Автор: Телегин М.В.
Аннотация: учебная технология программы "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") становится отправной для проектирования целого ряда образовательных дисциплин, адресованных студентам психолого-педагогического профиля. В настоящее время ведётся активная разработка сразу нескольких учебных курсов, в их числе: "Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников" и "Учебное сотрудничество и социальное взаимодействие в современном образовании". Позднее мы планируем познакомить Вас с полноценными образовательными продуктами по указанным темам. А пока приглашаем к дискуссии, готовы опубликовать Ваши суждения и мысли на страницах сайта.
Аннотация дисциплины: «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников»
В теоретической части курс «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников» направлен на знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания младших школьников. В многомерном, динамичном сопоставлении отечественных и зарубежных, классических и современных подходов к воспитанию раскрывается содержание и «драма» системообразующих, ключевых для любого педагога понятий: «мораль», «нравственность», «воспитание». Историографический принцип подачи материала позволит слушателям проследить генез целей и ценностей, методов и форм воспитательного дела в России и за рубежом, покажет необходимость преемственности, разумного сочетания, творческого ситнтеза традиций и инноваций в воспитании подрастающего поколения. Практическая часть целиком ориентирована на деятельностное освоение слушателями различных методик духовно-нравственного воспитания: начиная от «притчи» и «наставления», через «классическое воспитательное мероприятие» и «коллективное дело», – к инновационным диалогическим, субъект-субъектным воспитательным технологиям («Воспитательный диалог», «Философия для детей», «Детская риторика» и т.д.).
Цель дисциплины – знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи дисциплины:
а) изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (философские и психолого-педагогические основания духовно-нравственного воспитания; экскурс в историю педагогики; теоретические предпосылки современных и инновационных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников); б) деятельностное освоение слушателями современных и инновационных методов, форм и программ духовно-нравственного воспитания младших школьников; в) обучение слушателей методам взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (родительская общественность, психологи, воспитатели по месту жительства и отдыха, общественные организации) в деле духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина адресована бакалаврам – учителям начальных классов, входит в Модуль 1 (Основы современного общего начального образования) вариативной части учебного плана, трудоёмкость по ФГОС – 2 единицы, кол-во часов - 144 часа.
Для изучения дисциплины необходимо освоение следующих дисциплин: «История», «Философия», «Культура и межкультурное взаимодействие», «Этика», «Защита прав и достоинства ребёнка», «Теория обучения и воспитания», «История педагогики», «Психология детей младшего школьного возраста». В свою очередь, дисциплина «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников» является предшествующей для следующих дисциплин: «Развитие личностных качеств и формирование универсальных учебных действий младших школьников», «Образовательная среда современной начальной школы», «Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка»; педагогические риски учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Воспитание толерантности», «Философия и риторика для детей», «Обучение и воспитание детей из неполных семей», «Обучение и воспитание одарённых детей». Для осуществления процесса духовно-нравственного воспитания сам педагог должен обладать глубокими знаниями в гуманитарной области, знать психологию детей, неустанно стремиться к личностному и профессиональному росту, духовному совершенствованию.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать: • Моральные нормы и основы нравственного поведения • Особенности морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста; • Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; • Современные программы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
б) уметь: • Осуществлять духовно-нравственное воспитание детей в процессе освоения типовых образовательных программ, непосредственно во время учебы младших школьников; • Организовывать специальные мероприятия (в том числе и внеклассные), ориентированные на духовно-нравственное воспитание младших школьников; • Координировать работу по духовно-нравственному воспитанию со всеми заинтересованными сторонами (семья, психологи, общественные огранизации и т.д.).
в) демонстрировать способность и готовность: • Видеть духовно-нравственную составляющую в учебно-воспитательном процессе; • Акцентировать профессиональное внимание на вопросах духовно-нравственного воспитания; • Постоянному самообразованию и повышению профессиональной компетенции в сфере духовно-нравственного воспитания; • Планировать и реализовывать индивидуальные траектории духовно-нравственного воспитания учащихся Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические основания программ духовно-нравственного воспитания детей
Тема 1.1. Философско-методологические основания духовно-нравственного воспитания детей Диалогическая историософская дескрипция системообразующих для дисциплины понятий: «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». Трактовка вопросов духовно-нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях.
Тема 1.2. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей Вопросы духовно-нравственного воспитания в истории педагогической психологии. Отечественная и зарубежная психология – современным воспитателям. Адекватность и конкурентные преимущества Культурно-исторической, деятельностной психологии как теоретической основы для проектирования современных программ духовно-нравственного развития детей.
