doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ (программа повышения квалификации работников образования)
Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ (программа повышения квалификации работников образования)

Автор: доцент  МГППУ Телегин М.В.
Аннотация: Предлагаем Вашему вниманию новую (исправленную и дополненную) редакцию программы повышения квалификации воспитателей ДОУ по теме: "Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ". Курс, рассчитанный на 72 часа, знакомит с теоретическими основаниями духовно-нравственного воспитания дошкольников; нормативными документами, регламентирующими эту важнейшую сферу развития ребёнка; традиционными и инновационными методами духовно-нравственного воспитания; современными программами духовно-нравственного воспитания в ДОУ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики, и, шире, культуры в целом. В наши дни («эпоха перемен»), вопросы правильной организации воспитания подрастающего поколения, приобретают огромное значение, становятся сверхактуальными, поистине судьбоносными.
Мир охвачен системным  кризисом: экономическим, политическим, духовным. Современный человек испытывает запредельные, колоссальные нагрузки. Социальное время «уплотняется», «сжимается»; объём информации лавинообразно нарастает, многие авторитетные эксперты заговорили даже о «дефолте информации». Невиданную доселе мощь набрали процессы глобализации, вовсю идёт «новое переселение» народов.
Различные силы (увы, далеко не всегда положительные), пытаются «проектировать» те или иные общественно-политические «тренды», активно влиять на сознание  людей, навязывать массам выгодные узкому кругу «бенефициариев»  стратегии поведения.
Достижения психологии, социологии, всего комплекса наук о человеке, помноженные на новейшие технико-технические ухищрения (СМИ, современное телевидение, интернет, виртуальный мир и т.д.) делают обывателя уязвимым для манипулятивных воздействий,  «управляемым». В руках нечистоплотных, ангажированных «субъектов» социального проектирования («хозяева дискурса») благие достижения человеческого гения способны превратиться в орудие  «расчеловечивания человека».
В постмодернистском социуме («апофеоз безпочвенности») ребёнок, как никогда, нуждается в «защищённом развитии»,  опеке и наставничестве, точном целеполагании, вдохновляющем примере, знакомстве с классическими образцами высокой культуры, создании условий для развития уточённых эстетических чувств, воспитании разумных потребностей и т.д. Долг педагогов – помочь детям  «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры», инварианты –  в «текучем и непостоянном»; абсолюты и святыни –  в изменчивом, релятивистском; «вечное» -  во «временном»!
 Мы должны познакомить детей с историей и культурой России, привить замечательные душевные качества, которыми всегда по праву гордился наш многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до пиковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной культуры Человечества.
 Адекватной научной (психолого-педагогической) основой для решения указанных задач, по моему мнению, являются культурно-историческая, деятельностная психология (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, идеи гуманистической педагогики (Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Я. Корчак, В.А.Сухомлинский и др.).
В новом регламентирующем работу ДОУ документе – Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения, провозглашён курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование критически важных для социализации детей компетентностей, качеств, способностей.
Естественно, изменение парадигмы дошкольного образования требует нетривиальных, новых решений в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени.
Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, позитивные субъекты воспитания обязаны мягко, недирективно, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная коммуникативно-знаковая среда (В.В.Рубцов), в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности дитяти, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения.  
В теоретической части курс «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» направлен на знакомство слушателей с традиционной  и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания дошкольников. В многомерном, динамичном сопоставлении  отечественных и зарубежных концепций воспитания  раскрывается  «драма» фундаментальных для любого педагога понятий: «мораль», «нравственность», «воспитание». В качестве специальной задачи автор рассматривает анализ фиософско-методологических, психологических и педагогических оснований воспитания дошкольников. Историографический принцип подачи материала позволит слушателям проследить генез целей и ценностей, методов и форм воспитательного дела в России и за рубежом, покажет необходимость преемственности, разумного сочетания, творческого синтеза традиций и инноваций в воспитании подрастающего поколения.
Пионерской, новаторской частью курсовой подготовки станет знакомство слушателей с содержанием понятия «мировоззренческое представление» (именно мировоззренческие представления, по мысли автора, выполняют функцию «единицы» (Л.С.Выготский) становящегося морально-нравственного сознания ребёнка. Предполагается освоение типологии мировоззренческих представлений, конкретного содержания мировоззренческих представлений современных дошкольников, методов диагностики уровня развития мировоззренческих представлений. Однако, главное внимание будет уделяться особому воспитательно-мировоззренческому (сократическому) диалогу, как зоне ближайшего развития мировоззренческих представлений дошкольников.
Практическая часть целиком ориентирована на деятельностное освоение слушателями различных методик  духовно-нравственного воспитания: начиная от «притчи» и «наставления», через «классическое воспитательное мероприятие», «коллективное дело», «воспитательно-дидактическую игру-драматизацию»  –  к инновационным диалогическим, субъект-субъектным воспитательным технологиям («Воспитательный диалог», «Философия для детей», «Детская риторика» и т.д.).

