Автор: М.В.Телегин
Аннотация: стенограмма занятия может быть использована педагогами и заинтересованными родителями в качестве образца для организации воспитательного (сократического) диалога с младшими школьниками. Опубликовано в Бюллетене российского центра «Философия для детей», № 2 (1996) и №3 (1997).
Содержание
Инна: Свобода - это свобода. Саша: Так нельзя сказать, этим ты ничего не объясняешь, только путаешь нас. Вова: Вот мы хотим сказать что такое свобода, но чтобы это сказать, мы обязательно должны понять, из чего свобода состоит. Вот карандаш - это такое, ну, как бы бревно и чернила. А свобода состоит из свободного времени. Света: Больше всего свободного времени в каникулах и в выходных днях. Таня: Свободного времени гораздо больше в каникулах. Учитель: Значит, по-вашему получается, что свобода - это... Дети: Каникулы, выходные. Галя: В каникулы ты все время свободен. Можешь в школу не вставать, спать до каких угодно, хоть до вечера! Женя: Гуляешь, уроки не надо учить, ходишь без портфеля. Инна: Да, с пустыми руками, у тебя даже руки свободны. Миша: Когда человек на каникулах, он похож на птичку свободную, она может лететь, куда захочет, а когда человек учится, он как птичка в клетке. Катя: Ему надо сидеть и писать, и учителя слушать, и на все вопросы отвечать. Саша: Вот мне кажется, что свобода - это такое чувство... ну что все можно, что все по плечу. Что ты хороший. Что ты сам собой распоряжаешься. У меня такое бывает не только в каникулы, а еще когда я хорошие оценки получаю, или домашнее задание хорошо делаю. Петя: А почему ты, Миша, сказал, что на каникулы нам ничего не задают? Нам же задали на лето внеклассное чтение и буквы английские прописные выучить. Учитель: Значит, и в каникулы вы не очень-то свободны. Так я вас понимаю? Саша: Да, правильно. В каникулы ты с сумкой в магазин ходишь - руки не свободны, сдачу надо считать - ум не свободен, а тут еще внеклассное чтение. Учитель: Значит, каникулы и свобода... Дети: Не одно и то же. Петя: Я не согласен. Инна: И я не согласна. Можно сразу, в первый день, ну или неделю все уроки выучить. А в остальные каникулы ты свободен... Галя: Ага, если все сразу выучишь, то потом забудешь. Инна: А я в последний день, перед школой все повторю. Я всегда так делаю. Вова: Если тебе необходимо что-то там повторять накануне школы, ты будешь об этом думать. И тогда ты не свободна. Женя: Ты можешь куда-то идти, на рыбалку ехать, или куда ты еще хочешь. А голова будет уроками занята. Это же не свобода. Миша: У тебя только тело будет ходить куда хочет, а мысли привязаны к этим урокам. Инна: Ты меня не понял совсем. Можно я нарисую. Учитель: Конечно, пожалуйста. Инна: (рисует прямую линию, часть вначале и конце заштриховывает). Вот я тут не свободна (показывает заштрихованные части линии), а тут свободна. Понял? И потом, есть еще зимние каникулы, а на них вообще ничего не задают, и ты все каникулы свободен. Петя: А что, кроме учебы других дел нет что ли? Вот я сливы собирал, яблоки на каникулах, у нас знаешь какой урожай был. Женя: А я в каникулы сначала картошку сажал, а в конце каникул ее выкапывал. Какая тут свобода! Миша: У людей всегда есть какие-то дела, даже в каникулы они тебя тянут, заставляют их делать. Учитель: Может, хотя бы картошка, которую люди сажают свободна? Петя: Ну уж нет. Света: Ей надо расти, цвести, листья выпускать. Таня: От жуков спасаться, солнышко собирать, воду пить... Галя: Вот так она промучается всю жизнь, а потом ее люди съедят. (смех) Вова: Человек всегда что-то делает , только когда работает - одно, а когда отдыхает - другое. Свобода - это свободное время, а оно не только в каникулы бывает, а всегда, когда человек не работает, а отдыхает. Свобода значит, что отдых начался