Тема 1.3. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей Психолого-педагогическая характеристика традиционного (религиозного и светского) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. Экскурс в историю мировой педагогики: «Традиционное воспитание: от Древней Греции до современных элитных школ Запада». Психолого-педагогическая характеристика инновационных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. Открытая, субъект-субъектная модель организации духовно-нравственного воспитания (примеры, факты, комментарии). Сопоставительный анализ (ограничения и достоинства) традиционного и инновационного подходов к организации духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел 2. Актуальный уровень и зона ближайшего развития морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста Специфика морально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста. Личностное развитие ребёнка: от кризиса, связанного с началом систематического обучения – до подростничества. Мировоззренческие представления как основная «единица» анализа морально-нравственного сознания ребёнка. Генез мировоззренческих представлений в дошкольном детстве. Типология мировоззренческих представлений. Факторы, детерминирующие становление мировоззренческих представлений. Культурно-историческая и социальная обусловленность мировоззренческих представлений. Мировоззренческие представления, как психологические орудия (средства), позволяющие младшему школьнику осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора.
Раздел 3. Цели, методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников Цели духовно-нравственного воспитания. Традиционные методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести и т.д. Современные методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам с ОВЗ (и т.д.). Патриотическое и трудовое воспитание младших школьников в современных условиях.
Раздел 4. Современные программы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста Отечественные и зарубежные программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дескрипция современных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников. Методическое обеспечение современных программ духовно-нравственного воспитания младших школьников. Конкретные методики и формы организации воспитательных мероприятий. Конкретные методики и формы организации воспитательной работы в процессе обучения, учебной деятельности младших школьников.
Раздел 5. Проектирование классных и внешкольных воспитательных мероприятий с детьми младшего школьного возраста Методика проектирования школьного воспитательного мероприятия. Методика проектирования внешкольного воспитательного мероприятия. Совместное проектирование традиционного воспитательного мероприятия. Совместное проектирование инновационного (диалогического, субъект-субъектного) воспитательного мероприятия. Индивидуальное проектирование воспитательного мероприятия, с последующей групповой рефлексией, анализом и оценкой некоторых проектов.
Примерная тематика курсовых проектов (работ) 1. Содержание понятия «духовно-нравственное воспитание». 2. Выдающиеся отечественные педагоги о духовно-нравственном воспитании детей. 3. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в зарубежной педагогики. 4. Религиозное и светское воспитание детей. 5. Традиционное воспитание. 6. Духовно-нравственное воспитание (историографический обзор). 7. Духовно-нравственное воспитание детей в советский период отечественной истории.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) Основная литература Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». М.: ВЛАДОС, 2008.
б) Дополнительная литература Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан. 2009. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. Телегин М.В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.:МГППУ, 2007.
Литература по теме:
1.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. – 272 стр. 2. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009. – 224 стр. 3. Телегин М.В.Современным дошкольникам о Великой Отечественной Войне и про варежки //Детское творчество,2010,№2 4. Телегин М.В. Воспитательный диалог – образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Воспитание детей и молодёжи, 2010, №1 5. Телегин М.В. Поговори с ребёнком о войне // Обучение дошкольников, 2010, №2 6. Телегин М.В. Воспитание исторического сознания молодёжи // Воспитание детей и молодёжи.2010,№1 7. Телегин М.В. Воспитательный диалог - образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (продолжение) // Воспитание детей и молодёжи, 2010, №2
Аннотация дисциплины: «Учебное сотрудничество и социальное взаимодействие в современном образовании»
Теоретическая часть курса знакомит с основными постулатами социологических концепций генеза психики: Культурно-исторический, деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре-Клермон); Теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), Социально-генетическая психология (В.В.Рубцов). Заложенный в указанных теориях эвристический потенциал позволяет слушателям понять роль и место социального взаимодействия, совместно-распределённых форм учебного процесса в становлении важнейших личностных и когнитивных новообразований младших школьников; увидеть каким образом от внешних форм социального взаимодействия, через интериоризацию, осуществляется переход к внутренним (психологическим) процессам и функциям, которые, в свою очередь, проявляются в становящихся компетенциях младших школьников. Практикум по педагогическому общению нацелен на освоения методов проектирования развивающих, интерактивных форм организации обучения и воспитания младших школьников (уроки и воспитательное мероприятия, работа с родителями в логике: диалога, решения проблемной ситуации, «развивающего обучения», проблемно-поискового варианта реализации традиционного объяснительно-иллюстративного метода, отрытия нового знания, совместно-распределённой деятельности (позиционный принцип распределения); совместно-распределённой деятельности (распределение учебных действий) и т.д.