Цель курсовой подготовки: знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; современными подходами к проектированию содержания, методов и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников; специальными воспитательными программами, адресованными дошкольникам.
Задачи курса:
а)
изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (философские и психолого-педагогические основания духовно-нравственного воспитания; экскурс в историю педагогики; теоретические предпосылки современных и инновационных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников);
б) деятельностное освоение слушателями  современных  инновационных методов, форм и программ духовно-нравственного воспитания младших школьников;
в) обучение слушателей методам взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (родительская общественность, психологи, воспитатели по месту жительства и отдыха, общественные организации) в деле духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Теоретические основания программ духовно-нравственного воспитания детей

Тема 1.1. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей
Диалогическая историософская дескрипция системообразующих для дисциплины понятий: «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».
Трактовка духовно-нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях. Воспитание как междисциплинарная научная категория.
Духовно-нравственное воспитание с позиций материалистического подхода. Духовно-нравственное воспитание с  позиций объективного и субъективного идеализма (мировая душа, идея,  саморазвивающаяся сущность и т.д.).
Учение русских философов о «живом и цельном зрении ума» - «умозрении». Связать духовную и естественную истины, утвердить «истину духовную видимым её господством над истинною естественною, и возвысить истину естественную её правильным отношением к духовной, и связать наконец обе истины в одну живую мысль» (И.В.Киреевский). Отечественные дореволюционные философы и психологи об умозрении ребёнка (В.Ф.Одоевский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Г.И.Челпанов, В.В.Зеньковский и др.). Соединение в умозрении «образного и теоретического», «живого созерцания и абстрактного мышления», «поэзии, чувства и науки», «спонтанного и культурного», «значения и смысла». «Живое знание» (русские дореволюционные философы, современные исследователи И.С.Якиманская, В.П.Зинченко, В.В.Рубцов,  М.В.Телегин).
Духовно-нравственное воспитание – как «пробуждение подлинной сущности человека»,  сотрудничество детей и взрослых  в поиске ответа на вопрос о целевой детерминации, смысле человеческого бытия («Во имя чего мы живём, зачем  живу я?»).
«Золотое правило нравственности».
Общие принципы духовно-нравственного воспитания: гуманизм, природосообразность, культуросообразность, экологичность (в широком смысле), светский характер, народность (К.Д.Ушинский) и т.д.
Принципы организации духовно-нравственного воспитания дошкольников: воспитание в деятельности; научность; сознательность; активность; целостность; последовательность; максимальное задействование наглядности (в т.ч. теоретической образной (символов, схем, «модельных представлений», умных образов); адекватность форм и методов воспитания возрастным и психологическим особенностям воспитанников; прочность усвоения морально-нравственных норм; связь воспитания с жизнью, практикой; индивидуализация; вариативность; возможность выбора..
Интериоризация внешних, совместных форм деятельности и становление личности человека (философский аспект).
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: современный национальный воспитательный идеал и его преемственность по отношению к воспитательным идеалам прошлых веков; система базовых национальных ценностей.


Тема 1.2. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей
 Вопросы духовно-нравственного воспитания в истории педагогической психологии. Отечественная и зарубежная психология – современным воспитателям. Интериоризация:  «вращивание», «распредмечивание» внешних, генетически совместных форм деятельности  (психологический аспект). Роль второй сигнальной системы, речи, языка в процессе духовно-нравственного воспитания. Слово как «посредник» между желаниями и поступками дошкольника; «психологическое орудие» опосредствующее поведение ребёнка, позволяющее дошкольнику «управлять собой», вести себя «произвольно», становиться субъектом собственной деятельности. «Образ мира» (А.Н.Леонтьев). Детское «мировидение». Духовно-нравственное воспитание и его «дискурс»: опосредствованность деятельностью, словами, образами,  логосферой, коммуникативно-знаковой средой (В.В.Рубцов). Воспитание как взаимодействие.
 Адекватность и конкурентные преимущества Культурно-исторической, Деятельностной психологии как теоретической основы для проектирования современных программ духовно-нравственного развития детей.

