doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Педагогический полёт: от практики к правде, и с правдой к практике.
Педагогический полёт: от практики к правде, и с правдой к практике.

Авторы: Телегин М.В., Киселёва Н.Ю., Пиунова И.Н.

Веками наш народ из морока сиюминутного, изменчивого, трагически материально неустроенного бытия, – высматривал, выкликал нездешнюю, надмирную, горнюю правду-справедливость. Русские философы серебряного века, глубоко постигнув душу народную, дали чеканное определение справедливости – «единство истины с добром и красотой». А как ту истину, в постмодернистский-то век, когда, по словам нашего солнца яркого – А.С.Пушкина, «добро и зло, всё стало тенью», отыскать-отличить?
Да просто очень, и тень на плетень наводить нечего. Библейское «Судите о дереве по плодам его», сливается с диалектически-материалистическим: «Практика – критерий истины». Практика (дело живое) – покажет, научит. Практика – альфа и омега любого процесса, её не обманешь, вокруг пальца не обведёшь…

Сотрудничество Московского городского психолого-педагогического Университета (МГППУ) и Научно-методического Центра Юго-Восточного Окружного Управления Образования (НМЦ ЮВОУО) в деле повышения квалификации работников образования началось с практики. Шесть лет назад заведующая лабораторией Повышения квалификации педагогических кадров Крюкова Тамара Алексеевна оказалась на открытом уроке по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»). Урок проходил в Северо-Западном Округе, на базе Окружной экспериментальной площадки (школа № 1191 г. Москва).
Опытным педагогическим глазом, сразу увидела Тамара Алексеевна «изюминку» «Воспитательного диалога»: методическую обеспеченность, научную обоснованность, отвечающее самому насущному социальному запросу содержание. Чуткой душою проникла Тамара Алексеевна в сокровенную суть программы: воплотить есенинское «С теми же улыбками, с песнями и муками, что певалось дедами, допоется внуками». Передать молодому поколению вечные, высшие ценности, завещанные нам предками: «Мы» выше чем «Я», духовное выше материального, мечта выше реальности, главное достоинство человека – в любви и сострадании.

К.Д.Ушинский и А.А.Погорельский, В.Ф.Одоевский и Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко умели беседовать с детьми. Опираясь на собственный эмоциональный и познавательный опыт ребятишек, на своеобычное видение мира, воплощённое в спонтанных мировоззренческих представлениях, в диалоге, раздумчивой неспешной беседе, вели выдающиеся педагоги-гуманисты детей к истине. «Воспитательный диалог» - есть продолжение этой традиции.
Мы очень благодарны Тамаре Алексеевне. Она открыла нам дорогу в Юго-Восточный Округ. Она познакомила нас (учёных из МГППУ) со своими замечательными, чуткими коллегами, настоящими профессионалами своего дела, на равных с преподавателями курсов, участвующими в подготовке педагогов: методистам лаборатории Киселёвой Натальей Юрьевной, Пиуновой Ириной Никитичной, Допошиной Жанной Васильевной. Я полагаю, что тысячи педагогов, прошедших курсы в НМЦ, присоединятся к глубокому земному поклону этим людям – подвижникам, энтузиастам своего нелёгкого и такого нужного труда.
Кстати, специалисты НМЦ, проанализировав ситуацию, предложили нам нетривиальный ход: сделать целевой аудиторией программы «Воспитательный диалог» не только учителей начальных классов и воспитателей старших групп ДОУ, но и педагогов, работающих в группах продлённого дня. Мы разработали специальные курсы подготовки, адресованные воспитателям «продлёнки». Социальную значимость и эффективность именно таких курсов сложно переоценить.

