Реклама программы "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") |
Автор: Телегин М.В.
Воспитание ребенка – тяжелый, но такой жизнеутверждающий труд. Рука об руку с любовью беззаветной всегда печаль-тревога за судьбу сына или доченьки спешат. Время нам лихое выпало. «Эпоха перемен». Раньше всем миром, в одном направлении – духе воспитывали. Сегодня – не так. Вы одни ценности внушаете, соседи по своему уставу живут, школа в третью сторону клонит, на улице такого насмотришься, про телевизор и вовсе умолчим. Журнал чуть не любой для подростков откройте. Полюбуйтесь, в каком свете там родители, учителя выставлены. Раздрай. Борьба непримиримая вер, идеалов, убеждений. Взрослые и те теряются. Вопросы, сомнения сердце родительское гложут. «Воспитаю добрым, отзывчивым, порядочным – затопчут, сомнут цветочек лазоревый – деточку в мире жестоком». «Выучить – полдела, еще бы нить тонкую, нить сердечную, с дитятей связующую сохранить, укрепить». «Как воспитывать, дети мудрость нашу не очень-то на веру принимают?». «Соблазнов кругом – пропасть, зло в одежды яркие, притягательные рядиться. Как не оступиться?» «Власть употребишь, прикрикнешь, он вроде покорится, а сам супротив родительской воли поступит, а там, глядишь, и ожесточится, замкнется». В общем, «голову свою не приставишь», за ребенка жизнь не проживешь. Что делать-то? Как быть? Не ждите рецептов безотказных. Но есть все же средство заветное. Вам хорошо известное. Терпеливая, спокойная беседа задушевная, раздумчивая. О главном честный, открытый разговор. О горестях и радости, о добре и зле, о предназначении человека на земле, о красоте, о счастье, о родине, о людях достойных, о порядочности, чести, свободе… В диалоге том места нет тону менторскому, приказному. Направляет он, влечет к ценностям высоким. Как маяк кораблю дорогу указывает. Исподволь, чувством вашим проникаясь, ребенок вроде как сам, умом и сердцем своим истину прозревает, угадывает. Мудрость предков на достижения психологии современной мы помножили и в программу «Философия для детей», превратили. Берите. Владейте. Речь, разум, а более всего душу детей развивайте. Пусть наградой любовь – привязанность взаимная послужат. Воспитание ребенка – тяжелый, но такой жизнеутверждающий труд.
Слово к учителям
Из крайности в крайность бросаемся. Из огня да в полымя. То заорганизованные, зачастую дежурные, фальшивые «воспитательные мероприятия» множили. То лишь учебой ограничиваемся, «набор необходимых компетентностей» детям несем. Воспитание – территория брошенная. Кому только на откуп отданная? Неуютно нам на юру-ветру перемен. Дети настолько разные пошли, да все своевольные, ершистые, обидчивые. Слушать нас, открыв рот, не хотят. Подчиняться не спешат. Где выход? Себя ломать? Заигрывать, приспосабливаться? Жесткую линию проводить? Апатией отгородиться? Ворчать на поколение «пепси» по учительским? А вот граф А.Н. Толстой в яснополянской школе с крестьянскими детьми о Боге говорить не гнушался. И А.С. Макаренко каждого беспризорника вопросом «Ты чего в жизни добиться хочешь?» встречал. В.А.Сухомлинский ребятишек с изломанными войной судьбами беседами о красоте «отогреть» пытался. Оказывается, «Черная курица» А.А.Перовского, «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского, «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Л.Н.Толстого, не просто умные, тонкие литературные произведения… Другое у этих книг предназначение: «… послужить материалом для развивающих, воспитывающих душу диалогов», «толчком к самостоятельному размышлению о «вечных» вопросах бытия в мире», «познакомить детей с духовными исканиями человечества, истинами, открытыми религией, философией, искусством». Сократ и Платон, И.Г.Пестолоцци и Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский и Н.К.Крупская… Разные люди, но в одном едины. Не умоляя значимости традиционных форм воспитания, другую дорогу торили, диалогический способ созидания детской души предлагали. Простую, ясную методику проведения воспитательного диалога разработали. Читали ученики фрагмент повести глубокой, философской. Вопросы свои задавали, вместе с учителем проблему мировоззренческую ставили. Взрослый ответов готовых не давал, «несведущим притворялся», ждал, пока собеседники раскроются, мысли сокровенные в слово облекут. Голос детей звучал, их видение мира плоть обретало. А дальше самое интересное начиналось. Живое дело рождения мировоззрения. Сократу такие слова приписывают «искусство ведения диалога во всем подобно акушерскому. Повивальная бабка ребенку появиться на свет помогает, а я – мысли человеческой. Цель моя – отделить фантазмы и лживость в молодых душах от вещей здоровых, реальных». Пусть несхожие точки зрения звучат, к разной логике, разным ценностям восходящие. Где-то поспорите, где-то исподволь направите, где-то горизонты раздвинуть поможете. Главное, мысль пробудить, чтобы собеседники «ушли от чванливой уверенности, в безупречности собственной познавательной позиции, освободились от «иллюзии окончательного преодоления проблемы»». Так, потихоньку, от детских представлений о мире отталкиваясь, зону ближайшего развития для детских представлений создавая, к культурным нормам и образцам, к рецептам спасительным вместе придете. Наверное, спонтанно, интуитивно многие из вас, уважаемые педагоги, так и делали. Теперь есть научно обоснованная, методически обеспеченная программа воспитания и развития мировоззрения. Знакомьтесь – «Философия для детей» («Воспитательный диалог»).
