». Специфика морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста. Личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. Мировоззренческие представления как основная «единица» анализа морально-нравственного сознания ребёнка. Генез мировоззренческих представлений в дошкольном детстве. Типология мировоззренческих представлений. Факторы, детерминирующие становление мировоззренческих представлений. Культурно-историческая и социальная обусловленность мировоззренческих представлений. Мировоззренческие представления, как психологические орудия (средства), позволяющие младшему школьнику осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора. Этическое воспитание младшего школьника. Формирование культурных представлений о добре и зле в младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание младшего школьника. Формирование культурных представлений о прекрасном. Восприятие и переживание изящного. Привитие вкуса. Развитие волевого компонента личности младшего школьника, формирование произвольного, опосредствованного нормами этики и морали поведения. Воспитание высоких мотивов; культуросообразной иерархии мотивов. Воспитание эмпатии, просоциальных чувств (взаимопомощь, солидарность, взаимовыручка, сострадание), готовности прийти на помощь. Создание психолого-педагогических условий для становления творческих компонентов личности младшего школьника. Воспитание средствами искусства. Младший школьник как субъект духовно-нравственного воспитания: «Я концепция»; иерархия мотивов; самовоспитание; морально-нравственная рефлексия; коррекция собственного поведения; самосознание и самоконтроль. Проблемы в духовно-нравственном воспитании детей. «Даже сильную голову можно сломать» (И.П.Павлов). Проблема «дефолта» неструктурированной, противоречивой информации. Проблема акселерации и невротизации: максимум «ускорения», минимум «торможения» психических процессов. Эмоциональная деривация и духовно-нравственное воспитание. Моральный инфантилизм и духовно-нравственное воспитание. Агрессивность детской субкультуры и духовно-нравственное воспитание.
Раздел 3. Субъекты, содержание, цели, методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников
О субъектах духовно-нравственного воспитания. Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание современных младших школьников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества. Внешкольное воспитание (кружки, секции, детские организации). Влияние СМИ на духовно-нравственное становление старших дошкольников и младших школьников. Неструктурированные источники воспитательных воздействий. Критика постмодернистских, релятивистских направлений «безгранично свободного» воспитания. Необходимость координации усилий, подлинного диалога сторон в деле духовно-нравственного воспитания детей. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка – как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании». Цели духовно-нравственного воспитания. Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного воспитания. Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного воспитания детей. Традиционные методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести и т.д. Современные методы, приёмы, средства и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: организация деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам с ОВЗ (и т.д.). Патриотическое и трудовое воспитание младших школьников в современных условиях.
Раздел 4. Современные программы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Отечественные и зарубежные программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Феноменологическое описание и психолого-педагогический анализ современных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников. Методическое обеспечение современных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников. Конкретные методики и формы организации воспитательных мероприятий. Конкретные методики и формы организации воспитательной работы в процессе обучения, учебной деятельности младших школьников. Диагностика воспитанности детей младшего школьного возраста. Популяризация программ духовно-нравственного воспитания среди родителей.
Раздел 5. Проектирование классных и внешкольных воспитательных мероприятий с детьми младшего школьного возраста. Методика проектирования школьного воспитательного мероприятия. Методика проектирования внешкольного воспитательного мероприятия. Совместное проектирование традиционного воспитательного мероприятия. Совместное проектирование инновационного (диалогического, субъект-субъектного) воспитательного мероприятия. Индивидуальное проектирование воспитательного мероприятия, с последующей групповой рефлексией, анализом и оценкой некоторых проектов.
Примерная тематика курсовых проектов (работ) 1. Содержание понятия «духовно-нравственное воспитание». 2. Выдающиеся отечественные педагоги о духовно-нравственном воспитании детей. 3. К.Д.Ушинский о духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. 4.Я.А.Коменский о духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. 5.Использование педагогического наследия А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского в деле духовно-нравственного воспитания современных младших школьников. 6. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в зарубежной педагогике. 7. Религиозное и светское духовно-нравственное воспитание детей. 8. Традиционное воспитание. 9. Духовно-нравственное воспитание (историографический обзор). 10. Духовно-нравственное воспитание детей в советский период отечественной истории. 11. Характеристика «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 12.. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: декларации и реальность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. 2.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е.Щурковой М.: Новая школа, 1998. 3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». М.: ВЛАДОС, 2008. 5. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы. М.: Глобус, 2007.
Дополнительная литература 1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997. 2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 3. Древнерусская литература. 2-е изд. М.: Дрофа:Вече, 2003. 4.Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Издательство МГУ, 1994. 5. Как жену учить, как себя лечить, как судьбу узнать. Из книг Древней Руси. СПб.:«Авалон», «Азбука-классика». 2008. 6. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2006. 7. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Градарики, 2007. 6. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Избранные произведения: В 5-ти т. Т. I. Киев. Радяньска школа,1980. 8. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан. 2009. 9. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. 10. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.:ДеНово, 2011. 11.Телегин М.В. Воспитательный диалог. М.: МГППУ, 2007. 12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения М.: «Педагогика», 1988. в) программное обеспечение слайды, подготовленные с помощью программы MS Power Point
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы интернет-сайт: www.p4c.ru
Материально-техническое обеспечение дисциплины: ПК, проектор
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: При изучении теоретической части дисциплины обратите особое внимание на освоение содержания системообразующих понятий: «воспитание», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Самостоятельная работа студента должна быть направлена на изучение богатейшей истории духовно-нравственного воспитания в России и мире, выявление совпадений и различий во взглядах отечественных и зарубежных педагогов на проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Спецификой нашего курса является рассмотрение мировоззренческих представлений детей как своеобразной «единицы» (Л.С.Выготский) становящейся духовно-нравственной сферы ребёнка. Практическая часть курса направлена на знакомство с современными программами духовно-нравственного воспитания младших школьников. Основная цель семинарской части дисциплины заключается в контроле за усвоением теоретического материала; коррекции возможного неадекватного понимания студентами тех или иных теоретических оснований; принципов организации воспитательных мероприятий. Специальной задачей семинаров и практических занятий является обучение слушателей основам проектирования современных воспитательных мироприятий. Средством текущего контроля и промежуточной аттестации выступает тест по дисциплине и индивидуальный проект сократического (воспитательно-мировоззренческого) диалога с детьми младшего школьного возраста. Тестирование оптимально проводить по окончании изучения дисциплины.
|