Тема 1.3. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей
Ведущая, решающая роль духовно-нравственного воспитания среди всего многообразия направлений воспитания детей.
Психолого-педагогическая характеристика традиционного (религиозного и светского) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Экскурс в историю мировой педагогики: «Традиционное воспитание: от Древней Греции до современных элитных школ и дошкольных учреждений  Запада». Вопросы духовно-нравственного воспитания детей в отечественной общественной и педагогической мысли. Воспитание положительным примером. Подражание и воспитание.
Психолого-педагогическая характеристика инновационных (диалогических) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Открытая, субъект-субъектная модель организации духовно-нравственного воспитания (примеры, факты, комментарии):  Я.А.Коменский («Материнская школа»), А.А.Перовский, В.Ф.Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко, К.И.Чуковский, В.А.Сухомлинский («Сердце отдаю детям»), Дж.Дьюи, М.Шарп, М.Липман,  др.
Воспитание нравственных отношений между сверстниками, детьми и взрослыми. Формирование иерархии мотивов. Нравственные, просоциальные, альтруистические мотивы поведения и конкурентоспособность. 
Сопоставительный анализ (ограничения и достоинства) традиционного и инновационного подходов к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного воспитания современных детей. 

Раздел 2. Актуальный уровень и зона ближайшего развития морально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста


Тема 2.1. Становление морально-нравственной сферы  в дошкольном детстве: движущие силы, кризисы, направления, влияние среды
Преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, социализация ребёнка (Ж.Пиаже). Социо-когнитивный конфликт (А.Н.Перре-Клермон). Ситуации морального выбора (Н.Н.Поддьяков, У.Кольберг). Л.С.Выготский о кризисах возрастного развития.  Теория амплификации, нравственные чувства, преодоление «нравственного формализма». (А.В.Запорожец). Д.Б.Эльконин об игре, как ведущей деятельности дошкольников. Воспитательный потенциал игры. Целостный взгляд на мир, нерасторжимое единство аффектов и интеллекта в детском мировосприятии.
Эффект «горькой конфеты». «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей». Основные направления развития морально-нравственной сферы и поведения ребёнка в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: «от натурального – к культурному», «от бессистемного, диффузного – к системному», «от единичного – к общему», «от конкретного – к абстрактному», «от непосредственного – к опосредствованному», «от неосознанного – к осознанному», «от реактивного, полевого – к произвольному», «от ориентации на явление – к ориентации на сущность». Выработка умения видеть нравственную сторону поступков.
Личностно-ориентированное образование.
Роль сверстников, референтной группы, «детского общества», коллектива ДОУ в воспитании ребёнка. Совместная деятельность и воспитание (А.П.Усова).
 Специфика морально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Личностное развитие ребёнка в старшем дошкольном возрасте.
Этическое воспитание старших дошкольников. Формирование культурных представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание старшего дошкольника. Формирование культурных представлений о прекрасном. Восприятие и переживание изящного. Привитие вкуса.
Развитие волевого компонента личности старшего дошкольника, формирование произвольного, опосредствованного нормами этики и морали поведения. Воспитание внимания, усидчивости, умения сосредоточиться (Л.А.Венгер, Р.С.Буре). Воспитание высоких мотивов; культуросообразной  иерархии мотивов.
 Эмоциональный опыт дошкольника. Эмоциональное общение с близкими взрослыми, его роль в развитии ребёнка. Комплекс оживления как «зародыш всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств». Воспитание эмпатии, просоциальных чувств (взаимопомощь, солидарность, взаимовыручка, сострадание, доброжелательность, отзывчивость, сострадательность), готовности прийти на помощь. Эмоциональный комфорт в ДОУ. Предвосхищение последствий поведения в плане «эмоциональных образов» А.В.Запорожец.
 Создание психолого-педагогических условий для становления творческих компонентов личности старшего дошкольника. Воспитание средствами искусства.
Старший дошкольник как субъект духовно-нравственного воспитания: «Я концепция»; иерархия мотивов; самовоспитание; морально-нравственная рефлексия; коррекция собственного поведения; самосознание и самоконтроль (Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалёв, Л.И.Божович,З.М.Истомина, Т.Н.Доронова), самостоятельность и ответственность.
Юмор в воспитании дошкольников. Художественная литература и воспитание детей. Басни, притчи, наставления в воспитании детей.
Проблемы в духовно-нравственном воспитании детей. Проблема проектирования индивидуальных воспитательных траекторий. Проблема «эмоционального неблагополучия ребёнка». Воспитание социально дезадаптированных детей. Воспитание детей с ОВЗ.
«Даже сильную голову можно сломать» (И.П.Павлов). Проблема «дефолта» неструктурированной, противоречивой информации. Проблема акселерации и невротизации: максимум «ускорения», минимум «торможения» психических процессов. Эмоциональная деривация и духовно-нравственное воспитание. Моральный инфантилизм и духовно-нравственное воспитание. Агрессивность детской субкультуры и духовно-нравственное воспитание. Кризис института семьи и воспитание детей. 