Что греха таить? Многие родители заняты исключительно борьбою за хлеб насущный. Государство перестало контролировать средства массовой информации. Телевизор, по сути, превратился в средство расчеловечивания и деградации. Школа осталась один на один с деструктивными процессами колоссальной силы. Если ещё и школа полностью устранится от воспитания, и ограничится лишь обучением, пресловутой «передачей компетенций»… Если ещё и школа, отказавшись от своей священной миссии – воспитывать, полностью замкнётся на «натаскивание» к ЕГЭ… Если школа, забыв себя, сосредоточится на «предоставлении платных образовательных услуг»... Тогда всё, суши вёсла, приплыли, выходите – духовная пустыня, этнографический заповедник, «четвёртый мир»: без надежды, без будущего.
Вернёмся к практике. Ох, и хитры же методисты НМЦ, хорошей такой, не для себя, а для учеников своих «выгодной» хитростью. Когда не прошла ещё эйфория первых встреч, предложили нам методисты следующее: включить в программу курсов «выездной» семинар в одну из школ округа. А там, только держись, переживай, волнуйся. Сначала представление, презентация коллектива школы, потом – открытый урок по «Философии для детей» (даёт педагог школы, обучившийся на курсах), и в заключении – мастер-класс, урок с незнакомыми ребятишками от авторов программы «Воспитательный диалог». Ну и психологи же методисты НМЦ, сумели облечь своё предложение в такую форму, что и не откажешься, лица не потеряв. А это не входило в наши планы.
Поэтому приходится перед десятками педагогов, без права на ошибку, как боевой лётчик, залезать в кабину самолёта – начинать открытое занятие, запускать мотор, взлетать… И подобно воздушному асу, совершая фигуры высшего диалогического пилотажа – майевтику и агон, доказывать ребятам очевидные истины, расстреливать боекомплект любви по «фальшивым самоочевидностям», невежеству и злу. В азарте воздушно-педагогического боя вдруг чувствуешь, как твой старенький И-16 превращается в четвёртого поколения МИГ. И, чудо, в кабине истребителя оказываешься не ты один, а все твои ученики: и первоклассники, и умудрённые жизненным опытом ветераны педагогического труда. Всё становится простым, понятным, настоящим. Спектакль заканчивается, начинается жизнь. В крутой, вертикальной, на солнце нацеленной «горке», весь большой экипаж, испытав перегрузки, выдавливающие слёзы из глаз, прозревает явственно впереди свет истины, справедливости, красоты. Приземлившись, нарисуем на фюзеляже красную звёздочку, и в суматохе будней, долго ещё будем жить тем ощущением правды, что подарил нам полёт.
И так каждый год. Горнило испытаний прошло уже несколько школ округа, одно ДОУ. Особенно запомнились семинары в школах №№ 777, 329, 1191. 27 ноября 2007г. свои двери перед нами гостеприимно распахнула школа №1420 (директор – заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Николаева А.И.). Как-то быстро и незаметно мы почувствовали себя не в гостях, а дома. Как-то быстро хозяева сумели передать нам то ощущение праздника, в котором, видимо, пребывали сами. Да, именно так, уже в фойе мы окунулись в красочную феерию, нас захватила радостная, цветная круговерть. Прекрасные, лиричные и весёлые рисунки (изостудия «Живопись и рисунок», руководитель Бабахан В.Ф.). Замысловатые, необычные аппликации и целые сюжетные полотна из бумаги (творческое объединение «Бумажная пластика», руководитель Оконова В.П.). Яркие, профессионально выполненные натюрморты и сюжетные гипсовые сувенирные игрушки (творческое объединение «Фантазия», руководитель Сергеева А.В). Почему-то особенно сильное впечатление на всех без исключения педагогов произвели гипсовые, но так натуралистично и витально, в соцреализме выполненные колбаса и сыр… Плюс студия мягкой игрушки (Говорухина О.В.), плюс занятия с психологом. Около каждого педагога – увлечённые дети. Мы получили замечательную возможность прикоснуться к реальному учебно-воспитательному процессу. Увиденное натолкнуло на мысль, что в этой школе, пойдя от развития «ручного интеллекта», от совершенствования материальных действий с объектами, через знакомство с фактурой, пластикой, цветом и формой, через приобщение к пропорциям культурных образцов, через ежедневное соприкосновение с красотой… Исподволь, тонко и точно, развивают душу и разум детей, прививают утончённые эстетические чувства, учат думать и переживать.

Рассказ об истории школы №1420 подтвердил наши предположения, конкретизировал и углубил видение смысла деятельности коллектива. Оказалось, что школа (2 здания, 1200 учеников) позиционирует себя как «Центр дополнительного образования», естественно, внеклассная работа – конёк школы. Учителя здесь не «урокодатели», а наставники. В школе функционируют несколько спортивных секций (большой теннис и др.), студия бального танца, объединение допризывников «Захват». Школа является базовой экспериментальной площадкой по трём направлениям: профильная подготовка старшеклассников, нравственное и экологическое воспитание. При школе создан экстернат на 300 учащихся. Более 20 педагогов являются лауреатами премии Президента РФ и Мэра Москвы. Любопытно, что в школе некоторое время работала А.Б.Пугачёва.

Вот с этого напоминания началась музыкальная часть, творческий концерт-отчёт. Тон задавали: трио баянистов (руководитель лауреат гранта Президента Шмелёв С.В.), студия бальных танцев (руководитель Бойцова Е. В.), детские хоровые коллективы «Ручеёк» и «Мажорики» (руководитель Мартынова Е.Э.). С каким же вкусом всё было сделано, с каким тактом, с какой любовью к искусству, с каким уважением к нашей стране. Ну покажите вместо фабрики звёзд хоть один такой концерт по телевизору. Правильно пели девочки из начальной школы. «Мама, оставь-выключи телевизор, проведи время со мной. Оторвись от экрана, посмотри на чудесный мир». А маленькие артисты в вологодских, костромских, ивановских костюмах и частушки, потешки, прибаутки. А три номера подряд от задорных ложкарей (руководитель Федченко Н.И.). Сколько оказывается приёмов в незамысловатой на первой взгляд игре, затее. Какая координация нужна, что бы зараз да на трёх ложках выстукивать, да ещё с соседом тот мотив совмещать.
Финальный аккорд (не подвела, не смазала) взял воспитатель ГПД Симонова Н.Ю. Урок по «Философии для детей» («Воспитательному диалогу») прошёл на одном дыхании. Четвероклассники, обсуждая специальную воспитательную то ли сказку, то ли быль, учились понимать, какого человека можно назвать хорошим. Оказалось, что в «Человеке всё должно быть прекрасно», но всё-таки, самое главное – душевные качества, стремление совершать поступки, помогающие людям. И ещё, если человек совершит плохой поступок, (это может случиться с каждым), но искренне раскается, будет переживать, стремиться исправиться, то не всё потеряно, перед нами человек хороший. Видно, что педагог освоил педагогическую технологию воспитательного диалога. Да что это я, полноте, просто любит детей, умеет слушать и слышать, занимает своё место, и знает, куда «вести» воспитанников. Так держать!

В резолюции, принятой нами по итогам семинара сказано: «продолжить курсовую подготовку по программе «Воспитательный диалог» в 2008 – 2009 учебном году». Воспитатели ДОУ и групп продлённого дня, учителя начальных классов, приходите на курсы, вливайтесь в экипаж нашего истребителя, врубив форсаж, преодолеем ПВО врага, возьмём привычный для нас курс, на восход солнца, на Родину.