Уважаемые родители и педагоги!
Психологический Институт Российской Академии Образования, Московский городской психолого-педагогический институт, представляют вашему вниманию рекомендованную Министерством Образования РФ, поддержанную ЮНЕСКО образовательную программу для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов «Философия для детей». Программа «Философия для детей» - системный, научно-обоснованный, методически обеспеченный вариант ответа на ключевой для всего российского общества вопрос: «Как воспитывать ребенка в современном мире?», «Как найти, подобрать ключ к сердцу и уму подрастающего поколения?». В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов программа «Философия для детей» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся: - формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения; - создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества; - выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению; - развитие речи и коммуникативных навыков; - освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире; - помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет). Занятия по программе «Философия для детей» осуществляется в форме особых мировоззренческих, философских диалогов. Историческим прототипом полноценных философско-мировоззренческих диалогов служат диалоги Сократа и Платона (сократические диалоги). Исходным материалом для организации учебных сократических диалогов являются уже имеющиеся у детей (спонтанные) мировоззренческие представления (представления, образы, смыслы, связанные в сознании учащихся с такими абстрактными словами языка, как «добро», «красота», «счастье» и т.д.). Развиваясь в диалоге спонтанные мировоззренческие представления становятся культурными, и в этом качестве опосредствуют, регулируют поведение детей. «Философия для детей» - органичный сплав традиции и новаций. Великие философы, педагоги, писатели прошлого – Сократ и Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци, А.А.Перовский и В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский видели в беседах о справедливости, правде, счастье, долге, высоком предназначении человека, «чудесном устройстве мира», путь к созиданию души своих воспитанников. Теоретической базой для проектирования программы «Философия для детей» стали идеи и концепции замечательных отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова… Программа «Философия для детей» имеет полный набор необходимых для целостной педагогической технологии компонентов: стимульные тексты для учащихся, методические руководства для учителей, пакеты диагностических методик, систем подготовки педагогических кадров. «Философия для детей» - расширяющаяся, трансформирующаяся педагогика и практика: сеть школ и дошкольных учреждений, научные центры, сообщество исследователей, ученых и педагогов. Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, подтвердили эффективность этой программы.
Рекламный буклет по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»)
Уважаемые педагоги и родители, Московский городской Психолого-педагогический Университет, Психологический Институт Российской Академии Образования предоставляет вашему вниманию образовательную программу «Философия для детей» («Воспитательный диалог»).