для тебя. Ты делаешь не то, что на работе или в школе. Учитель: Еще что-то хочешь сказать. Вова: Нет, я уже все (!) сказал (делает акцент на слове «все»). Больше никто ничего не добавит. Инна: Да, в пятницу, когда уроки кончаются начинается наш отдых, и так до воскресенья, или даже до понедельника мы свободны. Свобода это отдых. Учитель: А что вы делаете, когда вы свободны, как отдыхаете? Петя: Гуляем, бегаем, прыгаем. Таня: Смотрим телевизор. Саша: А меня папа попросил посмотреть видеофильм, а потом рассказать ему, про что эта кассета, а сам уехал куда-то. Учитель: Ты был свободным, когда смотрел фильм? Саша: Нет, конечно. Я не хотел фильм смотреть. Он для взрослых, я там почти ничего не понял. И не смог пересказать. Учитель: Но ты же не работал, а всего лишь телевизор смотрел. Отдыхал. Саша: Но это как работа. Свобода, это когда любимую передачу смотришь. Света: Человек свободен, когда он смотрит передачу по собственному желанию, для своего удовольствия. Галя: Тебе, Саша, папа приказал, и ты сидел около своего телевизора, как собачка на привязи. Женя: Я понял, свобода это как собачка Джуди, которая в нашем с вами, Михаил Владимирович, подъезде живет. Она ходит сама по себе, все время отдыхает, она бродячая. А та, которую вы на поводке водите, не свободная собачка, потому что она на поводке. Саша: А у меня не было поводка, вот собачке прикажут «рядом», и она без поводка рядом идет. Папа велел мне у телевизора быть, и я сидел без поводка, а все равно не на свободе. Женя: Бродячей собачке никто ничего не приказывает, вот она и бегает свободно. Значит, свобода - это когда тебе никто ничего не приказывает.
Миша: А нам все время родители и учителя что-то приказывают, учат, заставляют, у нас даже в каникулы нет свободы. Учитель: А у кого же она есть? Дети: У взрослых. Учитель: Количество свободы зависит от возраста человека? Петя: Да, конечно. Вот маленький ребенок, он в коляске лежит, никуда не может пойти. Какая уж тут свобода. Чуть-чуть подрастет, его в манеж сажают, потом за ручку ходит, как на привязи. Только позже он сможет гулять, где захочет, свободным становится. Саша: Чем старше ребенок, тем у него больше совбоды. Петя: Нет, я не согласен. У ребенка боыпе свободы, ему не надо работать, а взрослому надо и о ребенке заботиться, и кормить его. Вова: Ну и что, взрослый может отпуск взять, отдохнуть. Галя: Да, а на сколько он его возьмет? У взрослого отпуск только один месяц, а у ребенка каникулы три месяца. Значит ... Саша: Значит ребенок свободней, его отпуск - каникулы длиннее. Таня: А пенсионер вообще не работает, он еще свободнее ребенка. Миша: Особенно, если он еще не успел жениться, один живет, на свою пенсию. Галя: Но он же по дому все должен делать, ведро выносить, обед варить. Миша: А может быть, ему кто-то помогает. Галя: Кто же ему помогает, когда он один живет? Миша: Какой-то другой человек, его друг, или просто хороший человек. Учитель: Как вы думаете, человек, помогающий пенсионеру, тратящий свои силы в то время, как он мог бы отдыхать, может быть свободным? Петя: Когда он поможет пенсионеру, придет домой, то да. Таня: Если он любит этого дедушку, то конечно. Он может быть свободным, даже пока помогает. Он же без привязи, он сам, по своей воле ему помогает. Женя: Свобода — это поступать, как ты хочешь, по своей воле. Самый свободный человек — пенсионер, которого любит чужой человек. Учитель: А почему чужой? Лена: А о своих пенсионер будет всегда думать, сам будет о них заботиться, как моя бабушка обо мне. Она же не будет свободна. Она за нас переживает. Галя: Больше всего пенсионеры хотят, чтобы их дети и внуки хорошо жили, у них такая воля. Вот и получается, что их свобода от нас зависит больше, чем от них самих. Саша: Самыми свободными