Цели и задачи дисциплины:
Цель: создание психолого-педагогических условий для теоретического и практического (деятельностного) освоения слушателями традиционных (субъект-объектных) и современных (субъект-субъектных) развивающих, интерактивных форм организации педагогического общения (обучения и воспитания) младших школьников
Задачи:
1. Познакомить слушателей с основными постулатами социологических концепций генеза психики, ролью и местом социального взаимодействия, совместно-распределённых форм учебного процесса, в становлении важнейших личностных и когнитивных новообразований младших школьников 2. Показать каким образом от внешних форм социального взаимодействия, через интериоризацию, осуществляется переход к внутренним (психологическим) процессам и функциям, проявляющимся в становящихся компетенциях младших школьников. 3. Создать психолого-педагогические условия для деятельностного освоения слушателями традиционных форм и методов организации педагогического общения (педагогическое наставление, традиционный урок, традиционное воспитательное мероприятие, позитивно-манипуляционный диалог и т.д.). 4. Создать психолого-педагогические условия для деятельностного освоения слушателями инновационных форм и методов организации педагогического общения (сократический диалог, дидактический диалог, воспитательный диалог, совместно-распределённая учебная деятельность и т.д.). 5. Сопоставить традиционную и инновационную парадигмы организации педагогического общения, выявить сильные стороны и ограничения указанных подходов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: • некоторые системообразующие положения Культурно-исторической, деятельностной психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); Женевской школы генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре-Клермон); Теории учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), Социально-генетической психологии (В.В.Рубцов), критически важные для проектирования взаимодействия детей и взрослых, самих детей в процессе обучения и воспитания; • содержание понятий: «социальное взаимодействие», «совместная деятельность», «совместно-распределённая деятельность», «педагогическое общение», «сотрудничество», «субъект-субъектное взаимодействие». • Закономерности организации педагогического общения с детьми младшего школьного возраста Уметь: • самостоятельно проектировать различные формы сотрудничества, взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса; • организовывать совместную деятельность детей в различных сферах (обучение, воспитание, досуг, занятия спортом и т.д.); • организовывать продуктивное взаимодействие педагогов с родительской общественностью, общественными организациями и т.д. Демонстрировать способность и готовность: • разрешать различные педагогические проблемы в процессе интерактивного взаимодействия с заинтересованными сторонами • проводить с младшими школьниками дидактические, воспитательно-мировоззренческие, развивающие диалоги.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Социальное взаимодействие и учебное сотрудничество как «ситуация развития» личностной и когнитивной сферы младших школьников (теоретические аспекты). Некоторые положения социологических концепций психики (Культурно-исторической, деятельностной психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); Женевской школы генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре-Клермон); Теории учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); Социально-генетической психологии (В.В.Рубцов), – необходимые для проектирования современных форм взаимодействия и сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса.
Психологическая характеристика системообразующих для дисциплины понятий: «социальное взаимодействие», «совместная деятельность», «совместно-распределённая деятельность», «педагогическое общение», «сотрудничество», «субъект-субъектное взаимодействие».
Раздел 2. Психолого-педагогическая характеристика традиционных методов и форм организации обучения и воспитания младших школьников. Экскурс в историю традиционной педагогики (От «Поучения Владимира Мономаха», «Великой дидактики» Я.А. Коменского; «Науки побеждать» А.В.Суворова; трудов К.Д.Ушинского до советского периода в истории традиционного обучения (Ю.К.Бабанский; М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.). Психолого-педагогическая характеристика традиционного обучения и воспитания. Критика В.В.Давыдовым традиционного обучения. Ограничения и сильные стороны традиционного обучения. Традиционное обучение в инновационной школе. Критика В.В.Давыдовым традиционного обучения.
Раздел 3. Психолого-педагогическая характеристика инновационных, диалогических форм социального взаимодействия и учебного сотрудничества субъектов образовательного процесса. Связь деятельностных и понятийных аспектов мышления детей. Понятие, как генетически совместная деятельность. Школа диалога культур (В.С.Библер). Проблемное обучение и диалог (А.М.Матюшкин, Е.Л.Мельникова). Учебные диалоги в развивающем обучении. «Виды общения в обучении» (Г.А.Цукерман). Закономерности организации совместно-распределённых форм учебной деятельности (В.В.Рубцов, В.К.Мульдаров). Распределение между учащимися отдельных теоретических признаков и реконструкция теоретического понятия в учебном взаимодействии. Ролевое и позиционное распределение совместной деятельности учащихся по выведению содержательных обобщений.
