doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Краткая объяснительная записка к программе "Воспитательный диалог"
Краткая объяснительная записка к программе "Воспитательный диалог"


Анализ существующих на сегодняшний день образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста  («Золотой ключик», «Развитие» и др.) показывает, что все эти программы в основном направлены на когнитивное развитие дошкольников (знакомство с сенсорными эталонами; обучение навыкам письма; счета; развитие символической деятельности; формирование внутреннего плана действий и т.д.).

Ни одна из существующих программ, в качестве центральной, не ставит цель воспитания, создания психологических условий для становления мировоззрения старших дошкольников. Вместе с тем, в последнее время набирает силу негативная тенденция, которую с тревогой отмечают педагоги, психологи, родители: многие дошкольники (до 30%) не способны адаптироваться к школьной жизни, присвоить учебную деятельность, стать ее субъектом.

На наш взгляд, причина этого явления – психологическая, личностная незрелость дошкольников. Для успешного обучения поведение детей должно перестать быть «полевым», неосознанным, спонтанным, непосредственным, «реактивным». Между желанием и действием, поступком ребенка, по словам Л.С. Выготского, «должен вклиниться интеллектуальный момент», качественно преобразующий поведение ребенка, делающий поведение опосредствованным нормами морали и этики, произвольным, осознанным и рефлексивным.

Вступая в школьную жизнь, ребенок переживает возрастной кризис (кризис 7 лет). Меняется социальная ситуация развития ребенка. Для освоения позиции ученика, субъекта учебной деятельности, ребенку необходимо «научиться управлять собой», «подчинить себе свои собственные психические функции». Эта мысль красной нитью проходит во многих работах замечательных отечественных психологов – Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина.

Преодолевая возрастной кризис, приноравливаясь к школьной жизни, ребенок учится использовать слово, знаки языка «в качестве психологического орудия управления собственным поведением». Теория знакового опосредствования высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) учит нас, что «интеллектуальным моментом», «вклинивающимся» между желанием и поступком ребенка, опосредствующим его поведение, являются слова обыденного языка и психологически, субъективно связанные с ними сферы смыслов, значений.

Мышление ребенка – дошкольника носит наглядно-образный характер. «Материалом» наглядно-образного мышления, по Л.С. Выготскому, служат спонтанные понятия: «образные комплексы, связанные со словами обыденного языка». В.В. Давыдов называет это «эмпирическим» понятием, которое по его мнению есть не что иное, как «общее представление».
Наши исследования также подтверждают, что психологическими эквивалентами слов обыденного языка для ребенка старшего дошкольного возраста являются представления, образы разной степени сложности.

Под представлениями современная психология понимает образы памяти и воображения, возникающие в отсутствии предмета (явления) в поле непосредственного восприятия человека.
Программа «Воспитательный диалог», в первую очередь, направлена на формирование и развитие мировоззренческих представлений старших дошкольников. Мировоззренческие представления, суть образы, связанные в сознании детей с «абстрактными» словами обыденного языка (например «добро», «красота», «правда», «ученик», «время», «хорошее», «плохое» и т.д.). Развитие значения этих слов и развитие мировоззренческих представлений, вслед за Л.С. Выготским, мы понимаем «как один и тот же процесс» – процесс речевого (языкового) мышления.

Именно абстрактные слова обыденного языка, связанные с ними представления и являются тем самым «интеллектуальным моментом», который опосредствует поведение ребенка, делает поведение произвольным, подотчетным, разумным. Ребенок не может стать субъектом учебной деятельности, если он не понимает и не осознает что такое «хорошо» и «плохо», «ученик», «добро» и т.д.. Абстрактные слова обыденного языка, вместе с их психологическим эквивалентами, выступают в качестве макрорегуляторов деятельности ребенка. Включаясь в деятельность по осознанию значения этих слов, ребенок тем самым творит основы собственного мировоззрения, систему позволяющую ребенку поступать произвольно и разумно.

Ноу-хау программы «Воспитательный диалог» является следующее методическое кредо: воспитание старших дошкольников реализуется через создание психологических условий, при которых уже имеющиеся, спонтанные мировоззренческие представления детей «доращиваются» до уровня культурных.