Тема 2.2. Мировоззренческие представления как основная «единица» (Л.С.Выготский) морально-нравственного сознания
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление дошкольников. Спонтанные (житейские) понятия. Мировоззренческие представления  как разновидность спонтанных понятий, «образы разной степени сложности психологически связанные с «абстрактными» (обобщающими) словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции ребёнка».
Теоретическое образное мышление дошкольников и его средства: метафоры, аналогии, креативные переносы, символы, «эмоциональные», «модельные» представления, художественные и «умные» образы. Воспитание детей с помощью «умных образов» (В.В.Рубцов; М.В.Телегин).
Мировоззренческие представления как основная «единица» анализа морально-нравственного сознания ребёнка. Генез мировоззренческих представлений в дошкольном детстве. Типология мировоззренческих представлений. Факторы, детерминирующие становление мировоззренческих представлений. Культурно-историческая и социальная обусловленность мировоззренческих представлений. Мировоззренческие представления, как психологические орудия (средства), позволяющие младшему школьнику осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора.
Конкретно-содержательный анализ мировоззренческих представлений. Представления современных детей о социальном окружении, о труде, о природе, о моральных качествах и нормах, о себе, как субъекте деятельности, о Родине и государстве, о хорошем и недопустимом поведении, о добре и зле, о красоте, о правилах поведения, о счастье, об уважении к старшим, о мужестве и подвиге нашего народа, проявленных в Великой Отечественной Войне. Методы экстериоризации и изучения мировоззренческих представлений дошкольников.


Раздел 3. Субъекты, содержание, цели, методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Тема 3.1. О субъектах духовно-нравственного воспитания, дошкольник как субъект самовоспитания, оптимальный алгоритм взаимодействия субъектов воспитания
О субъектах духовно-нравственного воспитания. Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества.
 Влияние СМИ на  духовно-нравственное становление старших дошкольников и младших школьников. Неструктурированные источники воспитательных воздействий. Критика постмодернистских,  релятивистских направлений «безгранично свободного» воспитания. 
Необходимость координации усилий, подлинного диалога сторон в деле духовно-нравственного воспитания детей. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка –  как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей:  родительские собрания на духовно-нравственные темы; сократические диалоги с родителями; открытые, совместные (родители – дети - педагоги) дискуссии; педагогический лекторий; вечера вопросов и ответов; посещение музеев; экскурсии; мониторинг мнения родителей по вопросам воспитания; индивидуальные консультации специалистов и т.д.


Тема 3.2. Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания

Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании».
Цели духовно-нравственного воспитания. Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного воспитания. Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного воспитания детей.  Традиционные методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести, воспитание через принятие той или иной роли в сюжетно-ролевой игре, воспитание в процессе осуществления совместной продуктивной и трудовой деятельности (Р.С.Буре, Н.С.Пантина, А.А.Пермяков и др.).
Современные методы, приёмы, средства и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: организация совместно-распределённой деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам с ОВЗ (и т.д.). Патриотическое и трудовое воспитание младших школьников в современных условиях.


Раздел 4. Современные программы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ

Тема 4.1. Анализ современных отечественных и зарубежных программ духовно-нравственного воспитания дошкольников
Отечественные и зарубежные программы духовно-нравственного воспитания дошкольников. Феноменологическое описание и психолого-педагогический анализ современных программ духовно-нравственного воспитания. Методическое обеспечение современных программ духовно-нравственного воспитания. Конкретные методики и формы организации воспитательных мероприятий. Конкретные методики и формы организации воспитательной работы в ДОУ. Популяризация программ духовно-нравственного воспитания среди родителей.

Тема 4.2. Проблема диагностики воспитанности, изучение уровня развития морально-нравственного сознания дошкольников
Диагностика воспитанности детей: проблемное изложение. Педагогические методы изучения уровня развития морально-нравственного сознания. Психологические методы изучения уровня развития морально-нравственного сознания дошкольников. Наблюдение как метод изучения морально-нравственной сферы. Методики исследования мировоззренческих представлений детей («Инопланетянин», «Составитель словаря»  авторы: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Исследование мировоззренческих представлений в процессе сократических (воспитательно-мировоззренческих) представлений. Экспериментальные методы исследования мировоззренческих представлений.
Методики диагностики сформированности у детей нравственно-волевых качеств. Методика «корректурная проба» (Р.Бурбон). Методика «Волшебный домик» (Е.А.Ключникова). Методика «Разрежь и сложи картинку» (модификация десятого задания теста Д.Векслера).    