являются или пенсионеры, у кого вообще родственников нет, или пенсионеры с родственниками, у которых все хорошо. Галя: Правильно. Таня: А вот и не правильно. Пенсионеры — достаточно пожилые люди, они не свободны от болезней. Петя: А еще простой взрослый человек, как мой папа, каждый день деньги получает, а пенсионеры ждут целый месяц. Миша: А может, и еще больше. Вова: Да, если денег нет, то и свободы нет никакой. А пока человек живет, ему надо есть, одеваться. Галя: Для того, чтобы деньги были, нужно работать, у безработных нет денег. Вова: Работа — это деньги, деньги — это еда, а еда — это свобода. (Детям очень нравится эта чеканная формула, они скандируют ее всем классом). Учитель: А вдруг свободы не существует вовсе? Может быть, это только выдумки людей? Вова: Точно! Человек всегда чем-то занят, что-то делает, занимается какими-то делами. Он не может быть независимым. Саша: Пока он живет, он не свободен, он ниточками спутан, связан с друзьями, с родными, со школой. Инна: А если он умрет, то человека уже не будет. Света: Значит, работа и есть свобода. Учитель: А помните, что в начале нашей беседы вы утверждали, что свобода — это отдых? А теперь получается, что свобода — это работа? Я что-то ничего не могу понять. Петя: Если люди работают, то они едят, значит, они свободны от голода. Инна: Да, но они не свободны от работы. Саша: А я думаю, что отдыхает человек или работает, это не так уж и важно, он может, и отдыхая и работая, быть свободным. Лишь бы ему нравилось то, что он делает. Женя: Самый несвободный человек — это тот, который в тюрьме сидит, он никуда не может пойти по своей воле, встретиться с друзьями, просто на траве полежать. Он сидит в замкнутом пространстве. Вова: А вот офицер на подводной лодке. В плаванье ушел на целый год. Тоже не может на траве полежать. Сидит в этой лодке, но он же не как человек, который в тюрьме сидит. Петя: Правильно, он свободный. Он сам хотел на лодке разных осьминогов смотреть, от врагов нас защищать, чтобы другие лодки не приплыли. Таня: Да, но ему же хочется иногда вылезти, просто походить по земле. Ты попробуй в ванне просидеть целый год. А я на тебя посмотрю. Вова: Он не может вылезти, он присягу давал, ему надо служить. Он служить хочет больше, чем по земле бегать. Он сам такую службу выбрал, он свободен. Галя: Он свободен и не свободен сразу! Ему же хочется все-таки хотя бы воздухом подышать. Учитель: И свободен и не свободен сразу ... Саша: Да, так часто бывает. У тебя всегда есть выбор. Ты можешь выбрать то, что тебе хочется, и можешь то, что надо. Учитель: А можно ли выбрать или делать и то, что надо, и то, что хочется? Петя: Можно, как тот офицер. Или как каскадер. Или как балерина. Им и нравится то, что они делают, и ведь кто-то должен это делать. Эти люди свободны. Галя: Да еще они за это и денежки получают. Настя: Для меня свобода — это когда есть чем заняться, чем-то интересным и нужным. Учитель: Ребята, давайте подведем небольшой итог нашей увлекательной беседы, во время которой я чувствовал себя свободным, потому что это было очень интересно и нужно для меня и для вас. Итак, что такое свобода? Кто может кратко перечислить все ее характеристики? Ученики: Свобода — это делать что-то по своему желанию. Чтобы было и нужно, и интересно, и полезно. Или когда беззаботно отдыхаешь, небольшое время такое. Свобода — это кого-то любить и помогать ему. Может быть, свободы совсем не существует, потому что человек всегда связан с жизнью, он всегда что-то делает, да не только человек. Учитель: Ребята, извините, время нашего урока подошло к концу. Спасибо, все свободны. Ученики: Но мы еще хотим поговорить друг с другом! Почему Вы отправляете нас на перемену, ограничиваете нашу свободу?
16 сентября 1996г.
|