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
¨ Широкий диапазон применения: программа адресована детям от 5 – 18 лет; дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные школы; коррекционные учебные заведения; работа с одаренными детьми; индивидуальное и домашнее (гувернер или родители – ребенок) обучение; дополнительное образование (по месту жительства, отдыха детей). ¨ Максимальный эффект – старший дошкольный и младший школьный возраст; одно занятие в неделю; группы до 20 человек. ¨ Программа рекомендована Министерством Образования РФ (1997г.). Поддержана ЮНЕСКО. Распространена в 50 странах мира (США, Германия, Англия, Франция, Бразилия, Австралия), 17 лет в России. ¨ Целостная педагогическая технология. Полное методическое обеспечение: учащимся: учебники, стимульные проблемные мировоззренческие тексты; педагогам и родителям: подробное методическое руководство по организации каждого занятия; психологам: пакеты диагностических материалов; система подготовки кадров. В области воспитания: формирование основ мировоззрения и личности; создание условий для осознанного принятия норм этики и морали, гуманистических ценностей высокой отечественной и мировой культуры; преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, эгоизма; уважительное отношение к традициям, старшему поколению; освоение философствования – деятельности по созиданию убеждений и мировоззрения; формирование способности к личностной рефлексии, самоанализу, самоконтролю. В области познавательных процессов: формирование основ логически корректного мышления; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; всемерное развитие творческих способностей; знакомство с риторическими приёмами; обогащение словарного запаса, развитие смыслов и значении, связанных в сознании учащихся с абстрактными словами обыденного языка («добро», «счастье», «красота» и т.д.; создание психолого-педагогических условий, позволяющих учащимся научиться координировать, соотносить различные точки зрения, корректировать собственную познавательную позицию. В области общения, коммуникативных навыков: умение слушать и слышать другого; взаимопонимание; развитие диалогической речи; терпимость к иным ценностям, преодоление личностного эгоцентризма. В психотерапевтической сфере: рационализация различных проблем, переживаний; обсуждение действительно значимых личных переживаний; помощь в преодолении возрастных кризисов (7-ми лет; подростковый период); защита от манипулятивных воздействий.
¨ Органичный сплав традиции и новаций, интуиции и науки, педагогического опыта и последних достижений в области психологии. Педагогические идеи Сократа и Платона; Я.А. Каменского и И.Г. Пестолоцци; А.А. Перовского («Черная курица») и К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого («Беседы с детьми по нравственным вопросам»); А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского («Сердце отдаю детям»). Творческое наследие выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский; А.Р.Лурия); теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн); теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин; В.В.Давыдов). Зарубежные психологические и философские школы: Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже; А.Н.Перре-Клермон); позитивистское направление в американских философии и психологии образования (Д.Дьюи; М.Липман). ¨ На основании данных концепций и подходов создана оригинальная теория диалогического воспитания и развития детей. Воспитательный диалог
¨ Уникальность программы – во всемерном учете индивидуальности детей; их знаний, ценностей, убеждений, эмоций. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ученика. Выявление точек зрения детей по обсуждаемой проблематике. Заботливое, участливое принятие любой познавательной позиции. Движение «снизу-вверх», от уже сложившихся (житейских) мировоззренческих представлений, через их анализ, обобщение, осознание – к культурным, общественно приемлемым убеждениям и нормам. ¨ Общий способ реализации образовательных целей курса – организация совместной деятельности детей в форме знаменитых сократических диалогов. ¨ Этапы занятия. Этапы сократического (воспитательного, философского диалога): чтение специального текста; постановка мировоззренческой проблемы; разрешение проблемной ситуации на актуальном уровне развития учащихся. Выяснение мнения детей, звучит голос ребенка, выдвигаются гипотезы о путях преодоления проблемы. Создание зоны ближайшего развития для житейских мировоззренческих представлений детей. Применение майевтики (примеров, суждений, делающих очевидной неполноту и ограниченность прозвучавших ответов) или агона (наряду с имеющимися точками зрения формируются познавательные позиции, исходящие из иных оснований, логики, ценностей)
Философия для детей
¨ Содержание программы построено в соответствии с возрастной периодизацией психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). ¨ Самые важные, злободневные, интересные, имеющие верно выраженный воспитательный характер, вопросы и темы. Старшие дошкольники (правила поведения, мотивы поведения взрослых, необходимость учитывать интересы других людей, отношения с родителями и сверстниками, сочувствие, внутренний мир человека, красота, добро, хорошее поведение и т.д.). Младшие школьники (ученик, школа, знание, логические темы, настоящее, слово, время, добро, зло, счастье, родина, внешнее и внутреннее). Подростковый возраст (свобода и необходимость, человек и общество, дружба, любовь, честность, порядочность, трудолюбие, смысл жизни, ценности, материальное и идеальное)
¨ Мировоззренческие, воспитательные диалоги неизменно становятся самым любимым занятием детей, вызывают неподдельный интерес со стороны родителей. ¨ «Философия для детей» – реальный шанс в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг. ¨ Эффективность программы подтверждена многочисленными исследованиями и экспериментами, проведенными в России и за рубежом. ¨ Доказано – прошедшие обучение по программе достигают высоких результатов по предметам естественно-математического цикла.
|