В языковой компетенции старших дошкольников, в их активном словаре содержатся абстрактные слова обыденного языка. Употребляя эти слова в актах общения, в их коммуникативной и сигнификативной функциях старший дошкольник уже связывает  с ними определенную сферу смыслов, представлений. Наши исследования показывают, что 90% детей в возрасте 5-6 лет обладают спонтанными мировоззренческими представлениями. Это обстоятельство открывает возможность для организации специфической совместно-распределенной деятельности детей – философствования, в ходе которого развиваются исходные, спонтанные мировоззренческие представления детей.

Важным следствием психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн) является положение В.В. Давыдова, гласящее «для освоения той или иной сферы культуры, ребенку необходимо включится в генетически исходную для этой сферы деятельность». Первоначально такая деятельность протекает в коллективе, в совместно-распределенной форме, а затем интериоризируясь присваивается ребенком.

Генетически исходной для философии, построения мировоззрения выступает, по нашему мнению, философствование, протекающее в форме диалога. Классическим культурным образцом философского диалога служат диалоги Сократа и Платона (сократические диалоги). Логико-психологический анализ сократических диалогов позволил создать их психологическую модель. Учебный процесс по программе «Воспитательный диалог» находится в отношении изоморфизма (подобия) к психологической модели полноценного философского диалога.

Процедура проведения занятия

1. Чтение стимульного текста для старших дошкольников.  В тексте в наглядной, образной,  доступной ребенку форме содержится мировоззренческая проблема.
2. Постановка детьми вопросов отражающих эту проблему. Выбор в результате конвенции одного вопроса для совместного обсуждения. Как правило, выбранный вопрос направляет участников диалога на установление сферы смыслов, значения какого-либо абстрактного слова обыденного языка.
3. Разрешение проблемы на актуальном уровне развития детей. Старшие дошкольники экстериоризируют, вербализируют собственные спонтанные представления, дают дефиниции, превращают свои представления в совокупность высказываний. На этом этапе дети «испытывают иллюзию знания», проблема перестает существовать для них.
4. Диалог между детьми, разделяющими конкурирующие точки зрения на способ преодоление проблемы, дающими разные определения. Рядом с незавершенной, ограниченной позицией ребенка учитель или сверстник формирует и формулирует свою точку зрения, построенную на иных основаниях, чем исходная позиция. Наличие разных познавательных перспектив в одной проблемной области с неизбежностью приводит к их обобщению, сопоставлению, осознанию. На четвертом этапе диалога и происходит реализация образовательных целей программы.

Содержание программы

В содержание программы «Воспитательный диалог» входят моральные, нравственные, логические, эстетические, этические, онтологические, гносеологические проблемы.
1. Обозначающее – обозначаемое. Связь слова и предмета.
2. Человек.
3. Мысль и реальность.
4. Настоящее и ненастоящее.
5. Отношение сверстников в детском саду.
6. Отношения со взрослыми.
7. Детский сад.
8. Школа.
9. Правила поведения.
10. Хорошее и плохое.
11. Обман, стыд.
12. Честный человек.
13. Красота.
14. Счастье.
15. Форма и содержание.
16. Внешность и душа.
17. Любовь.
18. Жестокость; предательство.
19. Прощение.
20. Искупление вины.
21. Отношения с родителями.
22. Ученик, учение.
23. Доброта.

Методическое обеспечение программы воспитательный диалог

1. Стимульная философская повесть для чтения со старшими дошкольниками «Короткие истории, которые для вас, Света сложила  в длинный рассказ».
2. Методическое руководство для воспитателя. Содержит многовариативное планирование каждого занятия, примерные темы и вопросы для обсуждения, описание спонтанных представления старших дошкольников, основные направления дискуссии, культурный образец преодоления проблемы, систему упражнений, игр, заданий, позволяющих реализовать образовательные цели курса.
3. Пакет диагностических методик.

Программа «Воспитательный диалог»: оптимальные условия реализации

Программа содержит 30 фрагментов-тем, рассчитана на 60 занятий (каждый фрагмент стимульного текста обсуждается в течении двух занятий по 25-30 минут каждое. Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в течении полутора – двух лет. Начинать занятия целесообразно с пятилетнего возраста.