Раздел 5. Проектирование воспитательных мероприятий в ДОУ

 Тема 5.1. Проектирование классического (традиционного) воспитательного мероприятия
Методика проектирования классического (традиционного) дошкольного воспитательного мероприятия (детского праздника, тематического досуга, утренника, концерта и т.д.) Совместное проектирование традиционного воспитательного мероприятия. Индивидуальное проектирование дошкольного воспитательного мероприятия.

Тема 5.2. Проектирование диалогического, интерактивного (инновационного) воспитательного мероприятия в ДОУ
Совместное проектирование инновационного (диалогического, субъект-субъектного) воспитательного мероприятия (воспитательно-мировоззренческого диалога, игры-драматизации, викторины и т.д.). Индивидуальное проектирование воспитательного мероприятия, с последующей групповой рефлексией, анализом и оценкой некоторых проектов.  

 

 


 
Примерная тематика рефератов

1. Содержание понятия «духовно-нравственное воспитание».
2. Выдающиеся отечественные педагоги о духовно-нравственном воспитании детей.
3. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в зарубежной педагогике.
4. Религиозное и светское воспитание детей.
5. Традиционное воспитание.
6. Духовно-нравственное воспитание (историографический обзор).
7. Духовно-нравственное воспитание детей в советский период отечественной истории.
8. Личностная сфера современных дошкольников: психолого-педагогическая специфика.
9. Мировоззренческие представления дошкольников.
10. Методика организации традиционного воспитательного мероприятия в ДОУ.
11. Методика проектирования инновационных форм воспитательной работы в современном ДОУ.
12. Налаживание конструктивного сотрудничества с родительской общественностью при организации воспитательной деятельности в ДОУ.
13. Трудовое воспитание в современном ДОУ.
14. Патриотическое воспитание в современном ДОУ.
15. Интерактивные (диалогические) способы воспитания в современном ДОУ.
16. Психолого-педагогическая модель полноценного воспитательного диалога с дошкольниками.
17. Современные воспитательные программы для детей дошкольного возраста.
18. «Воспитательная» составляющая основных программ дошкольного образования.
19. Планирование воспитательной работы ДОУ.
20. Воспитание дошкольников за рубежом.

 



Требования к содержанию рефератов слушателей
и процедуре его защиты

 Требования к структуре и содержанию реферата:
Реферат должен отражать уровень теоретического осмысления одной из предложенных в рамках учебной программы тем, а также некоторые практические умения, которыми слушатели овладели в процессе курсовой подготовки. В связи с этим реферат структурно делится на две части (главы) – теоретическую и практическую.
В первой, теоретической части содержатся:
• обоснование актуальности темы итоговой работы,
• ее задачи,
• анализ доступных слушателю источников по теме итоговой работы.
Во второй - практической - части проводится обобщение опыта собственной педагогической деятельности автора в рамках заявленной темы.
Работа выполняется 14 шрифтом, интервал 1,5. Обязательная нумерация страниц.
Объем – 18 -22 страницы.
Б) Критерии оценки реферата и процедура его защиты
Перед защитой реферата слушатель получает на него рецензию одного из преподавателей кафедры. Работа допускается к защите только при наличии положительной рецензии.
Защита реферата проводится по следующим позициям (критериям):
• адекватность формулировки темы, актуальности и задач реферата,
• четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,
• представленность в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы (при возможности - собственных педагогических новаций),
• наличие в работе количественно-качественной оценки опыта практической работы по избранной теме,
• качество оформления.


Литература
1. Божович Л.И. лдичность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2011.
3. Выготский Л.С. Овладение собственным поведением. Собрание сочинений: в 6т., Т.3, М., 1983.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
 5.Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Издательство МГУ, 1994.
6. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2006.
7. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010.
8. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010.
10. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-синтез, 2009 – 2010.
11.  Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.
12. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
13. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
14. Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Е.Г.Юдиной. М.: МГППУ, 2007.
15. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2007.
16. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
17. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
18. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
19. Телегин М.В. Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №11. С. 6 – 24.
20. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения  М.: «Педагогика», 1988.
21. Телегин М.В. Использование диагностических оценочных методик для изучения уровня морального развития детей младшего школьного возраста// Раздел « Научные исследования и проекты» сайта www.mtelegin.ru 
22. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При подготовке программы использованы материалы сайтов: www.p4c.ru www.mtelegin.ru