Учебная деятельность, совместно-распределённая учебная деятельность, социо-когнитивный конфликт, сократический (воспитательный, мировоззренческий) и дидактический диалоги – как подлинно развивающие, сензитивные для становления понятийного, рефлексивного, креативного мышления формы взаимодействия, сотрудничества детей между собой и со взрослыми.
Проектирование учебного взаимодействия и сотрудничества младших школьников (урок в системе развивающего обучения, позиционное распределение совместной деятельности, социо-когнитивный конфликт, сократический, дидактический диалоги и т.д.) на различных предметных областях.
Раздел 4. Основы проектирования различных форм педагогического (дидактического и воспитательного) общения; взаимодействия педагогов с родителями, психологами, представителями общественных организаций. Проектирование поучения, наставления, традиционного урока, традиционного воспитательного мероприятия, позитивно-манипуляционного дидактического диалога в логике объяснительно-иллюстративного метода. Ограничения и сильные стороны традиционного обучения. Традиционное обучение в современной школе.
Проектирование инновационных, диалогических форм взаимодействия и сотрудничества младших школьников (урок в системе развивающего обучения, позиционное распределение совместной деятельности, социо-когнитивный конфликт, сократический, дидактический диалоги и т.д.) в различных предметных областях.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008. – 416 с. 2. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий детей в условиях учебного диалога (Первый этап)// Психологическая наука и образование, 2007. №2 3. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий детей в условиях учебного диалога (Второй этап)// Психологическая наука и образование, 2008. №2 4. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009. – 224 стр. 5.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. – 272 стр.
б) дополнительная литература
1. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При изучении теоретической части курса целесообразно использовать справочную литературу (словари, энциклопедии). Данные Вами дефиниции изучаемых понятий не должны буквально совпадать с дефинициями какого-либо конкретного источника. Постарайтесь скомпилировать, обобщить разные определения, синтезировать свое, оригинальное определение, наиболее полно отражающее существенные признаки изучаемых понятий.
Особое внимание следует уделить интерпретации общения как деятельности (целенаправленной активности). В такой трактовке, естественным будет сосредоточение на определении целей обучения и воспитания, шире, педагогического общения в целом. Так же не следует упускать из внимания культурно-историческую, социальную обусловленность, детерминацию целей, методов и форм педагогического общения.
Следует определиться с содержанием понятий «традиция», «традиционное обучение», «традиционное воспитание». Постарайтесь отдать дань предшественникам, великим педагогам прошлого. Тщательного изучения требует творческое наследие основоположников традиционного подхода в мировой (Я.А.Коменский) и отечественной (К.Д.Ушинский) педагогике. Не спешите вешать ярлыки, главная задача, увидеть потенциал и ограничения традиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях. Выполняя задания вы можете пользоваться материалами российской и зарубежной прессы по изучаемой теме. Приветствуются неординарные, необщие, творческие и вместе с тем, хорошо обоснованные ответы.
При изучении третьей темы необходимо понять, в чём состоят кардинальные, сущностные, системные отличия традиционного и диалогического подходов к организации педагогического общения (директивное, суггестивное и более мягкое, с опорой на спонтанный опыт, исподволь, незаметно) влияние на становление знаний, мировоззренческих представлений, способов действий, навыков. Как и любой подход, диалогическая парадигма имеет социальную, культурно-историческую обусловленность, свои плюсы и минусы. Постарайтесь выявить их, сформировать собственную позицию относительно соотношения и возможностей взаимодополнения традиционных и диалогических методов и форм педагогического общения.
Практическая часть курса направлена на деятельностное освоение проектирование традиционных и инновационных форм организации педагогического взаимодействия, сотрудничества младших школьников.
Сверхзадача курса показать, что сегодня необходимо соединить, в синтезе повенчать проверенные веками и новейшие парадигмы воспитания и обучения. Чтобы вернуть отечественному образованию конкурентоспособность, осмысленность, устремлённость к вершинам познания и духа!
Средством текущего контроля и промежуточной аттестации выступает тест по дисциплине и индивидуальный проект сократического (воспитательно-мировоззренческого) диалога с детьми младшего школьного возраста. Тестирование оптимально проводить по окончании изучения дисциплины.
|